Формирование информационных компетенций на уроках биологии
Формирование информационных компетенций на уроках биологии
Материал из опыта работы учителя в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовавтельном процессе. Материал может быть использован учителями биологии при подготовке к урокам и как материал для аттестации.В статье рассмотрены различные варианты использования ИКТ на разных этапах проведения уроков и внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование информационных компетенций на уроках биологии »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
муниципального образования Щербиновский район
село Шабельское
Учитель биологии Слесаренко С.П.
Использование информационных технологий на уроках биологии.
…происходит эволюция универсальной информационной сети, способной связать воедино всех людей. Речь идет о наступлении нового века. Технология предлагает нам намного более значительные информационные и коммуникационные ресурсы. Эти ресурсы столь велики, что очевидно: мы вступаем в новую эру – информационный век.
У.Дайзард
Введение.
Одна из главных проблем современного школьного образования – подготовка выпускников к жизни в современном обществе, к профессиональной деятельности, к возможности получения дальнейшего образования. От нас ждут конкурентоспособных учеников, способных быть квалифицированными специалистами.
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника — вот современные условия образовательного процесса. Такие высокие запросы удовлетворить, основываясь на традиционных методиках, становится все труднее и труднее. Необходимы новые методы, новые формы деятельности и новые результаты учебного процесса. Если раньше приоритетной целью образования являлось усвоение суммы знаний, которые выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика. И качества этой личности определяются новым социальным заказом общества. Американский бизнесмен Джон Гриллос заявил, что не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решение, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь.
Эти способности, способы деятельности, которые пригодятся независимо от того, какую профессию изберет выпускник и есть ключевые компетенции и их формирование есть основная задача российского образования (Концепция модернизации образования до 2010 года).
Богатейшие возможности для этого предоставляют информационные технологии.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Благодаря президентской программе обеспечения школ компьютерами и «Национальной концепции образования», применение информационных технологий в школах становится неотъемлемой частью любого урока. Для преподавания биологии использование информационных технологий позволяет наглядно демонстрировать процессы, происходящие на клеточном, организменном и надорганизменных уровнях жизни, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.
Владение информационными технологиями – одна из компетенций современного учителя биологии. В своей педагогической работе я постоянно использую информационные средства для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предмету.
Основная часть.
В настоящее время существует ряд отработанных моделей использование ИКТ во время урока и во внеурочной деятельности. В своей работе я применяю следующие:
1. Презентации Power Point – наиболее эффективные формы представления материала по биологии. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Презентации могут включать в себя анимацию, аудио и видеофрагменты. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, формируются системы мыслеобразов.
Создать такие презентации может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Я использую и свои собственные презентации и презентации других учителей, которые сейчас доступны каждому в сети Интернет.
Применение мультимедийных презентаций возможно на любом этапе урока.
Например, при проведении урока «Эволюция человека» в 8 классе презентация используется на этапах объяснения нового материала, закрепления нового материала и для самопроверки правильности выполненных заданий.
Кроме того, презентации используются во внеурочной деятельности для представления проектов учеников.
2. В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные пособия – электронные энциклопедии и электронные учебники, и учебные курсы. Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д.
В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: удобная система поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. Я использую эти пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации.
Например, при проведении лабораторной работы в 6 или 8 классе по теме «Ткани человека» использую диск «Открытая биология», для демонстрации микропрепаратов тканей. Здесь важно проследить, чтобы учащиеся сопоставляли видимый объект в микроскопе с изображением в электронном учебнике.
3. Уроки с использованием ресурсов сети Интернет.
Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы:
Использование ресурсов Сети учителем: исследование сайтов по интересующей тематике.
Использование ресурсов Сети учениками: при изучении текстового материала по заданной учителем теме
Контроль знаний: тесты с самопроверкой, сетевые конкурсы, олимпиады, викторины.
Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным
При организации урока с применением ресурсов сети Интернет:
Прежде всего, я планирую свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Выбираю темы, при изучении которых Интернет ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения, и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.
Нахожу самые лучшие ресурсы и составляю список Web- сайтов, с которыми учащимся необходимо познакомиться, выполняя задание учителя.
Объясняю определенную тему, даю задание школьникам. Для его выполнения необходимо познакомиться с Интернет - ресурсами. Предварительно определяю сложность заданий, их объем, величину школьных групп (возможна и индивидуальная работа учеников). Очень важно, чтобы найденная в сети информация отсутствовала в учебниках.
Школьники публично представляют выполненные задания либо в электронном виде отправляются для проверки.
Например, на уроке по теме «Строение клетки» в 10 профильном классе при закреплении материала учащимся даю задание заполнить таблицу по материалам сайта
http://school-collection.edu.ru
http://www.mathcell.ru/favicon.ico
Название органоида
Особенности строения, рисунок
Функции органоида
Учащиеся заполняют электронный вариант таблицы и присылают на проверку учителю
Ученикам предлагается выполнить тест на сайте
http://www.mathcell.ru/favicon.ico
Данный урок нацелен на обучение работе с информацией, которую нужно найти, вычленить, преобразовать и представить учителю.
Другой возможный сценарий урока: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию. Такие уроки можно проводить по темам «Биотехнология», «Генная инженерия», «Клонирование за и против», материала по которым в учебнике недостаточно.
4. Работа с тестами в Net-school.
Известный педагог-исследователь Ю.К. Бабанский поставил перед педагогической наукой задачу: "Нужны контрольные материалы, проверяющие не только наличие и прочность, но и осмысленность знаний". Использование компьютера в контроле знаний способствует решению этой и других задач образования по следующим причинам: • применение компьютера для непосредственной проверки и оценки знаний повышает объективность контроля
• применение компьютера сокращает время между этапами выполнения теста, анализа его результатов и этапом коррекции, повышая его эффективность.
Для решения этой задачи мной разработан комплекс тестов в Net-school с выбором ответов. Основными преимуществами этих тестов является простота их использования и быстрая обработка результатов, которые сразу выставляются в электронный журнал и в электронный дневник ученика.
Эти тесты я использую как тренировочные задания для подготовки к контрольным работам. Учащиеся могут выполнять эти тесты в любое удобное для них время. Непосредственно на уроках, я провожу тесты по проверке домашнего задания или для закрепления нового материала с возможностью коррекции знаний. Учащиеся имеют возможность в каникулярное время исправить неудовлетворительные оценки, ликвидировать пробелы в знаниях.
Заключение.
Применение информационных технологий на уроках биологии:
интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает информационный фон, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы её восприятия учащимися;
позволяет изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе средств компьютерной графики и моделирования;
материал к уроку учитель может приготовить заранее, что обеспечивает на уроке оптимальный темп и сложность и экономит время на обсуждение. Материал всегда структурирован, это дает возможность его поэтапного изучения;
электронные материалы доступны учащимся и во внеурочное время для самоподготовки и самоконтроля;
материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета;
способствует развитию творческих способностей детей через создание образовательных информационных продуктов.
Список литературы:
Андреев,А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования./А.А.Андреев // Школьные технологии.2001,№3
Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре./А.Н. Дахин // Школьные технологии. 2006, №5.
Ильясова, Т.В. Современные информационные технологии в обучении/Т.В. Ильясова, Е.Е. Полянская, Е.В. Фабрикантова. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. – 92.с.
Роберт, И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе. /И.В.Роберт // Школьные технологии. 2006, № 6.
Цветкова, М.С. Проект «Информатизация системы образования» и проблемы его методического обеспечения. / М.С. Цветкова // Школьные технологии. 2005, № 6