ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРИРОДУ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРИРОДУ»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………….……
4.1. Методические рекомендации по организации образовательной работы по программе………………………………………………….
4.2. Условия реализации программы……………………………….
4.3. Работа с родителями…………………………………………….
Мониторинг освоения детьми программы……………………….
Список литературы.............................................................................
Приложения …………………………………………………………..
3
3
3
4
5
6
6
6
7
8
9
11
11
11
15
15
16
18
19
22
23
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Программа нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Новизна
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возрасте 5-7 лет, в результате изучения которой ребёнок познаёт окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального компонента.
Актуальность
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений.
Педагогическая целесообразность
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. При реализации программы необходимо соблюдать принципы системности, последовательности, вариативности для достижения педагогических целей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
Данная программа экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы родного края, запечатлённую в произведениях искусства и создавать её своими руками через разные формы изобразительной деятельности.
У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания. Дети должны понять, что всё в дикой природе взаимосвязано, всё находится в одной экоцепочке. Это поможет им осознать, что нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ. У детей должны быть знания об отношении человека к природе и его влиянии на неё: отрицательном влиянии на природу ввиду своего рода деятельности и о том, как человек используя природу, заботится о ее сохранности.
Результатом осознанно-правильного отношения детей к природе будет то, что они уже сами смогут объяснить свое поведение в природе, смогут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Выполнение различных заданий доказывает, что отношение дошкольников среднего возраста к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых – закрепить это желание, сделать его осознанным.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: Формирование интегративных качеств старших дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.
Задачи:
Формировать представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком целостной картины мира, а человека, как часть природы.
Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
Знакомить с флорой и фауной родного края, как частицей природных богатств региона.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость в общении с природой.
Развивать у детей познавательную активность через исследовательскую деятельность.
Развивать у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения.
Воспитывать положительные взаимоотношения посредством деятельности со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
1.4. Отличительные особенности программы
Программа «Путешествие в природу» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, т.к. основными структурными составляющими познавательной активности в этом возрасте являются познавательная потребность и саморегуляция поисковой деятельности.
Наиболее существенный показатель наличия и уровня познавательной активности в поведении ребенка — инициатива в познании, стремление строить полный и точный образ нового, в конечном счете — образ мира.
В программе прослеживается интеграция всех областей, в которые включена исследовательская деятельность (элементы) простого экспериментирования, метод проектов, что способствует всестороннему развитию детей.
Прежде всего, детям нужно дать на данной возрастной ступени экологические знания не о природе вообще, а о той природе, которая их окружает рядом, которую они могут наблюдать изо дня в день, могут потрогать и пощупать. Дошкольники должны осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. На примере растений и животных, окружающих детей, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
Наша программа «Путешествие в природу» разработана на основе региональных особенностей природы Оренбургского края и создана с учетом «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Закона об образовании РФ». Предлагаемая программа входит в комплексную программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [2010], а так же парциальную программу «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой для создания непрерывного экологического образования.
1.5. Возраст детей
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
К шести годам они обладают довольно большим запасом преставлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным, они уже способны действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, но улучшается ее устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки. Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и прочее) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Этот возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным продуктивным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу.
1.6. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года (72 часа). Реализуется в виде НОД один раз в неделю. Продолжительность НОД – 25 минут.
1.7. Формы и режим занятий
Во время режимных моментов
В совместной деятельности педагога с детьми
В самостоятельной деятельности детей
В совместной деятельности с семьей
Наблюдения,
игры – эксперименты, проблемные ситуации, развивающие игры, рассматривание, объяснение, игровые упражнения, напоминание, моделирование на прогулке, игровые обучающие ситуации, исследовательская деятельность, рассказ, ситуативный разговор
Наблюдение, беседа, рассказ, познавательная игротека, проблемно – поисковые ситуации, труд в уголке природы и на участке, показ, объяснение, игровые и творческие задания, исследования, просмотр фильмов, целевые прогулки, моделирование, обучающие и развивающие игры.
Игры, наблюдения, опыты, эксперименты, интегрированная детская деятельность, продуктивная деятельность, обучающие ситуации, игры с правилами, практическая деятельность.
Беседы, консультации, семинары,
экскурсии,
детские и родительские
проекты,
просмотр фильмов,
разъяснение схем,
совместные игры,
труд.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Интегративные качества личности.
Содержательная характеристика.
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформирована потребность в здоровом образе жизни.
Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в природе. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый.
Эмоционально реагирует на мир природы, экологические проблемы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения для получения необходимой информации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила экологически целесообразного поведения.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Ребенок имеет представление о себе, о природе как целостной взаимосвязанной системе, об экологических проблемах современности.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления поисково-исследовательской, познавательной, трудовой деятельности.
Для проверки ожидаемых результатов были применены мониторинговые исследования, представленные в общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (смотри далее).
1.9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
В ходе реализации программы «Путешествие в природу» используются следующие формы подведения итогов:
Проектная деятельность: «Птицы – наши друзья», «Во поле береза стояла», Экологические акции: «Птичья столовая», «Первоцвет» и др.
Театрализованные игры: «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленые друзья».
Выпуск экологической газеты «Экологический вестник».
Рисование на экологическую тематику.
Досуги, экологические, народные праздники: «День Земли», «День воды», «День Птиц» и др.
Совместные занятия с детьми и родителями, экскурсии.
2.Тематический план образовательной программы (72 часа)
№
Модули/ темы программы
Объем
Интегративные качества
ЭОР, ЦОР, Пособия
I модуль «Человек и неживая природа»
12
*Интересуется новым, неизвестным в природе. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
*Эмоционально реагирует на мир природы, экологические проблемы.
*У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления поисково-исследовательской, познавательной, трудовой деятельности.
*Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
*Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.
*Эмоционально реагирует на мир природы, экологические проблемы.
*У ребенка сформирована потребность в здоровом образе жизни.
*Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения для получения необходимой информации.
*Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила экологически целесообразного поведения.
*У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления поисково-исследовательской, познавательной, трудовой деятельности.
*Ребенок имеет представление о себе, о природе как целостной взаимосвязанной системе, об экологических проблемах современности.
*Интересуется новым, неизвестным в природе. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
*Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.
Схема «Живое - неживое», оборудование и материалы для опытов с водой, землей, воздухом, глобус, лампочка.
Ноутбук, коллекция минералов, кассеты с записями музыки, шума явлений природы;
учебные плакаты: «Круговорот воды в природе», «Биосфера Земли»;
физическая карта мира.
Оборудование и материалы для опытов с растениями, картинки с изображением культурных и дикорастущих растений, гербарий, инвентарь для работы в уголке природы, стихи и загадки о растениях.
Картинки с изображениями диких и домашних животных, стихи и загадки о животных, карточки-схемы, костюмы (маски насекомых).
Фотографии по теме «Загрязнение окружающей среды в нашем городе». Костюмы (маски) растений и животных. Карта Оренбургской области, стихи по темам, фильм «Заповедники России», книга «Энциклопедия дошкольника».
Картинки из серии «Деревья», «Птицы», «Насекомые», «Растения». Фотографии по теме «Красота весенней степи». Стихи и загадки по темам, инвентарь для работы на участке, материалы для рисования.
Ноутбук, глобус, кассеты с записями музыки, голосов птиц;
учебные плакаты: «Дикие животные», «Домашние животные», «Сезонная приспособленность растений и животных», «Среда обитания», физическая карта мира.
1.1.
Неживая и живая природа.
1
1.2.
Земля-кормилица.
1
1.3.
Вода – источник жизни.
1
1.4.
Путешествие капельки воды.
1
1.5.
Воздух – невидимка.
1
1.6.
Воздух – невидимка.
1
1.7.
В гостях у Солнышка.
1
1.8.
Электроприборы
1
1.9.
Одежда
1
1.10.
Мебель
1
1.11.
Транспорт
1
1.12.
Посуда
1
1.13.
Головные уборы
1
1.14.
Нас окружает вода
1
1.15.
Тепло
1
1.16.
Холод
1
II модуль «Живая природа»
48
Тема 1. Растительный мир.
17
2.1.
Что растениям нужно для роста?
1
2.2.
Строение растений.
1
2.3.
Строение растений.
1
2.4.
Культурные и дикорастущие растения.
1
2.5.
Зеленая аптека.
1
2.6.
Зеленая аптека.
1
2.7.
Комнатные растения в уголке природы.
1
2.8.
Гости из далеких стран.
1
2.9.
Исчезающие растения.
1
2.10.
Сад, огород (овощи, фрукты)
1
2.11.
Сад, огород (овощи, фрукты)
1
2.12.
Деревья
1
2.13.
Цветы
1
2.14.
Лес
1
2.15.
Лес
1
2.16.
Грибы
1
2.17.
Ягоды
1
Тема 2. Животные.
15
2.18.
Лаборатория природы.
1
2.19.
Домашние животные и их детеныши
1
2.20.
Дикие животные и их детеныши
1
2.21.
Подготовка диких животных к зиме.
1
2.22.
Перелетные птицы.
1
2.23.
Зимующие птицы.
1
2.24.
Зимующие птицы.
1
2.25.
Рыбы.
1
2.26.
Насекомые.
1
2.27.
Исчезающие животные.
1
2.28.
Животные жарких стран
1
2.29.
Животные холодных стран
1
2.30.
Наши пернатые друзья
1
2.31.
Наши пернатые друзья
1
2.32.
Насекомые
1
Тема 3. Человек – часть природы.
9
2.33.
Здоровый человек.
1
2.34.
Здоровый человек.
1
2.35.
Здоровый человек.
1
2.36.
Земля – наш общий дом.
1
2.37.
Что такое заповедник.
1
2.38.
Что такое заповедник.
1
2.39.
Что мы сажаем, сажая леса.
1
2.40.
Люди смелые и умелые-космонавты
1
2.41.
Все профессии важны, все профессии нужны.
1
Тема 4. Экосистемы родного края.
7
2.42.
Лес.
1
2.43.
Лес
1
2.44.
Степь.
1
2.45.
Водоем.
1
2.46.
Луг.
1
2.47.
Животный и растительный мир города.
1
2.48.
Сбережем удивительный мир растений и животных леса
1
Тема 5. Времена года.
5
2.49.
Осень
1
2.50.
Путешествие в зиму
1
2.51.
Путешествие в зиму
1
2.52.
Весна
1
2.53.
Лето
1
3.Содержание образовательной работы по программе
3.1. Интеграция образовательных областей
Образовательная область.
Содержательная характеристика.
Коммуникация.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Чтение художественной литературы.
Формирование экологического сознания, воспитание любви к природе.
Художественное творчество.
Развитие через эмоциональную сферу познавательного интереса, формирование ценностного отношения к природе.
Музыка.
Социализация.
Формирование ответственного отношения к природе, осознания того, что человек - часть природы, а не ее хозяин.
Безопасность.
Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
Здоровье.
Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
Труд.
Развитие трудовых навыков по уходу за растениями и животными.
Физкультура.
Формирование основных физических качеств в подвижных играх.
3.2. Содержание программы
№
Название модулей, тем.
Краткое описание темы
I Модуль «Неживая природа».
1
Неживая природа.
Рассматривание картинок с объектами живой и неживой природы. Выявление отличий. Игра «Живое - неживое». Выявление взаимосвязей живой и неживой природы через творческое задание «Если бы не было…»
2
Земля-кормилица.
Рассматривание растительного мира на экологической тропе. Поиск ответа на вопрос «Почему в пустыне мало растений?» Проведение опыта «Состав почвы».
3
Вода – источник жизни.
Наблюдение за политыми растениями на участке и не политыми, засохшими за забором; за животными и людьми, испытывающими жажду. Рассказ о проблеме нехватки воды в некоторых странах мира. Прогнозирование последствий неэкономного расходования воды. Полив растений на участке.
4
Путешествие капельки воды.
Проведение опытов: «Свойства воды», «Круговорот воды в природе».
5
Воздух – невидимка.
Проведение опытов из серии «Свойства воздуха» (воздух невидим, не имеет запаха, расширяется при нагревании, необходим для жизни).
6
В гостях у Солнышка.
Моделирование «Годовое и суточное движение Земли вокруг Солнца» (с глобусом и лампочкой. Наблюдение за тенью, сезонными изменениями в природе).
II Модуль «Живая природа».
Тема 1. Растительный мир.
1
Что растениям нужно для роста?
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет); расширять представления детей о настурции: её пользе и строении; формировать трудовые умения и навыки.
2
Строение растений.
Проведение опытов «Поглощение воды», «Органы дыхания растений». Фиксация результатов.
3
Культурные и дикорастущие растения.
Рассказ о культурных и дикорастущих растениях. Игра «Узнай, чей лист?» Работа с кругами Эйлера.
4
Зеленая аптека.
Приход в гости доктора Айболита. Его рассказ о лекарственных растениях, их свойствах, правилах сборки и сушки.
5
Комнатные растения в уголке природы.
Осмотр цветов, определение их состояния, подсыпание земли в горшки, пересадка цветов.
6
Гости из далеких стран.
Рассматривание цветов в уголке природы. Выявление их особенностей. Поиск ответа на вопрос «Почему кактус толстый?» Рассказ об умении растений приспосабливаться к условиям среды. Игра «Что где растет?»
7
Исчезающие растения.
Выступление воспитанников (рассказы детей о редких растениях нашего края). Составление Красной книги.
Тема 2. Животные.
1
Лаборатория природы.
Поиск ответов на вопросы: «Зачем жирафу длинная шея? Зайцу короткий хвост, а лисе длинный? Почему пингвины не летают? И т.д.»
2
Домашние животные.
КВН. 1-й конкурс – стихотворение о природе, 2-й конкурс – разминка (ответы на вопросы), 3-й конкурс – отгадывание загадок о домашних животных. 4-й – музыкальная пауза, 5-й – «Загадай животное», 6-й «Знаешь ли ты..?» Вручение призов и медалей
3
Подготовка диких животных к зиме.
Опрос «Каких диких животных вы знаете?» Рассказ «Мудрая природа» о том, как она помогает животным пережить зиму. Творческое задание: «Если б обезьяна решила поселиться в наших лесах, чем бы ей помогла природа?»
4
Какие разные птицы
Рассмотреть внешнее строение, оперение, манеру есть и передвигаться, реагировать на человека. Умения использовать модель в качестве плана рассказа.
5
Перелетные птицы.
Расширение и обогащение знаний детей о перелетных птицах:
- познакомить детей с перелетными птицами, их повадками, строением;
- учить понимать схематично-знаковые модели.
Игра «Путаница».
6
Зимующие птицы.
Наблюдение за зимующими птицами. Рассказ о том, как зимующие птицы решают проблемы холода и голода. Развешивание кормушек. Кормление птиц.
7
Рыбы.
Наблюдение за рыбками в аквариуме (изучение особенностей внешнего строения, особенностей поведения). Поиск ответа на вопрос «Для чего рыбкам плавники?»
8
Насекомые.
Встреча с волшебницей, перенесение на летний луг. Разговор с «насекомыми» об их жизни. Их претензии к людям. Выводы.
9
Исчезающие животные.
Рассказы детей об исчезающих животных нашего края. Составление Красной книги.
Тема 3. Человек – часть природы.
1
Здоровый человек.
Рассказ об устройстве человека. Приход в гости доктора Айболита. Консультация «Если хочешь быть здоров». Игра «Полезно-вредно». «Веселая гимнастика».
2
Загрязнение окружающей среды.
Рассматривание экспонатов фотовыставки «Загрязнение окружающей среды в нашем городе». Прогнозирование последствий загрязнения воздуха, воды и почвы. Создание идеальной ситуации «Я бы хотел(а) чтобы на Земле…» Изготовление карточек-символов «Факторы опасности окружающей среды».
3
Почему нужно беречь воду.
Путешествие в будущее. Встреча с людьми, животными, растениями. Выяснение причин нехватки пресной воды. Возращение и анализ нашего отношения к воде в повседневной жизни.
4
Земля – наш общий дом.
Придумывание сказки. «Пришел однажды человек и говорит: «Я - царь природы! Все вокруг – мое!» И стал…» Действия человека, их последствия. Подведение итогов. Вывод: «Земля – наш общий дом».
5
Что такое заповедник.
Рассказать о негативной деятельности человека в природе, о сокращении естественной среды обитания растений и животных. Понятие «заповедник». Просмотр видеофильма «Заповедники России».
6
Что мы сажаем, сажая леса.
Чтение стихотворения С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса». Рассматривание глобуса, карты Оренбургской области. Воображаемая ситуация «Если все леса исчезнут». Выявление опасностей, которые угрожают лесам. Игра «Можно - нельзя».
Тема 4. Экосистемы родного края.
1
Лес.
Рассказ о лесе, его значении для всего живого. Рассматривание картинок из серии «Деревья». Выявление сходства и отличий. Игра «Хвойное -лиственное». Поиск ответа на вопрос «Почему в хвойном лесу растительности меньше?» Знакомство с обитателями леса (птицы, насекомые, животные). Установление их взаимозависимости. Рисование плакатов «Берегите лес от пожаров».
2
Степь.
Рассматривание экспонатов фотовыставки «Красота весенней степи». Знакомство со степными растениями и животными.
Установление взаимозависимостей («Что будет если..?»). Поиск ответа на вопрос «Почему в степи (лесополосе) деревья низкорослые?» Имитационная игра «В степи».
3
Водоем.
Знакомство с растениями и насекомыми наших водоемов. Игра «Поймай комара». Рассказ о речных птицах. Построение пищевой цепочки. Воображаемая ситуация «Если бы мы превратились в обитателей пруда, на что бы мы пожаловались людям?»
4
Луг.
Знакомство с растениями и животными луга. Работа с карточками на установление взаимосвязей. Игра «Бабочки и птицы». Примеры негативного вмешательства человека в природу. Рисование луговых цветов.
5
Животный и растительный мир города.
Рассказ детей о растительном и животном мире города. Выявление особенностей. Отгадывание загадок о птицах и насекомых. Обследование участка на предмет экологического благополучия. Высадка рассады цветов в грунт, полив саженцев растений.
4.Методическое обеспечение программы
4.1. Методические рекомендации по организации образовательной работы по программе
Название модулей, тем
Форма НОД
Методы и приемы
Дидактический материал
I Модуль «Неживая природа».
Беседа, эксперимент.
Рассматривание, наблюдение, опыт, беседа, метод моделирования маленькими человечками, игровой метод.
Схема «Живое -неживое», оборудование и материалы для опытов с водой, землей, воздухом, глобус, лампочка.
Оборудование и материалы для опытов с растениями, картинки с изображением культурных и дикорастущих растений, гербарий, инвентарь для работы в уголке природы, стихи и загадки о растениях.
Рассказ, игровой метод, наблюдение, беседа, рассматривание, проектный метод, метод морфологического анализа, «мозговой штурм», метод фантазирования.
Картинки с изображениями диких и домашних животных, стихи и загадки о животных, карточки-схемы, костюмы (маски насекомых.
Форма подведения итогов.
Проект «Красная книга родного края».
Тема 3. Человек – часть природы.
Консультация, беседа, сказка, путешествие.
Прогнозирование, рассказ, игровой метод, метод творческого моделирования, рассматривание, метод моделирования идеального конечного результата, синектика (метод символической аналогии).
Фотографии по теме «Загрязнение окружающей среды в нашем городе». Костюмы (маски) растений и животных. Карта Оренбургской области, стихи по темам, фильм «Заповедники России», книга «Энциклопедия дошкольника».
Форма подведения итогов.
Выставка рисунков по теме «Будущее нашей планеты».
Тема 4. Экосистемы родного края.
Экскурсия, путешествие,
беседа
Рассказ, беседа, рассматривание, наблюдение, прогнозирование, метод фантазирования, синектика (метод личной аналогии).
Картинки из серии «Деревья», «Птицы», «Насекомые», «Растения». Фотографии по теме «Красота весенней степи». Костюмы (маски). Стихи и загадки п темам, Инвентарь для работы на участке, материалы для рисования.
Форма подведения итогов.
Праздник «обитателей леса».
При организации опытно-исследовательской деятельности необходимо соблюдать определенные правила
1.- Самое главное – подходить к работе творчески
2.- Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
3.- Не сдерживать инициативы детей
4. - Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
5. – Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
-Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- Анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.
4.2. Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду проводилась работа с родителями по экологическому воспитанию детей, внедрялись современные педагогические технологии (технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, игровые технологии). Важным условием реализации программы является развитие природно-развивающей среды. В этом направлении были сделаны следующие шаги:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: в групповом уголке природы подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями. На территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскоп, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы. Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки». Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, цветные карандаши, акварель, кисти);
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто);
Для аппликации (цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы, трафареты)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа». Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
4.3. Работа с родителями
Как уже говорилось выше, в ДОУ предусмотрена работа с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание экологически грамотного человека. Для этого был разработан план работы с родителями по экологическому воспитанию.
Месяц
Содержание
Сентябрь
Анкетирование родителей.
Проведение родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей».
Октябрь
Оформление стенда «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Проведение конкурса рисунков «Берегите воду!»
Ноябрь
Выставка игрушек «Волшебная глина».
Семинар-практикум «В царстве лекарственных растений».
Декабрь
Проект «Красная книга нашего края». Природоохранная акция «Сохраним елку – красавицу наших лесов».
Январь
Выпуск экологической газеты на тему «Помогите птицам».
Акция «Кормушка».
Февраль
Проведение выставки совместных работ взрослых и детей из природных материалов «Природа и творчество».
Март
Выпуск экологической газеты на тему «Как сохранить здоровье?»
Апрель
Выставка детских рисунков на тему «Будущее нашей планеты».
Совместная экскурсия в парк.
Май
Посадка деревьев на участке.
Совместный поход к водоему.
5. Мониторинг развития интегративных качеств
Направление развития детей: познавательно-речевое.
Возрастная категория: дети старшей группы.
Дата проведения анализа: октябрь 2012 г., февраль 2013 г.
Цель: Выявить динамику развития интегративных качеств у детей.
Оценка уровня развития:
Низкий уровень - 1 балл (большинство компонентов недостаточно развиты);
Средний уровень – 2 балла (отдельные компоненты не развиты);
Высокий уровень – 3 балла (соответствует возрасту).
Карта мониторинга (октябрь 2012)
№ п/п
Фамилия Имя
Интегративные качества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
А.Б.
2
2
1
3
2
2
2
2
2
2
Б. В.
2
2
2
1
1
1
1
1
1
3
Б. В.
2
1
3
1
2
1
1
1
1
4
В. А.
1
2
2
2
2
2
2
2
2
5
В. С.
2
2
1
1
1
2
2
2
2
6
Г.М.
2
3
2
2
2
3
2
2
2
7
Г. М.
1
3
2
3
3
3
3
3
3
8
Д.Л.
2
2
2
3
2
2
2
2
2
9
К. А.
2
2
3
2
2
2
2
2
2
10
К. В.
3
3
3
3
3
3
2
3
3
11
Л. В.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
12
М. А.
3
2
2
2
2
2
2
2
2
13
Н.Л.
3
3
3
3
2
3
3
3
3
14
Н.А.
3
3
3
2
3
3
2
3
3
15
П. А.
3
2
3
2
2
2
2
2
2
16
Р. К.
2
3
2
2
3
3
2
3
3
17
С.М.
3
2
3
2
2
2
2
2
2
18
С. А.
2
2
2
1
2
2
1
2
2
19
Т. В.
3
1
2
1
2
1
1
1
1
20
Х.С.
2
1
3
2
2
1
1
1
1
Карта мониторинга (февраль 2013)
№ п/п
Фамилия Имя
Интегративные качества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
А. Б.
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
Б. В.
2
2
2
2
2
1
2
2
1
3
Б. В.
2
2
3
2
2
2
2
2
2
4
В. А.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
5
В. С.
2
3
2
2
2
2
2
2
2
6
Г. М.
3
3
2
2
2
3
2
2
3
7
Г. М.
2
3
2
3
3
3
3
3
3
8
Д. Л.
2
2
3
3
2
3
2
2
2
9
К. А.
3
2
3
2
3
2
2
3
2
10
К. В.
3
3
3
3
3
3
2
3
3
11
Л. В.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
12
М. А.
3
2
2
2
2
2
2
2
2
13
Н. Л.
3
3
3
3
2
3
3
3
3
14
Н.А.
3
3
3
2
3
3
2
3
3
15
П. А.
3
2
3
2
3
2
2
2
2
16
Р. К.
2
3
3
2
3
3
2
3
3
17
С. М.
3
2
3
3
2
2
2
2
2
18
С. А.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
19
Т. В.
3
1
2
2
2
1
1
1
1
20
Х. С.
2
2
3
2
2
2
2
2
2
№
Интегративные качества
сформированность интегративных качеств
(в процентах)
Октябрь 2012
Февраль 2013
Н
С
В
Н
С
В
1
У ребенка сформирована потребность в здоровом образе жизни.
10
50
40
-
50
50
2
Интересуется новым, неизвестным в природе. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
15
50
35
5
55
40
3
Эмоционально реагирует на мир природы, экологические проблемы.
10
45
45
-
45
55
4
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения для получения необходимой информации.
25
45
30
-
65
35
5
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила экологически целесообразного поведения.
10
65
25
-
65
35
6
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.
20
50
30
10
55
35
7
Ребенок имеет представление о себе, о природе как целостной взаимосвязанной системе, об экологических проблемах современности.
25
60
15
5
80
15
8
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
20
50
30
5
60
35
9
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления поисково-исследовательской, познавательной, трудовой деятельности.
20
50
30
10
55
35
Развития интегративных качеств старших дошкольников
Вывод: В результате диагностики, проведенной в 2012-2013 учебном году можно увидеть, что прослеживается рост развития интегративных качеств, влияющих на формирование познавательной активности. Выявилось следующее: количество детей с низким уровнем интегративных качеств сократилось с 17, 2% до 3,8%; со средним уровнем увеличилось с 51,6% до 58,8%; с высоким уровнем увеличилось с 31,2% до 37,4%.
Таким образом, данная программа доказала свою эффективность в формировании экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста
Список литературы
Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2002. – 96с.
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. – 2006, №3. – С.23 -25
Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2001. – 67с.
Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования / В. А. Зебзеева - М.: Сфера, 2009. - 116с.
Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова – М.: Сфера, 2007. - 115с.
Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144с.
Ривина, Е. К. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром / Е. К. Ривина // Детский сад от А до Я. – 2006, №2. – С. 27-29
Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА _ ПРЕСС, 2000. - 110с.
Рыжова, Н. А. Человек и природа / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 121с.
Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 130с.
Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2001. – 127с.
Савенков, А. И. Эксперимент в общеобразовательном учреждении / А. И. Савенков // Детский сад от А до Я. - 2006, №3, С. 4-8
Шишкина, В. А. Прогулки в природу: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002. – 138с.
Шорыгина, Т. А. Какие звери в лесу / Т. А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2008.-90с.
Шорыгина, Т. А. Кустарники. Какие они / Т. А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2008. - 98с.
Приложение
НОД: Путешествие капельки воды
Ф.И.О. Леващева Елена Владимировна
Должность педагога:воспитатель старшей группы №3
Направление развития: познавательно – речевое
Доминирующая образовательная область: познание
Тема НОД: «Путешествие капельки воды
Возрастная группа: старшая
Методы и приемы:
1.Организационный
-приветствие
2.Мотивационный
- загадка о воде
- беседа
- рассматривание иллюстраций
- проблемно- поисковая ситуация “Почему вода в реке не кончается?”
- продуктивная деятельность нарисовать ”Путешествие Капельки”
- двигательная активность
Цель: сформировать представление у детей старшего дошкольного возраста о круговороте воды в природе
Задачи:
1.Образовательные:
- учить умению устанавливать причинно-следственные связи, на основе построения наглядной временно-пространственной модели, сохраняя некоторые обороты речи;
- учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию проводимых опытов;
- развивать навыки экспериментальной деятельности в процессе совместной деятельности;
3.Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания к сказочным героям;
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться друг с другом;
- воспитывать бережное отношение к воде
Планируемые результаты: навык в экспериментально – опытной деятельности (установление причинно – следственные связи)
Материал: игровой персонаж – Капелька; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); стекло; картина круговорота воды в природе.
Модели: «маленькие человечки» (ТРИЗ).
Предварительная работа:Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».
Время проведения: 25 минут
Ход НОД:
Вводная часть
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей).
Педагог: Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?
Дети: Да!
Подходим к большому цветку. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Педагог подходит к растению.
Педагог: Ребята, посмотрите, что это такое на листике? (Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька).
Дети: Капелька.
Педагог: Что ты здесь делаешь, Капелька?
Капелька: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас детском саду.
Педагог: Дети, покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки.
(Дети водят Капельку и показывают те места в группе, где есть вода.)
Педагог: Капелька говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?
Дет:. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.
Педагог (вместе с детьми произносит считалку-превращение):
Без меня не будет моря, океана и реки, Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки. Раз, два, три…Стали капельками мы.
Педагог: Ребята, Капелька приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. ( Подводит детей к картине). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек – сестричек. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.
Педагог: Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная).
Педагог: Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)
Педагог: У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)
(Дети вместе с Капелькой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)
Педагог: Вытираем салфеточками ручки.
Педагог: Наше путешествие продолжается. Присаживайтесь на стульчики
Педагог: Дети, сейчас мы с вами изобразим капельку с подружками. Хотите помочь? Ко мне выйдут дети (3 человека). Они покажут нам капельку и ее подружек. Дети самостоятельно моделируют воду за столом. Ребята, вы согласны с предложенной моделью. А теперь представьте, что вы маленькие человечки. Покажите нам капельку с подружками.
Капелька: Вот так и я с сестричками - капельками играла, резвилась, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички - капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине).
Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет). А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.
Педагог: Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит).
Педагог: Дети, а вы что-нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар. Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)
Педагог: Антон, как называется дымок из чайника? (пар), Эля назови, что из чайника выходит? (пар).
Педагог: Где образуется пар? в чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.
Педагог: У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).
Педагог: У пара есть запах? (нет, у пара нет запаха)
Педагог: Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка). Какие человечки помогут нам изобразить капельку – паринку, подскажите мне.
Педагог: Давайте покажем Капельке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».
Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капелька хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовила нам загадки.
Педагог:
1. Белая вата плывет куда - то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)
Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.
2.Кто плывет по небосводу В черной шапке до бровей
Кто по небу носит воду?
Покажите поскорей! (Туча)
3. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
4. Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)
5. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня, Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)
Капелька:
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)
А кто знает, о чем эта загадка?
Дети: О воде.
6. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)
Педагог: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.
Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).
Капелька: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите моих сестричек – снежинок?
Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.
(Дети рассказывают стихотворения)
Педагог: Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать снежинку. Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки. Потом показывают на модели.
Капелька: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали меня. Очень грустно с вами расставаться, но меня ждут сестрички - капельки. До свидания.
Педагог: Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? Ребенок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем, побывала капелька
Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.
Педагог: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.
Рефлексия
Педагог: Давайте вместе назовем наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? Педагог раздает детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.
Дети, Капелька оставила нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, аквариум, чайник с водой, леечки для поливки цветов). Педагог обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.
Дети, а где самая вкусная вода? (В роднике). Детей угощают родниковой водой и желают здоровья.
Цель: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет)
Задачи:
1.Образовательные:
- учить умению устанавливать причинно-следственные связи, на основе построения наглядной временно-пространственной модели, сохраняя некоторые обороты речи;
- расширять представления детей о настурции: её пользе и строении; формировать трудовые умения и навыки;
- учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию проводимых опытов;
2. Развивающие:
- развивать психические процессы (память, мышление, воображение);
-развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать навыки экспериментальной деятельности в процессе совместной деятельности;
3.Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться друг с другом;
- воспитывать бережное отношение к растениям
Планируемые результаты: Обогащение словаря новыми словами: лунка, рассада.
Материал: игровой персонаж – профессор Огород; земля, стаканчики от йогурта, лейка, семена настурции, палочки-мерки, вода, влажные тряпочки.
Предварительная работа: беседы с детьми о комнатных и садовых растениях, занятия на темы: «Растение – живое существо», «Условия для роста растений», экскурсии в парк в разное время года, наблюдение за растениями на участке детского сада.
Время проведения: 25 минут
Ход НОД:
Водная часть
Воспитатель: Дети, сегодня нам опять позвонил профессор Огород и пригласил в гости. Но сначала просил проверить, что вы знаете о растениях. Слушайте вопросы:
1) какие растения вы знаете? (Ответы детей: цветы, трава, кусты, деревья)
2) что нужно растениям для жизни? (почва, влага, тепло, свет)
3) из чего состоят растения? (корень, стебель или ствол, побеги или ветки, листья или иголки, цветки)
4) какую пользу нам приносят? (дают кислород, красоту, приятный запах)
Основная часть
Воспитатель: Какие вы молодцы! Думаю, Профессор Огород будет доволен. Ну, что, в путь? Проходим на наш волшебный ковёр-самолёт. А чтобы наши пальчики крепко держались друг за друга, мы их разомнём.
(проводится пальчиковая гимнастика) .
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому
Указательный и Средний, Безымянный и последний,
Сам Мизинчик-малышок постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя.
Воспитатель: Замечательно. А теперь, крепко взялись за руки, закрыли глаза, представили, что мы летим высоко-высоко! Под нами проплывают города и сёла, леса и поля (звучит тихая музыка). Приземляемся, открываем глаза.
Профессор Огород. Здравствуйте ребята, я рад вас всех снова видеть! Мы в нашей лаборатории проводили опыты по выращиванию семян цветущих растений, и возник у нас вопрос: быстрее вырастут цветы, посаженные с помощью любви и ласки, или те, которые сажают по надобности. Вот я и пригласил вас, чтобы в этом убедиться. Сегодня мы будем сажать цветочные семена, из них вырастет рассада, которую вы потом высадите в клумбы на участке. Если, конечно, сажать их будете с любовью. Как вы думаете, что значит с любовью?
Ответы детей: аккуратно брать семя, слегка присыпать землёй, можно сказать ему что-нибудь ласковое.
Профессор Огород: Правильно, а что вырастет из семян, кто знает?
Ответы детей: рассада
Профессор Огород: Послушайте, что я вам расскажу о растении, семена которого мы будем сегодня сажать.
Настурция
Настурцию мы знаем больше как декоративное растение. Ее крупные оранжевые или ярко-красные цветки украшают сады, парки и цветники под окнами. Невысокий стебель стелется по земле или же поднимается по специальным шнурам и подпоркам. Она сохраняет зелень с ранней весны до поздней осени. Переселилась к нам из Южной Америки. Красивы у настурции не только цветки, но и длинно - черешковые листья. Наиболее характерная особенность настурции - пластинки ее сочно-зеленых щитовидных округлых листьев прикрепляются к черешку посредине с нижней стороны; такое прикрепление листовой пластинки к черешку встречается у растений очень редко.
Настурцию используют и как лекарственное растение: при лечении цинги, малокровия, при наличии кожных сыпей, при бронхитах и других заболеваниях. Количество витамина «С» в ней в 2 раза больше, чем в черной смородине, достигает 500 мг и более. Еще больше в ней анти - микробных веществ — фитонцидов и провитамина «А» (каротина) .
В старину монахи в монастырях добавляли листья и цветы настурции в салаты. В прежние времена это блюдо и называлось «кардинальским салатом». Его очень ценили как лекарственное, считая источником молодости и здоровья.
В настоящее время разработано большое количество различных рецептов блюд из этого растения. Можно насчитать десятки салатов, пюре, фаршей, маринадов, супов и солянок. Настурцию можно заготовлять впрок: листья сушить и засаливать, цветочные почки и зеленые плоды мариновать.
Предлагаю сначала рассмотреть семена настурции. Определяем их величину и форму (большие, круглые, с бороздками). А теперь, внимание, вот у меня есть картинка с цветком, можете ли вы рассказать о его строении? Молодцы ребята, правильно все части назвали. А скажите мне, кто любит отдыхать на цветочках? Правильно, бабочки, вставайте скорее на физкультминутку «Бабочка» и приступим к опыту.
( проводится физкультминутка)
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, а четыре – улетела!
Профессор Огород: Скорее сюда! Приступим. Прежде всего, нужно насыпать землю в стаканчики. Чтобы вас долго не задерживать, я всё приготовил. Теперь нужно сделать лунки, для этого я приготовил палочки-мерки. На них отмечена глубина лунки. Вот как нужно делать лунку. В каждую лунку кладите одно семя и засыпайте его. Когда все семена посеете, полейте землю водой.
Помните, что палочки-мерки нужно взять только для того, чтобы сделать лунки и сразу же положить их на место…. А теперь вытрите руки влажными тряпочками.
(Все объяснения сопровождаются показом. Спрашиваю 34 детей: «Повтори, Аня, чем ты сделаешь лунку для посева? На какую глубину? Что надо сделать в конце посева? »)
Профессор Огород: Молодцы, ребята. Вы правильно и быстро справились с заданием. Остаётся только ждать. Для вас я приготовил ещё кое-что. Это картинки настурции, той, что мы сажали, но они не раскрашены. Вы возьмёте их с собой в детский сад, раскрасите и покажете своим родителям. Им же интересно будет узнать, чем вы сегодня занимались. Когда ваши семена прорастут, через 7-8 дней, я вам их передам, и вы высадите рассаду на клумбу. А сейчас вам пора возвращаться в детский сад. Проходите на волшебный ковёр-самолёт, беритесь крепко за руки, закрывайте глаза - в добрый путь! До свидания, ребята! До новых встреч!
Рефлексия
Воспитатель: (подводится итог занятия) Вы уже вернулись? И чем же вы сегодня занимались с профессором Огородом? Что интересного узнали? (ответы детей) Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена. Зато потом, какие красивые будут наши клумбы! А сколько бабочек прилетит к нам на участок!
НОД: Перелетные птицы
Ф.И.О. Леващева Елена Владимировна
Должность педагога:воспитатель старшей группы №3
Направление развития: познавательно – речевое
Доминирующая образовательная область: познание
Тема НОД: Перелетные птицы
Возрастная группа: старшая
Методы и приемы: игровые ситуации, словесные дидактические игры, беседа, решение проблемных ситуаций, работа с моделями.
Интеграция образовательных областей: Интеграция с ОО коммуникация:
- формирование словаря (название перелетных птиц, частей тела);
- грамматический строй (образование слов);
- связная речь (совершенствовать диалогическую форму речи).
Виды детской деятельности:
- чтение художественной литературы
- коммуникативная
- познавательно – исследовательская
- двигательная активность
Цель: формирование интереса к непосредственно образовательной деятельности посредством расширения и обогащения знаний детей 6 - 7 лет о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о перелетных птицах (внешний вид, способ питания, передвижения);
- учить понимать схематично-знаковые модели;
- продолжать работу по формированию грамматически правильной речи;
Развивающие:
- развивать целостное восприятие живой природы с различными взаимосвязями внутри мира птиц;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе, понимание поведения и повадок птиц и доброе отношение к животному миру
Ход НОД:
Водная часть
Дети входят в зал под фонограмму «Пение птиц».
Воспитатель: Дети, посмотрите, как красиво в зале, птицы песни распевают. Чему же они так радуются?
Воспитатель: На нашем весеннем дереве расселись птицы. Давайте посмотрим.
Подходят ближе к дереву.
Воспитатель: Вы их узнали? Кто назовет?
(Когда называют воробья и ворону, спросить, почему у них такое название).
Воспитатель: Ой, ребята, я что-то не могу понять, все ли птицы собрались на дереве? Помогите разобраться? Каких птиц нет на ветках? (подвести к тому, что сидят все зимующие птицы, а нет перелетных).
Основная часть
Воспитатель: Да что же случилось, весна в самом разгаре, а перелетных птиц нет. А вот какое-то письмо у сороки! Давайте, почитаем, сорока все новости знает.
Воспитатель: Ой, дети! Случилось несчастье. Оказывается, Снежная королева, хозяйка зимы, не хочет выпускать птиц на волю. Захватила их по дороге к нам, просят птицы вашей помощи. А чтобы им помочь, надо доказать Снежной Королеве, что вы птиц хорошо знаете, любите и будете о них заботиться (показывает символы). Только в этом случае она отпустит птиц.
Воспитатель: Дети, поможем птиц освободить? Будем про птиц рассказывать и на камеру записывать, а потом диск Снежной Королеве отправим с сорокой. Согласны?
Воспитатель: Дети, а вы Снежную Королеву когда-нибудь видели?
Воспитатель: Вот и я видела только на картинке и в мультфильме «Снежная королева» и вам принесла посмотреть, какая она (выставляет).
Воспитатель ставит камеру, показывает диск
Воспитатель: Ну, что включаем камеру? (Дети садятся на стульчики.)
Выставляет первый символ «Что мы знаем о птицах? »
Воспитатель: Что он обозначает? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы знаете? Называйте, а камера будет записывать ответы.
Воспитатель: Почему их называют перелетными? (улетают в жаркие страны, нет питания зимой).
Воспитатель: А почему воробьи, например, не улетают?
Воспитатель: Почему возвращаются, ведь там так тепло, хорошо? (летят на родину, выводить птенцов).
- А как появляются птенцы?
- Какие домики птиц вы знаете? (скворечник, гнездо, дупло)
Воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Молодцы дети! Вы все правильно Снежной Королеве рассказали.
Выставляет символ «Не шуметь в лесу».
- Что он обозначает? (ответы детей)
Игра «У кого какой птенец? » (проводится с мячом).
• у грача – грачонок,
• у скворца – скворчонок
• у чижа - чижонок
• у соловья - соловьенок
• у аиста - аистенок
• у кукушки - кукушонок
Давайте докажем Снежной Королеве, что мы узнаем птиц даже по силуэтам.
Игра парами «Разрезные силуэты».
Воспитатель (обращаясь к камере):
- Ну вот, Снежная Королева, дети всё знают про перелетных птиц, узнают даже их силуэты.
Выставляется символ «Мы любим птиц»
Воспитатель: Что он означает?
- Давайте я начну: «Я люблю птиц за то, что прекрасно поют».
Дети:
- я люблю птиц за то, что ими можно любоваться, наблюдать;
- я люблю птиц за то, что они красивые, голосистые;
- они помогают деревьям в лесу, поедают гусениц, вредных жучков, помогают спасать деревья;
- их называют санитары леса);
- они поедают комаров, которые причиняют неудобство людям и животным.
Выставляется символ «Нужно заботиться о птицах».
Воспитатель: А этот символ что обозначает? (ответы детей):
- все люди заботятся о птицах,
- делают кормушки, скворечники и т. д.
Далее рассматриваются символы «Не раздави яйца», «Не обижай птиц».
Вывод: все птицы – наши пернатые друзья!
Воспитатель: Почему птиц называют пернатыми?
- Дети, на все вопросы мы ответили, давайте сороку отправим к Снежной Королеве с нашим диском. (Отправляет за дверь).
Воспитатель: А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).
• Тело птиц покрыто шерстью.
• Скворец живет в дупле.
• Птенчики вылупляются из икринок.
• В теплые края улетают перелетные птицы.
• Люди делают скворечники для ворон.
• Птицы строят гнезда из досок.
• Птицы собираются в стадо и летят домой.
• Самый лучший певец из всех птиц - дятел.
Раздается фонограмма пения птиц.
Воспитатель: Кажется, Снежной Королеве понравились наши ответы, и она отпустила птиц.