Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011);
примерной программы основного общего образования по биологии;
требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе вобщеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
учебника Самковой В.А., Рокотовой Д.И. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.
По учебному плану 34 ч., 1ч. в неделю.
По авторской программе 34 ч., 1 ч. в неделю.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
За счет вариативного компонента количество недельных часов 1 ч. Количество часов в год 34 ч. Выбор системы обучения и УМК по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей.
Курс биологии5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.
Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС »
2.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011);
примерной программы основного общего образования по биологии;
требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
учебника Самковой В.А., Рокотовой Д.И. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.
По учебному плану 34 ч., 1ч. в неделю.
По авторской программе 34 ч., 1 ч. в неделю.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
За счет вариативного компонента количество недельных часов 1 ч. Количество часов в год 34 ч. Выбор системы обучения и УМК по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей.
Курс биологии5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.
Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
4.Содержание учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы.
Введение(1/2 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. земля — живая планета. что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарожденияжизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу(8 ч) Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
научные методы познания. наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
знакомство с оборудованием для научных исследований*. Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2.По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое(7 ч) Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов.
Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин з. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
- Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
уровни организации жизни;
от чего зависит устойчивость биосферы;
структуру экосистем и популяций;
что такое вид;
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле(4 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный об- мен веществом, энергией и информацией. Потребности чело- века: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200– 300 лет. негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
Периодические явления в живой природе (групповой проект).
Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины»,
«Азбука экологической культуры» и др.
3.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования,
отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само- управлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатамиосвоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной за- дачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатамиосвоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
• составлять цепи питания в природных сообществах;
• распознавать растения и животных занесенных в Красные книги.
5. Календарно- тематическое планирование по биологии в 5 классе на 2015-2016 учебный год.
№п/п
Тема
Понятия
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).
Дата
прове-
дения
Дома-шнее зада-ние
Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке
Предметные
результаты
Межпредметные УУД
Личностные
УУД
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.
1.
1. Величайшее чудо на планете.
Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.
знакомство с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничествос одноклассниками при обсуждении.
учащиеся имеют представление
о биологии как науке, о значении биологических
знаний в современной жизни и роли биологической
науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в немглавное.
формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать
и оформлять их результаты
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителяи отвечать на вопросы
формируется любовь и бережное
отношение к родной природе, элементы экологической культуры,
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
ГЛАВА 1. Человек изучает живую природу - 8 ч.
2.
2. В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы?
Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
учащиеся знают основные методы
изучения биологии, правила техники безопасности
в биологическом кабинете.
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
3.
3.Биология – наука для всех.
Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются
Естественные науки: физика, астрономия химия, география, биология
Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии
Познавательные : умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Познавательный интерес
к естественным наукам
4.
4. Какие научные методы используют биологи?
Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений
Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение
Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования
Познавательные : умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух
Понимание значимости научного исследования природы
5.
5. Наблюдение и эксперимент в биологии.
Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
учащиеся знают основные методы
изучения биологии, правила техники безопасности
в биологическом кабинете.
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное,
начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
6.
6. С какой целью в биологии используется моделирование
Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
учащиеся знают основные методы
изучения биологии, правила техники безопасности
в биологическом кабинете.
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное,
начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
7.
7. Какое оборудование необходимо биологу?
Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп
знакомство с увеличительными приборами, работа с
текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют
представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию, выделять в ней
главное. Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют
представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию, выделять в ней
главное. Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
9.
9. Урок обобщения знаний.
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Мир биологии»
Биология. Здоровый образ жизни
Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные : умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
Познавательный интерес к естественным наукам
ГЛАВА 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч.
10.
10.Что такое система.
Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид.
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов.
Познавательные :умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные :умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные :умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Понимание научного значения классификации живых организмов.
11.
11.Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?
Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные : умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные :умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Понимание научного значения классификации живых организмов
12..
12.Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке.
Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные :умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Понимание научного значения классификации живых организмов
13.
13.Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты.
Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе
Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные :умение слушать учителя, высказывать свое мнение
Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы
14.
14.Экосистемы – живая мозаика планеты.
Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.
Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные :умение применять полученные на уроке знания на практике.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.
Осознание влияния факторов среды на живые организмы
15.
15.Вид – единица живого мира.
Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные :умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные :умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Понимание научного значения классификации живых организмов
16.
16.Популяция – это «население».
Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные:умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные :умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Понимание научного значения классификации живых организмов
17.
17.Организм, особь, индивид.
Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные:умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Понимание научного значения классификации живых организмов
18.
18.«Нити жизни»: организм в окружающей среде.
Основные понятия урока: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания,организм как среда обитания.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
учащиеся умеют различать среды
обитания организмов, знают их особенности
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное,
формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух
Понимание научного значения классификации живых организмов
19.
19.Как растут и развиваются организмы?
Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род
Размножение, способы размножения
Знание основных способов размножения живых организмов
Познавательные: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные : умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода
20.
20.Путешествие в мир клетки.
Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма
Клетка. Организмы: одноклеточные и многоклеточные. Микроскоп
Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом
Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные : потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные :умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов
21.
21.Из каких тканей «сотканы» живые организмы?
Основные понятия урока: органические и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки,
рост клетки, единство живых организмов.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний
у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов
Познавательные:
развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,
давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить
сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителяи отвечать на вопросы,
работать в группах, обсуждать вопросы сосверстниками
формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления
о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников
22.
22.На границе живого и неживого: вирусы
Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.
Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы.
Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил,позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные : потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные : умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умениезащищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий
23.
23.Урок обобщения знаний.
Проверить уровень знаний по биологии у учащихся
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя
Понимание научного значения классификации живых организмов
ГЛАВА 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 7ч.
24
24.По страницам истории жизни.
Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
вопроса об усложнении в
строении
учащиеся имеют представления о
методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира
Познавательные:
развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития
растительного мира и установления усложнений в
строении растений в процессе эволюции,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам
25
25.Следы былых биосфер.
Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
вопроса об усложнении в
строении
учащиеся имеют представления о
методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира
Познавательные:
развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития
растительного мира и установления усложнений в
строении растений в процессе эволюции,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам
26
26.Происхождение человека.
Основные понятия урока:
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
вопроса об усложнении в
строении
учащиеся имеют представления о
методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира
Познавательные:
развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития
растительного мира и установления усложнений в
строении растений в процессе эволюции,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам
27
27.Человек разумный – один из миллионов видов организмов.
Основные понятия урока:
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
вопроса об усложнении организмов
учащиеся имеют представления о
методах изучения, знают основные этапы развития человека
Познавательные:
развивается умение приводить доказательства того, что многообразие миллионов видов организмов е— результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития в процессе эволюции,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам
28
28.Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.
Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений
и животных.
работа в группах по
изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета
по экскурсии
учащиеся имеют начальные
представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, чтоживые организмы связаны со средой обитания иприспособлены для жизни в определенной среде;приобретают навыки правильного поведения в природе.
Познавательные:
развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и
оформлять их результаты
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется любовь и бережное
отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
29
29.Обобщение знаний.
Проверить уровень знаний по биологии у учащихся.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
вопроса об усложнении организмов
учащиеся имеют представления о
методах изучения, знают основные этапы развития человека
Личностные:. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя.
ГЛАВА 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 4 ч.
30
30.Что такое «биологическое разнообразие»?
Систематизировать знания учащихся по теме
Природное сообщество.
Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества.
Познавательные : умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные :умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные : умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками
Познавательный интерес к естественным наукам
31
31.Какая среда необходима человеку?
Обобщить и
систематизировать знания учащихся по теме «Организм и среда обитания».
Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факто ров, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира.
Познавательные : умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные :умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные : умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками
Познавательный интерес к естественным наукам
32
32.Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?
Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны.
Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки).
Приведение доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные :способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные : умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные : умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе.
33
33.Кто отвечает за Землю?
Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны.
Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки).
Приведение доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные : способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные:. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные :умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе.
34
34.Конт-рольная работа.
Проверить уровень знаний по биологии у учащихся
Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки).
Приведение доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя.
7.Перечень обязательных контрольных и диагностических работ
Количество часов за год
1 час в неделю, 34 часов за год
Из них на
1 полугодие
2 полугодие
16 часов
18 часов
Контроль ЗУН учащихся:
тестовые, письменные контрольные, проверочные, зачётные работы
Тестовых -
Контрольных- 2
Зачётов -
Проверочных -
Тестовых -
Контрольных - 2
Зачётов -
Проверочных -
Практические работы
3 часа
3 часа
Лабораторные работы
1 час
8.Описание учебно–методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических