Урок биологии ФГОС в 5 классе по теме Животные. Простейшие.
Урок биологии ФГОС в 5 классе по теме Животные. Простейшие.
Урок по ФГОС в 5 классе Тема урока «Животные. Простейшие. »
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о животных Типа простейшие.
Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни
Задачи:
Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.
Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий
- сформировать и закрепить знания об представителях типа простейшие животные; строении и функциях.
- Выработать умение распознавать животных.
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: Урок формирования новых знаний; комбинированный Оснащение урока: мультимедиа, презентация, рисунки учебника.
Планируемыерезультаты(предметные)
Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки простейших животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей простейших в природе и жизни человека;
будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших животных; основные признаки представителей простейших; значение простейших животных в природе и жизни человека
Личностные результаты
Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные- научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии ФГОС в 5 классе по теме Животные. Простейшие.»
Урок по ФГОС в 5 классе Тема урока «Животные. Простейшие. »
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о животных Типа простейшие.
Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни
Задачи:
Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.
Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий
- сформировать и закрепить знания об представителях типа простейшие животные; строении и функциях.
- Выработать умение распознавать животных.
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: Урок формирования новых знаний; комбинированный Оснащение урока: мультимедиа, презентация, рисунки учебника.
Планируемыерезультаты(предметные)
Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки простейших животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей простейших в природе и жизни человека;
будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших животных; основные признаки представителей простейших; значение простейших животных в природе и жизни человека
Личностные результаты
Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные- научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
- Какое значение имеют растения для животных? (Место обитания и пища.)
- В чем заключается космическая роль растений? (Растения улавливают солнечные лучи и, используя их энергию, создают питательные вещества, которые являются источником энергии для всех остальных живых организмов, в том числе и для человека.)
- В зависимости от значения в жизни человека на какие группы делят растения?
(Дикорастущие и культурные. Культурные, в свою очередь, делят на пищевые, кормовые, технические, декоративные, лекарственные.)
- Чем дикие растения отличаются от культурных? (Дикие растения не нуждаются в заботе и уходе человека.)
1.Схема на доске: Дикорастущие-
Культурные-
Технические-
Пищевые-
Декоративные-
Кормовые-
Задание: Распределить растения по значению( загадки, картинки растений)
1.Хороша трава Красная голова И медку подарит И чайку заварит(иван-чай)
2.Синий пиджак жёлтая подкладка,в середине сладко . (слива)
3.Мал-малочек В сыру землю зашёл Шапку нашёл(лён).
4.Сорок одёжек и все без застёжек (капуста)
5 Красная девица Сидит в темнице ,а коса на улице (морковь)
6.На усах расту я тонких
На болотах самых топких
И за кислым витамином, толпы лезут по трясинам (клюква)
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
- Мы с вами познакомились с царством растений, определили особенности их строения и жизнедеятельности. Сегодня приступаем к изучению другого царства, и я думаю, что вы уже догадались, о каком царстве идет речь.
Тема урока: «Животные. Простейшие». Мы познакомимся с особенностями строения и жизнедеятельности царства животных. Сегодня на уроке перед нами стоит не простая, но очень интересная задача - познакомиться с особенностями строения и образом жизни одноклеточных животных, научиться находить сходства и различия в строении и передвижении одноклеточных животных
Открываем тетради и записываем тему урока « Животные. Простейшие.»
Рассказ учителя: общее знакомство с простейшими
Простейшие ,как вам уже известно, имеют микроскопические размеры. Внешний вид их очень разнообразен. Одни имеют твердый скелет, тело других заключено в раковины, третьи не имеют постоянной формы тела. Это царство животных. Среди животных встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные формы: от микроскопических до 25-30 м в длину.
Тело простейших состоит из одной клетки.
Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus - амёба протей).
(Выделите основные признаки амёбы)
1.Амёба обитает в пресных водах,
На самом дне, где илистая муть.
В среде, где очень мало кислорода
Амёба ищет свой особый путь.
3.Движение посредством ложноножек
Увидеть можно только в микроскоп:
Течёт в мешочек из мембранной кожи
Густая цитоплазма, как сироп.
2.Обычные амёбы меньше точки,
Но делятся, однако, и живут.
Притом морские мелкие комочки
И горы меловые создают.
4.В растворе соли клеточка сжималась,
Как будто тельце ощущало боль,
При этом учащенно сокращалась,
Выталкивая жидкость, вакуоль.
«Амеба» в переводе с латинского означает "изменчивая". Встречается на дне прудов с загрязненной водой. Похожа на маленький, студенистый комочек, который постоянно меняет свою форму. У амебы одновременно может образовываться несколько ложноножек, и тогда они окружают пищу – бактерии, водоросли, других простейших. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пузырек – пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ, входящих в состав пищи, и переваривает их. В результате пищеварения образуются питательные вещества, которые просачиваются из вакуоли в цитоплазму и идут на построение тела амебы. Нерастворенные остатки выбрасываются наружу в любом месте тела амебы.В цитоплазме имеется сократительная вакуоль, функция которой - регуляция осмотического давления внутри тела амебы. Размножение у амебы бесполое, происходит путем деления клетки надвое. При наступлении неблагоприятных условий амеба превращается в цисту.
Класс Жгутиковые
Рассмотрим строение жгутиконосцев на примере Эвглены Зелёной..На переднем конце клетки расположен жгутик. Сбоку от него расположено небольшое красноватое пятнышко – светочувствительный глазок. Почти весь объем клетки эвглены занимают многочисленные хлоропласты неправильно-округлой формы и травянисто-зеленого цвета. В центральной зоне клетки расположено ядро. Между хлоропластами в большом количестве накапливаются мелкие зерна – отложения резервного углевода. Единственная сократительная вакуоль располагается в непосредственной близости от жгутикового кармана. В цитоплазме эвглены имеется хлоропласты, придающих ей зеленый цвет. Эвглена может питаться двумя различными способами: на свету – как зеленые растения; в темноте – как животные, усваивая готовые органические вещества. Свободнодвижущие жгутиковые населяют пресные и морские водоемы, паразитические формы обитают в теле человека и животных.
Тип Инфузории Инфузория-туфелька (Paramecium caudatum).
К типу инфузории относят около 6000 видов простейших, для движения им необходимо большое количество ресничек. У большинства инфузорий два ядера: большое и малое.Среди инфузорий есть свободноживущие обитатели пресных и морских водоемов и паразиты человека и животных. К свободноживущим инфузориям относят инфузорию-туфельку. Питается инфузория бактериями, одноклеточными водорослями, которые перевариваются в пищеварительных вакуолях. Непереваренные остатки выбрасываются через порошицу.Сократительные вакуоли сокращаются поочередно.Бесполое размножение осуществляется путем поперечного деления и сопровождается делением макро- и микронуклеусов. Через несколько поколений в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс конъюгация.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа в группах:
1группа – Подготовить рассказ про амёбу обыкновенную по плану:
размер
особенности строения
многообразие
местообитания
2группа - Подготовить рассказ про инфузорию- туфельку по плану:
размер
особенности строения
многообразие
местообитания
передвижение
3 группа - Подготовить рассказ про малярийного плазмодия по плану:
размер
особенности строения
многообразие
местообитания
передвижение
4группа - Выпишите значение простейших в природе и жизни человека по плану:
размер
особенности строения
многообразие
местообитания
передвижение
группа - Выпишите общую характеристику простейших по плану:
Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через поверхность тела и сократительную вакуоль.
В питании эвглена зеленой участвуют хлоропласты.
Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.
Пищеварительные вакуоли не образуются.
В цитоплазме инфузории туфельки два ядра.
Могут питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами.
Ключ (3,5,6,7,9,10 )
Задание «Семафор»
Отметьте номера характеристик понятия «паразит»:
1.Животное, которое обитает в организме другого животного и человека, приносит ему вред
2.Животное, которое переносит паразита от одного животного или человека к другому
3.Организм, на котором обитает другое животное, приносящее вред первому
4.Малярийный комар
5.Человек
6.Малярийный плазмодий
7.Дизентерийная амеба
8.Лямблия
V. Рефлексияучебной деятельности
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?
- Что было самым важным на уроке?
VI. Подведение итогов.
Оценивание учащихся во время урока, комментирую оценки
Домашнее задание
Учебник, с. 91-93; дополнительно: просмотреть дополнительный материал и выполнить задания по электронному приложению; подготовить презентацию, сообщения по теме «Беспозвоночные»
Или заполнение таблицы «Строение одноклеточных животных» (в каждой из колонок ставится знак «+» или «–» (наличие или отсутствие указанной в левой колонке структуры).