Экологическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
Экологическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию, а также саморазвитие и самосовершенствование. А внеурочная деятельность экологической направленности имеет практико-ориентированный характер, она существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание в рамках внеурочной деятельности»
Экологическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
Кодацкая С.В., учитель биологии МАОУ СОШ №28 г. Балаково.
В современной школе для реализации экологического воспитания важным является положение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования об интеграции урочной и внеурочной работы с обучающимися на основе системно - деятельностного подхода, при этом в учебном плане с каждым годом становится меньше часов на изучение предмета биологии, экологии и краеведения. Понятно, почему экологическое сознание россиян не просто низкое, а экологические предпочтения продолжают снижаться по шкале ценностей и приоритетов. И чем более мощными средствами человек воздействует на природу, тем важнее задача формирования экологического сознания, понимания необходимости охраны природы, осознания последствий нерадивого отношения к ней.
Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.
Считаю, что основная задача учителей в формировании экологического сознания - это выработать у обучающихся принципы мышления, которые позволяли бы ему использовать весь объем имеющихся знаний и богатство своего духовного мира, чтобы природоохранное поведение, основанное на экологическом сознании, стало стилем жизни. Процесс этот долгий. Результатом сформированности экологического сознания является экологическое поведение.
Однако практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому я стараюсь использовать, разнообразные формы, методы, приемы, средства в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности.
Многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Для детей очень важно продолжить начатый на уроке разговор, или дело вне рамок урока. Поэтому начатый на уроке процесс формирования экологического сознания я продолжаю во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию, а также саморазвитие и самосовершенствование. А внеурочная деятельность экологической направленности имеет практико-ориентированный характер, она существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности.
Хочу представить опыт работы по формированию экологического сознания школьников. Формами работы научного общества учащихся являются:
индивидуальная научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа по проектам, утвержденным советом НОУ;
научно-практические ученические конференции;
участие в сетевых предметных олимпиадах, учеба в заочных школах;
волонтерская деятельность.
Данная форма организации работы позволяет сформировать у учащихся практические навыки по охране и восстановлению природных объектов. У детей воспитываются навыки ответственного отношения к природе, формируются навыки самостоятельной творческой деятельности.
В организации природоохранной деятельности учащихся помогает кружок «Экологическая радуга» и волонтерский отряд «Лидеры». Работа его направлена на изучение и сохранение биоразнообразия животных и растений Балаковского района. Все собранные материалы обрабатываются во время кружковых занятий. По собранным материалам школьники делают исследовательские работы. По итогам проводятся конференции, конкурсы, фестивали. Члены кружка проводят работу по изучению и исследованию экологических проблем и поиску их решения. Силами волонтеров проводятся экологические мероприятия разных форм, охватывающие учащихся школы.
Общение с природой всегда интересно ребенку, но оно интереснее в несколько раз, если он непосредственно заботится о ней, чувствует личную ответственность за сохранение природы своей местности. Происходит воспитание у подростков активных жизненных позиций, включение их в проблемы своего города. Темы исследований затрагивают почвоведение, ботанику, зоологию, экологию. Ученики начинают глубже понимать законы, обеспечивающие непрерывность жизни в биосфере. Экскурсии и акции проводятся в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Саратовской области: ООПТ «Урочище горы Белая», «Национальный парк Хвалынский» Хвалынского района; ООПТ «Сосновые насаждение у села Плеханы», окрестностей г. Балаково в дубравы поймы реки Волги.
Проведение учебно-исследовательских экскурсий позволяет собрать экспериментальный материал в полевых условиях, получить простейшие навыки полевой исследовательской деятельности. Ученики осознают, что грамотное использование знаний о природе позволит человеку развиваться в содружестве с ней. В процессе экскурсий проводится исследование флоры и фауны: определение видового состава различных типов животных и отделов растений, популяций, численности различных типов животных, видового состава растений, доминирующих видов, выявление и учет редких и исчезающих типов, определение условий обитания видов, изучение почв, изучение состава воды и воздуха, описание геологического строения и рельефа местности, сбор и составление коллекций, в том числе энтомологических, ботанических, геологических, фотоколлекций.
Все собранные материалы обрабатываются во время кружковых занятий. По собранным материалам школьники делают работы. По итогам проводится конференция. Темы исследовательских работ, выполненных учащимися: «Индикация общего количества питательных элементов в почве на территории пойменной дубравы с помощью растений по методике Л. Раменского», «Индикация обеспеченности почвы азотом, индикация рН почв по видовому составу растительности», «Исследование наличия питательных веществ в почве», «Изучение физического и химического состава почвы на основании исследования почвы в разрезе», «Биоиндикация воздушной среды по состоянию хвои сосны обыкновенной», «Изучение биоразнообразия сообщества пойменной дубравы», «Изучение видового состава животного мира широколиственного леса», «Видовой состав злаков в пригородной зоне г. Балаково»; «Лекарственные растения растительных сообществ г. Балаково», «Степная растительность в окрестностях г. Балаково», «Состояние лесополос в окрестностях г. Балаково», «Многообразие животного мира в окрестностях г. Балаково», «Водный мир реки Волги в пригороде Балаково» и др.
Декада НОУ как итог работы за год предоставляет возможности для формирования презентационных компетенций. Она позволяет выделить одаренных школьников, умеющих делать собственное открытие. В ходе декады НОУ проводятся круглые столы, посвященные актуальным современным проблемам, конкурсы, викторины, выставки лучших работ. Все лучшие проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции «Наука, вчера, сегодня, завтра», которая проводится ежегодно и являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учеников, осуществляемой под руководством учителей. Жюри, состоящее из опытных учителей и приглашенных специалистов, заслушивает и оценивает работы по каждой секции. Авторы лучших работ награждаются дипломами и им дается рекомендация для участия в конференциях более высокого ранга в муниципальной и областной НПК.
В организации экологической деятельности учащихся помогают кружковая работа. Силами членов кружка создан эколого-краеведческий путеводитель по памятнику природы «Сосновые насаждения у села Плеханы», проводится природоохранная деятельность. Ребята участвуют в мероприятиях, связанных не только с исследовательской деятельностью:
Областные конкурсы, проводимые Областным центром экологии и краеведения.
Волонтерами проводятся экологические мероприятия, охватывающие учащихся школы. Используются разные формы работы:
групповые - встречи со специалистами, конференции, экскурсии;
массовые - День заповедников и национальных парков, День тигра, Час Земли, День Волги, Всемирный день вторичной переработки, Всероссийские экоуроки портала «Экокласс», экологические акции по благоустройству территорий и сбору семян растений, охране первоцветов, развешиванию кормушек и подкормке птиц.
Таким образом, внеурочная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом.