kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой статью в методический журнал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни на уроках биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малоархангельского района «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Кузавкова Марина Васильевна, учитель биологии и географии.



Статья в методический журнал


«Формирование здорового образа жизни

на уроках биологии»


Здоровье — понятие комплексное. Оно за­висит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилакти­ческой работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье че­ловека отнесено к приоритетным направле­ниям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практиче­ски здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 — 40% — хронические забо­левания. У многих школьников наблюдается дис­гармоничное физическое развитие (дефи­цит массы тела, снижение показателей мы­шечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособно­стью подрастающего поколения.

Пагубное влияние на здоровье оказыва­ют алкоголь, наркотики, табак. Около 7,5 млн. детей России страдают за­болеваниями нервно-психической сферы.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни, необходимо рассмотреть все его составляющие. К ним относятся:

• Рациональное питание.

• Физическая активность.

• Общая гигиена организма.

• Закаливание.

• Отказ от вредных привычек.

Состояние здоровья школьников в последнее время  вызывает серьезную тревогу. За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, заболевания органов пищеварения,  расстройства  в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.

Очень важно, чтобы школьники осознали оздоровляющее влияние природных компонентов растений, рекреационных ресурсов, соблюдение режима питания, занятия спортом, закаливания организма, соблюдение личной гигиены, вред курения, алкоголя, наркомании и т.д.

Таким образом, основной задачей является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время.

В ходе преподавания биологии я постоянно использую активные формы обучения: деловые игры, пресс-конференции, дискуссии.

Например, на уроках по теме «Питание и здоровье», учащиеся знакомятся с заболеваниями (гастрит, ожирение, диабет, гипертония, злокачественные опухоли и.т.п.), которые во многом обусловлены неправильным питанием. Мы говорим о значении употребления в пищу продуктов  с низким и высоким содержанием жиров, сахара, соли; о голодании, важности врачебного контроля в этот период и возможных негативных последствиях. Школьники учатся составлять ежедневные рационы питания.

   Проводятся дискуссии по темам: «Значение включения овощей и фруктов» в рацион питания, «Соль и ее влияние на организм». Были организованы конференции: «Рациональное питание и здоровье человека», «Искусственная пища: за и против».

В настоящее время актуальна тема о пищевых добавках и поэтому включаю урок по теме «Пищевые добавки». Цель урока – раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства  пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья, изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска их употребления. В конце урока приходим к выводу, что в отдельных видах кетчупа, майонезов, мороженого и чипсах были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека, а вот в продуктах детского питания консервантов не обнаружено. Обучающимся 8 класса можно предложить выполнить исследование на тему «Неприличная пища». Ребята охотно занимаются данным видом работы. Результатом стала исследовательская работа «Вредная вкуснятина» (Приложение).

Для меня важно убедить учащихся в необходимости физических упражнений для укрепления здоровья. Привожу фрагмент интегрированного урока на тему « Влияние физической нагрузки и тренировки на работу сердца». Цель урока – показать изменение пульса у тренированных и нетренированных учащихся под влиянием различных  нагрузок. Перед началом урока все ребята подсчитали свой пульс, после чего им было предложено проделать упражнения с незначительной нагрузкой и вновь подсчитать пульс. В результате было выяснено, что у нетренированных учащихся пульс участился на 50% и более, в то время как у тренированных ребят изменения были незначительными. При увеличении нагрузки картина стала выглядеть следующем образом: у нетренированных учащихся пульс увеличился почти на 100% и долго не восстанавливался. У ребят, занимающихся спортом регулярно, показатели были значительно лучше, и восстановление пульса проходило через 3-5 мин. В заключение урока подведен итог проведенным экспериментам и выявлена с научной точки зрения зависимость между физической нагрузкой организма и здоровьем человека.

Изучив такие темы, как «Нервная система», «Кровообращение», «Пищеварительная система», «Дыхание», целесообразно провести пресс-конференции о вредном влиянии курения на различные системы органов, и открытые занятия: «Влияние курения на органы дыхания», «Опасная сигарета». Постоянно проводится анкетирование с обязательным последующим обсуждением.

Тема «Алкоголизм и наркомания» вызывает большой интерес у школьников. При этом задача учителя состоит в том, чтобы объяснить подросткам, что наркотические вещества вызывают пристрастие, отрицательно влияют на физические и умственные способности организма, вызывают заболевания различных органов, т.е. представляют огромную опасность для растущего организма.
А также одной из интересных форм работ в данном направлении является самостоятельное исследование, изучение школьниками литературы по данной теме, анкетирование учащихся школы. В ноябре 2014 года ученик 5 класса заинтересовался данным вопросом и совместно со своей мамой провели исследование на тему «Влияние вредных привычек на организм школьника» (Приложение).

Тема «Основы генетики» на основе бесед: «Алкоголь и потомство», «Роль наследственности и среды в формировании алкоголизма» дает возможность проводить антиалкогольную программу. В ходе бесед выясняем, что употребление родителями алкоголя оказывает отрицательное влияние на половые клетки, а, следовательно, и на потомство. В организме мужчины или женщины, употребляющих спиртные напитки, в процессе нарушения мейоза могут формироваться половые клетки с измененным числом хромосом. При оплодотворении образуется зигота с нарушенным числом хромосом. Ребенок, развившийся из такой зиготы, будет иметь патологический набор хромосом. Синдром Дауна, Шерешевского – Тернера, Клайнфельтера – вот наиболее часто встречающиеся заболевания, связанные с нарушением числа хромосом. Описание, демонстрация изображений этих и других фенотипов, порожденных хромосомными аномалиями, усиливает впечатление, убедительно доказывает школьникам опасность употребления  алкоголя.

Чтобы ученики чаще задумывались над своим поведением, стараюсь чаще проводить внеклассные мероприятия, где сами учащиеся играют сцены из реальной жизни. Приведу отрывок такого мероприятия на тему: «Скажи себе: нет».

Цель мероприятия: показать вред курения, алкоголизма и наркомании для человека.

Приглашаются все желающие уч-ся из 5-11 классов. Рассчитан на возраст 10-16 лет. Команды оценивает жюри, состоящих из 5 человек(3 учителя, 2 уч-ся из 11 класса). Участники КВН делятся на 2 команды и заранее придумывают название своим командам. Ведущий КВН- учитель биологии.

Ход мероприятия:

1 конкурс

«Приветствие».

Команды (командиры) объявляют название команд, свой девиз. Ведущий объявляет 15-ти минутное самопредставление команд, т.е участники рассказывают кратко о себе, используя различные четверостишья, шутки ит.д.

Конкурс оценивает по 5-ти бальной системе жюри.

2 конкурс

«Курение: иллюзия и реальность».

Участники показывают сценку, заранее подготовленную (по 2 представителя от команды).

Как табак завоёвывал мир.

На сцене стол. Непринужденно беседуя, выходят: француз, англичанин, итальянец, русский. Француз курит «трубку». Садятся:

А: Джентельмены! А знаете ли вы, сколь противоречивы мнения о табаке? У нас в Англии был издан указ: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставляют на площадях для всеобщего обозрения».

Ф: О, ужас! Казнить! И из-за чего! Из-за табака. Мне в Швейцарии друг прислал фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны нарывы».

И: А у нас в Италии даже лица духовного звания пристрастились к этому зелью.

Ф: В Париже табак быстро вошел в моду. С тех пор, как посол Португалии Жак Нико преподнес табак нашей королеве Екатерине Медичи в качестве средства, способного изгонять и уничтожать болезни головы и мозга.

А: Ну а что, скажет наш гость из России?

Р: У нас считали, что это богомерзкое зелье, служит развращению нравов и губительно для здоровья.

И: Синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 году произошел по вине курильщиков?

Р: Вы правы. После этого случая царь Михаил Романов издал указ: «О табаке наказ учинить крепкой и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и табаком не торговали».

А: Видимо, даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше, чем в остальной Европе!

И: Так или иначе, но табак Европу завоевал. А откуда родом это растение?

И: Сколько я помню себя, его выращивают у нас в Италии.

Ф: Нет, нет! Табак в Европе - пришелец. Колумб привез его в Испанию в 1496 как заморскую диковинку.

А: Да, да! Я вспомнил! В Испании табак поначалу выращивался как декоративное растение, а потом он перешел в разряд лекарственных средств.

Р: Вполне понятно! В Европе тогда была чума. Люди поверили в заморское чудо, хотели найти в нем исцеление.

И: Более того! Сейчас стали говорить о вреде курения.

А: Да так ли уже табак вреден?

Ф: Думаю, что нет. Вот я курю всю жизнь и, как видите, весел и здоров.

И: Курите, курите! Недолго осталось…

Ф: Кто же разрешит наш спор?

Ведущий: А разрешат ваш спор уч-ки команд.

Вопросы к команде №1:

  1. Какой вред оказывает курение на органы человека(укажите конкретно)?

  2. Почему у курильщиков желто-землянистый цвет лица?

Вопрос команде №2:

1)Почему курящие часто кашляют и отплевываются?

2)Почему у курящих голос становится грубым и хриплым?

Ответы оцениваются по 3-х бальной системе.

Ведущий: Пока ученики готовятся к следующему конкурсу, послушайте информацию к размышлению:

  1. Кроме никотина в табачном дыме содержится 80 веществ, которые считаются крайне опасными для организма: синильная кислота, аммиак, сероводород и другие.

  2. Каждая сигарета, сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут.

  3. У курящих рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

  4. В Ницце проводилось «соревнование» среди отдыхающих – кто больше сразу выкурит сигарет. Победитель – он выкурил 52 сигарет – похоронен на местном кладбище, 2-й и 3-й призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем.

  5. Среди космонавтов нет ни одного курильщика.

3 конкурс (капитанов).

«Алкоголь – в чем опасность?»

Команды по очереди задают друг другу вопросы. Если команда дает неправильный ответ, то команда, задающая вопрос, говорит правильный ответ. На обсуждение вопроса – 2 мин. Отвечает любой из команды.

Вопрос к команде №1:

  1. Разрешите спор двух людей. Один считает, что алкоголь помогает, в условиях холода, согреться. Другой утверждает, что хотя у выпившего человека появляется ощущение тепла, организм его не согревается, а вероятность замерзнуть увеличивается. Кто из них прав?

  2. Систематическое употребление алкоголя способствует развитию атеросклероза – болезнь сосудов, при котором артерии утрачивают эластичность, на внутренней их стенке формируются бляшки, сужающие просвет сосудов. Какие последствия могут вызвать такие изменения в состоянии кровеносных сосудов.

  3. В народе говорят: « Водку пить – себя губить». Дайте научно обоснованные аргументы этой народной мудрости.

Вопрос к команде №2:

  1. В разговоре один из приятелей жаловался на частые головные боли и боли в области сердца. Другой ему посоветовал во время приступа выпить рюмку коньяка или водки, утверждая, что это расширяет сосуды, вследствие чего боли прекращаются. Докажите ошибочность этого мнения, используя знания о действие алкоголя на кровь и кровеносные сосуды.

  2. Речь пьяного человека сбивчива, бессвязна, бессмысленна. Человек говорит, заикаясь, растягивая слова и предложения. О речи пьяного в народе обычно говорят: « У него язык заплетается». Объясните, почему это происходит?

  3. Почему в народе говорят: « Вино – уму не товарищ?».

Конкурс оценивается по 6-ти бальной системе.

Ведущий: Информация к размышлению:

  1. Люди, употребляющие алкоголь в 16 раз чаще болеют туберкулезом.

Заболевания сердечнососудистой системы у них наблюдается в 2,5 раза чаще; простудные – в 1,7 раза, болезни пищеварительной системы – в 1,5 раза.

  1. Люди, употребляющие спиртные напитки чаще болеют инфекционными заболеваниями, тяжело переносят операции.

4 конкурс.

«Как стать не стать жертвой наркомании».

Командам предлагается ответить на вопросы, записанные на карточке, которые они выбирают сами.

Карточка №1:

Наиболее частые причины смерти наркоманов?

Отвечают:

  1. Передозировка наркотиков.

  2. Острая сердечнососудистая недостаточность.

  3. Общая дистрофия.

  4. Самоубийство.

  5. Драки и криминальные разборки.

Карточка №2:

Первая помощь при передозировке наркотиков?

  1. Повернуть на бок или живот.

  2. Очистить полость рта от слизи и рвотных масс.

  3. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.

  4. Вызвать «Скорую помощь».

  5. Следить за характером дыхания до прибытия врача.

  6. При частоте дыхательных движений 8-10 раз в мин приступить к искусственному дыханию.

Ведущий: А теперь мы послушаем, что приготовили нам ребята в качестве домашнего задания.

И так, команда №1: Вам было предложено составить заповеди, как не стать жертвой наркомании.

Заповедь первая: Прежде чем приобрести порцию дури хорошенько подумай – а зачем тебе это надо? (Кроме проблем ничего хорошего).

Заповедь вторая: Если ты все же из-за любопытства курил эту дурь, не поленись донести ее до унитаза. (Пожалеешь деньги – заплатишь гораздо дороже).

Заповедь третья: Боже упаси согласиться передать кулек или пакетик с сомнительным содержимым, даже своему другу. ( Именно так чаще всего влипают в грязные истории).

Заповедь четвертая: Каким бы не заманчивым ни казалось предложение попробовать немного счастья - откажись. (Бесплатно бывает только сыр в мышеловке).

Заповедь пятая: Если попробовав раз дури, ты не прочь повторить, не забывай – за все надо платить.

Ведущий: Команда №2.

Напутствие: «Скажи себе – нет!»

  1. Смысл вопроса: что опасней; алкоголизм или наркомания, заключается в одном – какой смертью предпочтительной умереть?

  2. Жизнь, похожая на ад, и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства ложной романтики.

  3. Стать рабом нескольких граммов самой настоящей дряни – удел каждого наркомана.

  4. Человек, хоть раз перенесшый ломку, готов пойти на любое преступление, чтобы избежать ее повторения.

  5. Купить хоть маленькую порцию дури – это не только бросить еще одну монету в миллиардные потоки прибыли воротил наркобизнеса, но и толкнуть еще одну душу в бездну ада.

Домашнее задание оценивается по 5-ти бальной системе.

Ведущий: Жюри, вам предоставляется слово.


Ребенок и компьютер. Не так давно сочетание этих слов было по меньшей мере странным, однако сейчас оно вряд ли кого удивляет. Компьютер занимает все большее место в жизни школьников. Исследования показали, что оптимальная продолжительность непрерывных занятий для детей 7-12 лет она не должна превышать 20 мин., для  ребят старше – 30 мин. Длительное завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз.

Для снятия зрительного утомления на уроках делаем несколько простых упражнений, расслабляющих мыщцы глаз: круговые медленные движения глазных яблок как в одну, так и в другую сторону, посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на 25-30 см, потом перевести взор вдаль, закрыть глаза, не напрягая мышцы, затем широко открыть глаза и поморгать, сильно зажмурить  и снова открыть глаза. Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Эти упражнения помогут уставшим глазам.

Таким  образом, сохранить здоровье каждому помогут знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек, даже элементарное мытье руки. Ведь все физические, социальные и экономические факторы окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням. Они же определяют, в какой мере каждый из нас способен, пытаясь изменить привычное поведение, приспособиться к каким-либо труднопереносимым условиям среды.

































Приложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

Автор: Кузавкова Марина Васильевна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Статья "Влияние семьи и школы на формирование здоровья ребенка" "
    ["seo_title"] => string(70) "stat-ia-vliianiie-siem-i-i-shkoly-na-formirovaniie-zdorov-ia-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "149872"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420357802"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Инновационные здоровьесберегающие 3D технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(116) "innovatsionnyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-3d-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "125333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414952032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по биологии в 8 классе « Основы здорового образа жизни "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-biologhii-v-8-klassie-osnovy-zdorovogho-obraza-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "158188"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421692778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентации на тему "Здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsii-na-tiemu-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "162976"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422433934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства