kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторный практикум по экологии человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторный практикум содержит шесть лабораторных работ различной тематики, начиная с физиологических адаптаций и заканчивая социально-демографическими проблемами человечества, а также о растениях, выделяющих фитонциды, и их использовании в интерьере. Большой интерес вызывает работа о антропогенных загрязнителях и их влиянии на здоровье человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторный практикум по экологии человека»

Лабораторный практикум.

Довгаль В.Г., учитель биологии


Лабораторная работа №1


Тема: Исследование физиологических механизмов адаптации организма к низким температурам.

Цель: изучить адаптивную реакцию организма на интенсивное холодовое раздражение.

Оборудование: тонометр, секундомер или часы с секундной стрелкой, холодная вода 0 С.

Ход работы

1.Измерить давление в состоянии покоя, сидя.

2.Измерить частоту пульса за 10 секунд, полученный результат умножают

на 6.

3.Руку погрузить до кисти на 1 минуту в холодную воду 0 С.

4.Измерить вновь давление и частоту пульса через 30-40 секунд, после того, как руку вынут из воды.

5.Описать какие ощущения и изменения кожи (лица и кисти) испытывает человек и насколько сильной была боль.

6.Через 15 минут вновь опустить руку в холодную воду на 1 минуту, и отметить ваши ощущения и изменения кожи.

7.Сделайте вывод о влиянии климато-географических факторов на адаптивные возможности организма.


Лабораторная работа №2.


Тема: Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере

Цель: Ознакомиться со свойствами наиболее изученных фитонцидных растений, отношения к ним человека, сложившимся в ходе исторического развития общества.

Оборудование: живые экземпляры комнатных растений, книги по цветоводству.

Ход работы.

1.Пользуясь литературными данными, составьте списки из 10 комнатных растений, обладающих фитонцидными свойствами, с указанием их особенностей, занесите результаты в таблицу:

Название

Красиво

цветущие

растения

Декоративные

лиственные

растения

Требования

к свету

Фитонцидные

и другие

полезные свойства







2.Оформите в тетради план интерьерного озеленения помещения в зависимости от его функционального назначения: школьного коридора, лестничной клетки, больничной палаты и т.д. – с учетом освещенности и температуры этих помещений.

3.Сделайте вывод о значении комнатных растений.


Лабораторная работа №3


Тема: Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

Цель: определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.

Оборудование: ручка, тетрадь.

Ход работы.

1.Выберите определенный участок автодороги, расположенный вблизи школы или дома.

2.Подсчитайте, сколько проехало по автодороге за 1ч легковых, грузовых машин, автобусов, использующих дизельное топливо.

3.Используя данные табл. 1, определите, какое количество выхлопных газов в среднем поступает в атмосферу за 1 час и за 1 сутки на этом участке дороги.

Хим. соединения

Грузовики

Легковые

Автобусы

(дизели)

СО2

502.2

225.8

227.9

NO2

70.4

43.8

17.7

C

19.3

-

3

SO3

4.5

-

0.7

Pb

0.2

0.27

0.08

4.Принимая во внимание близость к автомагистралям жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.


Лабораторная работа №4


Тема: Исследование реакций адаптации организма к высоким температурам.

Цель: изучить адаптивную реакцию организма на высокие температуры.

Оборудование: тонометр, секундомер или часы с секундной стрелкой, горячая вода t=50-60 С, градусник.

Ход работы

1.Измерить давление в состоянии покоя, сидя.

2.Измерить частоту пульса за 10 секунд, полученный результат умножают

на 6.

3.Измерить температуру тела с помощью градусника.

3.Руку погрузить до кисти на 1 минуту в горячую воду 50-60 С.

4.Измерить вновь давление и частоту пульса и температуру тела через 30-40 секунд, после того, как руку вынут из воды.

5.Описать какие ощущения и изменения кожи (лица и кисти) испытывает человек и насколько сильной была боль.

6.Через 15 минут вновь опустить руку в горячую воду на 1 минуту, и отметить ваши ощущения и изменения кожи.

7.Сделайте вывод о влиянии климата на диапазон адаптивных возможностей организма.


Лабораторная работа №5


Тема: Определение показателей физического развития.

Цель: Научиться давать оценку собственного физического развития с помощью различных методик.

Оборудование: ростомер, весы, сантиметр.

Ход работы.

1.Измерить рост с помощью ростомера.

2.Измерить вес тела с помощью весов.

3.Измерить окружность грудной клетки с помощью сантиметровой ленты.

4.Определить весо-ростовой индекс (индекс Кетле) ВРИ по формуле

масса

ВРИ=--------

рост

У мужчин на каждый сантиметр роста должно приходиться 350-400 г массы тела, у женщин – 325-375г. Если индекс у обследуемого больше или меньше этих цифр, можно говорить об излишке, или наоборот, недостатке массы.

5.Определить индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана), который определяется по формуле ОКГ (окружность грудной клетки в см) – рост (см), деленной на 2. Он составляет 5,8см у мужчин и 3,3 см для женщин. Если индекс равен или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки; если он ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, это свидетельствует об узкогрудии.

6.Определить индекс крепости телосложения (индекс Пинье), выражающий разность между ростом и суммой массы тела и окружности грудной клетки:

Х=Р-(М+О),

где Х – индекс, Р – рост, М – масса тела, О – окружность грудной клетки.

Чем меньше разность, тем выше показатель физического развития, крепости телосложения (при отсутствии избыточных жировых отложений). Индекс меньше 10 – телосложение крепкое, от10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от26 до 35 – слабое, более 36 – очень слабое.

7.Производя соответствующие расчеты, сделайте выводы по каждому индексу отдельно и общий вывод по большинству показателей.



Лабораторная работа №6


Тема: Анализ социально-демографических проблем экологии человека.

Цель: Сравнить рост населения в развитых странах с ростом населения в менее развитых странах и определить причины наибольшего и наименьшего прироста населения.

Оборудование: карандаш, линейка

Ход работы.

По разным оценкам, если сохранятся существующие темпы роста населения, то к 2030 г. население мира достигнет 9,4-15,8 млрд человек. Какова же максимально возможная численность человечества на Земле? Точного ответа на этот вопрос нет. Считается, что биосфера Земли может поддерживать жизнь 30 млрд людей. Однако качество жизни и экологическая стабильность в таком густонаселенном мире будут крайне низкими. Проблема неконтролируемого роста населения требует серьезного изучения для предотвращения глобального кризиса.

1.Представляем современное население Земли как 100 человек. Учитывая, что сегодня численность человечества равняется 6,5 млрд, каждый житель будет представлять 65 млн человек:

Если мировое население, составляющее 6,5 млрд, представить как 100 человек, то…

- 25 человек жили бы в развитых странах;

- 5 из них потребляли бы ¼ мировых запасов говядины (граждане США)

- 75 жили бы в менее развитых странах Центральной и Южной Америки, Азии и Африки;

- 2 из них жили бы на землях, которым угрожает опустынивание;

- 22 из них недоедали бы;

- 11 из них очень плохо питались или были бы всегда голодными;

- 1 из них умер бы от голода.

Подсчитайте фактическое количество людей в каждой из перечисленных групп.

2.Построить на одном графике три кривые (1-я – рост населения в мире, 2-я – рост населения в развитых и 3-я – в слаборазвитых стран), используя следующие данные:


Годы

Население мира, млн человек

Население в развитых странах, млн человек

Население в менее развитых странах, млн человек

1830

1930

1960

1975

2000

2008

1000

2000

3037

4066

6119

6500

-

-

944

1092

1272

1420

-

-

2092

2974

4847

5701


3.Где наблюдается наибольший прирост населения, объясните причины.

4.Сделайте вывод, используя аргумент экономиста Джулиана Симона:

В течение длительного периода роста населения наиболее важным экономическим эффектом является вклад людей в копилку полезных знаний. И этот вклад достаточно велик, чтобы преодолеть все издержки прироста населения…

…Все больше людей, все больше умов открывают новые залежи и увеличивают продуктивность сырья и других материалов. Поэтому главное давление на человеческую возможность использовать неограниченные минералы, энергию и другие сырьевые материалы по принятым ценам оказывает знание. А источник знания – человеческий ум. Ключ этого давления – человеческое воображение, действующее вместе с приобретенными навыками. Вот почему увеличение человечества наряду с дополнительным использованием ресурсов вносит общую добавку в копилку природных ресурсов.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Лабораторный практикум по экологии человека

Автор: Довгаль Вера Геннадьевна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Прикладной курс по биологии "Человек и его здоровье" "
    ["seo_title"] => string(57) "prikladnoi-kurs-po-biologhii-chieloviek-i-iegho-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "111687"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407776710"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства