kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для проведения олимпиады по истории для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения олимпиады по истории для учащихся 6 класса охватывают период с Древней Руси до правления Ивана III. Задания состоят из трех частей: 1 часть с выбором одного варианта ответа, 2 часть предусматривает множественный выбор, задания на соотнесение терминов и их значений, задания на знание хронологии событий, задания на знание географических названий и имен, 3 часть содержит иллюстративный материал, выявляющий знания памятников древнерусской архитектуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения олимпиады по истории для 6 класса »

Олимпиада по истории для 6 классов


Часть 1. Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

За каждый верный ответ – 1 балл, всего – 25 баллов.

  1. В предгосударственный период у восточных славян сложились два центра в

              1. Прибалтике и Причерноморье

              2. Поволжье и Прибалтике

              3. Новгороде и Приднепровье

              4. Поволжье и на Дону

  2. Племенным союзом восточных славян не являются

  1. поляне

  2. готы

  3. кривичи

  4. уличи

  1. О чем идет речь в отрывке из документа?

«В год 6370 изгнали … за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

    1. о восстании древлян против князя Игоря

    2. о съезде князей в Любече

    3. о призвании варягов на Русь

    4. о создании «Правды Ярославичей»

  1. Согласно «Повести временных лет» Аскольд и Дир - это

    1. братья легендарного основателя древнерусского государства князя Рюрика;

    2. варяги, захватившие власть в Киеве;

    3. славянские князья, правившие в Киеве;

    4. хазарские каганы, которым поляне, северяне, радимичи и вятичи платили дань.

  2. Какую систему земледелия применяли восточные славяне в VIVIII вв. в лесистой полосе?

    1. трехполье

    2. двуполье

    3. подсечно- огневую

    4. переложную

  3. Установление полюдья свидетельствовало о:

              1. начале феодальной раздробленности на Руси

              2. существовании обычая кровной мести у славян

              3. возникновении племенных союзов восточных славян

              4. возникновении раннефеодального государства восточных славян

  4. Князь Святослав был первым правителем:

    1. изменившим порядок управления Древнерусским государством, отправив в крупные города своих сыновей в качестве наместников

    2. создавшим письменный свод законов на Руси

    3. изменившим порядок сбора дани

    4. принявшим Крещение Руси

  5. Бог-громовержец, покровитель князя и дружины, поставленный в 980 г. Владимиром Святославичем во главе языческого пантеона:

  1. Велес

  2. Даждьбог

  3. Сварог

  4. Перун


  1. Русская Правда - первый свод законов, был создан

    1. в ΙХ в.

    2. в XI в.

    3. в XII в.

    4. в XIII в.

  2. Соборы, построенные в XI в. в двух самых больших городах Руси, назывались:

    1. Покровские

    2. Успенские

    3. Софийские

    4. Благовещенские

  3. Как назывались на Руси родовые владения бояр?

    1. вотчинами

    2. уделами

    3. поместьями

    4. уездами

  4. В какой земле существовала республиканская форма правления?

    1. в Киевской

    2. во Владимиро – Суздальской

    3. в Новгородской

    4. в Галицко - Волынской

  5. Какое событие произошло раньше других?

    1. начало похода Батыя на Русь

    2. сражение на Чудском озере

    3. сражение на реке Калке

    4. разрушение монголо – татарами Киева

  6. Какой русский город держал оборону от монголо-татар семь недель:

  1. Рязань

  2. Козельск

  3. Торжок

  4. Киев3

  1. Как звали рязанского богатыря, смело вступившего в бой с войском Батыя?

  1. Меркурий Смоленский

  2. Садко

  3. Илья Муромец

  4. Евпатий Коловрат

  1. Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве -

1) "Слово о погибели Русской земли"

2) "Задонщина"

3) "Повесть временных лет"

4) "Русская правда

  1. Ордынский выход – это:

  1. дань, которую русские князья платили Орде

  2. завоевательный поход монголо-татар

  3. процесс дробления Золотой Орды

  4. прекращение монголо-татарского ига

  1. Во время Ледового побоища Александр Невский одержал победу над:

  1. шведами

  2. немцами

  3. монголо-татарами

  4. литовцами



  1. О какой битве идет речь в отрывке из документа?

«… И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер ревет в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля криком огородили и золочеными доспехами осветили».

    1. о Невской битве

    2. о Куликовской битве

    3. о битве на Чудском озере

    4. о «стоянии» на реке Угре

  1. Во главе монгольского войска, двинувшегося на Москву в 1382 г., стоял:

  1. Чингисхан

  2. Батый

  3. Мамай

  4. Тохтамыш

  1. Кто был главным соперником Москвы в ходе объединения русских земель в XIVXVв?

    1. Киев

    2. Тверь

    3. Казань

    4. Смоленск

  2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, к кому из названных правителей относится эта характеристика:

"... Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси и была с тех пор тишина велика на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тяжести от насилия татарского, и была с тех пор тишина по всей Русской земле".

    1. Ивану III

    2. Ивану Калите

    3. Ивану IV Грозному

    4. Ивану Красному

  1. Что стало причиной возвышения Москвы?

    1. союз московских князей с церковью

    2. наличие выхода к морям

    3. принятие московскими князьями православия

    4. поддержка московских князей новгородцами

  2. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

1) Невская битва

2) Стояние на Угре

3) присоединение Новгорода к Москве

4) Куликовская битва

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с чьим правлением связаны описанные изменения при дворе великого князя.
    «В то же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и натянутость придворной московской жизни. Точно так же, как у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих, князь начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях…
    …Почуяв себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его печатях появляется … двуглавый орел…»

1) Василий II

2) Ивана Калиты

3) Ивана III

4) Дмитрия Донского


Часть 2. Выберите несколько правильных ответов.


  1. Отметьте имена славянских языческих божеств: (2 балла)

    1. Велес

    2. Исида

    3. Ярило

    4. Кий

    5. Стрибог

  2. Какие названия имеют отношение к занятию ремеслом в Древней Руси? (2 балла)

    1. скребок

    2. домна

    3. борть

    4. подсека

    5. гончарный круг

  3. Что относится к памятникам древнерусской культуры XIXII вв.? (2 балла)

    1. «Задонщина»

    2. «Повесть временных лет»

    3. «Поучение Владимира Мономаха»

    4. «Повесть о Шемякином суде»

    5. Успенский собор во Владимире

  4. Современниками были: (2 балла)

    1. князь Иван III и Софья Палеолог

    2. иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек

    3. князь Александр Невский и темник Мамай

    4. князь Дмитрий Донской и хан Тохтамыш

    5. князь Владимир Святой и Сергий Радонежский

  5. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: (4 балла)


Русская земля

Экономические и политические особенности земли





  1. Владимиро – Суздальская





  1. Новгородская

А. Существование сильной княжеской власти.

Б. Главное занятие населения: торговля, ремесло, охота, промыслы.

В. Массовая колонизация края выходцами с юга.

Г. Приглашение князя на престол.

Д. Слабость боярства и вечевых традиций.

Е. Пригодные для хлебопашества земли.

Ж. Климат и почвы малопригодны для земледелия.

З. Заключение договора между князем и населением.



1

2





  1. Соотнесите термин его значение: (2 балла)


  1. Баскак

А. Монгольский военачальник.

  1. Выход

Б. Ханская, дававшая право на княжение.

  1. Темник

В. Представитель ордынского хана на Руси.

  1. Ярлык

Г. Регулярная дань, которую платили русские земли хану Золотой Орды.

  1. Соотнесите термин и его значение: (2 балла)


1) Былина

А. Запись происходивших событий по годам

2) Летопись

Б. Торжественное и поучающее обращение

3) Житие

В. Поэтическое сказание о прошлом, прославляющее подвиги русских богатырей

4) «Слово»

Г. Биография человека, причисленного к лику святых


  1. Соотнесите категории населения и их характеристики: (2 балла)

  1. Смерд

А. Человек, попавший в полную зависимость от господина, раб

  1. Закуп

Б. Человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина

  1. Рядович

В. Разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу за долги

  1. Холоп

Г. Человек, выполняющий какие – либо повинности в пользу князя












  1. Соотнесите князей и их результаты деятельности: (8 баллов)

  1. Строительство храма Св. Софии в Киеве

  2. Введение христианства как государственной религии

  3. Упорядочение сбора дани, введение уроков и погостов

  4. Разгром Волжской Булгарии и Хазарии

  5. Принятие титула великого князя

  6. Разгром половцев

  7. Убийство Бориса и Глеба

  8. Гибель от восставших древлян


а) Владимир Святой

б) Игорь

в) Ольга

г) Владимир Мономах

д) Ярослав Мудрый

е) Олег

ж) Святополк Окаянный

з) Святослав

  1. Расположите в хронологической последовательности правление русских князей:

(2 балла)

1) Василий III

2) Иван Калита

3) Иван III

4) Дмитирий Донской

  1. Замените определения термином, понятием: (5 баллов)

    1. Председатель новгородского веча, в функции которого входили сношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление.

    2. Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков.

    3. Денежный сбор с крестьян при их уходе (выход крестьянский) от землевладельцев в Юрьев день.

    4. Объезд киевским князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

    5. Глава русской православной церкви.



  1. Какие из перечисленных ниже событий и явлений связаны с княжением Ивана III?

(3 балла)

1)

Смоленская война

2)

Семилетняя война

3)

стояние на реке Угре

4)

присоединение Новгорода к Москве

5)

созыв первого Земского собора

6)

строительство Успенского собора в Москве


  1. Кто лишний и почему? (1 балл за правильный ответ + 1 балл за правильное объяснение, всего – 6 баллов)

    1. Дмитрий Донской, Пересвет, Дмитрий Боброк Волынский, Владимир Храбрый, Тохтамыш, Челубей, Мамай.

    2. Гаврило Олексич, Савва, Александр Невский, немецкие рыцари, шведы.

    3. Иван III, Ахмат, Сергий Радонежский, Казимир, татаро – монголы, русские дружины


  1. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильно буквы вместо пропусков: (10 баллов)


  1. Ч…рн…сошные крестьяне – лично свободные крестьяне, жившие на государственных землях.

  2. Т…ся…кий - был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входило: сбор налогов, торговый суд.

  3. Н…ст…жатели – призывали к ликвидации церковных богатств и отказу от имущества, к стремлению жить духовной жизнью.

  4. К…р…ление - способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в.

  5. З…креп…щение - запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов, то есть прикрепление крестьян к земле.


  1. Вставьте в текст географические названия и имена: (20 баллов)


Один из предводителей монгольских племен ___________(1) в начале XIII в. объединил их и принял имя_________(2). С огромным войском он покорил _________(3) и Хорезм, затем его полководцы напали на __________(4), которые обратились за помощью к русским князьям. В _______(5) году на реке ________(6) произошла битва, где русско – половецкое войско потерпело поражение. В _______(7) году внук ___________(8) хан ___________(9), разгромив ________(10), двинулся на Владимиро – Суздальское княжество. Первым пал город ______(11). Разгромив русские войска под Коломной, он двинулся на ____________(12). Великий князь Владимирский _________(13) собрал новое войско, которое было разбито на реке _______(14) 4 марта _______ года (15), в бою вместе с войском погиб и сам князь. Взяв ________(16), который героически оборонялся целых две недели, и, не дойдя 100 км до ________(17), монгольское войско повернуло назад. Отходя, монголы наткнулись на ________(18), злой город, как они его сами потом прозвали. В период с _______(19) по ______(20) годы, монгольские войска разгромили Южную Русь и разграбили древнейшие русские города.

Всего за 2 часть 72 балла.



Часть 3.


  1. Рассмотрите внимательно изображения, напишите под их порядковым номером, кто на них изображен (5 баллов)


1 № 2 № 3



4 № 5


  1. Составьте пары, соответствующие номерам - названия храмов и раскрывающих особенности храма (8 баллов).

№ 1 № 2

№ 3 № 4

1) Успенский собор во Владимире

2) Церковь Покрова Богородицы на Нерли

3) Софийский собор в Киеве

4) Дмитриевский собор во Владимире


А) Собор, расположенный на высоком краю городского холма над рекой, был крупнейшей постройкой и центром архитектурного ансамбля древнего Владимира. Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа, на кромке обрыва, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.


Б) Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей его стены, собор называют "драгоценным ларцом", "каменным ковром", "каменной поэмой". 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы.


В) Выдающийся памятник древнерусской архитектуры; главное культовое и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик. Галереи собора украшены фресками, на верхних изображены дочери (южная стена) и сыновья (северная) Ярослава Мудрого.


Г) Основной особенностью этого сооружения является его скульптурный декор. Сюжетные композиции помещены в верхней части фасада: в закомарах. В центре резной декорации храма находится фигура играющего на струнном инструменте библейского царя Давида, пророчествовавшего о Деве Марии. Известно также, что храм являлся своеобразным памятником погибшему в походе сыну владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского Изяслава Андреевича.


№ храма

Название храма

Характеристика храма

№ 1



№ 2



№ 3



№ 4




За 3 часть 13 баллов. Всего 110 баллов.





































16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материалы для проведения олимпиады по истории для 6 класса

Автор: Ворожейкина Оксана Владимировна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тестовые материалы по искусству (8-9 классы)"
    ["seo_title"] => string(45) "tiestovyie-matierialy-po-iskusstvu-8-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "224832"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1439207469"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Анализ участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2014 года."
    ["seo_title"] => string(92) "analizuchastiiavrieghionalnometapievsierossiiskoiolimpiadyshkolnikovpotiekhnologhii2014ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "319335"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460804132"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Научный проект по теме : " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" "
    ["seo_title"] => string(126) "nauchnyi-proiekt-po-tiemie-ispol-zovaniie-sriedstv-ikt-v-protsiessie-podghotovki-uchashchikhsia-k-matiematichieskim-olimpiadam"
    ["file_id"] => string(6) "110701"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406465883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "School Contest for English Learners Form 9"
    ["seo_title"] => string(42) "school-contest-for-english-learners-form-9"
    ["file_id"] => string(6) "247550"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446571492"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства