Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Экология родного села».»
МБОУ «Сизобугорская СОШ имени поэта Мажлиса Утежанова»
Научно-практическая конференция школьников:
«Экология и жизнь», посвящённый Году экологии.
Тема учебно-исследовательской работы:
«Экология родного села».
Выполнила ученица 4 «б» класса
Утегалиева Анита
Научный руководитель:
Исмурзаева Зульфия Дюсеновна
с.Сизый Бугор 2017
План:
Введение…………………………………………………………3-4
Теоретическая часть:
- Что такое экология?......................................................................5
-Экологические проблемы села……………………………………6
-Негативное влияние мусора………………………………………7
- Борьба с мусором…………………………………………………8
3) Практическая часть:
- Фотографии о состоянии села……………………………………..9
- Субботники в школе……………………………………………….10
- Задание для учеников 4-5 классов (рисунки)…………………….11
- исследование: как долго сохраняется мусор в воде и почве……12-13
4) Заключение…………………………………………………………… 14-15
5) Список литературы……………………………………………………16
Введение
Не бросайте, люди, мусор! Может стать большим он грузом... Дар природы берегите, Ей внимание дарите!
Татьяна Цыганок
Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Наш край – Астраханская область, Володарский район, село с.Сизый Бугор.
Ведь у малой Родины, как у человека, главное – не число прожитых лет, а чем они были наполнены, какой след оставили, какие изменения и добрые дела свершены за отпущенное историей время.
Идут годы, меняется облик села, о перспективах развития родного села, её экологии, культуры на современном историческом этапе я расскажу в своей работе. Ведь в этих изменениях села, в её внешнем облике, культуре, экологии, сельскохозяйственном развитии просматривается неразрывная связь времен, преемственности поколений.
Экологическим проблемам в настоящее время уделяется особое внимание со стороны общественности, ученых, политиков. И это не случайно, так как глобальные экологические проблемы требуют глубины экологических знаний, ответственного отношения к окружающей среде.
Психическое и физическое самочувствие человека, его настроение, деловая активность, здоровье в решающей степени зависят от состояния окружающей среды. От состояния экологической среды, каждого, даже маленького населенного пункта, зависит экологическое состояние нашего Отечества.
«Мы создаем города, села, а они создают нас»,- утверждал Аристотель.
Мы, молодое поколение, растущее в таких экологических условиях, когда видим, что в селе остаётся всё меньше и меньше островков живой природы, воспринимаем с большой болью и обидой. Душа радуется при виде чистоты нашего села. Но порой, мы часто огорчаемся из-за беспорядка. Поэтому я считаю, что в настоящее время тема «Экология родного края» очень важна.
2017 год – Год экологии. Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу» - сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния. Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица. Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы. Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты. Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях. На уроках окружающего мира, мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы.
Цель исследовательской работы: изучить экологию родного села. Принять активное участие в улучшении экологической обстановки.
Актуальность исследовательской работы.
Важно, чтобы каждый человек понимал проблемы окружающей среды, старался сделать её пригодной для своего проживания, нанести ей как можно меньше вреда. Свою тему исследовательской работы я считаю наиболее актуальной в наше время. Современный человек не может сегодня быть полностью освобождённым от природы.
На страницах своей учебно-исследовательской работы я старалась рассмотреть (насколько позволяют мне мои возможности) и показать, с экологической точки зрения, проблему окружающей среды в нашем селе, связанные с экологическим неграмотным поведением людей. Каждый человек должен вести себя по отношению к природе так, чтоб не нарушились природные связи. Меня раздражает одно: прежде чем мы уничтожим себя, мы уничтожим планету.
Объект исследования: село с.Сизый Бугор
Задачи исследования:
1.Развивать и умение выражать своё отношение к литературным произведениям.
2.Развить интерес и уважительное отношение к экологическим проблемам своей местности.
3.Воспитание любви к природе.
Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала ; анализ материала; подведение результатов.
Научно-практическая значимость. Материалы моего исследования можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, в конкурсной работе.
Обоснование выбора темы: Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в проблему нашего села.
Гипотеза: Выяснить, влияет ли загрязнение территории на экологию села?
Начало работы: весна 2017 г.
Конец работы: работа продолжается.
2) Теоретическая часть:
- Что такое экология?
Экология – наука об охране окружающей среды.
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания.
Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия.
Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
Мне кажется, что сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина «oikos (обиталище)+ 1оgоs (учение)» как науке о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях её развития и роли человека в этом процессе.
Добавлю от себя: и его поведения в этом доме.
Экологические проблемы села.
Какие же экологические проблемы мною выявлены в селе?
Наше село отличается красотой домов, заборов, магазинов… Дома ухожены, заборы покрашены, вдоль улиц, у некоторых, посажены цветы и фруктовые деревья. По традиции люди подметают, убирают свой двор и улицу. Но «цивилизация» отложила и плохой след. В настоящее время мы часто наблюдаем мусор, к которому люди стали привыкать. Это пластиковые бутылки, плёнка, мешки с мусором. Неряшливый вид придают разбитые дороги. На каждой улице есть заброшенные дома, которые являются местом скопления мусора, тайно вывезенного нерадивыми хозяевами.
Свою работу я начала с анкеты, адресованную школьникам, в которой одним из вопросов был следующий: «Какой бы вы хотели видеть природную среду в родном селе?». У всех был один ответ: чистая вода, чистый воздух, плодородные почвы, отсутствие опасных загрязняющих веществ.
А какова реальная ситуация?
Кратко охарактеризовав нынешнее состояние окружающей среды и сравнив с тем, что мы хотели иметь, вывод будет таким: «То, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим».
Есть такие места, как памятники антисанитарии, которые вызывают стыд за своих сельчан. На фотографии все, что осталось от здания детского сада, клуба.
Я провела исследование и зафиксировал места с антисанитарным состоянием: территория бывшего клуба, поля, берега, кладбище.
В настоящее время поле превратилась в свалку мусора: навоза, пластмассовых бутылок, бытового мусора. Это настоящий рассадник различных болезней.
Люди сами, не подумав о последствиях, лишают себя прекрасного места отдыха. Удастся ли восстановить его? Я думаю, что это возможно. Ведь некоторые жители села пытаются расчистить берег, восстановить прежний вид. Это ещё один пример того, что стихийных свалок допускать нельзя. Возвратить прежнюю природу почти невозможно.
Всё в наших руках.
Негативное влияние мусора.
Мусор – это твердые бытовые отходы (упаковочная пластиковая тара, алюминиевые банки, стекло, очистки и отходы пищевого сырья, бумага и т.д.), отходы промышленных предприятий, последствия выгула собак на газонах и др. Мусором завалены некоторые закоулки села, обочины автомобильных дорог…
Откуда берётся мусор?
Основные источники мусора:
- человек
- транспорт
- магазины
Безусловно, большее внимание нужно обратить на человека. Идя по улицам, мы, не задумываясь, бросаем бумажки, окурки сигарет, любой ненужный мусор, очищая свои карманы. Еще ужаснее видеть картину, когда мусор выбрасывают из окон домов или транспорта. Ученые подсчитали, что если каждый человек бросит хотя бы по одной бумажке в день, то наши улицы будут покрыты плотным слоем бумаги.
Влияние на здоровье жителей села.
Разлагающийся мусор выделяет огромное количество токсичных веществ, являющихся причиной многих заболеваний. Изменения в растительных сообществах, опосредованное влияние на фауну нашего края. Эрозия почв, снижающая плодородие и способствующая изменению структуры почвы. Приведу некоторые факты образования ядовитых веществ, как следствия разложения органических и минеральных составных мусора. При сжигании таких веществ, а так же под действием ультрафиолетовых лучей образуются вещества, которые являются очень ядовитыми. Сплавы, содержащие кобальт, отрицательно влияют на содержание гемоглобина крови. Мусор, содержащий продукцию электронной промышленности, может нарушать функцию печени, а их пары разрушают слизистые оболочки. Металлические покрытия, содержащие кадмий, разлагаясь, вызывают разрушение нервной системы. Гальванотехника, сплавы, припои содержат олово, которое также отрицательно действует на нервную систему. Ртутные батареи, лампы, различные виды красок могут вызвать психические расстройства и глухоту.Борьба с мусором.
Основными способами борьбы с мусором являются: повышение культуры населения села. У нас в школе созданы специальные экологические программы, участие в акциях, в субботниках, классные часы… Усиление контроля за чистотой улиц, введение административных наказаний за несоблюдение правил поведения на улицах и установление урн и мусоросборников на территории села. Одним из путей окончательного решения проблемы мусора является сжигание его. Многие жители села пользуются этим методом. Но этот метод экологически вредный, т.к. при горении многие вещества образуют большое количество ядовитых соединений, вызывающих ряд заболеваний, в том числе и онкологических.
Другой метод - вторичная переработка сырья. Но данный метод для наших сел является чем-то из области фантастики.
Самый эффективный метод на сегодняшний день — это агитационная работа. Ведь не зря говорят, что «чисто не там, где прибирают, а там, где не мусорят». А значит нужно довести до сознания каждого жителя необходимость содержать своего родного села в чистоте.
Практическая часть:
Фотографии о состоянии села
на март 2017 г.
Субботники в школе.
«Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!»
На школьном субботнике
На школьном субботнике Отличные работники. Прибрать сегодня село Пришли и стар и молод.
Собрались пенсионеры Чистить улицы и поля. – Вам помощники нужны? Предложения слышны.
Это вышел первый класс На уборку в первый раз. Только слышится: – Давай! На работу налетай!
На школьном субботнике Все дворники, все плотики. Даже беспокойный житель Помогать пришёл сегодня.
Никто ни с кем не ссорится, У всех работа спорится. Четвёртый класс решил на «пять» Село к празднику прибрать.
Н. Анишина
Задание для школьников 4-5 классов:
Как вы представляете «Экологию родного села».
(рисунки)
Исследование: как долго сохраняется мусор в воде и почве.
Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.
Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.
Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт.
- в емкость с водой
- в емкость с почвой
Посмотрим, что происходит с мусором:
В воде
Металл
Пластик
Фрукт
Бумага
Сразу
Опустился на дно
Остался на поверхности
Остался на поверхности
Намокла
Через неделю
Без изменений
Без изменений
Разбухнет
Начала распадаться
Следующая неделя
Произошли изменения
Без изменений
Разложился
-
В почве
Металл
Пластик
Фрукт
Бумага
Сразу
-
-
-
-
Через неделю
Без изменений
Без изменений
Разбухнет
Небольшие изменения
Через неделю
Незначительные изменения
Без изменений
Сильные изменения
Сильные изменения
Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.
Заключение
Зелёный мир - такой я хочу видеть планету и свою малую родину. Природа – наше общее достояние и общий дом. В последнее время в этом доме становится жить всё труднее и неуютнее. Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, безумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех землян и другой не будет. Каждый житель несёт ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.
Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.
Можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.
Каким я вижу своё село через 10-20 лет?
Весна, утро, парный воздух, зыбкий солнечный свет, белизна стволов берез, пение птиц, летом на клумбе села море цветов и счастливый смех детей.
Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.
Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.
Я хочу призвать всех жителей:
поддерживать чистоту не только в своем доме, но и в своем дворе, на своей улице, в местах общего пользования;
бережно относиться к земле, не засорять почву неорганическими бытовыми отходами (стеклом, полиэтиленом, железными баками и т.п.);
не допускать необоснованной вырубки деревьев, кустарников;
каждому жителю села посадить хотя бы одно дерево;
активно участвовать в весенних и осенних уборках территории села;
Я хочу продолжить свою исследовательскую работу.
Родилась я в селе Сизый Бугор, Что стоит у реки Бушма. Как красиво здесь, Как мне здесь мило всё, Без неё даже жить не могу! Выйду из дома- Берег откроется Даль чудесная видится мне А весной, когда всё просыпается, Часто там, у людей на виду, Скворцы ходят так важно, И на них я часами гляжу. Очень жаль мне, конечно, что речка зарастает сплошь мусором по берегам! Рыбы меньше уже в реке водится, Но вороне всё ни по чем!!! Как же хочется родному селу Пожелать развиваться, расти, Чтобы в будущем наши потомки Красоту эту видеть могли!!!
Список литературы
Алексеева. Учебник «Экология»- М, Просвещение,2002 г. – 98 с.
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1981.- 254 с.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агенство "Фаир", 1998. - 320 с.