Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.»
Учитель биологии: Дюжакова Т.А.
КГУ «Станционная основная школа»
Формирование функциональной грамотности учащихся
на уроках биологии.
«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
Я.А.Коменский «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»
В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Как научить ребенка разбираться в большом потоке информации, которую он получает ежедневно. Сегодня учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает целый ряд вопросов:
Как помочь усвоить этот материал?
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
Как вовлечь учеников в образовательный процесс?
Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Ученые проводят объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен досконально знать, не только чему учить, но и как учить на строго научной основе.
Можно конечно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания.
В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека естественнонаучной грамотности на основе сохранения целостности социальной культуры. Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создания условий для самореализации».
Установлено, что предпосылкой развития компетенции личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность – степень подготовленности человека к выполнению возложенных или добровольно взятых на себя функций.
Формирование функциональной грамотности на уроке – условие развития компетентностей учащихся.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде заданий, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Перед учителем стоит цель сделать урок, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Мы часто задаемся вопросом: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания? На уроках биологии, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, актуальна технология критического мышления.
Критическое мышление – навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Актуальность формирования критического мышления на уроках биологии в том, что биология наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении биологии знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе. Приемы данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы
с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к кружающему его информационному полю.
Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология развития критического мышления, в полной мере отвечает этим этапам.
Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета. В основе развития критического мышления лежат три последовательных стадии: вызов – осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы урока, от учебных возможностей класса.
1 Стадия – Вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Она позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить к активной работе. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Эта стадия похожа на актуализацию знаний в традиционном уроке, но приёмы и методы организации деятельности другие. Приёмы «Ассоциации», «Покопаемся в памяти», «Кластеры», таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У), «Логические цепочки» позволяют детям каждому активно включиться в работу.
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Прием «Кластеры» использую на стадии вызова, осмысления, когда после работы с текстом, кластер наполняется содержанием, и на стадии рефлексии, т.е. кластер может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Этот прием способствует развитию системного мышления.
2 стадия – Осмысление. На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Здесь актуальны такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу insert, ведение записей двойных дневников и бортовых журналов, составление таблиц «ЗХУ», работа с кластером, приём «Карусель». Эти приёмы можно использовать при любом способе подачи нового материала: чтении текста, просмотре видеофильма, объяснении учителя, сообщение обучающегося с демонстрацией презентации, и т.д. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах. Основным приемом ТРКМ является маркировка текста по типу Инсерт. В дословном переводе с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Ученики читают текст параграфа и делают в нем соответствующие пометки: «V» - галочкой отмечают то, что известно;
«+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста;
«-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали;
«?» - вопросительный знак, если не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер.
Для организации групповой работы использую приём «Карусель». Суть приёма такова: формулирую проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Готовлю цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся, совместно записывают ответ, на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
После «карусели» вывешиваю работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший и более правильный ответ. Этот приём называется «Галерея», использую на стадии рефлексии.
3 стадия – Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
На этой стадии можно использовать приемы: кластер, эссе, самоанализ, толстые и тонкие вопросы, галерея, ключевые слова, взаимообучение, синквейн (синквейн – это стихотворение пятистишие, которое требует синтеза информации и материала коротких выражениях).
Прием «Синквейн» можно использовать на любом уроке – этот приём как подведение итогов урока. Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. На данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Например, синквейн по теме «Стебель»: тебель Сложный, сильный.
Проводит, запасает, удерживает.
Важен в жизни растения, человека.
Опора!
Также на любом уроке можно использовать интересный приём «Тонкие и толстые вопросы». Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет» - это тонкие вопросы, но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно - это проблемные, то есть толстые вопросы. Толстые вопросы?
Тонкие вопросы ?
Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?
Кто ?
Что Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация пройденного.
Приём «эссе» или «Самоанализ».
Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны. Вместо «вызова» более привычно для учителя – актуализация знаний. А «осмысление» - это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это первичное закрепление материала и итоги урока. Что же принципиально нового несёт в себе технология развития критического мышления? Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.
Практика работы в школе показывает, что технология развития критического мышления наиболее приемлема на вводных уроках, уроках изучения и первичного закрепления новых знаний. Данная технология представляет собой педагогическую систему, направленную на формирование у учащихся аналитического мышления, позволяет детям самостоятельно добывать знания, развивает мыслительные способности, т.к. дети должны сформулировать, убедительно аргументировать свою мысль и донести ее суть до слушателя, т.е. обучая партнера, обучаешься сам.
Теоретически всё просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.
А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен в изучении предмета и легче адаптируется в жизни.
Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий - является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников. Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
И завершить свой доклад я бы хотела словами Дайаны Халперн: « Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информаций и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов».