Просмотр содержимого документа
«Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии»
Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии
В отечественных научных кругах самостоятельную работу обучающихся называют организованной активностью, направленной на выполнение поставленных дидактических задач.
Исследовательская самостоятельная работа основана на таких процессах:
Поиска знаний.
Осмысления полученных знаний.
Закрепления знаний.
Формирования и усовершенствования навыков и умений.
Проведение обобщения и систематизации полученных знаний.
Самостоятельная работа обучающихся является:
методом выработки установки на систематическое самостоятельное получение дополнительных знаний по биологии;
средством выработки умения ориентироваться в потоке знаний;
способом управления познавательной деятельностью обучающихся.
С учетом учебного спроса и возможностей обучающихся, самостоятельную работу на уроках биологии можно разделить на:
Репродуктивную деятельность – процессы воспроизведения информации об объекте и его возможных свойствах.
Продуктивную активность, которая предусматривает расширение сведений об объекте и закрепления полученных знаний самостоятельными выводами.
Собственно, самостоятельную деятельность – процесс создания новых учебных ситуаций, которые предусматривают выработку гипотетических моделей поведения.
Любая исследовательская самостоятельная работа учащихся на уроках биологии должна обладать конкретной целью и известными каждому ученику способами достижения.
Самостоятельно работой обучающихся называют любую учебную и исследовательскую деятельность учеников, если она выполняется с разной долей самостоятельности и нацелена на закрепление знаний или получение новых сведений, а также в последствии позволит обучающимся овладеть умениями.
В педагогической практике на уроках биологии обычно задействуют такую самостоятельную работу:
Работу с книгами – изучение параграфов, а также рисунков и графиков к ним, поиски ответов на проблемные вопросы, выполнение обобщения на основе нескольких источников.
Работу с первоисточниками.
Выполнение упражнений – написание рецензий ответов, ответов на вопросы, а также выполнение комплекса тренировочных упражнений.
Решение задач в ходе практических и лабораторных работ.
Написание рефератов и докладов.
Постановку экспериментов.
Выполнение любого из перечисленных видов самостоятельной работы сопровождается контролем учителя, его пояснением, корректировкой, а также возможными дополнительными вопросами и заданиями для учащихся.
Работа с книгой обладает наибольшим удельным весом при изучении обучающимися общей биологии. Эта особенность обусловлена спецификой общего курса и уровнем подготовки учеников. Курс общей биологии позволяет обучающимся ознакомиться с основными теоретическими положениями и установленными биологическими закономерностями, которые не всегда можно увидеть в ходе наблюдения или эксперимента. Теоретическая база способствует дальнейшему глубокому изучению учебного материала, сокращению времени на домашнюю подготовку, а также успешному выполнению лабораторных экспериментов.
Учебник органично дополнен рисунками, способствующими раскрытию и усвоению основного содержания параграфа, дополнению текста, расширению имеющейся учебной информации.
Самостоятельная работа, которую ученики делают в классе, выполняет контролирующую функцию, а индивидуальная работа дома позволяет ученикам закрепить свои знания и навыки.
Обучающиеся нередко выполняют самостоятельную работу с учебником в рабочих тетрадях на печатной основе. Данные тетради используются для заполнения таблиц и схем, выполнения заданий по параграфу учебника и написания развернутых выводов.
Педагоги старой школы остаются приверженцами самостоятельных работ с натуральными объектами, текстовыми карточками с заданиями и немыми рисунками без схематических объяснений.
Лабораторно-исследовательская работа учит школьников наблюдательности, умению анализировать и сопоставлять информацию, а также делать обобщения и выводы на основе проведенных экспериментов.
Исследовательская работа обучающихся основана на:
Целях опыта (объекте исследования).
Ходе опыта (методах исследования).
Результатах опыта.
Выводах (обобщениях на основе исследования).
Для успешной организации исследования биологических процессов необходимо тщательно продумывать форматы практических уроков. В своей работе педагоги-новаторы нередко пользуются такими формами: уроком-семинаром, уроком-защитой идей, уроком-ролевой игрой, уроком-конференцией и уроком- круглым столом.
Во время уроков биологии учащиеся на лабораторных и практических занятиях проводят:
Исследованиямикроорганизмов под микроскопом.
Исследования состава тел живой природы.
Исследования строения человеческого организма.
Обсервацию за живыми объектами.
Исследования видов и экосистем.
Выполнение лабораторных работ основано на ненавязчивом изучении процедуры исследования. Педагог может ознакомить обучающихся со значимостью ожидаемых результатов или предложить им неожиданную и оригинальную формулировку учебного задания.
Правильно организованная исследовательская самостоятельная работа способствует развитию произвольного внимания, собственного мышления и самостоятельности учащихся на уроках биологии.
Для того, чтобы овладеть научным языком, ученики должны ознакомиться с общепринятыми биологическими понятиями, а также закономерностями. Формирование терминологической базы позволяет ученикам овладеть не только базовыми знаниями, но и практическими навыками.
Исследовательская, самостоятельная работа на уроках биологии является организованной деятельностью, которой ученики могут быть заняты как в классном кабинете, так и дома.
Исследовательская работа основана на предварительном формировании темы, целей и задач, выполнении теоретических и экспериментальных исследований, а также анализе и оформлении результатов обоих исследований и определении их практической ценности.
Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся при выполнении лабораторных заданий педагоги нередко пользуются такими методами: репродуктивным, частично-поисковым и исследовательским.
Систематическое выполнение самостоятельных работ делает школьников наблюдательными, образованными, самостоятельными и внимательными – они могут не только овладеть биологическим терминами, но и знать их практическую важность.