Анализ педагогической практики в современной школе в России за последние годы чётко обозначил переход на гуманистические личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания. В стране идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Объективная обусловленность модернизации школы, как ведущего элемента образовательной системы, предопределяется изменением социального заказа со стороны общества. Обществу нужен человек, функционально - грамотный, умеющий работать на результат, способный к социально–значимым достижениям.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.
Достижение цели образования видится через разработку и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адекватности всех элементов педагогической системы, а именно: целей содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогноз соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.
Важнейшей составляющей учебного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования педагогических технологий характеризуется переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.
Среди множества применяемых технологий, на мой взгляд, несколько подзабытой выступает технология модульного обучения, включающая дидактические приемы, способные решить задачи современного образования.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографии П. А. Юцявичене.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей учения работая с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Под технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозирующий характер. Характерными чертами модульной технологии являются:
индивидуальный темп обучения;
широкий способ индивидуального усвоения знаний;
дифференциация;
деятельностный характер обучения.
В модульной технологии интеграция осуществляется по трём основным наравлениям: сжатия, модульности и проблемности.
Концепция сжатия учебной информации обусловлена необходимостью структурировать и систематизировать знания в эпоху информационной насыщенности. Реализация теории развивающего обучения требует, чтобы школьник учился в зоне ближайшего развития постоянно.
Из теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной берётся главное - ориентировочная основа действий. Обучение может осуществляться только в процессе учебных действий и имеет две основы ориентировочную и исполнительную.
Ориентировочная основа - это совокупность необходимых условий для формирования и качества учебных действий.
Модульное обучение строится на основе теории интенсификации и оптимизации обучения (по Ю. К. Бабанскому). Поскольку модульная технология ведёт к повышению интенсивности учебного труда учащихся, то обучение необходимо организовать с соблюдением критерия оптимальности, то есть с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Теория модульного обучения была бы неполной, если бы не опиралась на рефлексивный подход, определяющийся как процесс самопознания учеником своих внутренних психологических актов и состояний.
Третьим направлением интеграции является проблемность.
Теория проблемного обучения, разработанная М. И. Махмутовым, предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения. Психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С. T. Рубинштейном.
Проблемное о бучение наиболее эффективно воздействует на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, оказывает влияние на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем, наконец, - на развитие творческого мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Анализ педагогической практики в современной школе в России за последние годы чётко обозначил переход на гуманистические личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания. В стране идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Объективная обусловленность модернизации школы, как ведущего элемента образовательной системы, предопределяется изменением социального заказа со стороны общества. Обществу нужен человек, функционально - грамотный, умеющий работать на результат, способный к социально–значимым достижениям.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.
Достижение цели образования видится через разработку и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адекватности всех элементов педагогической системы, а именно: целей содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогноз соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.
Важнейшей составляющей учебного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования педагогических технологий характеризуется переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.
Среди множества применяемых технологий, на мой взгляд, несколько подзабытой выступает технология модульного обучения, включающая дидактические приемы, способные решить задачи современного образования.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографии П. А. Юцявичене.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей учения работая с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Под технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозирующий характер. Характерными чертами модульной технологии являются:
индивидуальный темп обучения;
широкий способ индивидуального усвоения знаний;
дифференциация;
деятельностный характер обучения.
В модульной технологии интеграция осуществляется по трём основным наравлениям: сжатия, модульности и проблемности.
Концепция сжатия учебной информации обусловлена необходимостью структурировать и систематизировать знания в эпоху информационной насыщенности. Реализация теории развивающего обучения требует, чтобы школьник учился в зоне ближайшего развития постоянно.
Из теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной берётся главное - ориентировочная основа действий. Обучение может осуществляться только в процессе учебных действий и имеет две основы ориентировочную и исполнительную.
Ориентировочная основа - это совокупность необходимых условий для формирования и качества учебных действий.
Модульное обучение строится на основе теории интенсификации и оптимизации обучения (по Ю. К. Бабанскому). Поскольку модульная технология ведёт к повышению интенсивности учебного труда учащихся, то обучение необходимо организовать с соблюдением критерия оптимальности, то есть с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Теория модульного обучения была бы неполной, если бы не опиралась на рефлексивный подход, определяющийся как процесс самопознания учеником своих внутренних психологических актов и состояний.
Третьим направлением интеграции является проблемность.
Теория проблемного обучения, разработанная М. И. Махмутовым, предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения. Психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С. T. Рубинштейном.
Проблемное о бучение наиболее эффективно воздействует на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, оказывает влияние на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем, наконец, - на развитие творческого мышления.
.Поэтому из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в процессе модульного обучения могут решаться как теоретические, так и практические проблемы.
Технология модульного обучения имеет существенные отличия от других дидактических систем. Эти отличия выражаются в следующем:
Содержание обучения может быть представлено в укрупнённых информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.
Обучающийся получает технологическую карту действий
Форма обучения учителя и ученика переводится на субъект - субъектную основу.
Обучающемуся дается большая возможность работать самостоятельно, учиться саморегуляции, самовыражению,
Бесспорное достоинство технологии заключается в её гибкости.
Технология модульного обучения не могла родиться из ничего. Она основана на многих современных педагогических теориях и концепциях, которые являются ведущими в современной дидактике. В модульной технологии принципиально меняется функция учителя от информационно - контролирующей к кнсультативно- координирующей.
Модульная технология в значительной степени связана с самообразованием и групповыми формами организации учебного процесса. Она позволяет поставить ученика в различные ситуации и роли, что делает его субъектом обучения, активным соучастником добывания знаний. У учащихся происходит развитие таких психических феноменов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения и самостоятельность.
Обучаясь, подростки постигают реальный смысл практической необходимости знаний в решении своих жизненно важных задач, учатся видеть социальные проблемы, вариативность их решения. Всё это позволяет выпускнику школы быстро включиться в социальную жизнь, уметь находить решение сложных проблем.
Модульная технология даёт возможности:
развивать творческое мышление учащихся через проблемные модули;
способствовать переходу от внешней мотивации к внутренней нравственно волевой регуляции;
создать условия для развития рефлексии учащихся, необходимые им для формирования реальной самооценки;
изменить оценочную деятельность учителя и учащихся, сочетая индивидуальные и общепринятые эталоны;
повысить эффективность образовательного процесса,
гарантировать достижение обучаемыми запланированных результатов обучения;
создать реальные условия для профессионального самосовершенствования, педагога и возможности самореализации и самовыражения обучающихся;
Модульная технология универсальна, то есть, пригодна для преподавания любых предметов и формирования УУД.