В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и уметь управлять процессами общения.
На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.
Новые социальные запросы общества и федеральный государственный образовательный стандарт определяют в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
С точки зрения разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Освоение коммуникативных УУД позволит обучающимися приобрести социальную компетентность, включающую :
1. Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.
2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.
3. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
4. Работу в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества и т.д. (А.Г. Асмолов, 2007)
На такой результат направлена модернизация российского образования,
стандарты второго поколения ,так как в современном обществе очевидны ряд проблем:
- в условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, и как следствие консервируются в виде негативного стиля общения школьников;
-у значительного количества детей коммуникативные трудности приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты;
-у некоторых обучающихся наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками.
Таким образом, существуют противоречий:
-между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики всовременной школе;
- между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.
- между необходимостью работы в группе и трудностями, возникающими при этом из-за неумения современных школьников работать совместно;
- между необходимостью в коммуникационном взаимодействии и толерантности членов общества и низким уровнем коммуникативной компетентности, что находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной, межличностной тревожностью и даже случаями проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Следовательно, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (коммуникативных УУД) в ходе обучения данные проблемы и противоречия преодолеть нельзя.
На основе противоречий можно сформулировать существующую профессиональнуюпроблему:
Несоответствие между общими требованиями программы и фактическим уровнем коммуникативных УУД у обучающихся ; несформированность у школьников навыков коммуникативной деятельности.
Цель:
Включение в процесс обучения групповых форм деятельности обучающихся, способствующих формированию и развитию у учащихся коммуникативных УУД.
Задачи:
1. научить учащихся слушать и слышать друг друга;
2. научить учащихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями формирования коммуникации;
3. научить учащихся выслуживать чужое мнением и высказывать своё;
5. научить учащихся обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
Ожидаемые результаты
В следствии целенаправленной и системной работы учащиеся приобретут базовые коммуникативные компетенций:
умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
умение подтверждать аргументы фактами;
умение понимать точку зрения другого (в том числе автора);
критичное отношения к своему мнению;
умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
II. Основная часть
1.Теоретическое описание модели
Современному обществу необходимы коммуникабельные личности, способные решать многие коммуникативные задачи. Работа в группе – один из способов научить обучающихся их решать .
Групповая работа способствует формированию умения общаться и взаимодействовать с другими, помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы.
Практика организации совместной учебной работы школьников в группе показывает следующие её преимущества: возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; снижается школьная тревожность; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочённость класса; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность; помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, становятся более ответственными.
2. Описание изменений в образовательном процессе
2.1. Содержательно-технологический блок
Второй год в нашем образовательном учреждении в рамках региональной экспериментальной площадки реализуется ФГОС ООО. Как учитель биологии я работаю над темой «Формирование коммуникативных учебных действий». Соответственно, важное место в моей работе уделяется использованию на уроках различных форм работы, направленных на формирование и развитие коммуникативных учебных действий. Я хочу остановиться на групповой форме работы.
Групповую форму работы я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений. В 5-7 классах такие уроки часто проходят в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к предмету.
Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микро группы (пары) или на группы по 4-6 человек. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. Вначале, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже по желанию каждый ученик может выполнить все эти операции самостоятельно. Это позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Во время работы учеников по группам я, как учитель, выступаю в роли эксперта , объясняющего, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы, а также в роли наблюдателя . Сообщаю основные правила и приёмы правильного восприятия деятельности каждого члена группы: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на сопровождение ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа. Также объясняю, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей с другими участниками групповой работы .
Групповые формы работы
Взаимные проверки
В ходе взаимной проверки заданий при подготовке, например, к итоговой работе по теме учащиеся группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этой формы групповой работы одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят и к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).
Создание компьютерной презентации
Каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме (в рамках темы урока или выбранной детьми). Сначала в процессе общего обсуждения группа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой группе или классу , которые оценивает понятность и полноту представления темы.
Например в рамках темы «Растения»-6 класс задание составить презентацию на тему:
1 группа - «Лекарственные растения нашей местности»;
2 группа – «Приемы и методы фитотерапии»;
3 группа – «Растения и нетрадиционные формы оздоровления»;
4 группа – «Значение растений в жизни человека»
Ролевые постановки
Ролевое проигрывание (сценки) позволяет учащимся помимо закрепления знаний по теме в игровой форме успешно отрабатывать и усваивать навыки культуры общения, примеряя на себе социальные роли . Очень важно, чтобы современные подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой частью системы межличностного общения. Задание в рамках раздела биологии «Человек и его здоровье» .Разыграйте диалоги в разных ситуациях: «На приеме у травматолога», « На приеме у терапевта», «На приеме у врача стоматолога», « Прием ведет врач нарколог» и др.
2.2. Контрольно-оценочный блок
Сущность контролирующих функций проверки заключается в выявлении:
- знаний (их объем, систематизация и фундаментальность, глубина овладения);
- уровня сформированности коммуникативных УУД;
Оценка сформированности коммуникативных УУД
Наблюдение учителя.
Оценка письменного ответа обучающегося
Оценка «5» выставляется при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок.
Оценка «3» выставляется при наличии 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок.
Оценка «2» выставляется при наличии 5 и более орфографических ошибок.
Оценка устного ответа обучающегося
Критерии:
Полнота и правильность ответа.
Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.
3. Ресурсный блок (условия)
1. Кадровые условия.
Должно осуществляться непрерывное профессиональное развитие учителей (курсы повышения квалификации).
2. Материально-технические условия.
Оснащение школы недостаточно: не во всех кабинетах есть ПК и выход в интернет, мультимедийных досок и проекторов не более 5 на школу. Сканеров и принтеров в свободном доступе для учителей тоже нет.
3. Психолого-педагогические условия.
В каждой школе должен работать психолог.
Иногда ребенку очень трудно открыться, а это очень важно не только для формирования и развития коммуникативных учебных действий, но и других.
Организация групповых форм работы на уроках русского языка при формировании коммуникативных учебных действий позволяет учащимся:
1. развить умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
2. увеличить сплочённость класса;
3. развить критичное отношение к своему мнению;
4. приобрести умение строить своё поведение с учётом позиции других людей;
5. лучше понимать друг друга и самих себя;
6. развить умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7. развить умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферыв отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.
IV. Информационные источники
Нормативные документы:
1. Закон РФ об образовании
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
3. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
5. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
6. ФГОС полного общего образования.
Основные источники:
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М., Педагогика, 1986. – 143 с.
4. Ступницкая М. А., Белов А.В., Родионов В. А. Оценка без стресса: новый старый подход. Здоровье детей. — 2003. - № 17
5. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». - М., 2004.
6. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. - М., 2005.
Интернет – ресурсы:
http://standart.edu.ru
http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ