kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для олимпиады

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы для школьной олимпиады для проведения 1 тура Всероссийской олимпиады по биологии

Просмотр содержимого документа
«Материалы для олимпиады»

ЗАДАНИЯ

теоретического тура школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии


2017-2018 учебный год

10-11 классы

Время выполнения: 90 минут

Максимальный балл – 105



ЧАСТЬ I

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждый верный ответ).



1. Какая наука занимается проблемами связи организмов между собой и со средой обитания?

а) селекция

в) палеонтология

б) эмбриология

г) экология



2. К какому уровню организации живого можно отнести хромосомные мутации?

а) организменному

в) клеточному

б) видовому

г) популяционному



3. Процессы жизнедеятельности у всех организмов протекают в клетке, поэтому её рассматривают как единицу

а) размножения

в) функциональную

б) строения

г) генетическую



4. Для хламидомонады и эвглены в вегетативном состоянии общим признаком является:

а) целлюлоза в клеточной стенке

в) наличие хлорофиллов a и в

б) большое количество мукоцист

г) хлоропласты произошли в результате первичного эндосимбиогенеза



5. И малярийный плазмодий, и бычий цепень – паразиты человека. Общий признак, характерный для их жизненных циклов:

а) один и тот же окончательный хозяин

в) бесполое размножение в организме человека

б) один и тот же промежуточный хозяин

г) есть только один промежуточный хозяин



6. У человека жгут может быть использован при:

а) наружном кровотечении из плечевой артерии

б) кровотечении из варикозно-расширенных вен

в) наружном кровотечении из бедренной вены

г) внутреннем кровотечении из печени



7. У человека, пострадавшего при пожаре, имеется безболезненная ожоговая рана на правом плече. Отсутствие болевой чувствительности в данном случае обусловлено повреждением:

а) росткового слоя эпидермиса кожи

в) подкожной жировой клетчатки

б) рогового слоя эпидермиса кожи

г) дермы кожи



8. После упражнений с гантелями мышцы становятся «каменными», руки плохо разгибаются. Это связано с:

а) недостатком АТФ в мышечных клетках

б) утомлением нервных центров спинного мозга

в) накоплением молочной кислоты в мышечных клетках

г) истощением медиатора в нервно-мышечных синапсах



9. Личинки земноводных (головастики) имеют наружные жабры, которые утрачивают в ходе метаморфоза. По отношению к жабрам рыб они являются органами:

а) аналогичными

в) атавистическим

б) гомологичными

г) рудиментарными



10. Эволюция в некоторых группах динозавров пошла по пути увеличения размеров. Это явление следует рассматривать как результат:

а) морфофизиологического прогресса

в) адаптации

б) морфофизиологического регресса

г) специализации



11. К модификационной изменчивости организмов можно отнести изменчивость:

а) возрастную, сезонную, экологическую, географическую

б) экологическую, генотипическую, комбинативную

в) мутационную и онтогенетическую

г) комбинативную и коррелятивную



12. Главными направлениями биологического прогресса являются:

а) дивергенция и конвергенция

б) адаптация, метаморфоз, изоляция

в) адаптивная радиация, оптимизация, специализация

г) ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация



13. У взрослой асцидии, ведущей прикрепленный образ жизни, отсутствует хорда и нервная трубка. В то же время у её свободно плавающей личинки они имеются. Их утрата при переходе во взрослую стадию развития – это проявление:

а) специализации

в) дегенерации

б) оптимизации

г) адаптации



14. Наибольшее число кодонов для одной аминокислоты составляет:

а) 3

б) 4

в) 5

г) 6



15. В митохондриях отсутствуют ферменты, окисляющие:

а) глюкозу

в) яблочную кислоту

б) жирные кислоты

г) глутаминовую кислоту



16. При смешивании молока с кока-колой происходит выпадение значительного количества хлопьевидного осадка. Наиболее вероятно, этот осадок состоит из:

а) денатурированного молочного белка

в) молочного жира

б) солей фосфорной кислоты

г) канцерогенов



17. Рецепторный аппарат уха находится в

а) ушной раковине

в) полукружных каналах

б) улитке

г) слуховой трубе



18. Растения рода Росянка получает из пойманных насекомых:

а) воду, необходимую для жизненных процессов

б) фосфор, который необходим для синтеза белка

в) углеводы, так как они не могут образовываться в большом количестве при фотосинтезе

г) азот, который необходим для синтеза белка



19. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:

а) большим запасом питательного вещества в яйце

б) распространением в тропической зоне

в) преимущественно наземным образом жизни

г) строением половых желез



20. Щёки млекопитающих образовались как:

а) приспособление для собирания большого количества пищи

б) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей

в) приспособление для сосания

г) приспособление для дыхания



21. Единичная мышечная клетка поперечнополосатой мышечной ткани:

а) миофибрилла

в) сарколемма

б) мышечное волокно

г) саркомер



22. Гормоны щитовидной железы не оказывают влияние на:

а) регуляцию суточных биоритмов

в) клеточное дыхание

б) тонус мускулатуры

г) артериальное давление



23. Способностью к фиксации атмосферного азота обладают:

а) зеленые водоросли

в) бурые водоросли

б) сине-зелёные водоросли (цианобактерии)

г) эвгленовые водоросли



24. Фотосинтез открыл:

а) И.И.Мечников

в) Н.С.Виноградский

б) К.А.Тимирязев

г) А.Ф.Лебедев



25. Кто относится к низшим позвоночным?

а) млекопитающие

в) птицы

б) пресмыкающиеся

г) рыбы







ЧАСТЬ II

Вам предлагаются задания с множественными вариантами ответа. Выберите три верных ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 3 балла за каждое тестовое задание).



1. Всем очевидны преимущества опыления растений насекомыми. А чем это может быть выгодно для самих насекомых?

а) возможность использования структур цветка как среды обитания для их личинок

б) изменение типа ротового аппарата на грызущий

в) появление новых экологических ниш

г) получение вещества и энергии

д) устойчивость к ядохимикатам



2. Из перечисленных организмов чередование двух многоклеточных стадий с различной плоидностью (гаплоидной и диплоидной) демонстрирует:

а) щитовник мужской

б) зелёная эвглена

в) пресноводная гидра

г) кукушкин лён

д) сфагнум



3. Начиная создавать российский флот, Пётр I ввёл в практику голландский рацион для моряков, который включал лимоны и апельсины. Это делалось для того, чтобы предотвратить развитие цинги. Цитрусовые доставлялись в Россию из Европы. Однако, эту проблему можно было решить, используя российские продукты. Для этого достаточно было включить в рацион моряков:

а) хлеб

б) квашенную капусту

в) клюкву

г) мясо

д) рыбу

е) яблоки



4. Какие признаки характерны для насекомых?

а) деление тела на головгрудь и брюшко

б) деление тела на голову, грудь и брюшко

в) трахейная система дыхания

г) лёгочная система дыхания

д) четыре пары ходильных конечностей

е) шесть ходильных конечностей

5. Для паразитических червей характерно:

а) слабое развитие органов чувств

б) членистость тела

в) раздельнополость

г) сложные циклы развития со сменой хозяев

д) нервная система лестничного типа

е) высокая плодовитость



6. Какими органами управляет вегетативная нервная система?

а) органы пищеварительного тракта

б) половые железы

в) мышцы конечностей

г) сердце и кровеносные сосуды

д) межрёберные мышцы

е) жевательные мышцы


7. Какие биологические науки изучают растения?

а) ихтиология

б) микология

в) альгология

г) бриология

д) ботаника

е) орнитология



8. Пастбищная пищевая цепь (цепь выедания) может начинаться с:

а) клевера на лугу

б) муравья в поле

в) нектара цветка яблони

г) сыроежки в еловом лесу

д) лесной подстилки

е) ряски в водоёме



9. Перечислите признаки наследственной изменчивости:

а) групповая

б) индивидуальная

в) генотипическая

г) возникает при изменениях условий внешней среды

д) возникает в результате новых комбинаций гамет

е) определяется нормой реакции



10. Какие структуры кровеносной и выделительной систем участвуют в образовании первичной и вторичной мочи?

а) почечная лоханка

б) мочеточник

в) капсула в нефроне

г) капиллярный клубочек

д) извитой каналец

е) мочевой пузырь













ЧАСТЬ III



Установите правильность утверждений (за верное утверждение ставьте «+», за неверное «-»). Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (1 балл за каждый правильный ответ).



1. Освоение новых сред обитания организмами не всегда сопровождается повышением их уровня организации.

2. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

3. Зона коры больших полушарий мозга, ответственная за кожно-мышечную чувствительность, расположена в затылочной части мозга.

4. Основную массу древесины сосны составляют сосуды.

5. Клетки спороносного слоя грибов являются диплоидными.

6. В образовании корнеплода моркови участвует только корень.

7. Бивни слона – это видоизменённые клыки.

8. Евстахиева труба – канал, сообщающий среднее ухо человека с носоглоткой.

9. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.

10. Впервые термины «ген» и «генотип» ввёл в науку американский генетик Т.Морган.

11. Плазма крови имеет слабощелочную среду.

12. Карбгемоглобин – это соединение гемоглобина с угарным газом.

13. Мимические мышцы лица, дополнительные соски, зубы мудрости и аппендикс – рудименты человека.

14. В плевральной полости отмечается отрицательное давление.

15. Первичная моча образуется в результате фильтрации крови.

16. Численность популяций большинства видов из года в год колеблется вблизи одной и той же средней величины.

17. Лимфатическая система выполняет защитную и дренажную функцию, участвует в обмене веществ, обеспечивая всасывание продуктов расщепления жиров.

18. Афферентные нейроны обеспечивают передачу нервных импульсов из центральной нервной системы к рабочему органу.

19. Скелет человека выполняет функцию кроветворения.

20. В состав внутренней среды организма входят кровь, лимфа и внутренние органы.









IV ЧАСТЬ

Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (3 балла за каждое тестовое задание).

1. Установите соответствие между организмами и клетками:

Организмы:

Клетки:

а) клеточная стенка


б) гликокаликс

1. растительная

в) центриоли


г) пластиды

2. животная

д) гранулы крахмала


е) гранулы гликогена




2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей:

Особенности:

Растительные ткани:

а) обеспечивает рост растения


б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей

1. образовательная

в) имеются устьица


г) имеются чечевички

2. покровная

д) обеспечивают газообмен


е) клетки интенсивно делятся




3. Установите соответствия между способами деления клеток и их особенностями:

Особенности:

Способы деления:

а) редукционное деление


б) обеспечивает рост, регенерацию

1. митоз

в) дочерние клетки идентичны родительской


г) образуются четыре гаплоидные клетки

2. мейоз

д) увеличивает генетическое разнообразие


е) непрямое деление




4. Установите соответствия между классами рыб и их особенностями:

Особенности:

Классы рыб:

а) тело покрыто плакоидной чешуёй


б) рот расположен на брюшной стороне

1. хрящевые

в) есть жаберные крышки


г) плавательный пузырь отсутствует

2. костные

д) внутренний скелет и чешуя костные


е) есть гидростатический орган




5. Установите соответствия между отделами кишечника человека и их особенностями:

Особенности:

Отделы кишечника:

а) имеются бактерии, которые синтезируют витамины


б) происходит всасывание питательных веществ

1. тонкий

в) перевариваются все группы пищевых веществ


г) осуществляется передвижение непереваренных остатков пищи

2. толстый

д) длина составляет 5-6 см


е) слизистая оболочка образует ворсинки


6. Установите соответствия между видами изменчивости и их особенностями:

Особенности:

Вид изменчивости:

а) возможна в пределах нормы реакции


б) фенотип изменяется под действием факторов внешней среды

1. определённая

в) непредсказуема и необратима


г) носит массовый характер

2. неопределённая

д) по наследству не передаётся


е) изменяется генотип




7. Установите соответствия между признаком растений и их отделом:

Признак растений:

Отдел:

а) листостебельные растения, не имеющие корней


б) имеют хорошо развитую проводящую систему

1. моховидные

в) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода


г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен

2. папоротниковидные

д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)


е) спорофит преобладает над гаметофитом




8. Установите соответствия между кровеносными сосудами человека и видом крови в них:

Кровеносные сосуды:

Вид крови:

а) артерии большого круга кровообращения


б) вены большого круга кровообращения

1. артериальная

в) артерии малого круга кровообращения


г) вены малого круга кровообращения

2. венозная

д) аорта


е) левый желудочек




9. Установите соответствия между классами покрытосеменных растений и их признаками:

Признаки:

Классы:

а) мочковатая корневая система


б) двойной околоцветник

1. однодольные

в) стержневая корневая система


г) простой околоцветник

2. двудольные

д) параллельное или дуговое жилкование листьев


е) сетчатое жилкование листьев




10. Установите соответствия между животными и их экологическими группами:

Животные:

Экологические группы:

а) косуля


б) ондатра

1. гидрофилы

в) суслик

2. мезофилы

г) варан

2. ксерофилы

д) волк


е) бобр





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материалы для олимпиады

Автор: Клочкова Н.А.

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Материалы для проведения олимпиады по истории для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(64) "matierialy-dlia-proviedieniia-olimpiady-po-istorii-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "215125"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1432577027"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Задания для олимпиады по столярному делу "
    ["seo_title"] => string(44) "zadaniia-dlia-olimpiady-po-stoliarnomu-dielu"
    ["file_id"] => string(6) "212801"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1431936047"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Материалы для подготовки к олимпиаде по математике"
    ["seo_title"] => string(50) "matierialydliapodghotovkikolimpiadiepomatiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "260258"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448908195"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Задания для олимпиады по русскому языку в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "zadaniia-dlia-olimpiady-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "108936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403945258"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку в 1-4 классах "
    ["seo_title"] => string(74) "zadaniia-dlia-shkol-nogho-tura-olimpiady-po-russkomu-iazyku-v-1-4-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "115196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1411893664"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства