kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии" предназначена для выступления учителя на м/о учителей биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии»

Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии

В отечественных научных кругах самостоятельную работу обучающихся называют организованной активностью, направленной на выполнение поставленных дидактических задач.

Исследовательская самостоятельная работа основана на таких процессах:

  1. Поиска знаний.

  2. Осмысления полученных знаний.

  3. Закрепления знаний.

  4. Формирования и усовершенствования навыков и умений.

  5. Проведение обобщения и систематизации полученных знаний.

Самостоятельная работа обучающихся является:

  • методом выработки установки на систематическое самостоятельное получение дополнительных знаний по биологии;

  • средством выработки умения ориентироваться в потоке знаний;

  • способом управления познавательной деятельностью обучающихся.

С учетом учебного спроса и возможностей обучающихся, самостоятельную работу на уроках биологии можно разделить на:

  1. Репродуктивную деятельность – процессы воспроизведения информации об объекте и его возможных свойствах.

  2. Продуктивную активность, которая предусматривает расширение сведений об объекте и закрепления полученных знаний самостоятельными выводами.

  3. Собственно, самостоятельную деятельность – процесс создания новых учебных ситуаций, которые предусматривают выработку гипотетических моделей поведения.

Любая исследовательская самостоятельная работа учащихся на уроках биологии должна обладать конкретной целью и известными каждому ученику способами достижения.

Самостоятельно работой обучающихся называют любую учебную и исследовательскую деятельность учеников, если она выполняется с разной долей самостоятельности и нацелена на закрепление знаний или получение новых сведений, а также в последствии позволит обучающимся овладеть умениями.

В педагогической практике на уроках биологии обычно задействуют такую самостоятельную работу:

  1. Работу с книгами – изучение параграфов, а также рисунков и графиков к ним, поиски ответов на проблемные вопросы, выполнение обобщения на основе нескольких источников.

  2. Работу с первоисточниками.

  3. Выполнение упражнений – написание рецензий ответов, ответов на вопросы, а также выполнение комплекса тренировочных упражнений.

  4. Решение задач в ходе практических и лабораторных работ.

  5. Написание рефератов и докладов.

  6. Постановку экспериментов.

Выполнение любого из перечисленных видов самостоятельной работы сопровождается контролем учителя, его пояснением, корректировкой, а также возможными дополнительными вопросами и заданиями для учащихся.

Работа с книгой обладает наибольшим удельным весом при изучении обучающимися общей биологии. Эта особенность обусловлена спецификой общего курса и уровнем подготовки учеников. Курс общей биологии позволяет обучающимся ознакомиться с основными теоретическими положениями и установленными биологическими закономерностями, которые не всегда можно увидеть в ходе наблюдения или эксперимента. Теоретическая база способствует дальнейшему глубокому изучению учебного материала, сокращению времени на домашнюю подготовку, а также успешному выполнению лабораторных экспериментов.

Учебник органично дополнен рисунками, способствующими раскрытию и усвоению основного содержания параграфа, дополнению текста, расширению имеющейся учебной информации.

Самостоятельная работа, которую ученики делают в классе, выполняет контролирующую функцию, а индивидуальная работа дома позволяет ученикам закрепить свои знания и навыки.

Обучающиеся нередко выполняют самостоятельную работу с учебником в рабочих тетрадях на печатной основе. Данные тетради используются для заполнения таблиц и схем, выполнения заданий по параграфу учебника и написания развернутых выводов.

Педагоги старой школы остаются приверженцами самостоятельных работ с натуральными объектами, текстовыми карточками с заданиями и немыми рисунками без схематических объяснений.

Лабораторно-исследовательская работа учит школьников наблюдательности, умению анализировать и сопоставлять информацию, а также делать обобщения и выводы на основе проведенных экспериментов.

Исследовательская работа обучающихся основана на:

  1. Целях опыта (объекте исследования).

  2. Ходе опыта (методах исследования).

  3. Результатах опыта.

  4. Выводах (обобщениях на основе исследования).

Для успешной организации исследования биологических процессов необходимо тщательно продумывать форматы практических уроков. В своей работе педагоги-новаторы нередко пользуются такими формами: уроком-семинаром, уроком-защитой идей, уроком-ролевой игрой, уроком-конференцией и уроком- круглым столом.

Во время уроков биологии учащиеся на лабораторных и практических занятиях проводят:

  1. Исследованиямикроорганизмов под микроскопом.

  2. Исследования состава тел живой природы.

  3. Исследования строения человеческого организма.

  4. Обсервацию за живыми объектами.

  5. Исследования видов и экосистем.

Выполнение лабораторных работ основано на ненавязчивом изучении процедуры исследования. Педагог может ознакомить обучающихся со значимостью ожидаемых результатов или предложить им неожиданную и оригинальную формулировку учебного задания.

Правильно организованная исследовательская самостоятельная работа способствует развитию произвольного внимания, собственного мышления и самостоятельности учащихся на уроках биологии.

Для того, чтобы овладеть научным языком, ученики должны ознакомиться с общепринятыми биологическими понятиями, а также закономерностями. Формирование терминологической базы позволяет ученикам овладеть не только базовыми знаниями, но и практическими навыками.

Исследовательская, самостоятельная работа на уроках биологии является организованной деятельностью, которой ученики могут быть заняты как в классном кабинете, так и дома.

Исследовательская работа основана на предварительном формировании темы, целей и задач, выполнении теоретических и экспериментальных исследований, а также анализе и оформлении результатов обоих исследований и определении их практической ценности.

Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся при выполнении лабораторных заданий педагоги нередко пользуются такими методами: репродуктивным, частично-поисковым и исследовательским.

Систематическое выполнение самостоятельных работ делает школьников наблюдательными, образованными, самостоятельными и внимательными – они могут не только овладеть биологическим терминами, но и знать их практическую важность.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии

Автор: Саратовская Лариса Ивановна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Этапы формирование навыков исследовательской работы  обучающихся в образовательном процессе."
    ["seo_title"] => string(104) "etapy-formirovaniie-navykov-issliedovatiel-skoi-raboty-obuchaiushchikhsia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "248546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446738878"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "« Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии». "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-kompietientsii-u-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "111397"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407424686"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Информационно - коммуникационные технологии на уроках биологии и ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(75) "informatsionno_kommunikatsionnyie_tiekhnologhii_na_urokakh_biologhii_i_obzh"
    ["file_id"] => string(6) "373427"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482730488"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Организация исследовательской деятельности обучающихся  на уроках биологии и химии "
    ["seo_title"] => string(99) "orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-biologhii-i-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "193526"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427646112"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства