Программа по экологии "Экология родного села" предназначена для учащихся 9 класса как элективного курса, который рассчитан на 34 часа.Целью данного элективного курса является формирование ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде, на основе краеведческого материала, экологических знаний и умений.
Основу обучения составляет проектная методика, которая позволяет учащимся самостоятельно, выполняя практические работы, сопоставлять данные, выделять причинно-следственные связи, планировать свои действия и творчески мыслить.
Практикум по экологии родного села включает в себя описание экосистем села и его окрестностей, изучение и оценку факторов воздействия социальной среды на природную.
Контроль знаний, умений и навыков в данном курсе наиболее целесообразно проводить в виде создания и защиты исследовательских работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экология родного села»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Шергинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю ____________
_______________________
_______________________
Программа
элективного курса по экологии
«Экология родного села»
Автор:учитель 1 кв.категории Бусовикова Е.В.
с. Шергино
Пояснительная записка
Современному человечеству ежедневно приходиться сталкиваться с огромным количеством экологических проблем. На сегодняшний день, ни один человек в мире не может похвастаться хотя бы относительным экологическим благополучием. Знания о экологических взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов окружающей среды, делают понятной необходимость воспитания экологической культуры и экологической ответственности у каждого человека. Особенно важно закладывать основы экологической культуры ещё в школе. Экологически грамотное новое поколение, ответственно относящееся к окружающей среде, является своеобразным «залогом» будущего устойчивого развития цивилизации.
Данный элективный курс предназначен для изучения в 9 классе, в целях повышения интереса к предмету «экология» (который изучается в 10-11 классах) и получения базовых экологических знаний, умений, навыков. Кроме того, изучение экологии родного села будет способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, сопричастности и соответственности за происходящие события в окружающей их среде.
Познание природы родного края является одной из важнейших задач современной экологии. Такие исследования требуют серьёзной научной подготовки и специального оборудования. Однако некоторые работы могут выполняться учащимися средних школ, что определяется доступностью объектов исследование, при использовании стандартного школьного оборудования и специальной литературы. Результаты подобных исследований обогащают науку новыми фактами, а учащихся – новыми знаниями и умениями, что делает данных элективный курс по настоящему интересным и увлекательным.
Видовой состав окружающей растительности и животного мира, характер его взаимоотношений с ноосферой, планировка села, способ озеленения, уровень загрязнения воздуха, вод и почвы – вот те вопросы, над которыми трудятся учащиеся в рамках данного элективного курса. Ответы на эти вопросы будут интересны всем жителям села и могут быть представлены на суд широкой общественности, повлиять на работу местных муниципалитетов.
Таким образом, целью данного элективного курса является формирование ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде, на основе краеведческого материала, экологических знаний и умений.
В рамках заданной цели, ставятся следующие задачи:
- раскрыть совместно с учащимися основные особенности экологических взаимосвязей на конкретных примерах местной природной и социальной среды;
- сформировать практические навыки и умения в проведении элементарных экологических исследований и экспериментов;
- выявить особенности воздействия жителей села на окружающую среду;
- рассмотреть главные аспекты социальной общественной жизни села, отношения сельчан к природной среде;
- охарактеризовать основные природные комплексы на территории и в окрестностях села;
- совершенствование навыков работы с картами, научной литературой, документацией и периодикой;
тестов и проверочных заданий для контроля полученных знаний и умений, в том числе и на CD- носителях.
Основу обучения составляет проектная методика, которая позволяет учащимся самостоятельно, выполняя практические работы, сопоставлять данные, выделять причинно-следственные связи, планировать свои действия и творчески мыслить.
Практикум по экологии родного села включает в себя описание экосистем села и его окрестностей, изучение и оценку факторов воздействия социальной среды на природную.
Контроль знаний, умений и навыков в данном курсе наиболее целесообразно проводить в виде создания и защиты исследовательских работ.
Литература:
Практикум по экологии города. Программа элективного курса. Бойко Г.И., Захлебный А.Н., Скалон Н.В./ Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам. Составитель А.Ю. Понтин
Практикум по экологии: Учебное пособие под ред. С.В.Алексеева.- М.: АО МДС, 1996
География Бурятии. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. –Улан-Удэ, 1994
Статистические данные сельской и районной администрации
Физико-географические и социально-экономические карты России, Республики Бурятия и Кабанского района, отдельная карта села и близлежащих земель.
Атласы определители растений, насекомых животных и птиц.
Учебно-тематический план (на 34 учебных часа)
№
РАЗДЕЛ
ТЕМА
КОЛИ-
ЧЕСТ
ВО ЧАСОВ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ
КОНТРОЛЯ
ОСНАЩЕНИЕ
I
ОПИСАНИЕ ЭКОСИСТЕМ СЕЛА ШЕРГИНО И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ
1.Физико-географическая характеристика территории
2. Характеристика растительного мира территории
3. Характеристика животного мира территории
4. История села
5. Зелёные зоны села
6. Водоёмы села и его окрестностей
7. Выбор модельных экосистем
8-9. Закладка учетных площадок
9
1
1
1
1
1
1
1
2
работа с картами и справочной литературой (см. прил.1)
работа с литературой, картами растительности, контурной картой (см. прил. 2)
работа с литературой, картами животного мира, фотографиями, видеоматериалом
(см. прил.3)
урок- конференция
урок- экскурсия
рассказ учителя, работа с картами
урок- диспут
(см. прил.4)
практическая работа (см. прил.5)
Контроль выполнения заданий
--//--
Контроль выполнения исследования
Контроль изложения материала
Контроль ведения наблюдений
Контроль восприятия знаний
Контроль умения вести аргументированную дискуссию
Контроль выполнения исследования
Физическая карта России, тетрадь, справочные материалы
Контурные карты, определители растений, гербарии
Определители животных, насекомых, птиц, фотографии
Материалы краеведческого кружка, фотографии
Карта села, тетрадь, фотоаппарат
Карты села, района, республики, учебники географии