Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Анализ педагогической практики в современной школе в России за последние годы чётко обозначил переход на гуманистические личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания. В стране идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Объективная обусловленность модернизации школы, как ведущего элемента образовательной системы, предопределяется изменением социального заказа со стороны общества. Обществу нужен человек, функционально - грамотный, умеющий работать на результат, способный к социально–значимым достижениям.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.
Достижение цели образования видится через разработку и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адекватности всех элементов педагогической системы, а именно: целей содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогноз соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.
Важнейшей составляющей учебного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования педагогических технологий характеризуется переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.
Среди множества применяемых технологий, на мой взгляд, несколько подзабытой выступает технология модульного обучения, включающая дидактические приемы, способные решить задачи современного образования.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографии П. А. Юцявичене.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей учения работая с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Под технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозирующий характер. Характерными чертами модульной технологии являются:
В модульной технологии интеграция осуществляется по трём основным наравлениям: сжатия, модульности и проблемности.
Концепция сжатия учебной информации обусловлена необходимостью структурировать и систематизировать знания в эпоху информационной насыщенности. Реализация теории развивающего обучения требует, чтобы школьник учился в зоне ближайшего развития постоянно.
Из теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной берётся главное - ориентировочная основа действий. Обучение может осуществляться только в процессе учебных действий и имеет две основы ориентировочную и исполнительную.
Ориентировочная основа - это совокупность необходимых условий для формирования и качества учебных действий.
Модульное обучение строится на основе теории интенсификации и оптимизации обучения (по Ю. К. Бабанскому). Поскольку модульная технология ведёт к повышению интенсивности учебного труда учащихся, то обучение необходимо организовать с соблюдением критерия оптимальности, то есть с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Теория модульного обучения была бы неполной, если бы не опиралась на рефлексивный подход, определяющийся как процесс самопознания учеником своих внутренних психологических актов и состояний.
Третьим направлением интеграции является проблемность.
Теория проблемного обучения, разработанная М. И. Махмутовым, предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения. Психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С. T. Рубинштейном.
Проблемное о бучение наиболее эффективно воздействует на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, оказывает влияние на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем, наконец, - на развитие творческого мышления.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт