kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по формировнаию функциональной грамотности на уроках биологии при изучении отдельных тем школьного курса  с конкретными примерами заданий и упражнений на развитие креативного мышления, математической, читательской и естетвеннонаучной грамотности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.

В современном быстро изменяющемся мире всё большее значение для развития подрастающего поколения приобретает формирование функциональной грамотности. И биология, как учебный предмет, открывает для школьников в этом направлении новые возможности и перспективы роста, является благоприятной средой для их развития. Именно на уроках биологии учащиеся получают возможность для приобретения знаний, навыков и компетенций, необходимых для решения разнообразных задач, связанных с изучением окружающей среды, здоровья человека и его взаимодействия с окружающей средой.

Причём на уроках биологии при изучении различных тем учебного курса можно формировать не только естественнонаучную, но и математическую, читательскую, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

Хотелось бы поделиться опытом работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на примере ботаники и анатомии.

Во время изучения семейств однодольных и двудольных растений на уроках биологии можно для формирования математической грамотности можно использовать следующее задание: из 1000 видов растений разных видов, произрастающих в одном сообществе, к семейству Злаковые относятся 25% видов, к семейству Розоцветные 65%, к Лилейным и Крестоцветным по 5% видов растений. Определите, сколько видов растений относится к классу Двудольные.

Математическую и естественнонаучную грамотность можно формировать на уроке, используя такие задания, как : 1) в солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода.

За год 1 га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя ценные для человека вещества фитонциды, способные убивать болезнетворные микробы.

В сутки 1 га леса дает 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе.

В сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа.

1.Посчитайте для леса площадью 10, 20, 40, 50 га количество поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки, месяц, год.

2.На сколько людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?


2) Тайна горшка. Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?

Читательская грамотность формируется на уроках биологии при анализе биологических текстов, нахождении ошибок в тексте.

Например, найдите и исправьте ошибки в тексте.

  1. Насекомоопыляемые растения часто можно встретить на полях или по берегам рек.

  2. Их цветы как правило имеют крупные размеры или собраны в соцветия.

  3. Аромат является средством привлечения насекомых-опылителей.

  4. К насекомоопыляемым растениям относят пшеницу, кукурузу, овёс и ячмень, а также тополь и берёзу.

  5. Пыльца растений, которые опыляются насекомыми, сухая и мелкая.

  6. Существуют виды растений, которые могут опыляться только одним видом насекомых. Например, клевер опыляется только шмелями.



Креативное мышление на уроках биологии позволяет учащимся генерировать новые идеи и нестандартные подходы к решению проблем, проявлять и развивать свои творческие способности.

Примерами таких заданий могут быть следующие:

Напишите стихотворение о пользе растений в природе и жизни человека или сочините сказку «1 день из жизни зелёного листа».

При изучении темы витамины, их истории и значения в жизни человека я рекомендовала бы включить в урок следующие задания на формирование функциональной грамотности обучающихся :

1. Куриные яйца богаты разнообразными полезными веществами и витаминами. Известно, что в одном курином яйце содержится витамина А - 0,3 мг, витамина В1-0,07 мг, витамина D-2,0 мг. Суточная норма этих витаминов для взрослого человека равна: витамин А -1,2 мг, витамин В1-2 мг, витамин D-10 мг. Посчитайте, возможно ли пополнить суточную норму всех представленных витаминов, если на завтрак съесть яичницу, приготовленную из 10 яиц. Возможен ли переизбыток предложенных витаминов в организме? Напишите алгоритм вычислений и ответы на вопросы.


2. Решите задачу, используя информацию из текста.

В 1749 году на корабле «Атланта» мореплаватели отправились в путь от берегов Голландии через Атлантический океан. Команда состояла из 43-х человек. Их путешествие продолжалось с мая по октябрь, ровно 6 месяцев. На корабле были запасы продуктов, содержащих витамин С, в количестве 800 кг. Докажите, что все члены команды доплыли до пункта назначения, и в результате  в путешествии от цинги не погиб ни один матрос. Ответ подтвердите расчетами. Известно, что суточная дозировка витамина С составляет 90 мг в сутки.


3. В 1880 году советский педиатр Николай Иванович Лунин экспериментально доказал, что «… в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания». 

Лунин проводил эксперименты на мышах. Были взяты две группы мышей. Одних  кормил «искусственным молоком», которое состояло исключительно из казеина (молочного белка), жира, молочного сахара, минеральных солей и воды. Мыши, питающиеся таким молоком, вскоре начинали терять в весе и погибали. Мыши из другой группы, которым давали в пищу натуральное молоко, росли здоровыми и крепкими. Какие вещества, содержащиеся в натуральном молоке, позволили мышам из второй группы расти здоровыми и крепкими? 


4. Известно, что витамин Dобразуется в верхних слоях кожного эпителия, в котором содержится пигмент меланин, под действием ультрафиолетового света. Однако многим людям необходимо включать в рацион питания еще и продукты, содержащие витамин D.

Объясните, в какое время года необходимо употреблять больше продуктов, содержащих витамин D и что способствует большему или меньшему образованию витамина D в клетках кожи.


5. Известно, что при недостатке витамина А нарушается сумеречное зрение, а избыток вызывает отравление. Прочитайте текст. Выберите из приведенного текста три предложения, относящиеся к данному описанию этого витамина. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, мясе, печени, яйцах и моркови.

2) Суточная норма витамина А составляет 1,5 мг.

3) Витамин А участвует в образовании зрительного пигмента родопсина.

4) При недостатке витамина А у человека возникает куриная слепота - отсутствие зрения в сумерках.

5) Витамин А является жирорастворимым витамином.

6) Излишки витамина А вызывают гипервитаминоз, характеризующийся тошнотой, головными болями и слабостью.


6. Придумайте рекламу о пользе витаминов для здоровья человека

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки биологии представляют большой интерес с точки зрения формирования и развития функциональной грамотности школьников. Использование разнообразных заданий на уроках формирует естественнонаучную, математическую и финансовую грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, а также повышают интерес к предмету «Биология», развивают творческие способности школьников и помогают учащимся в их самоопределении и самореализации.

Литература:

1. Гостева Ю. Н., Кузнецова Л. В., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. «Мониторинг формирования функциональной грамотности: математическая грамотность». Учебное пособие. М., 2019.


2. Логвинова И. М., Копотева Г. Л. «Конструирование ситуационных задач для оценки функциональной грамотности учащихся». Пособие для педагогов. М., 2020.


3. Пинская М. А., Утеева Р. А. «Функциональная грамотность школьников: моделирование образовательных ситуаций». М.: Национальный книжный центр, 2019.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

Автор: Ананченко Наталья Владимировна

Дата: 21.01.2024

Номер свидетельства: 644359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-biologhii-kak-usloviie-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "126205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415125294"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии."
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "457583"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518684813"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Сообщение на тему "Функциональная грамотность учащихся на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(80) "soobshchieniie_na_tiemu_funktsional_naia_ghramotnost_uchashchikhsia_na_urokakh_k"
    ["file_id"] => string(6) "355017"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478184542"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Статья "Естественно-научная и читательская грамотность на уроках биологии"."
    ["seo_title"] => string(75) "statia_estestvenno_nauchnaia_i_chitatelskaia_gramotnost_na_urokakh_biologii"
    ["file_id"] => string(6) "602003"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1646997899"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Приёмы формирования смыслового чтения на уроках биологии - средство развития функциональной грамотности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "priiomy_formirovaniia_smyslovogo_chteniia_na_urokakh_biologii_sredstvo_razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "634354"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687603384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства