kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии ФГОС в 5 классе по теме Животные. Простейшие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОС в 5 классе  Тема урока «Животные. Простейшие. »

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о животных Типа простейшие.

Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни

Задачи:

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравни­вать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных за­даний

- сформировать и закрепить знания об представителях типа простейшие животные; строении и функциях.

- Выработать умение распознавать животных.

- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.

- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

Тип урока: Урок формирования новых знаний; комбинированный                                                                       Оснащение урока: мультимедиа, презентация, рисунки учебника.

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей про­стейших; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки простейших животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей простейших в природе и жизни чело­века;

 будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших животных; основные признаки представителей простейших; значение простейших животных в природе и жизни человека

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные- научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит  возможность  научиться: ориен­тироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

 Коммуникативные - научится:  принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность  научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказы­вания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск ин­формации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Простейшие, одноклеточные, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, малярийный плазмодий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии ФГОС в 5 классе по теме Животные. Простейшие.»

Урок по ФГОС в 5 классе Тема урока «Животные. Простейшие. »

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о животных Типа простейшие.

Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни

Задачи:

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравни­вать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных за­даний

- сформировать и закрепить знания об представителях типа простейшие животные; строении и функциях.

- Выработать умение распознавать животных.

- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.

- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

Тип урока: Урок формирования новых знаний; комбинированный Оснащение урока: мультимедиа, презентация, рисунки учебника.

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей про­стейших; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки простейших животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей простейших в природе и жизни чело­века;

будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших животных; основные признаки представителей простейших; значение простейших животных в природе и жизни человека

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам


Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные- научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориен­тироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказы­вания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск ин­формации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Простейшие, одноклеточные, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, малярийный плазмодий

I.Актуализация знаний:

- Какое значение имеют растения для животных? (Мес­то обитания и пища.)

- В чем заключается космическая роль растений? (Растения улавливают солнечные лучи и, используя их энергию, создают питательные вещества, которые являются источником энергии для всех остальных живых организмов, в том числе и для человека.)

- В зависимости от значения в жизни человека на ка­кие группы делят растения?

(Дикорастущие и куль­турные. Культурные, в свою очередь, делят на пище­вые, кормовые, технические, декоративные, лекар­ственные.)

- Чем дикие растения отличаются от культурных? (Дикие растения не нуждаются в заботе и уходе че­ловека.)

1.Схема на доске: Дикорастущие-

Культурные-

Технические-

Пищевые-

Декоративные-

Кормовые-

Задание: Распределить растения по значению( загадки, картинки растений)

1.Хороша трава Красная голова И медку подарит И чайку заварит(иван-чай)

2.Синий пиджак жёлтая подкладка,в середине сладко . (слива)

3.Мал-малочек В сыру землю зашёл Шапку нашёл(лён).

4.Сорок одёжек и все без застёжек (капуста)

5 Красная девица Сидит в темнице ,а коса на улице (морковь)

6.На усах расту я тонких

На болотах самых топких

И за кислым витамином, толпы лезут по трясинам (клюква)

II. Мотивация к изучению нового мате­риала. Формулирование темы и целей урока.

- Мы с вами познакомились с царством растений, определили особенности их строения и жизнедеятельности. Сегодня приступаем к изучению другого царства, и я думаю, что вы уже догадались, о каком царстве идет речь.

Тема урока: «Животные. Простейшие». Мы позна­комимся с особенностями строения и жизнедеятель­ности царства животных. Сегодня на уроке перед нами стоит не простая, но очень интересная задача - познакомиться с особенностями строения и образом жизни одноклеточных животных, научиться находить сходства и различия в строении и передвижении од­ноклеточных животных


Открываем тетради и записываем тему урока « Животные. Простейшие.»

Рассказ учителя: общее знакомство с простейшими

Простейшие ,как вам уже известно, имеют микроскопические размеры. Внешний вид их очень разнообразен. Одни имеют твердый скелет, тело других заключено в раковины, третьи не имеют постоянной формы тела. Это царство животных. Среди жи­вотных встречаются как одноклеточные, так и много­клеточные формы: от микроскопических до 25-30 м в длину.

Тело простейших состоит из одной клетки.

  • Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus - амёба протей).

 (Выделите основные признаки амёбы)

1.Амёба обитает в пресных водах,

На самом дне, где илистая муть.

В среде, где очень мало кислорода

Амёба ищет свой особый путь.

3.Движение посредством ложноножек

Увидеть можно только в микроскоп:

Течёт в мешочек из мембранной кожи

Густая цитоплазма, как сироп.

2.Обычные амёбы меньше точки,

Но делятся, однако, и живут.

Притом морские мелкие комочки

И горы меловые создают.

4.В растворе соли клеточка сжималась,

Как будто тельце ощущало боль,

При этом учащенно сокращалась,

Выталкивая жидкость, вакуоль.

 «Амеба» в переводе с латинского означает "изменчивая". Встречается на дне прудов с загрязненной водой. Похожа на маленький, студенистый комочек, который постоянно меняет свою форму. У амебы одновременно может образовываться несколько ложноножек, и тогда они окружают пищу – бактерии, водоросли, других простейших. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пузырек – пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ, входящих в состав пищи, и переваривает их. В результате пищеварения образуются питательные вещества, которые просачиваются из вакуоли в цитоплазму и идут на построение тела амебы. Нерастворенные остатки выбрасываются наружу в любом месте тела амебы.В цитоплазме имеется сократительная вакуоль, функция которой - регуляция осмотического давления внутри тела амебы. Размножение у амебы бесполое, происходит путем деления клетки надвое. При наступлении неблагоприятных условий амеба превращается в цисту.

Класс Жгутиковые

Рассмотрим строение жгутиконосцев на примере Эвглены Зелёной..На переднем конце клетки расположен жгутик. Сбоку от него расположено небольшое красноватое пятнышко – светочувствительный глазок. Почти весь объем клетки эвглены занимают многочисленные хлоропласты неправильно-округлой формы и травянисто-зеленого цвета. В центральной зоне клетки расположено ядро. Между хлоропластами в большом количестве накапливаются мелкие зерна – отложения резервного углевода. Единственная сократительная вакуоль располагается в непосредственной близости от жгутикового кармана. В цитоплазме эвглены имеется хлоропласты, придающих ей зеленый цвет. Эвглена может питаться двумя различными способами: на свету – как зеленые растения; в темноте – как животные, усваивая готовые органические вещества. Свободнодвижущие жгутиковые населяют пресные и морские водоемы, паразитические формы обитают в теле человека и животных.

Тип Инфузории Инфузория-туфелька (Paramecium caudatum).

К типу инфузории относят около 6000 видов простейших, для движения им необходимо большое количество ресничек. У большинства инфузорий два ядера: большое и малое.Среди инфузорий есть свободноживущие обитатели пресных и морских водоемов и паразиты человека и животных. К свободноживущим инфузориям относят инфузорию-туфельку. Питается инфузория бактериями, одноклеточными водорослями, которые перевариваются в пищеварительных вакуолях. Непереваренные остатки выбрасываются через порошицу.Сократительные вакуоли сокращаются поочередно.Бесполое размножение осуществляется путем поперечного деления и сопровождается делением макро- и микронуклеусов. Через несколько поколений в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс конъюгация.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в группах:

1группа – Подготовить рассказ про амёбу обыкновенную по плану:

  • размер

  • особенности строения

  • многообразие

  • местообитания


2группа - Подготовить рассказ про инфузорию- туфельку по плану:


  • размер

  • особенности строения

  • многообразие

  • местообитания

  • передвижение

3 группа - Подготовить рассказ про малярийного плазмодия по плану:

  • размер

  • особенности строения

  • многообразие

  • местообитания

  • передвижение


4группа - Выпишите значение простейших в природе и жизни человека по плану:

  • размер

  • особенности строения

  • многообразие

  • местообитания

  • передвижение

  1. группа - Выпишите общую характеристику простейших по плану:

  • жизненные функции

  • питание

  • среда обитания

  • представители простейших

Заслушиваем выступления, подводим итоги.

IV. Первичное закрепление изученного материала.


Задание «Семафор»

  1. Тело простейших состоит из одной и более клеток

  2. Амеба способна к фотосинтезу

  3. Эвглена зеленая передвигается при помощи ресничек

  4. Малярийный плазмодий – простейшее паразит

  5. Амеба живет в пресных водоемах

  6. Животные питаются готовыми органическими веществами

  7. Инфузория-туфелька передвигается при помощи ресничек

  8. Некоторые простейшие могут вызывать заболевания

  9. Ключ (4,6,7,8,10)

Задание «Семафор»

  1. Все простейшие животные имеют постоянную форму тела.

  2. В клетке простейших имеется одно ядро.

  3. Амеба передвигается с помощью ложноножек.

  4. Инфузория туфелька питается бактериями, обрывками водорослей.

  5. Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через поверхность тела и сократительную вакуоль.

  6. В питании эвглена зеленой участвуют хлоропласты.

  7. Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.

  8. Пищеварительные вакуоли не образуются.

  9. В цитоплазме инфузории туфельки два ядра.

  10. Могут питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами.

Ключ (3,5,6,7,9,10 )

Задание «Семафор»

  1. Отметьте номера характеристик понятия «паразит»:

1.Животное, которое обитает в организме другого животного и человека, приносит ему вред

2.Животное, которое переносит паразита от одного животного или человека к другому

3.Организм, на котором обитает другое животное, приносящее вред первому

4.Малярийный комар

5.Человек

6.Малярийный плазмодий

7.Дизентерийная амеба

8.Лямблия


V. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

- Что было самым важным на уроке?


VI. Подведение итогов.

Оценивание учащихся во время урока, комментирую оценки

Домашнее задание

Учебник, с. 91-93; дополнительно: просмотреть дополнительный материал и выполнить задания по электронному приложению; подготовить презентацию, сообщения по теме «Беспозвоночные»

      1. Или заполнение таблицы «Строение одноклеточных животных» (в каждой из колонок ставится знак «+» или «–» (наличие или отсутствие указанной в левой колонке структуры).

Структура

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

Оболочка

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+(2)

Ложноножки

+

Жгутик

+

Реснички

+

Пищеварительная вакуоль

+

+

Сократительная вакуоль

+

+

+





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии ФГОС в 5 классе по теме Животные. Простейшие.

Автор: Киреева Таиса Михайловна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-5-klassie-na-tiemu-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "138210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417514435"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Активизация познавательного интереса обучающихся через применение терминов в стихах на уроках биологии в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(157) "aktivizatsiia-poznavatiel-nogho-intieriesa-obuchaiushchikhsia-chieriez-primienieniie-tierminov-v-stikhakh-na-urokakh-biologhii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "147375"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419363578"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей"  ОС "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-znachieniie-vodorosliei-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418831510"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технологическая карта урока "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "142369"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418286343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства