kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грибы. Растения и Люди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Грибы, растения и люди – на первый взгляд, это сочетание слов покажется странным.  Что такое грибы, мы все вроде бы знаем. Ведь грибы – это не только всем известные подберёзовики, маслята и рыжики…

    Например, для того чтобы размолотые  в муку зёрна злаков стали хлебом, а сок виноградных ягод вином, необходимо участие дрожжей – грибов, правда, микроскопических, у которых нет ни шляпки, ни ножки.

    Грибы участвуют не только в создании пищевых продуктов, но и в уничтожении их. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грибы. Растения и Люди. »


Конкурс исследовательских работ учащихся





























Кунгурский район - 2015





Введение.


Грибы, растения и люди – на первый взгляд, это сочетание слов покажется странным. Что такое грибы, мы все вроде бы знаем. Ведь грибы – это не только всем известные подберёзовики, маслята и рыжики…

Например, для того чтобы размолотые в муку зёрна злаков стали хлебом, а сок виноградных ягод вином, необходимо участие дрожжей – грибов, правда, микроскопических, у которых нет ни шляпки, ни ножки.

Грибы участвуют не только в создании пищевых продуктов, но и в уничтожении их.

Кто из нас не видел трухлявых деревьев – это работа грибов – « трутовиков», они способны разрушить большие сооружения созданные человеком.

А земледелец, который ждал богатый урожай и радовался всходам. Заколосились хлеба, налились колосья, и вдруг вместо полновесных зёрен появилась пылящаяся масса. Урожай пропал: растение поразила страшная болезнь – пыльная головня, и вызвал её тоже гриб.

Грибы можно назвать друзьями и помощниками человека, но часто они приносят огорчение.




















Глава 1.Кто они – эти грибы?


В природе существует три царства живых организмов: растения, животные и отдельно выделено царство грибов. Ещё недавно грибы относили к низшим растениям. А сейчас существует целая наука- микология.

Как же разобраться в причинах подобных сомнений?

Так же как и растения, грибы не заглатывают твёрдую пищу, а всасывают питательные вещества из субстрата; способны к неограниченному росту, ведут прикреплённый образ жизни. Но существует и ряд свойств, сближающих грибы с животными. Например, грибам свойствен гетеротрофный ( за счёт готового органического вещества) способ питания, когда как растения образуют органическое вещество самостоятельно – автотрофы; многие грибы нуждаются в витаминах, оболочка их клеток ( как у насекомых и других членистоногих) содержит хитин, в качестве запасного питательного вещества они накапливают гликоген ( а не крахмал), и образуют мочевину. Поэтому между царствами растений, животных и грибов много общего. И всё равно на вопрос , что же такое грибы многие учёные в разных книгах отвечают: это особое царство живых организмов.

Глава2. Грибы и их родственники.


Наверно многие любят « грибную охоту». У лесные грибы имеют многочисленную, очень разнообразную родню.

К наиболее простым по строению « родственникам» относятся одноклеточные грибы – дрожжи. С помощью микроскопа можно измерить длину дрожжевой клетки. Из-за способности дрожжей вызывать спиртовое брожение сахаров их используют в хлебопечении, виноделии, пивоварении, спиртовом производстве и в молочной промышленности.

Примером других типов грибов могут служить плесневые грибы, образующие характерные налёты « плесни», на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, коже и других предметах. Некоторые виды этих грибов вызывают различные болезни культурных растений, снижая их урожай.































Глава 4. Строение грибов.


1.3 Несмотря на великое разнообразие внешнего вида и физиологических функций грибов, существуют особенности строения, свойственные всем или большинству грибов. Вегетативное тело грибов представляет собой так называемую грибницу, или мицелии, состоит из тонких нитей – гиф.

Обычно грибница находится на поверхности того субстрата, на котором развивается гриб и часто проникает внутрь его. Субстратом для грибов могут служить самые разнообразные органические соединения: остатки растений, продукты питания человека и животных, бумага, кожа, краски и многое другое. Занимая большую территорию в почве, гифы всасывают питательные вещества субстрата. При хороших условиях на грибнице появляются плодовые тела грибов. Размножаются грибы с помощью специальных образований, называемых спорами.

По способу питания грибы делятся на две большие группы: сапрофиты –питающиеся органическими веществами отмерших организмов, и битрофы – живущие на живых организмах и питающиеся их выделениями, (паразит – хозяин).

2.3 Клетка гриба, одета твёрдой оболочкой, основу которой составляет клеточная стенка. Она содержит сахара, белки, жиры, нуклеиновые кислоты. А также хитин ( подобно наружному скелету ракообразных), в наружной части клеточной оболочки часто можно обнаружить пигмент – меланин. В клетках гриба. Как и в клетках растений и животных, обнаружены митохондрии ( особые энергетические станции), в них протекает процесс химического преобразования веществ, благодаря которым клетка приобретает энергию для роста и развития.

Важный жизненный центр клетки - ядро. Он обеспечивает управление деятельностью клетки и регулирует передачу наследственных свойств от одного поколения к другому. В клетках гриба есть свои кладовые. Там хранятся запасы питательных веществ; гликоген в виде гранул содержится в цитоплазме, там же можно обнаружить капли масла и волютин (питательное вещество состоящие из полифосфатов, а также соединений близких к нуклеиновым кислотам).

2.3 Те грибы, которые мы обычно собираем в лесу, учёные микологи называют плодовым телом. Оно состоит из шляпки и ножки. Вначале у молодого плодового тела шляпка плотно прижата к ножке. В таком виде ему легче пробиться через верхний слой почвы и лесную подстилку. Очень хрупкое тело гриба преодолевает большое препятствие. Бывает, гриб поднимает ком земли, траву, даже асфальт.

Помню у М.М, Пришвина есть такие строки: « Соберитесь в лесной тишине и тогда, может быть, усмотрите, как, напрягаясь лбом своим, белый гриб, сыроежка поднимают над собой земляной потолок с мохом, хвоинками, веточками и ягодами брусники…»
После выхода гриба на поверхность ножка заканчивает свой рост, и начинает расти шляпка. У большинства грибов шляпка напоминает зонтик. Бывают подушковидные шляпки, как например, у белого гриба, (плосковыпуклые у подберёзовика), с бугорком (у опёнка), яйцевидные( у чернильного гриба), колокольчиком( у бледной поганки), воронковидные( у рыжика).















Глава 3. Скоро сказка сказывается – да не скоро дело делается.


Несколько веков назад люди считали, что появление грибов – это результат сгущения испарения земли или гниющего вещества, воздействие росы или ударов молнии. Такое объяснение говорило о самопроизвольном зарождении жизни.

Наряду с этим мнением долгое время существовало мнение, что бабочки, саранча. Раки, улитки угри и другие подобные им организмы, как и грибы, порождаются гниющей материей, которая приобретает форму того или иного существа под влиянием «жизненных сил». Организмы возникают не только в не живой среде, но и в живых организмах. Например : различные высыпания на листьях растений. Позже было доказано, что это - паразитические грибы. Изучение их легло в основу науки – фитопатологии.

Узнать больше о грибах удалось лишь при открытии микроскопа. Только тогда открылся бесконечный мир маленьких существ. Стала развиваться наука микология.

В наше время микроскоп стал одним из важнейших приборов, с помощью которых учёные открывают всё новые и новые тайны природы. Как был бы поражён Антонии Ван Левенгук. Заглянув в современную лабораторию! Особенно, наверное, его поразили бы микроскопы - ведь в отличие от луп они увеличивают в сотни тысяч раз, что позволяет досконально изучить живую клетку.

Глава 5. Меню грибов.


1.5 Грибы очень требовательны к пище. Для нормального развития гриба нужно, чтобы среда содержала необходимые элементы. Основу их питания составляют два элемента – углерод и азот. Источником углерода служит крахмал, фруктоза, глюкоза. Источники азота азотнокислый калий, азотнокислый натрий, дрожжевой экстракт. Многие грибы предпочитают твёрдые питательные среды.

Много сотен лет на Земле существуют леса. Ежегодно осенью происходит листопад, а в конце зимы иглопад, в результате чего на поверхности почвы скапливается большое количество органических веществ. Листья и хвоя используют большое количество энергии солнца, под пологом леса создаётся особый, свойственный только ему комплекс природных условий. Он характеризуется недостатком света, меньшими колебаниями температуры и влажности, обилием органических веществ, то есть условиями, благоприятными для развития грибов – ведь им не нужен солнечный свет для образования органических веществ. Грибы гетеротрофные организмы, используют готовые органические вещества растительных остатков.

Мицелии грибов пронизывает лесную подстилку и верхний слой почвы. Где расположен, плодородный горизонт почвы.

Глава 6. Место жительства грибов.


6.1 Издавна люди примечали, что подосиновик растёт там, где встречаются осины. Маслёнок в хвойных лесах. Подберёзовик же, растёт в берёзовом лесу. Белый гриб можно найти в берёзовом, сосновом, еловом, дубовом лесу. Со всеми породами он образует микоризу.

Гифы проникают в корень, одновременно оплетая его рыхлым чехлом. Сожительство с грибом полезно как для гриба, так и для высших растений.

При беседе с лесничим выяснилось, чем больше в лесу грибов, тем качественнее древесина.

Сборщики грибов, вооружившись палочкой, обследуют поверхность почвы: приподнимают листья, заглядывают под кусты. Они не думают, что этим губят мицелий, а значит и урожай грибов. Но не только страдают, грибы от неосторожных сборщиков страдают и деревья. Причиной заражения может быть сломанная ветка, брошенный в ствол нож, зарубка от топора, нацарапанные символы и.т.д.

6.2 На пораненной древесине, сломанной ветке, появляются прилепившиеся боком шляпки. Ткань шляпки гриба рыжеватая, плотная, напоминающая замшу или войлок. Гриб этот называют трутовиком. В народе его называют хирургическим грибом, используют как кровоостанавливающее средство. Гриб питается древесиной.

Если отделить шляпку от дерева, то можно увидеть, что это знакомое нам плодовое тело гриба, но без ножки. По форме он напоминает копыто млекопитающих животных. Живёт этот гриб очень долго ( до 25 лет). Его возраст можно посчитать по годичным слоям на поверхности шляпки.

Заражение трутовиками вызывает гниль древесины. Существуют разные виды трутовиков. Многие из них используют в медицине. Из лиственничный нароста получают препараты слабительные, кровоостанавливающие, они заменяют мыло, в изготовлении пива.

Широкое применение получила чага – бесформенный крупный нарост на берёзе. Снаружи ткань нароста чёрная, внутри коричневая. Грибы вызывают гриль берёзы. Поэтому чагу часто ошибочно называют трутовиком. Настоем чаги лечат различные желудочно - кишечные заболевания, различные опухали. Помимо медицины трутовики используют в декоративных целях.

6.3 Ещё один признак заболевания леса появление опёнка.

Опёнок очень сильный паразит поражающий очень много леса. Особенно быстро поражаются хвойные и лиственные леса, густые молодые и старые особенно чистые леса. Даже после вырубки опёнок сохраняется в пнях. Плодовый сад, крыжовник и даже земляника, посаженный на этом месте быстро обрастает опятами. Они вызывают корневую гниль и уничтожают урожай.

Плодовое тело гриба однолетние, округлые ножки с желтовато – бурой шляпкой. На нижней стороне шляпка покрыта белой плёнкой. По мере роста гриба пленка разрывается и провисает как юбочка. Кроме настоящих опят встречается ядовитая огнёвка. От настоящих опят их можно отличить по более яркой окраске шляпки и внутренняя её часть имеет жёлтую, зелёную , фиолетовую окраску, так же у них неприятный запах.

6.4 В беседе с лесничим выяснилось, чтобы спасти лес от опят у нас проводят санитарную рубку леса. Прореживают мелкий березняк, ельник, сосновые насаждения. Это мероприятие направлено на подсушивание почвы. В садах проводят известкование, побелку стволов, выкорчёвывают старые пни.

6.5 Оказывается в природе дереворазрушительные грибы приносят пользу.

Если представить, что в лесу не осталось грибов. Деревья выросли огромные, ветер ломает их ветки. Они падают и губят молодую поросль. Осенью всё засыпано листьями. Через несколько лет этот лес превратиться в свалку. Достаточно удара молнии и всё вспыхнет. Поэтому, лес, который сейчас нас радует, не может обойтись без грибов. Ведь в лесу идёт неустанная работа разлагается органическая масса. Но для того, чтобы лес оставался здоровым, необходима помощь человека. Только он может разумно наладить соотношение живых организмов: посадить или вырубить лес, изменить видовой состав лесных пород, сохранить или уничтожить грибницу различных видов грибов.

7.5 Мы привыкли считать. Что грибы растут в лесу. Оказывается они повсюду, и убедиться в этом легко.

В давние годы на Руси каменные дома были редкостью. В основном их строили из дерева. При набегах завоевателей, пожаты почти полностью, уничтожали постройки. Но у дерева есть, враги не менее опасны, чем огонь, - это грибы. Наиболее опасный домовой гриб. Там, где тепло там и гриб. Но он не любит сухой воздух и температура свыше 40* С, для гриба губительны. Настоящий домовой гриб вызывает быстрое разрушение древесины хвойных и лиственных пород, особенно ель и сосна. Часто этот гриб поселяется в шахтах. Поражённая древесина становится зеленовато – жёлтой из –за многочисленных тонких паутинистых нитей мицелия. Позднее древесина буреет и распадается. Вот почему при строительстве деревянных сооружений нужно внимательно выбирать строительный материал. Лучше предупредить заражение домашним грибом, чем потом с ним бороться.

8.5 Из леса мы пойдём по полю.

Русское поле…Кругом колоситься пшеница. Неужели и здесь мы можем встретить грибы. Приглядимся внимательнее и увидим на листьях, колосе красно – бурые подушечки. Их форма может быть разной: продолговатой, округлой, длинной, и даже пылящей. Это ржавчинный гриб. Он очень опасен, так как поражает все злаковые растения. Ученые земледельцы считают. Что появился этот гриб на барбарисовых кустах. В некоторых странах, например в США, был издан строгий закон об уничтожении барбариса на полях. Если же кто - нибудь посадит на своём поле , то хозяину предъявляли иск.

Возбудитель ржавчины может причинить ущерб растениям подсолнечника, сахарной свёкле, лён. Ржавчинные грибы влияют не только на количество урожая, но и ухудшают его качество. Из зерна поражённых колосьев сокращается выход муки, уменьшается количество белка в клейковине зерна, снижается всхожесть.

9.5 Давайте посмотрим опять на хлебное поле. Колосится пшеница. А из под нежной прозрачной оболочки проглядывает что –то чёрное. После вымётывания колоса оболочка, покрывающая его, легко разрывается, и огромная масса мелких чёрных спор разносится ветром. Колоса нет, он весь как бы заполнен огромным количеством спор гриба, напоминает обугленную головёшку. При сильном ветре « головёшки « начинают «дышать». Поэтому болезнь и получила такое название – головня. Гриб в зерне охраняется в течении нескольких лет. Когда зерно попадает в почву, набухает и начинает прорастать, пробуждается и возбудитель мицелия гриба. Он незаметно переходит в проросток, растёт в стебле, развивается в набухающем колосе. После разлёта спор от колоса остаётся только стержень, урожай погублен. Спасти зерно может термическая обработка. Она не губит зародыш, но убивает мицелии гриба.

10.5 Ещё один гриб паразитирует на злаках – это спорынья. В отличие от головни и ржавчина, относится к базидиальным грибам, возбудитель сумчатый гриб. Особенно страдает от этого гриба рожь. Проходя вдоль межи ржаного поля, уже готового к уборке, можно заметить странные чёрные «зёрна», торчащие из колоса и значительно больше по размеру. Гриб заражает рожь в стадии цветения. Созревший рожок падает и сохраняется в почве до следующей весны. Весной склероции прорастают и образуют головки со спорами. Спор образуется так много. Что одной головкой можно заразить целое поле ржи.

Спорынья очень вредна: созревшие зёрна в косе теряют всхожесть, мука, полученная из заражённого зерна, вызавает болезнь, называемую в народе «злые корчи». Отравление спорыньёй сопровождается расстройством желудочно – кишечного тракта, омертвение и гангрена конечностей. Корм, в котором сдержится склероции спорыньи, способен отравить все виды сельскохозяйственных животных и птиц. У коров и лошадей уже через несколько часов отравление проявляется в потере координации движений, стояние, угнетённое состояние, шатка, спотыкающая походка. При сильном отравлении животные гибнут.

В рожках спорыньи обнаружены большое количество алкалоидов. Препараты, содержащие алкалоиды спорыньи. Могут использоваться в медицине, для лечения воспалительных процессов, и психических заболеваниях.





Раздел 7. Применение грибов.


1.7 Грибы – продукты питания.

Употребление грибов в пищу связано традицией, а не с их питательными ценностями. Очень часто те или иные грибы считают « поганками», их не собирают и нее употребляют в пищу, а других считают деликатесом. Например: жители Бурятии признают только рыжики, хотя в их лесах много маслят, подберёзовиков, подосиновиков, белых грибов боровиков. В средней полосе России, в Рязанской, Саратовской областях, есть места, где охотно собирают валуи. Большинство сборщиков относятся к ним с пренебрежением. У нас в стране, например, существует предубеждение против чернильного гриба, навозников, приболотников, дождевиков, булавниц, ежевиков. А ведь многие из них за границей давно получили признание. Даже шампиньоны и сморчки многие сельские жители считают непригодными для сбора.

    1. Какие вещества содержатся в грибах.

Многие считают, что основная составляющая часть грибов – это вода. Да воды много, однако, ничуть не больше, чем например, в свёкле или моркови. Вода в плодовом теле белого гриба составляет 88 процентов, почти столько же воды в подсолнечнике (87 процентов) и подберёзовике (90 процентов), в дождевике 84,9 процента. Грибы в зависимость от вида приравниваются к фруктам, овощам, картофелю и хорошо пропечённому хлебу. У китайских аборигенов Северной Америки известен гриб, который так и называется – индийский хлеб. Вес этого гриба – 12 килограммов. Грибы богаты калием, фосфором, серой. Есть в них витамины: Тимин (В1), рибофлавин (В2), пиридоксин (В6), биотин (Н), (витамины группы Д), никотиновая кислота (РР). Подобно многим плодам и овощам (моркови, луку, оливкам, ананасам ) грибы имеют в своём составе и волютин – соединение близкое по составу с сахарами. Распределение сахаров в плодовом теле гриба неравномерно: больше всего их в толстой ножке и верхнем слое шляпки. В нижнем слое они быстро расходуются в процессе образования спор.



Содержание веществ

ножка

Верхний слой шляпки

Нижний слой шляпки

1

Содержание сахаров

Много 6 %

Мало 4%

Очень мало 1%

2

Содержание жира

4,4 %

5,8 %

7,9 %

3

Белковые вещества

31 %

30 %

44 %

Так же в грибах были обнаружены органические кислоты: муравьиная и другие. Они придают пикантный вкус рыжику, груздям, волнушкам.

Интересно сравнить по питательной ценности грибы с другими продуктами питания. Самым калорийным считается картофель.


Калорийность 224 кал. Сушеные грибы значительно превосходят все основные овощи: зелёный горошек и бобы, морковь, свёклу, картофель, репу, капусту, огурцы свежие и солёные, щавель, чеснок, лук, помидоры.

Картофель уступает грибам по калорийности в 3,5 раза.

Общая калорийность грибного бульона в 7 раз выше мясного. Белый и чёрный хлеб приблизительно равен калорийности грибов. Крупы, мука, лапша и макароны превосходят грибы по калорийности, за счёт высокого содержания углеводов.

2.8 При изучении значения грибов был сделала вывод:

Грибы – это высокобелковые, высококалорийные продукты, способные по своим кулинарным качествам и калорийностью успешно конкурировать с различными мясными и молочными продуктами.

Раздел 7. Многообразие грибов.


- Какие грибы встречаются в наших лесах?

Этот вопрос я задала леснику Хмелёву Николаю Михайловичу, который консультировал по многим вопросам касающимся грибных тайн.

-« Многообразие грибов зависит от типа леса и его географического местоположения.

-«Как же подсчитать количество видов грибов в лесу?»

Был выбран самый простой способ, взять корзину и обследовать ближайшие леса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грибы. Растения и Люди.

Автор: Димитриева Елена Михайловна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Грибы. Общая характеристика грибов. "
    ["seo_title"] => string(40) "griby-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "153846"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421075998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "В царстве грибов-открытый урок."
    ["seo_title"] => string(29) "vtsarstvieghribovotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "293426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455470456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему: "Грибы в биосфере и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-griby-v-biosfierie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "107231"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403187643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Химический состав растений""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemukhimichieskiisostavrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "277531"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452929557"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Окружающий мир. Интегрированый урок " Царство грибов". "
    ["seo_title"] => string(58) "okruzhaiushchii-mir-intieghrirovanyi-urok-tsarstvo-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "236158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443972221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства