kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных учебных действий на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа являетяся итоговой контрольной работой

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Групповые формы работы как средство формирования

коммуникативных учебных действий на уроках биологии"

.Содержание работы:

1. Актуальность ИР

2. Цель и задачи ИР                                                                  

3. Ожидаемые результаты   

II. Основная часть                                                                                    

1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)                                                                                          

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок                                                         

2.2. Контрольно-оценочный блок                                                                          

3. Ресурсный блок (условия)     

III. Заключение

Выводы по ИР    

  1.                                                                                         

IV. Информационные источники

(использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

Просмотр содержимого документа
«Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных учебных действий на уроках биологии »

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования





Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Групповые формы работы как средство формирования

коммуникативных учебных действий на уроках биологии»


СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 10 по 14 февраля 2014 года

2 сессия: с 24 по 28 февраля 2014 года



Выполнила: Хмелева Вита Вальденмаровна

учитель биологии

ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево





2014г.

Оглавление


I. Вводная часть

1. Актуальность ИР

2. Цель и задачи ИР

3. Ожидаемые результаты

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок

2.2. Контрольно-оценочный блок

3. Ресурсный блок (условия)

III. Заключение

Выводы по ИР

IV. Информационные источники

(использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)









I. Вводная часть.

Актуальность

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и уметь управлять процессами общения.

На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.

Новые социальные запросы общества и федеральный государственный образовательный стандарт определяют в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

С точки зрения разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Освоение коммуникативных УУД позволит обучающимися приобрести социальную компетентность, включающую :

1. Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совме­стной деятельности или обмену информацией.

2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

3. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Работу в группе (включая ситуации учебного сотруд­ничества и проектные формы работы).

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества и т.д. (А.Г. Асмолов, 2007)

На такой результат направлена модернизация российского образования,

стандарты второго поколения ,так как в современном обществе очевидны ряд проблем:

- в условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, и как следствие консервируются в виде негативного стиля общения школьников;

-у значительного количества детей коммуникативные трудности приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты;

-у некоторых обучающихся наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками.

Таким образом, существуют противоречий:

-между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе;

- между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.

- между необходимостью работы в группе и трудностями, возникающими при этом из-за неумения современных школьников работать совместно;

- между необходимостью в коммуникационном взаимодействии и толерантности членов общества и низким уровнем коммуникативной компетентности, что находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной, межличностной тревожностью и даже случаями проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Следовательно, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (коммуникативных УУД) в ходе обучения данные проблемы и противоречия преодолеть нельзя.

На основе противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему:

Несоответствие между общими требованиями программы и фактическим уровнем коммуникативных УУД у обучающихся ; несформированность у школьников навыков коммуникативной деятельности.

Цель:

Включение в процесс обучения групповых форм деятельности обучающихся, способствующих формированию и развитию у учащихся коммуникативных УУД.

Задачи:

1. научить учащихся слушать и слышать друг друга;

2. научить учащихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями формирования коммуникации;

3. научить учащихся выслуживать чужое мнением и выска­зывать своё;

4. научить учащихся устанавливать рабочие отношения, эффективно сотруд­ничать;

5. научить учащихся обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

Ожидаемые результаты

В следствии целенаправленной и системной работы учащиеся приобретут базовые коммуникативные компетенций:

  • умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

  • умение подтверждать аргументы фактами;

  • умение понимать точку зрения другого (в том числе автора);

  • критичное отношения к своему мнению;

  • умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели

Современному обществу необходимы коммуникабельные личности, способные решать многие коммуникативные задачи. Работа в группе – один из способов научить обучающихся их решать .

Групповая работа способствует формированию умения общать­ся и взаимодействовать с другими, помогает созданию учебной мо­тивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоя­тельной оценке своей работы.

Практика организации совместной учебной работы школь­ников в группе показывает следующие её преимущества: воз­растает объём и глубина понимания усваиваемого материала; на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; снижается школь­ная тревожность; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочён­ность класса; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность; помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учё­том позиции других людей, становятся более ответственными.

2. Описание изменений в образовательном процессе

2.1. Содержательно-технологический блок

Второй год в нашем образовательном учреждении в рамках региональной экспериментальной площадки реализуется ФГОС ООО. Как учитель биологии я работаю над темой «Формирование коммуникативных учебных действий». Соответственно, важное место в моей работе уделяется использованию на уроках различных форм работы, направленных на формирование и развитие коммуникативных учебных действий. Я хочу остановиться на групповой форме работы.

Групповую форму работы я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений. В 5-7 классах такие уроки часто проходят в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и ин­терес к предмету.

Для организации групповой работы класс делится при вы­полнении задания на микро группы (пары) или на группы по 4-6 человек. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. Вначале, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже по желанию каждый ученик может выполнить все эти операции самостоятельно. Это позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Во время работы учени­ков по группам я, как учитель, выступаю в роли эксперта , объясняющего, от­слеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы, а также в роли наблюдателя . Сообщаю основные правила и приёмы правильного восприятия дея­тельности каждого члена группы: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на сопровождение ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа. Также объ­ясняю, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко изла­гал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей с другими участниками групповой работы .

Групповые формы работы

Взаимные проверки

В ходе взаимной проверки заданий при подготовке, например, к итоговой работе по теме учащиеся группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этой формы групповой работы одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят и к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

Создание компьютерной презентации

Каждой подгруппе учащихся предлага­ется создать компьютерную презентацию по определённой теме (в рамках темы урока или выбранной детьми). Сна­чала в процессе общего обсуждения группа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Получен­ные презентации демонстрируются другой группе или классу , которые оценивает понятность и полноту представления темы.

Например в рамках темы «Растения»-6 класс задание составить презентацию на тему:

1 группа - «Лекарственные растения нашей местности»;

2 группа – «Приемы и методы фитотерапии»;

3 группа – «Растения и нетрадиционные формы оздоровления»;

4 группа – «Значение растений в жизни человека»

Ролевые постановки

Ролевое проигрывание (сценки) позволяет учащимся помимо закрепления знаний по теме в игровой форме успешно отрабатывать и усваивать навыки культуры общения, примеряя на себе социальные роли . Очень важно, чтобы совре­менные подростки осознавали, что культура поведения явля­ется неотъемлемой частью системы межличностного общения. Задание в рамках раздела биологии «Человек и его здоровье» .Разыграйте диалоги в разных ситуациях: «На приеме у травматолога», « На приеме у терапевта», «На приеме у врача стоматолога», « Прием ведет врач нарколог» и др.










2.2. Контрольно-оценочный блок

Сущность контролирующих функций проверки заключается в выявлении:

- знаний (их объем, систематизация и фундаментальность, глубина овладения);

- уровня сформированности коммуникативных УУД;



Оценка сформированности коммуникативных УУД

Наблюдение учителя.

Оценка письменного ответа обучающегося

Оценка «5» выставляется при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок.

Оценка «3» выставляется при наличии 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок.

Оценка «2» выставляется при наличии 5 и более орфографических ошибок.

Оценка устного ответа обучающегося

Критерии:

  1. Полнота и правильность ответа.

  2. Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.

  3. Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.





3. Ресурсный блок (условия)

1. Кадровые условия.

Должно осуществляться непрерывное профессиональное развитие учителей (курсы повышения квалификации).

2. Материально-технические условия.

Оснащение школы недостаточно: не во всех кабинетах есть ПК и выход в интернет, мультимедийных досок и проекторов не более 5 на школу. Сканеров и принтеров в свободном доступе для учителей тоже нет.

3. Психолого-педагогические условия.

В каждой школе должен работать психолог.

Иногда ребенку очень трудно открыться, а это очень важно не только для формирования и развития коммуникативных учебных действий, но и других.

4. Информационно-методические условия.

Учебно-методические и информационные ресурсы (различные типы интерактивных, мультимедийных, электронных школьных учебников).


III. Заключение

Организация групповых форм работы на уроках русского языка при формировании коммуникативных учебных действий позволяет учащимся:

1. развить умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

2. увеличить сплочён­ность класса;

3. развить критичное отношение к своему мнению;

4. приобрести умение строить своё поведение с учё­том позиции других людей;

5. лучше понимать друг друга и самих себя;

6. развить умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. развить умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.


IV. Информационные источники

Нормативные документы:

1. Закон РФ об образовании

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

3. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

5. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

6. ФГОС полного общего образования.


Основные источники:


1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.  – М., Педагогика, 1986. – 143 с.

4. Ступницкая М. А., Белов А.В., Родионов В. А. Оценка без стресса: новый старый подход. Здоровье детей. — 2003. - № 17

5. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». - М., 2004.

6. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. - М., 2005.


Интернет – ресурсы:

  1. http://standart.edu.ru

  2. http://www.mon.gov.rucайт Министерства образования и науки РФ



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хмелева Вита Вальденмаровна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-biologhii-svoistva-zhivogho-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412841280"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок биологии ФГОС в 5 классе по теме Животные. Простейшие."
    ["seo_title"] => string(66) "urok-biologhii-fgos-v-5-klassie-po-tiemie-zhivotnyie-prostieishiie"
    ["file_id"] => string(6) "300679"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456768400"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства