В статье описаны возможности применения электронных образовательных ресурсов различных категорий: материалов с интернет-сайтов, школьной медиатеки, виртуальных лабораторий и др. Раскрыты возможности материально-технического обеспечения кабинета биологии - интерактивной доски, мобильного класса. Все из личного опыта работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
на уроках биологии (из опыта работы)
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить. А. Дистервег
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
В 2016 году планируется введение профессионального стандарта педагога, в котором в трудовые функции учителя заложены:
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-технологиями)
Владение ИКТ-компетенциями:
Общепользовательская ИКТ-компетентность,
Общепедагогическая ИКТ-компетентность,
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.
Кроме того, с 2015-2016 учебного года в Федеральный перечень допущенных и рекомендованных учебников будут включены только те учебники, которые имеют электронный вариант. Программы начального общего образования, полностью в 2014-15 учебном году перешедшие на Федеральный государственный образовательный стандарт, уже имеют обязательное электронное приложение в составе всех УМК по всем предметам, а с 2015-2016 года такое приложение имеют учебники 5 и частично 6 классов.
Преподавание биологии предполагает использование различных средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов, т.е. наблюдение и эксперимент. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования. Использование ЦОР на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов. Кабинет биологии в нашей школе оборудован микроскопами, в том числе и цифровыми, комплектом карточек, научно-познавательной литературой, комплектом таблиц, набором моделей по всем разделам курса, видеопрезентационным оборудованием с электронными наглядными пособиями для всех классов. В 2012 году подключен беспроводной интернет. На уроках и во внеурочное время я использую ЦОР. У меня есть возможность развивать творческие способности моих учеников, используя проблемно-развивающее обучение на уроках, в домашнее задание я включаю не только типовые творческие задания, но и проекты, и мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких, опорных образов, дающих необходимую информацию, что облегчает запоминание. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащихся целостную картину биологического процесса; интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. У меня появилась возможность с максимальной полнотой проиллюстрировать биологические законы и теории с помощью фактологического материала. Эти пособия дают возможность расширить рамки школьного курса биологии, совершить интересную экскурсию в удивительный мир живых организмов, показать связь биологии с литературой, искусством, историей, музыкой, географией, химией. Мои ученики находят для себя много интересных и познавательных фактов при выполнении рефератов и проектных работ, а мне это облегчает преподавание сложных тем, обеспечивает новые подходы к проверке знаний учащихся. В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ с применением лабораторного оборудования (куда входят наборы микропрепаратов, 5 школьных микроскопов и 10 цифровых микроскопов). У меня появилась возможность увеличить объём лабораторных и практических работ, что позволяет повысить интерес биологии как школьному предмету, развивать практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге – повысить качество знаний.
В 2014-м году в кабинет биологии приобретен мобильный класс (10+1). Этот комплект незаменим при работе с электронными приложениями к учебникам, различными системами тестирования, например, программой «MyTest», предлагаемой к свободному распространению сайтом «Видеоуроки.нет». Мобильный класс удобен в работе с детьми, имеющими ОВЗ в области зрения, т.к. презентация или видеофрагмент, показанный на экране, заставляет таких детей напрягать зрение – а это часто приводит к появлению головной боли и других соматических расстройств. Особенно, когда представляемый материал предполагает длительную работу с ним (например, работа с таблицами, изображениями). И уж, конечно, при поиске информации в сети «Интернет» нет незаменимее помощника, чем ПК на каждом столе. Мобильный класс, кроме того, решает проблему использования в работе электронных версий учебников. Я являлась участником апробации электронного учебника В.В. Пасечника «Биология. 5 класс» издательства «Просвещение». В апреле-мае 2015 года скачанный с сайта учебник был установлен на ноутбуки мобильного класса через приложение «Учебник цифрового века», опробован в 6-м классе и получил высокую оценку учеников. Однако отмечу, что работа мобильного класса мною изучена только в составе классов малокомплектной школы (3-7 учеников в классе), где он, несомненно, является весьма эффективным средством, доступным контролю учителя.
Состав оборудования позволяет осуществить более 60 лабораторных работ по всем разделам (в объёме, установленном программой; а также давать дополнительные работы для мотивированных учащихся). Каждый ученик на лабораторной работе имеет отдельный микроскоп, что позволяет выполнить работу самостоятельно (раньше у меня было всего 2 микроскопа, и лабораторные работы превращались в демонстрацию). А использование цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличение изображения исследуемого объекта на экране и фиксирование этого изображения для последующего сравнения и использования (при работе в группах, парах или с целым классом).
Внедрение компьютерных технологий на уроках (виртуальные опыты, модели, демонстрации) даёт возможность уяснить суть явления. В процессе работы ребята могут управлять демонстрацией, включив кнопки: «Провести опыт», «Проверь себя», «Это интересно», а биологические словарики, которые входят в комплект, помогут правильно построить рассказ о сути опыта, сделать необходимые выводы, обогащают словарный запас.
Поистине революционным изобретением являются интерактивные доски. Используя такие доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, схемы, данные электронных учебников. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Всё это способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками.
Как пример работы с электронными образовательными ресурсами предлагаю разработанный мною урок в 8 классе по теме «Питание – основа жизни» (см. приложение).
В заключение хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, нереально, да и не нужно. Увлечение компьютеризацией привело к тому, что наши дети легче управляют кнопками и клавиатурой, чем карандашом и ручкой. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.
Литература:
"Профессиональный стандарт педагога", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013
Приказ министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Минобразования РФ от 27.12.1993 N 529 «Об утверждении Перечней учебного оборудования для общеобразовательных учреждений»
Приказ Минобразования и науки России от 05.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»