kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экология родного села

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по экологии "Экология родного села" предназначена для учащихся 9 класса как элективного курса, который рассчитан на 34 часа.Целью данного элективного курса является формирование ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде, на основе краеведческого материала, экологических знаний и умений.

Основу обучения составляет проектная методика, которая позволяет учащимся самостоятельно, выполняя практические работы, сопоставлять данные, выделять причинно-следственные связи, планировать свои действия и творчески мыслить.

Практикум по экологии родного села включает в себя описание экосистем села и его окрестностей, изучение и оценку факторов воздействия социальной среды на природную.

Контроль знаний, умений и навыков в данном курсе наиболее целесообразно проводить в виде создания и защиты исследовательских работ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экология родного села»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Шергинская средняя общеобразовательная школа»







Утверждаю ____________

_______________________

_______________________









Программа

элективного курса по экологии

«Экология родного села»







Автор:учитель 1 кв.категории Бусовикова Е.В.










с. Шергино



Пояснительная записка


Современному человечеству ежедневно приходиться сталкиваться с огромным количеством экологических проблем. На сегодняшний день, ни один человек в мире не может похвастаться хотя бы относительным экологическим благополучием. Знания о экологических взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов окружающей среды, делают понятной необходимость воспитания экологической культуры и экологической ответственности у каждого человека. Особенно важно закладывать основы экологической культуры ещё в школе. Экологически грамотное новое поколение, ответственно относящееся к окружающей среде, является своеобразным «залогом» будущего устойчивого развития цивилизации.

Данный элективный курс предназначен для изучения в 9 классе, в целях повышения интереса к предмету «экология» (который изучается в 10-11 классах) и получения базовых экологических знаний, умений, навыков. Кроме того, изучение экологии родного села будет способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, сопричастности и соответственности за происходящие события в окружающей их среде.

Познание природы родного края является одной из важнейших задач современной экологии. Такие исследования требуют серьёзной научной подготовки и специального оборудования. Однако некоторые работы могут выполняться учащимися средних школ, что определяется доступностью объектов исследование, при использовании стандартного школьного оборудования и специальной литературы. Результаты подобных исследований обогащают науку новыми фактами, а учащихся – новыми знаниями и умениями, что делает данных элективный курс по настоящему интересным и увлекательным.

Видовой состав окружающей растительности и животного мира, характер его взаимоотношений с ноосферой, планировка села, способ озеленения, уровень загрязнения воздуха, вод и почвы – вот те вопросы, над которыми трудятся учащиеся в рамках данного элективного курса. Ответы на эти вопросы будут интересны всем жителям села и могут быть представлены на суд широкой общественности, повлиять на работу местных муниципалитетов.

Таким образом, целью данного элективного курса является формирование ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде, на основе краеведческого материала, экологических знаний и умений.

В рамках заданной цели, ставятся следующие задачи:

- раскрыть совместно с учащимися основные особенности экологических взаимосвязей на конкретных примерах местной природной и социальной среды;

- сформировать практические навыки и умения в проведении элементарных экологических исследований и экспериментов;

- выявить особенности воздействия жителей села на окружающую среду;

- рассмотреть главные аспекты социальной общественной жизни села, отношения сельчан к природной среде;

- охарактеризовать основные природные комплексы на территории и в окрестностях села;

- совершенствование навыков работы с картами, научной литературой, документацией и периодикой;

- совершенствовать умения учащихся выделять причинно-следственные связи, анализировать, строить логические цепочки;

- способствовать формированию у учащихся нравственного и бережного отношения к природе.

Данный элективный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Он обеспечивается учебно-методическим комплексом, который состоит из:

  • учебной литературы по географии, биологии, экологии, истории родного края;

  • справочных и статистических материалов краеведческого характера;

  • специального пособия по проведению экологических исследований[1,2];

  • фотографий, рисунков, схем экологического характера;

  • тестов и проверочных заданий для контроля полученных знаний и умений, в том числе и на CD- носителях.

Основу обучения составляет проектная методика, которая позволяет учащимся самостоятельно, выполняя практические работы, сопоставлять данные, выделять причинно-следственные связи, планировать свои действия и творчески мыслить.

Практикум по экологии родного села включает в себя описание экосистем села и его окрестностей, изучение и оценку факторов воздействия социальной среды на природную.

Контроль знаний, умений и навыков в данном курсе наиболее целесообразно проводить в виде создания и защиты исследовательских работ.




Литература:

  1. Практикум по экологии города. Программа элективного курса. Бойко Г.И., Захлебный А.Н., Скалон Н.В./ Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам. Составитель А.Ю. Понтин

  2. Практикум по экологии: Учебное пособие под ред. С.В.Алексеева.- М.: АО МДС, 1996

  3. География Бурятии. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. –Улан-Удэ, 1994

  4. Статистические данные сельской и районной администрации

  5. Физико-географические и социально-экономические карты России, Республики Бурятия и Кабанского района, отдельная карта села и близлежащих земель.

  6. Атласы определители растений, насекомых животных и птиц.



Учебно-тематический план (на 34 учебных часа)

РАЗДЕЛ

ТЕМА

КОЛИ-

ЧЕСТ

ВО ЧАСОВ


ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ

КОНТРОЛЯ


ОСНАЩЕНИЕ

I



ОПИСАНИЕ ЭКОСИСТЕМ СЕЛА ШЕРГИНО И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ

1.Физико-географическая характеристика территории



2. Характеристика растительного мира территории


3. Характеристика животного мира территории


4. История села



5. Зелёные зоны села



6. Водоёмы села и его окрестностей


7. Выбор модельных экосистем



8-9. Закладка учетных площадок

9


1



1


1




1


1



1


1




2




работа с картами и справочной литературой (см. прил.1)



работа с литературой, картами растительности, контурной картой (см. прил. 2)

работа с литературой, картами животного мира, фотографиями, видеоматериалом

(см. прил.3)


урок- конференция



урок- экскурсия



рассказ учителя, работа с картами



урок- диспут

(см. прил.4)



практическая работа (см. прил.5)




Контроль выполнения заданий


--//--



Контроль выполнения исследования


Контроль изложения материала


Контроль ведения наблюдений

Контроль восприятия знаний

Контроль умения вести аргументированную дискуссию

Контроль выполнения исследования




Физическая карта России, тетрадь, справочные материалы

Контурные карты, определители растений, гербарии

Определители животных, насекомых, птиц, фотографии

Материалы краеведческого кружка, фотографии


Карта села, тетрадь, фотоаппарат


Карты села, района, республики, учебники географии

Справочные материалы



Компас, бумага, линейка, карандаши, рулетка, маркеры

II

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

10. Определение свинца в окружающей среде


11. Изучение запыленности воздуха


12. Загрязнение среды асбестовой и резиновой пылью



13 Изучение шумового загрязнения территории


14. Радиационная обстановка

5

1



1



1




1



1


Практическая работа


Практическая работа (см. прил.6)


Практическая работа на местности



Практическая работа на местности


Работа с литературой и статистическими данными



Контроль проведения работ

--//--



Контроль выполнения практических работ

--//--



Контроль проведения работ

Раствор дитизона, серная кислота, тигель, горелка, штатив, пробирки


Снегомер, стеклянные банки, фильтровальная бумага, весы

Блокнот, карандаш, часы

Блокнот, часы, карандаш, таблица уровня шума


Справочная литература, данные СЭС, калькулятор

III

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ В СЕЛЕ

15-16. Видовой состав древесной растительности села и школьного сада



17. Анализ первичных экологических и природоохранных материалов



18. Травянистые растения села





19. Жизненность растений



20. Обилие растений в селе




21. Определение самочувствия и защищенности растений


22. Растения и мы




23.Растения- домашние любимцы

9

2




1




1




1



1



1


1




1


Практическая работа на местности

(см. прил.7)



Урок обработки статистических и полученных данных



Работа с литературой, гербариями, фотографиями



Урок- «встреча» с преподавателем биологии


Практическая работа на местности



Практическая работа


Проведение социологического опроса

(см. прил. 8)



Самостоятельная работа учащихся


Контроль выполнения практических работ

Контроль проведения работ


Контроль использования литературных данных

Контроль восприятия информации

Контроль выполнения практических работ

--//--

Контроль подготовки и проведения опроса

Контроль проведения работ


Блокнот, карандаш, 8 колышков с яркими ленточками


Материалы предыдущих исследований, листы бумаги, фломастеры

Гербарий, определитель растений, учебная литература

Тетради, схемы, учебная литература


Определитель растений, тетрадь



Блокнот, карандаш, ленточки


Бланки анкет, ручки, блокнот


Тетради, ручки

IV

ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ В СЕЛЕ

24. Обитатели водоёмов села и его окрестностей




25. Численность и видовой состав почвенных и напочвенных беспозвоночных


26. Птицы в селе



27. Наши четвероногие друзья


28. Самочувствие животных в селе


5

1



1


1


1


1


Изучение степени заселенности водоёмов живыми организмами (см. прил.9)



Работа с научной литературой


Практическая работа на местности



Самостоятельная творческая работа


Практическая работа



Контроль выполнения практических работ

Контроль подбора информации

Контроль проведения работ

--//--


Контроль проведения работ


4 банки, пипетки, микроскопы, клок сена


Научная и справочная литература

Определитель птиц, бинокль, блокнот


Тетради, ручки


Блокнот, карандаш

V

ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

29. Образ жизни




30. Особенности питания



31. Анализ своей активности в течении рабочей недели, выходных и каникул

32. Телевизор и компьютер в доме




33-34. Итоговая практическая конференция

4

1




1



1


1




2


Проведение социологического опроса

(см.прил. 10)



Практическая работа



Практическая работа


Практическая работа (см.прил. 11)


Контроль подготовки и проведения опроса

Контроль проведения работ

--//--


Контроль проведения работ


Анкетные бланки, ручки, карандаши



Часы, блокнот, карандаш


Блокнот, ручка


Часы, блокнот, карандаш







ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

План физико-географической характеристики территории

  1. Определить природный район, в приделах которого расположена территория, в какой его части;

  2. Определить географические координаты местности;

  3. Определить природные объекты (реки, озера, хребты, долины и тд.) в пределах территории;

  4. Каков общий характер поверхности, средние высоты местности;

  5. Краткая характеристика водных объектов территории;

  6. Краткая характеристика климата;

  7. Краткая характеристика природных комплексов;

  8. Определить социальную составляющую территории (Населенные пункты, дороги, промышленные предприятия, поля и тд.).




ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

План характеристики растительного мира территории

  1. Определить количество видов растений в пределах территории;

  2. Определить соотношение древесных, кустарниковых и травянистых растений;

  3. Определить возрастную структуру растительности;

  4. Рассчитать величину территории покрытой растительностью;

  5. Оценить степень антропогенного влияния на растительность территории.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

План характеристики животного мира территории

  1. Определить количество видов животных в пределах территории;

  2. Распределить виды животных по группам, в соответствии с принадлежностью к природному сообществу;

  3. Определить, исходя из опроса местных жителей, динамику численности видов животных;

  4. Оценить степень влияния человеческой деятельности на видовой и численный состав животного мира территории.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Рекомендации по выбору модельных экосистем

  1. Оценить степень включенности экосистем в жизнедеятельность социума территории;

  2. Оценить массовую долю видов живых организмов относящуюся к той или иной экосистеме.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Рекомендации по закладке учетных площадок

  1. Учетные площадки должны представлять собой полигоны размером 10*10м (100*100м);

  2. Выбор учетных площадок должен основываться на типичности видового состава органического мира;

  3. Учетная площадка не должна находиться вблизи границ экосистемы;

  4. Учетная площадка должна быть промаркирована на карте и на местности (но без нанесения вреда живой природе).


ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Практическая работа «Изучение запыленности воздуха зимой»

Оборудование: снегомер, стеклянные банки, пробирки, фильтровальная бумага, весы, блокноты, карандаши.

Ход работы:

  1. Провести забор снега в изучаемых местностях;

  2. Принести пробы в кабинет, растопить снег в естественных условиях, исключив попадание посторонних предметов;

  3. Визуально оценить степень мутности талой воды;

  4. Профильтровать пробы в отдельности;

  5. Фильтровальную бумагу с осадком взвесить на лабораторных весах;

  6. Все результаты занести в подготовленные таблицы, проанализировать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

План описания видового состава растительности

  1. На экспериментальной площадке подсчитать количество разновозрастных групп, составить гистограмму возрастной структуры рассматриваемого вида;

  2. Рассмотреть возрастную структуру сосны, березы и др. на участках с разной рекреационной нагрузкой

  3. Изучить структуру популяции рассматриваемого вида;

  4. Сделать вывод о перспективах развития данной популяции.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Социологический опрос «Растения и мы»

  1. Перечислите растения, которые Вы активно используете в повседневной жизни

  2. Есть ли растения, отсутствие которых вы бы не заметили?

  3. Знаете ли Вы названия растений произрастающих в естественных условиях в окрестностях села?

  4. Какие растения Вам необходимы для жизни?

  5. Считаете ли вы сорные растения ненужными в природе? Почему?

  6. Есть ли у Вас комнатные растения? Для каких целей Вы их разводите?

  7. Считаете ли вы необходимым охранять растительность нашего края?


ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Практическая работа «Обитатели водоемов села и его окрестностей»

Оборудование: 4 банки, пипетки, микроскопы, клок сена, сачки, блокноты, карандаши, фотоаппараты.

Ход работы

  1. С помощью сачков провести отлов животных - обитателей данных водоемов;

  2. Провести анализ донного грунта, на предмет обнаружения бентоса;

  3. Все полученные образцы сфотографировать, с помощью определителя выяснить видовую принадлежность, затем выпустить в воду;

  4. Приготовить сенный отвар, добавить к нему воду из исследуемых водоемов.

  5. Через 3 дня провести микроскопическое исследование полученных образцов, с целью выявления видового и количественного состава простейших.

  6. Полученные данные занести в таблицу, проанализировать, сделать вывод.


ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Социологические опрос «Ваш образ жизни»

  1. Как часто Вы бываете на свежем воздухе?

  2. Считаете ли Вы свой образ жизни активным?

  3. Какое время в течении дня Вы тратите на физический труд?

  4. Сколько времени в день Вы тратите на пассивный отдых (просмотр телепередач, чтение книг и тд.)

  5. Как Вы предпочитаете отдыхать летом? Зимой?

  6. Регулярно ли Вы питаетесь?

  7. Крепко ли Вы спите? Как долго?

  8. Занимаетесь ли Вы спортом? Каким видом?

  9. Испытываете ли вы негативное воздействие электронной и бытовой техники на работе и лома?

  10. Каким образом Вы могли бы улучшить свой образ жизни? Или он Вас устраивает?


ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

Практическая работа «Телевизор и компьютер дома»

Оборудование: домашняя техника, часы, блокнот, ручка

Ход работы:

Приготовить и заполнить по ходу проведения работы следующую таблицу –

Вид

технического

устройства

Марка

модель

Расстояние

от зрителей

до экрана

Способы нейтрализации

негативного излучения

от производителя

Время

проводимое

у экрана

за день

Индивидуальные способы борьбы с негативным излучением технических средств

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Экология родного села

Автор: Бусовикова Елена Викторовна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Исследовательская работа: «Экология родного села»."
    ["seo_title"] => string(53) "issliedovatiel_skaia_rabota_ekologhiia_rodnogho_siela"
    ["file_id"] => string(6) "411749"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493199063"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Отчет о проведении  1 декады пришкольного лагеря "Солнышко"   отряда "Пчелки" СШ № 16 села Садовое "
    ["seo_title"] => string(106) "otchiet-o-proviedienii-1-diekady-prishkol-nogho-laghieria-solnyshko-otriada-pchielki-ssh-16-siela-sadovoie"
    ["file_id"] => string(6) "102625"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402537843"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Творческий проект на тему "Водный бассеин реки Шешма на территории села Нижняя Кармалка". "
    ["seo_title"] => string(100) "tvorchieskii-proiekt-na-tiemu-vodnyi-bassiein-rieki-shieshma-na-tierritorii-siela-nizhniaia-karmalka"
    ["file_id"] => string(6) "137546"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417366580"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Практико- ориентированный проект "Проблемы экологии языком искусства""
    ["seo_title"] => string(71) "praktiko-oriientirovannyi-proiekt-probliemy-ekologhii-iazykom-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "269734"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893944"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Экологическая экскурсия "
    ["seo_title"] => string(28) "ekologhichieskaia-ekskursiia"
    ["file_id"] => string(6) "113479"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410285862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства