Использование информационно коммуникационных технологий на уроках биологии.
Использование информационно коммуникационных технологий на уроках биологии.
Работа предназначена для учителей,которые хотели бы сделать свои уроки наиболее интересными с помощью ИКТ.Цель работы не заключается в том ,как использовать учителю ИКТ на уроках,я думаю это с легкостью давно и успешно делают все.А как привлечь учащихся к выполнению творческих заданий, создание презентаций ,конкурсов,викторин с помощью компьютера и сделать урок интересным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационно коммуникационных технологий на уроках биологии. »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Учитель биологии МОУ «СОШ№128»
Фролова Марина Васильевна
В настоящее время обновляется содержание образования, разрабатываются новые
учебники, программы учебных курсов, пособия, использование которых направлено на повышение эффективности образовательного процесса.
Сейчас по каждому учебному предмету создано до десяти учебно-методических
комплектов. Наряду с выпуском учебников и пособий на бумажных носителях информации, издаются электронные пособия. Поэтому традиционные средства наглядности меняются, учебный материал становится динамичным, что позволяет изучать предмет на разных уровнях сложности.
Возникает вопрос: почему успешное решение образовательных задач в школе не
всегда приводит к успешным результатам человека в жизни? Можно предположить, что современная методология обучения отстает от динамично меняющегося мира, который требует от человека новых навыков мышления, а поэтому и нового содержания, новых методов и средств обучения.
Одним из таких средств обучения является использование информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ).
Сегодня для выпускника важно не просто обладать определенными знаниями, а
знания являются средством развития личности, его творческого потенциала и
информационно-коммуникационные технологии предоставляют для этого большие
возможности.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю:
- перейти на качественно новый уровень обучения школьников;
- эффективно подготовить и провести все виды учебных занятий;
-планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей
учащихся и уровня их подготовки;
-активизировать познавательный интерес к изучаемому предмету.
Достоинством применения ИКТ в обучении является повышение его качества за счет
интереса к работе с компьютером, поэтому использование компьютера на уроках биологии может быть методом организации активной работы учащихся, сделав уроки более наглядными и интересными.
В настоящее время выпущено много электронных дисков по биологии, которые
содержат обширный материал по всем разделам курса биологии. В них содержится много фотографий, озвученных видеофрагментов, анимаций с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, интерактивные трехмерные модели, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, а также обширный справочный материал.
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный
материал. В курсе биологии есть темы, к которым подобрать наглядный материал
достаточно нелегко. Например, разделы «История развития биологии», «Первая медицинская помощь» и другие. Электронные издания устраняют эту сложность. При этом наглядность не только иллюстрирует, а помогает в усвоении учебного материала. Наличие разнообразных материалов для оценки качества обучения в электронном формате позволяет оперативно проверять знания и корректировать знания ученика.
Эффективная форма представления материала по биологии –
презентации в программе Microsoft Power Point. Урок, сделанный в программе Microsoft Power Point, позволяет использовать короткие видеофрагменты, анимацию, музыку, кроме того, позволяет вернуться в любую часть урока за секунды, что помогает в усвоении даже трудного материала. Раньше я сама готовила презентации к урокам экологии, так как электронных изданий по биологии достаточно, а вот по экологии их мало. Теперь, достаточно предложить учащимся приготовить презентацию к уроку ,они тут же включаются в этот интересный творческий процесс. У меня накопилось достаточно много материала по самым разным темам : «Загрязнение окружающей среды», «Энергия ветра, солнца и другие нетрадиционные виды энергетики», «Экологические проблемы нашего города» и другие. Я не даю учащимся 9-11 классов, задание по одной и той же теме, зная как не хватает времени старшеклассникам на то ,чтобы подготовиться к школе. Поэтому каждый получает свое индивидуальное задание, и оно не дублируется другими. Совсем по-другому обстоит дело в подготовке презентаций к уроку у учащихся 5-х классов. Я сообщаю ребятам тему следующего урока, и каждый, кто хочет, готовит свой материал к ней. Это может быть традиционное написание сообщения на бумаге, с красочными картинками, фотографиями из интернета( источник информации не важен, главное знать материал и уметь интересно рассказать это одноклассникам). Но чаще всего в последнее время, это конечно же презентации . Меня удивляет как быстро и ловко даже пятиклассники научились работать в программе Microsoft Power Point. Наверное , это объясняется изучением информатики в нашей школе с 5-го класса. Редко так бывает, когда темы презентаций совпадают, обычно ребята договариваются между собой ,кто и о чем будет рассказывать на следующем уроке. Например, к уроку по теме «Жизнь в морях и океанах» были приготовлены самые разные презентации: «Акулы», «Морские коньки», «Рыба-меч», «Электрический скат», «Синий кит» и другие. В конце урока – рефлексия: подводим итог урока ,вспоминаем ,что узнали нового и заполняем маленькие анкеты, в которых всего-то два вопроса: какая презентация была лучшей и почему. Имя победителя оглашается сразу, так как это повышает творческий потенциал учащихся. При изучении биологии 8-го класса «Человек», я постоянно использую мультимедийное приложение к этому учебнику. Но и даже оно требует определенной доработки. Например после таких тем как «Пищеварительная система» , «Дыхательная система» и других, отводится урок на изучение заболеваний по каждой системе и профилактика их. Не все заболевания рассматриваются из тех, которые впоследствии, встречаются в ЕГЭ по биологии. И здесь опять на помощь приходят сами учащиеся.Они готовят очень познавательные и поучительные по содержанию презентации на тему: «Гипоксия», «Туберкулез легких», «Влияние курения на легкие», « Отчего возникает гастрит у школьников», «Как правильно надо питаться», «Губительное влияние алкоголя» , «Вред энергетиков» , «Сколиоз и его профилактика» и другие.
Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на всех
этапах урока: при актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении
полученных знаний, а также для контроля знаний.
Таким образом, применение ИКТ в процессе обучения биологии повышает его
качество, эффективность, делает более наглядным и насыщенным, а также способствует развитию у школьников различных общеучебных умений и навыков.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют учащимся:
- качественно усвоить учебный материал на уровне обязательного минимума
содержания биологии Федерального компонента государственного образовательного
стандарта;
- повысить интерес к изучаемому предмету;
- помочь в подготовке к сдаче ЕГЭ, поступлению в вуз;
- расширить знания по изучаемому предмету;
-подготовить сообщения и рефераты;
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы при
различном оснащении кабинета биологии (при наличии одного компьютера, интерактивной доски или при помощи компьютеров на каждом рабочем месте). ИКТ предоставляет огромные возможности как для реализации творческого потенциала учителя, так и для развития интеллектуального потенциала и интереса к изучаемому предмету.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Наличие компьютера, мультимедийного проектора и интерактивной цифровой доски значительно расширило возможности применения ИКТ в образовательном процессе. Учитель не прикован к своему рабочему месту (компьютеру), что позволяет осуществлять более тесный контакт с аудиторией и незамедлительную обратную связь.
Возможность ведения конспекта урока на доске и последующее хранение в базе данных, позволяет преподавателю всегда иметь возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.
В результате: учебное время урока организуется более рационально; расширились возможности в выборе средств и методов обучения; повысилась мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие и успеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение и комфорт урока.
Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
• Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
• Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы . Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.
• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
• После занятия файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.
Итак можно сделать выводы: При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет следующих возможностей:
• Инновационная наглядность изучаемого материала; возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения;
• возможность развивать креативные способности детей за счет моделирования, конструирования, мыследеятельностного и виртуального эксперимента;
• повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебного предмета.