kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.»

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.



В статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности на уроках биологии. Приводятся примеры заданий составленных на основе практико-ориентированных текстов, способствующих развитию необходимых компетенций при формировании функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, практико-ориентированный текст, метапредметные результаты, компетенции.


Уже на протяжении нескольких лет современная российская система образования развивается по новым образовательным стандартам. Каждый педагог уже овладел основами системно-деятельностного подхода, изучил и соблюдает все требования, предъявляемые стандартами. Раскрыл смысл и научился развивать универсальные учебные действия. Акцент, в которых сделан на формирование универсальных учебных умений, формирование высоконравственной личности, воспитание истинного гражданина, патриота своей страны.

Но в последнее время в образовании мы наблюдаем изменение, и углубление в так называемые метапредметные результаты и научении детей применять знания, полученные самостоятельно или с помощью учителя в жизненных ситуациях, не только «научить учиться», но и «научить жить со знанием». Сознательно применять ту информацию, которую ребенок получил в школе. Задача не из простых, так как требует перестройки, пересмотра и учебного процесса, и возможно учебного плана школы.

Международные исследования по оценке качества образования, проведенные в 2015 году, показали, что предметные результаты у российских школьников на достаточно высоком уровне, но недостаточно развиты способности в применении полученных знаний на практике.

В марте 2018 года в своем послании Федеральному собранию В.В.Путин сформулировал задачи и выделил 12 приоритетных направлений, развитие которых, должно вывести Россию на уровень мировых лидеров. Одним из основных приоритетов стала сфера образования. Основная цель, повышение качества российского образования и конкурентоспособности, что будет способствовать вхождению РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. [1]

В связи с этим, одной из задач, стоящих перед российским образованием, является разработка комплексных заданий для учащихся нового формата на основе системно-деятельностного подхода, которые будут способствовать и развитию функциональной грамотности, и оценке степени её сформированности. [2]

Биология-это предмет так же, как и химия, физика, география относится к естественнонаучным, и соответственно грамотность на своих уроках мы должны развивать естественнонаучную, но это не значит, что мы должны отодвинуть на второй план, или же вовсе игнорировать развитие математической и читательской грамотности, критического мышления.

Для формирования функционально грамотного человека необходима новая система заданий, а какая именно? Ответ на этот вопрос дает Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования. [3]

Комплексные задания, позволяющие решать рассматриваемые задачи, представлены в виде банков заданий на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ФИПИ, но тематика заданий не дает возможности педагогу использовать их на каждом уроке.

Как же может решить эту проблему учитель сегодня?

Для того чтобы выяснить как формировать естественно-научную грамотность и как должны выглядеть задания, дающие возможность развить её у учащихся нужно в первую очередь узнать, что будет оцениваться, для этого необходимо обратиться к кодификатору формирования/оценки естественно-научной грамотности и применить его при изучении программного материала используя задания УМК. [4]

Три основные компетенции, составляющие естественно-научную грамотность, включают набор конкретных умений и краткую характеристику учебного задания, с помощью которого можно формировать или оценивать соответствующее умение.

Рассмотрим задания, направленные на формирование каждой из компетенций.



Компетенции, умения

Характеристика учебного задания



Компетенция: научное объяснение явлений

1.1

Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления

Предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

Таблица 1. Задание на развитие компетенции 1.1.


Задание

Бесконтрольно разросшаяся морковная ботва порой становится причиной целого ряда неудобств на огородных грядках. Во-первых, она затеняет окружающее пространство, от чего в основном страдает сама же морковь. Во-вторых, под ней в дневное время могут прятаться от солнца, попутно бесконтрольно размножаясь, прожорливые слизни.

На летние каникулы Катя приехала в деревню к бабушке и решила помочь ей на огороде. И первым делом, что сделала Катя, это срезала надоедливую и путающуюся под ногами морковную ботву.


1. Какое значение в жизни растений имеют листья?

2. К чему могут привести Катины действия. Как обрезка ботвы может повлиять на рост моркови. Выбери верный ответ:

  1. Ботва восстановиться и будет еще гуще

  2. Корнеплод моркови будет интенсивно расти

  3. Рост моркови прекратится

  4. Ничего не произойдет


2

Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования

2.2

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого исследования.

Таблица 2. Задание на развитие компетенции 2.2.



Задание

Поглощение воды корнями растений зависит от ряда условий. Николай провел опыт для того чтобы в этом убедиться. Он взял два комнатных растения и обрезал стебли на высоте 3 см. На образовавшиеся пеньки он надел короткие резиновые трубки, соединенные со стеклянными трубками, концы которых он опустил в одинаковые прозрачные стаканы. Каждое растение Николай поливал одинаковым количеством воды, но растение в первом горшке он поливал водой комнатной температуры, а во втором — холодной водой. [6]

Рис.1. Опыт Николая

1. Как Вы считаете почему Николай удалил часть стебля с листьями у бальзамина? (выбор одного правильного ответа)

А) Чтобы исключить испарение воды с поверхности листьев.

Б) Стебель и листья мешали установки стеклянной трубки

В) Наличие листьев влияло на состав жидкости

Г) Чтобы использовать для вегетативного размножения


2. Как Вы думаете, какие методы позволят Николаю сделать правильный вывод? (выбор нескольких верных ответов из списка)

Выберите два верных ответа из списка.

А) Сравнение количества листьев до среза

Б) Измерение длинны срезанных стеблей

В) Измерение количества, выделившейся воды

Г) Сравнение температур воды

Д) Измерение длины стеклянной трубки


3

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

3.1

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм.

Таблица 3. Задание на развитие компетенции 3.1.

Задание

Одна дама, узнала, что растения очищают воздух. Она перенесла из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, большие кадки с тропическими растениями. Проснувшись утром, дама почувствовала головную боль.

  1. Какое утверждение объясняет причину головной боли у дамы:

  1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.

  2. Растения дышат, питаются, растут и размножаются.

  3. При дыхании растения поглощают углекислый газ

  4. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.


  1. На основе данных приведенных в таблице, сделайте вывод о физиологическом влиянии углекислого газа на организм человека. Определите примерный уровень углекислого газа в помещении, в котором находилась женщина

Таблица 4. Влияние уровня углекислого газа в помещении на состояние человека


Развитие функциональной грамотности на основе заданий учебника или рабочей тетради под силу каждому учителю, но в УМК заданий на формирование грамотности недостаточно и вопросы однотипные. Только систематическое применение подобных заданий на уроках может дать положительный результат, но таких заданий недостаточно.

Решить эту проблему под силу каждому учителю, имея практико-ориентированный текст, и кодификатор формирования/оценки естественно-научной грамотности с помощью которого можно составить задания, в том числе и охватывающие несколько предметных областей, что и требуется в соответствии со стандартами, где прописаны требования к метапредметным результатам, включающим межпредметные понятия и использование их в социальной практике.

Формирование функционально грамотной личности очень сложный процесс. Сложность заключается в том, что этот вопрос еще не многими педагогами изучен, не достаточно инструментария. К тому же еще и сложность заключается в том, что формированием функциональной грамотности должен заниматься не один учитель, а весь педагогический коллектив, и учителя начальных классов, которые должны заложить основы «читательской грамотности».























Список литературы


  1. Минпросвещения России. Национальный проект «Образование»: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 02.06.2022).

  2. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-proekt-ministerstva-prosvescheniya-monitoring-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-osnovnye-napravleniya-i (дата обращения: 2.06.2022)

  3. ФУБНУ Институт стратегии развития образования Российской Федерации. Всероссийский форум экспертов по формированию функциональной грамотности: официальный сайт. URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/ (дата обращения: 15.04.2022).

  4. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы//ФУБНУ Институт стратегии развития образования Российской Федерации. URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЕГ_2019_основные%20подходы.pdf (дата обращения: 2.06.2022).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.

Автор: Власова Татьяна Станиславовна

Дата: 24.06.2024

Номер свидетельства: 653585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-biologhii-kak-usloviie-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "126205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415125294"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Развитие функциональной грамотности по биологии  через внеклассную работу "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-po-biologhii-chieriez-vnieklassnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "209661"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431260176"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии."
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "457583"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518684813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_biologii"
    ["file_id"] => string(6) "644359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705844527"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Сообщение на тему "Функциональная грамотность учащихся на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(80) "soobshchieniie_na_tiemu_funktsional_naia_ghramotnost_uchashchikhsia_na_urokakh_k"
    ["file_id"] => string(6) "355017"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478184542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства