Методическая разработка на тему "Вода и её свойства"
Методическая разработка на тему "Вода и её свойства"
Задачи: Расширить систему знаний детей о воде; Установить основные свойства воды; При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; Воспитывать умение работать сообща; Формировать интерес к природе, прививать стремление к экономному расходованию питьевой воды. Оборудование: Карточки в виде капель с загадками, прозрачные пластиковые стаканы, стаканы с водой, ложечки, стакан с молоком, разные емкости,коктейльные трубочки, краски, сахарный песок, соль, полоски цветной бумаги, листы белой бумаги, салфетки, презентация с символическим изображением каждого опыта. Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе, чтение художественной литературы. Ход занятия В.- Вещество, которое мы будем изучать сегодня на занятии, вы узнаете если мы прочитаем загадки: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …. (Воды) В. – Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о воде. А знаете ли вы, где в природе мы встречаемся с водой? Д. – Вода есть в реках, озерах, в морях и океанах, в ручьях. Даже в человеке, в животных, в растениях, в любом живом организме есть вода. На улице нас тоже окружать вода – это осадки (зимой – это снег, лед; весной – капель, дождь, лужи…). В. – Может ли человек прожить без воды? Для чего людям нужна вода? Д. – Готовить пищу, мыться, стирать… В. – Как вы думаете, любую ли воду может использовать человек? Д. – Нужна чистая вода, чтобы люди были здоровы. В. – А только ли людям нужна вода? Могут ли без воды прожить животные, птицы, растения? Д. – Вода нужна всему живому! И людям, и животным, и растениям. В. – Да, но чтобы всем хватило воды, её нужно беречь и не тратить напрасно. Всегда нужно закрывать кран с водой. В. – Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Д. – Это место, где ученые проводят опыты. В. – Давайте, сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и проведем несколько опытов, чтобы определить свойства воды. Для работы нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте пройдем и присядем на свои рабочие места. Опыт№ 1.Вода течёт и вода тяжёлая. Опыт№ 2. Вода не имеет формы. Опыт№3. Вода безвкусная. Опыт№4. Вода не имеет запаха. Физкультминутка. Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте). От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. В. – Отдохнули, ребята? Тогда занимаем свои места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. Опыт№5. Вода прозрачна. Опыт№6. Вода бесцветна. Опыт№7. Вода-растворитель. В. – Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сейчас я вам предлагаю поиграть с разноцветными капельками воды. Присаживайтесь за парты. Я капну вам на лист бумаги, который лежит перед вами, цветную капельку. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на капельку, можете дуть на неё в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. А теперь, скажите, что у вас получилось? (ответы детей). В. – Хорошо, молодцы! Обратите внимание на доску. Расскажите, какие свойство воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории? Д. – 1) бесцветна. 2)Вода не имеет запаха. 3)Вода безвкусная. 4)Вода прозрачная. 5)Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают. 6)Вода течёт и вода тяжелая. 7)Вода растворяет соль и сахар. В. – Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой и замечательно провели опыты. А еще все мы знаем, что вода нужна всем живым организмам и её надо беречь. Звучит музыка «Звуки воды». Человек запомнил навсегда: Символ жизни на Земле – вода. Экономь ее и береги. Мы ведь на планете не одни. Дерево, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Вода и её свойства"»
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию на тему: «Вода и её свойства» Задачи: Расширить систему знаний детей о воде; Установить основные свойства воды; При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; Воспитывать умение работать сообща; Формировать интерес к природе, прививать стремление к экономному расходованию питьевой воды. Оборудование: Карточки в виде капель с загадками, прозрачные пластиковые стаканы, стаканы с водой, ложечки, стакан с молоком, разные емкости ,коктейльные трубочки, краски, сахарный песок, соль, полоски цветной бумаги, листы белой бумаги, салфетки, презентация с символическим изображением каждого опыта. Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе, чтение художественной литературы. Ход занятия В.- Вещество, которое мы будем изучать сегодня на занятии, вы узнаете если мы прочитаем загадки: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без … . (воды)
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода)
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (вода)
Зимой спит А, летом шумит. (река)
К реченьке сестрице Бежит, журчит водица (ручей)
В. – Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о воде. А знаете ли вы, где в природе мы встречаемся с водой? Д. – Вода есть в реках, озерах, в морях и океанах, в ручьях. Даже в человеке, в животных, в растениях, в любом живом организме есть вода. На улице нас тоже окружать вода – это осадки (зимой – это снег, лед; весной – капель, дождь, лужи…). В. – Может ли человек прожить без воды? Для чего людям нужна вода? Д. – Готовить пищу, мыться, стирать… В. – Как вы думаете, любую ли воду может использовать человек? Д. – Нужна чистая вода, чтобы люди были здоровы. В. – А только ли людям нужна вода? Могут ли без воды прожить животные, птицы, растения? Д. – Вода нужна всему живому! И людям, и животным, и растениям. В. – Да, но чтобы всем хватило воды, её нужно беречь и не тратить напрасно. Всегда нужно закрывать кран с водой. В. – Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Д. – Это место, где ученые проводят опыты. В. – Давайте, сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и проведем несколько опытов, чтобы определить свойства воды. Для работы нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте пройдем и присядем на свои рабочие места. Опыт№ 1.Вода течёт и вода тяжёлая. В. – Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? Д. – Она растечется в разные стороны. В. – Можно ли воду перелить из полного стакана в пустой стакан? Что происходит с водой? Д.- Вода течёт, её можно перелить. В. – Какой можно сделать вывод? Вывод: Вода течёт(слайд№18). В.- А теперь возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой (Дети поднимают оба стакана одновременно). Что можно сказать о стакане с водой? Д.- Стакан с водой тяжелый. В.- Правильно, он тяжелый, а пустой стакан легкий. Какой можно сделать вывод? Вывод: Вода имеет вес, она тяжелая(слайд№18). Опыт№ 2.Вода не имеет формы. В.- Ребята скажите, а можно воду перелить из стакана в другой сосуд? Что произойдёт с водой? Д. – Можно, но она примет форму того сосуда, в который ее перельем. (показ воспитателем) В. – Какой можно сделать вывод? Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится(слайд№19). Опыт№3. Вода безвкусная. В. - А теперь возьмите стакан с кипячёной водой и трубочку, попробуйте воду. Есть ли у нее вкус? Д. – Нет. В. –Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная. Какой из этого можно сделать вывод? Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная(слайд№20). Опыт№4. Вода не имеет запаха. В. – Ребята, возьмите стаканчик с водой и понюхайте её (Дети нюхают) Чем она пахнет? Д. – Совсем не пахнет. В. – Правильно, ребята! Какой из этого можно сделать вывод? Вывод:Вода не имеет запаха(слайд№21). В. – Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте встанем около своих лабораторных столов. Физкультминутка. Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте). От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. В. – Отдохнули, ребята? Тогда занимаем свои места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. Опыт№5. Вода прозрачна. В. – Предлагаю провести опыт на определение прозрачности воды. Перед вами два стакана с водой. Они пока одинаковые. Давайте в одном размешаем краску. Теперь опустите одну ложку в стакан с водой, а другую в стакан с краской. (Дети опускают) Что вы заметили? Видны ли они? Д.-В стакане с краской ложечки не видно, а в стакане с водой – видно. В.- О каком свойстве воды это говорит? Какой можно сделать вывод? Вывод: вода прозрачна(слайд№22) Опыт№6. Вода бесцветна. В. –Ребята, какого цвета вода в стакане? На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите к стакану с водой полоски. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. - Можно ли сказать, что вода красная? Зеленая? Желтая? Белая? Д. - Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной полоской. В. – Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же вывод можно сделать? Вывод: вода бесцветна (слайд№23). Опыт№7. Вода-растворитель. В. – Ребята, на столе лежат соль, сахар. Возьмите ложечки, положите в стакан соль или сахар. Помешайте воду. Что произошло с сахаром или солью? Д. - Они растворились. В. – О чем говорит этот опыт? Что произошло с водой? Какой можно сделать вывод? Вывод: вода – растворитель(слайд№24). В. – Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сейчас я вам предлагаю поиграть с разноцветными капельками воды. Присаживайтесь за парты. Я капну вам на лист бумаги, который лежит перед вами, цветную капельку. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на капельку, можете дуть на неё в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. А теперь, скажите, что у вас получилось? (ответы детей). В. – Хорошо, молодцы! Обратите внимание на доску. Расскажите, какие свойство воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории(слайд№25) Д. – 1) бесцветна. 2)Вода не имеет запаха. 3)Вода безвкусная. 4)Вода прозрачная. 5)Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают. 6)Вода течёт и вода тяжелая. 7)Вода растворяет соль и сахар. В. – Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой и замечательно провели опыты. А еще все мы знаем, что вода нужна всем живым организмам и её надо беречь(слайд№26) Звучит музыка «Звуки воды». Человек запомнил навсегда: Символ жизни на Земле – вода. Экономь ее и береги. Мы ведь на планете не одни. Дерево, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.