kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии" предназначена для выступления учителя на м/о учителей биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии»

Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии

В отечественных научных кругах самостоятельную работу обучающихся называют организованной активностью, направленной на выполнение поставленных дидактических задач.

Исследовательская самостоятельная работа основана на таких процессах:

  1. Поиска знаний.

  2. Осмысления полученных знаний.

  3. Закрепления знаний.

  4. Формирования и усовершенствования навыков и умений.

  5. Проведение обобщения и систематизации полученных знаний.

Самостоятельная работа обучающихся является:

  • методом выработки установки на систематическое самостоятельное получение дополнительных знаний по биологии;

  • средством выработки умения ориентироваться в потоке знаний;

  • способом управления познавательной деятельностью обучающихся.

С учетом учебного спроса и возможностей обучающихся, самостоятельную работу на уроках биологии можно разделить на:

  1. Репродуктивную деятельность – процессы воспроизведения информации об объекте и его возможных свойствах.

  2. Продуктивную активность, которая предусматривает расширение сведений об объекте и закрепления полученных знаний самостоятельными выводами.

  3. Собственно, самостоятельную деятельность – процесс создания новых учебных ситуаций, которые предусматривают выработку гипотетических моделей поведения.

Любая исследовательская самостоятельная работа учащихся на уроках биологии должна обладать конкретной целью и известными каждому ученику способами достижения.

Самостоятельно работой обучающихся называют любую учебную и исследовательскую деятельность учеников, если она выполняется с разной долей самостоятельности и нацелена на закрепление знаний или получение новых сведений, а также в последствии позволит обучающимся овладеть умениями.

В педагогической практике на уроках биологии обычно задействуют такую самостоятельную работу:

  1. Работу с книгами – изучение параграфов, а также рисунков и графиков к ним, поиски ответов на проблемные вопросы, выполнение обобщения на основе нескольких источников.

  2. Работу с первоисточниками.

  3. Выполнение упражнений – написание рецензий ответов, ответов на вопросы, а также выполнение комплекса тренировочных упражнений.

  4. Решение задач в ходе практических и лабораторных работ.

  5. Написание рефератов и докладов.

  6. Постановку экспериментов.

Выполнение любого из перечисленных видов самостоятельной работы сопровождается контролем учителя, его пояснением, корректировкой, а также возможными дополнительными вопросами и заданиями для учащихся.

Работа с книгой обладает наибольшим удельным весом при изучении обучающимися общей биологии. Эта особенность обусловлена спецификой общего курса и уровнем подготовки учеников. Курс общей биологии позволяет обучающимся ознакомиться с основными теоретическими положениями и установленными биологическими закономерностями, которые не всегда можно увидеть в ходе наблюдения или эксперимента. Теоретическая база способствует дальнейшему глубокому изучению учебного материала, сокращению времени на домашнюю подготовку, а также успешному выполнению лабораторных экспериментов.

Учебник органично дополнен рисунками, способствующими раскрытию и усвоению основного содержания параграфа, дополнению текста, расширению имеющейся учебной информации.

Самостоятельная работа, которую ученики делают в классе, выполняет контролирующую функцию, а индивидуальная работа дома позволяет ученикам закрепить свои знания и навыки.

Обучающиеся нередко выполняют самостоятельную работу с учебником в рабочих тетрадях на печатной основе. Данные тетради используются для заполнения таблиц и схем, выполнения заданий по параграфу учебника и написания развернутых выводов.

Педагоги старой школы остаются приверженцами самостоятельных работ с натуральными объектами, текстовыми карточками с заданиями и немыми рисунками без схематических объяснений.

Лабораторно-исследовательская работа учит школьников наблюдательности, умению анализировать и сопоставлять информацию, а также делать обобщения и выводы на основе проведенных экспериментов.

Исследовательская работа обучающихся основана на:

  1. Целях опыта (объекте исследования).

  2. Ходе опыта (методах исследования).

  3. Результатах опыта.

  4. Выводах (обобщениях на основе исследования).

Для успешной организации исследования биологических процессов необходимо тщательно продумывать форматы практических уроков. В своей работе педагоги-новаторы нередко пользуются такими формами: уроком-семинаром, уроком-защитой идей, уроком-ролевой игрой, уроком-конференцией и уроком- круглым столом.

Во время уроков биологии учащиеся на лабораторных и практических занятиях проводят:

  1. Исследованиямикроорганизмов под микроскопом.

  2. Исследования состава тел живой природы.

  3. Исследования строения человеческого организма.

  4. Обсервацию за живыми объектами.

  5. Исследования видов и экосистем.

Выполнение лабораторных работ основано на ненавязчивом изучении процедуры исследования. Педагог может ознакомить обучающихся со значимостью ожидаемых результатов или предложить им неожиданную и оригинальную формулировку учебного задания.

Правильно организованная исследовательская самостоятельная работа способствует развитию произвольного внимания, собственного мышления и самостоятельности учащихся на уроках биологии.

Для того, чтобы овладеть научным языком, ученики должны ознакомиться с общепринятыми биологическими понятиями, а также закономерностями. Формирование терминологической базы позволяет ученикам овладеть не только базовыми знаниями, но и практическими навыками.

Исследовательская, самостоятельная работа на уроках биологии является организованной деятельностью, которой ученики могут быть заняты как в классном кабинете, так и дома.

Исследовательская работа основана на предварительном формировании темы, целей и задач, выполнении теоретических и экспериментальных исследований, а также анализе и оформлении результатов обоих исследований и определении их практической ценности.

Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся при выполнении лабораторных заданий педагоги нередко пользуются такими методами: репродуктивным, частично-поисковым и исследовательским.

Систематическое выполнение самостоятельных работ делает школьников наблюдательными, образованными, самостоятельными и внимательными – они могут не только овладеть биологическим терминами, но и знать их практическую важность.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии

Автор: Саратовская Лариса Ивановна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Этапы формирование навыков исследовательской работы  обучающихся в образовательном процессе."
    ["seo_title"] => string(104) "etapy-formirovaniie-navykov-issliedovatiel-skoi-raboty-obuchaiushchikhsia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "248546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446738878"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "« Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии». "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-kompietientsii-u-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "111397"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407424686"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Информационно - коммуникационные технологии на уроках биологии и ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(75) "informatsionno_kommunikatsionnyie_tiekhnologhii_na_urokakh_biologhii_i_obzh"
    ["file_id"] => string(6) "373427"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482730488"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Организация исследовательской деятельности обучающихся  на уроках биологии и химии "
    ["seo_title"] => string(99) "orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-biologhii-i-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "193526"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427646112"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства