Формирование ценностных ориентиров обучающихся. Потребность здорового образа жизни.
Формирование ценностных ориентиров обучающихся. Потребность здорового образа жизни.
Процесс формирования здорового образа жизни, знаний человека о самом себе, своем психическом и физическом здоровье должен быть длительным и систематическим и начинаться как можно раньше, уже на уровне начального обучения. Только в этом случае могут быть сформированы ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, собственная шкала ценностей школьника. Всё это предполагает актуальность разработки и проведение мероприятий по валеологизации учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время Чтобы сохранить здоровье, человеку необходимо организовать свою жизнь с учетом сложившихся объективных экологических условий, устранить нежелательные факторы или снизить их воздействие, свести к минимуму их вредное влияние на человеческий организм. Поэтому так важно уже в школе продемонстрировать многогранную природу здоровья, решать задачу формирования экологической гигиенической грамотности подрастающего поколения через взаимодействие учителя с учениками и их родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МБОУ Вязьма-Брянская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Российской Федерации А.В. Пуцыкина
Вяземского района Смоленской области
Формирование ценностных ориентиров обучающихся.
Потребность здорового образа жизни.
Учитель биологии
высшей квалификационной категории Зуева Наталья Васильевна.
«Человек – высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».
(И. П. Павлов)
1.Введение
Актуальность:
а) общепедагогическая;
б) личностно-профессиональная.
Цели:
– сформировать у обучающихся понятие целостности здоровья;
– чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
– потребность расширения гигиенических и экологических знаний;
–научить детей быть здоровыми.
Задачи:
-формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведе- ния, обеспечение физического и психического саморазвития.
Здоровье человека - эта тема разговора достаточна актуальна для всех времён и народов. В условиях социально – экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречием между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей.
В современных условиях усилилась роль «внутри школьных факторов». Это и интенсификация обучения, в том числе с использованием технических средств обучения, и переход на новые формы обучения с длинной неделей, и учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, и снижение двигательной активности, ещё более выраженная гипокинезия школьников.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных органов, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки, зрения, неврологические болезни.
Процесс формирования здорового образа жизни, знаний человека о самом себе, своем психическом и физическом здоровье должен быть длительным и систематическим и начинаться как можно раньше, уже на уровне начального обучения. Только в этом случае могут быть сформированы ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, собственная шкала ценностей школьника. Всё это предполагает актуальность разработки и проведение мероприятий по валеологизации учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время Чтобы сохранить здоровье, человеку необходимо организовать свою жизнь с учетом сложившихся объективных экологических условий, устранить нежелательные факторы или снизить их воздействие, свести к минимуму их вредное влияние на человеческий организм. Поэтому так важно уже в школе продемонстрировать многогранную природу здоровья, решать задачу формирования экологической гигиенической грамотности подрастающего поколения через взаимодействие учителя с учениками и их родителями.
Неслучайно в программе ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) по охране здоровья человека, принятой в 1990году, ведущая роль отводится общеобразовательной школе.
Я работаю в школе с1975г. и вижу, насколько резко падает здоровье детей.
Состояние здоровья школьниковнашей школе.
Таким образом каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.
2.Формирование предметной компетенции.
Значение практических работ в формировании гигиенических
навыков.
Конечно, не каждый из моих учеников станет биологом, но каждому придется заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Моя задача – показать учащимся значимость биологических знаний, помочь понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни.
Валеологическая грамотность не ограничивается знаниями о способах сохранения здоровья. Знания лишь ориентируют учащихся в окружающем мире, но не определяют их поведения. Для того чтобы учащиеся в своей повседневной жизни ориентировались на полученные знания, следовали принципам здорового образа жизни, необходимо сформировать у них убеждение и соответствующие валеологические умения. В связи с этим важно научить школьников проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье, оценивать функциональное состояние организма и отдельных органов, проводить при необходимости оздоровительные действия.
У каждого свой опыт. Я опираюсь на инициативу ребят. Вместе мы определяем интересующую нас проблему. Так следуя пожеланиям обучающихся на уроках биологии и внеурочное время мы проводим самодиагностику состояния здоровья.(Авт. Е. А. Заикина.). Введение этого аспекта позволяет усилить практическую направленность, интерес к предмету, поднимает воспитательный потенциал урока биологии .Так же навыки самодиагностики позволяет обучающимся и после окончания школы проводить контроль за состоянием своего здоровья. Опыт работы показывает, что выполнение практических заданий повышает интерес учащихся к вопросам гигиены, позволяет применить теоретические знания для обоснования гигиенических правил и способствует более серьёзному отношению к своему здоровью.
Проводником во взрослый мир для девочки-подростка часто становится школьный учитель, как правило, женщина. Учитель находится рядом и доступен для контакта, в то время как отношение матери и девочки подросткового возраста часто становятся отдалёнными. Кроме того, именно учитель в школе становится единственным человеком, который может преподать информацию о женской гигиене и навыках здорового образа жизни своевременно и квалифицированно. Поэтому мною был разработан урок «Формула здоровья девушки». Тема урока деликатная, многие девочки проявляют неосведомлённость в вопросах, связанных с половым созреванием. Поэтому до занятия необходимо провести подготовительную работу не только с девочками, но и с их родителями. Для этого можно использовать метод анкетирования, который поможет выяснить, разговаривают ли родители с дочерями на тему полового воспитания и женской гигиены. Также необходимо собрать подписи родителей на разрешение дочери присутствовать на уроке.
3.Здоровый образ жизни и классный руководитель.
Работа с родителями.
Целью работы в этом направлении для меня является использование педтехнологий и методических приёмов для демонстрации обучающимся и их родителям значимости физического, психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Нашими главными союзниками и помощниками при формировании здоровье сберегающей среды, являются родители наших учеников. Однако моя практика показывает, что уровень валеологических знаний родителей в вопросах формирования здоровья крайне низкий. И это несмотря на то .что большинство имеет высшее образование.
Совместная деятельность, направленная на преодоление существующих отклонений в здоровье и профилактика нарушений предполагают активную подготовку родителей в вопросах формирования здоровья и здорового образа жизни. И очень хорошо, если с детьми рядом родители. Но некоторые родители заняты своими проблемами: кто-то зарабатывает деньги, чтобы прокормить детей, кто-то в поисках счастья забывает, что счастье - это его ребёнок. А кто-то, и того хуже, пьёт.
Основные причины невнимания родителей к ребенку:
отсутствие времени (58,4 % и 52,5 %),
занятость на работе (26,6 % и 34,5 %),
усталость после работы (5,0 % и 9,0 %),
недостаток опыта и знаний( 10%).
Среди причин отрицательно влияющих на здоровье детей родители считают:
материально-бытовые трудности - 21,4%;
чрезмерные умственные нагрузки - 9,9%;
плохая экологическая ситуация (6%),
чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотр телевизора (3,8%)
дополнительные физические нагрузки (3%),
неблагоприятные метеоусловия (2%),
41,6% родителей затрудняются ответить.
Многие родители нередко считают себя вполне подготовленными к этому направлению своей работы, не считают необходимым для себя приобретение специальных знаний. А отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным. Основой взаимодействия являются раскрытие творческого потенциала родителей, система поддержки родителей в обучении, развитии детей, в совершенствовании семейного воспитания. Поэтому исключительно актуальной проблемой становится целенаправленное просвещение родителей. В решении этой задачи необходима системность. Обучение детей не может проходить в отрыве от обучения и их родителей. Для решения этой задачи разработала Программу формирования потребности здорового образа жизни для занятий с родителями с 5 по10 класс.
Возраст
Направления
С среднее звено
Особенности обучения в среднем звене.
Проблемы переходного возраста.
Организация свободного времени подростка.
Особенности полового развития.
О вредных привычках.
С старшее звено
Особенности обучения в старшем звене.
Организация свободного времени и учебной работы дома.
На что следует обратить внимание в поведении старшеклассника.
В программу включены темы, специфичные для отдельных возрастов обучающихся и такие, которые носят общий характер. Программа включает тот материал по формированию здоровья, который осваивают обучающиеся, и ориентирует родителей на создание в семье такой системы жизнедеятельности(включая режим дня и недели, характер двигательной активности, питания, поведения родителей т.д.) которая соответствует ( а не противоречит) тем знаниям и практическим рекомендациям, получаемым в общеобразовательном процессе. Программа предусматривает активное сотрудничество педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя ,учителей школы и родителей по формированию ценностей здорового образа жизни. В результате родители, как и ученики, узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, правила гигиены.
4.Заключение.
Наблюдая за подростками, я пришла к выводу, почему они ведут столь неправильный образ жизни. Им не хватает:
-информации о последствиях ведения нездорового образа жизни;
- навыков общения с окружающими людьми;
-навыков сопротивления, умения сказать- нет;
- элементарного образования.
И поэтому, в этом плане, нам, учителям предстоит большая и кропотливая работа. Следует выработать такие подходы к обучению и воспитанию, которые являются результативными и, одновременно, интересными для учащихся. Нужно применить такие методы и приёмы, которые помогут обучить детей здоровому образу жизни, помочь каждому учащемуся выбрать правильный путь в жизни, что я и стараюсь достичь в своей работе с учащимися. Хорошее здоровье - это образ жизни, это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего блага. Хорошее здоровье - это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс, к которому человек должен постоянно стремиться. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на его здоровье. И моя задача помочь ребёнку найти верный путь, выбрать здоровый образ жизни.
Список использованной литературы:
А. Г. Хрипкова. Анатомия, Физиология и гигиена человека. Москва. « Просвещение» 1975.
Калинова Г.С., Мягкова А. И. Вопросы здоровья в школьном курсе. - М.: Просвещение, 2003г.
С.А.Цабыбин. Здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе.- Волгоград. Изд. « Учитель». 2009г
ТатарниковаЛ. Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. —
С-Пб. Петроградский и К, 1998.
Н.К. Смирнов. Руководство по здоровье-сберегающей педагогике. Технологии здоровье-сберегающего образования. Москва Изд. « Аркти» 2008г.
Приложение1.
Самодиагностика состояния здоровья.
Определения гармоничности физического развития
по антропометрическим данным.
Измерение роста с помощью ростомера. Для определения роста надо встать на платформу ростомера , касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост)для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см., возраст в годах.).
Для девочек от 13 до 16 лет: рост =6 х возраст+76
Для мальчиков от 13 до 16 лет: рост=6 х возраст + 77.
Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3-3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.
Измерение массы тела с помощью медицинских весов. Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле: М=10+2В, где М - масса тела(в кг), В – возраст подростка(в годах).
Расчет можно провести по другому
А = рост(см) х окружность грудной клетки(см)
240
Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.
Измерение окружности грудной клетки. Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по средне грудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6-9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки(ОГ, в см) для лиц 13-17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам
Для мальчиков ОГ= 4,1 х возраст + 20,
Для девочек ОГ=2,2 х возраст + 45.
Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений. Определение пропорциональности телосложения.
Вариант I.
Воспользуйтесь формулой
А= (окружность грудной клетки в паузе) х 100%
(рост)
Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении величина А составляет 50-55% При А55% - сильное.
Весоростовой индекс (ВРИ) – это соотношение между ростом человека (Р) и его массой (М). Он рассчитывается по формуле
ВРИ = М(г)
Р(см)
Норма упитанности составляет 220-260г/см. Рассчитайте свой весоростовой индекс, сравните с нормой.
Проба по Бутейко. Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.
Оценка состояния: задержка дыхания более 40с – здоров, 20-40 - здоровье ослаблено, менее 20 - человек болен.
Уровень здоровья (по Н.М. Амосову). Если вы не болели в течении учебного года – высокий уровень здоровья, если болели во время эпидемии – средний уровень здоровья, если болели во время обычных учебных нагрузок – уровень низкий.
Оценка состояния иммунитета. Симптомы снижения иммунитета: частые вирусные инфекции, простуды(4 и более раз в год), периодическое появление герпеса, бородавок, фурункулов, папиллом, грибковых заболеваний, нагноение царапин, вялое течение воспалительных процессов, наличие хронических заболеваний(тонзиллит, отит, гайморит и т.д.).
Определение состояния здоровья по ногтям. Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все ниже приведенные признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной оценки здоровья.
Бледный цвет ногтей свидетельствует о малокровии. Желтизна ногтей – болезни печени. Синие ногти - сердечная недостаточность. Вогнутые ногти признак недостатка железа. Выпуклые ногти – сердечная и легочная недостаточность. Длинные продольные линии на ногтях – плохая всасываемость в системе пищеварения. Белые пятна на ногтях -признак стресса. Поперечные борозды – плохое питание или запущенные болезни.
Оценка состояния опорно –двигательного аппарата. Оценка гибкости позвоночника. Школьник становится на кушетку или на стул и руками пытается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.
Проверка на равновесие (проба Ромберга). Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие в течении 30 сек.
Прыжок в длину с места. Длина прыжка должна быть не менее 90 см.
Проверка координации движений. С расстояния 3м нужно ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой рукой и 3 раза левой. Кидая мяч правой рукой, нужно ловить его правой, кидая левой – левой. Отличный показатель – 6 раз, хороший – 5.
Определение степени развития мышц плечевого пояса. Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью к верху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испытуемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке(в).Измерения проводятся на обеих руках.
А = б - в х 100%, Где А показатель развития мускулатуры плеча. Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5-12% показывает нормальное развитие. Выше 12%- сильное развитие мускулатуры плеча.
Правильность осанки. Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.
А = ширина плеч х 100%
величина дуги спины
где А- показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100-110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное искривление осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
Определение наличия плоскостопия. Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом, С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:
А= К х 100%
Р
При отсутствии плоскостопия А
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы.
Определение пульса. Пульс регистрируется с помощью пальпаторного метода, для чего прощупываются подсчитываются пульсовые волны. Подсчитывается количество ударов на лучевой или сонной артериях 15, 30или 60 секунд. Частота пульса выражается количеством ударов в 1 минуту. Подсчитайте пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний и сравните результаты со среднестатистическими. В норме частота пульса 60-80 ударов в минуту в положении сидя – на 10 ударов меньше. Частота пульса 100-130 ударов в минуту свидетельствует о не большой интенсивности нагрузки, 130-150 характеризует нагрузку средней интенсивности, а 170-200- предельную нагрузку.
Небыстро поднимайтесь по лестнице на 4-ый этаж, после этого подсчитайте частоту пульса, Если она меньше 100 ударов в минуту – вы в отличной форме, 100-120 – в хорошей форме, а 120 и выше – в плохой.
Измерение артериального давления. Артериальное давление (АД) измеряется с помощью тонометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.
АД систолическое = 1,7 х возраст+83
АД диастолическое = 1,6 х возраст +42,
Степень тренированности сердца вычисляется по формуле:
Т= П2 – П1 Х 100%,
Где П1 – частота пульса в положении сидя, П 2– частота пульса после 10 приседаний. Оценка результатов: менее 30% - хорошая тренированность сердца, 30-45% - недостаточная тренированность, более 45% - низкая тренированность сердца. Тренированность сердца можно оценить и другим способом. Измерьте пульс 5-6 раз в покое, найдите среднее значение. Сделайте 20 приседаний.. Подсчитайте сразу же после этого, через 10,30,60, 90, 120, 150 и 180с. Постройте график зависимости частоты пульса от времени. Определите, через сколько секунд пульс возвращается в норму.
Оценка результатов: если частота пульса выросла на 30% или меньше – хорошо, если более 30%, то это свидетельствует о плохой тренированности сердца. Если пульс возвращается к норме за 2 минуты и меньше – хорошо, от 2 до 3 минут – удовлетворительно, свыше 3 минут – плохо.
Изучение резервов сердечно-сосудистой системы. Для определения резерва используют индекс Робинсона:
И= П х (АД систолическое)
100
Где П – частота пульса.
Значение 76-85 свидетельствует о среднем уровне, более высокое значение – о низком, более низкое значение – о высоком уровне резервов.
Список использованной литературы:
А. Г. Хрипкова. Анатомия, Физиология и гигиена человека. Москва. « Просвещение» 1975.
Калинова Г.С., Мягкова А. И. Вопросы здоровья в школьном курсе. - М.: Просвещение, 2003г.
С.А.Цабыбин. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.- Волгоград. Изд. « Учитель». 2009г
ТатарниковаЛ. Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. — С-Пб.:Петроградский и К, 1998.