Введение условий аграрного обучения в школе становиться актуальным и является новым компонентом образовательной среды. Программа создаёт условия для самоопределения и самореализации школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Декоративное оформление пришкольного участка»
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска общеобразовательная средняя школа № 32
Авторская образовательная программа
Элективного курса
«Основы ландшафтного дизайна и садоводства»
Составитель:
Учитель биологии и химии
Минченко Н.Ю.
Иркутск 2014 год
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения. Один из важнейших компонентов этого соответствия – готовность к труду, осознание роли труда в обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, готовность к постоянному развитию и непрерывному образованию.
Новизна
Введения условий аграрного обучения в школе становятся особенно актуальными и являются компонентом новой образовательной среды, так как направлены на привлечение детей из городской среды к сельскохозяйственному труду. Кроме того, программа «Основы ландшафтного дизайна и садоводства» (далее Программа) создает условия для самоопределения, самореализации школьников, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения.
Актуальность
Программа дает представление о создании декоративного оформления с использованием различных элементов ландшафтного дизайна и обучает проектированию садового участка.
Программа рассчитана для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений.
Цель
Создание условий для развития: познавательного интереса и кругозора, личностного развития ребёнка, профессионального самоопределения, творческого потенциала и экологического сознания учащихся в области садоводства с элементами ландшафтного дизайна.
Задачи:
Научить применять знания, умения и навыки в области садоводства.
Сформировать: активность и самостоятельность в труде, навыки коллективной работы, активную жизненную позицию в коллективе; представление об основах ландшафтного дизайна
Развивать и совершенствовать творческие и исследовательские способности.
Воспитывать у обучающихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, чувство красоты.
Способствовать становлению личности, уверенной в своём будущем.
Планируемый результат.
В результате прохождения программы обучающиеся должны
Знать:
Строение декоративных и садовых растений.
Агротехнику выращивания растений.
Способы ухода за декоративными и садовыми растениями.
Основные способы размножения растений.
Ассортимент декоративных и садовых растений.
Приёмы и средства построения ландшафтной композиции.
Уметь:
Выращивать рассаду.
Высаживать рассаду в открытый грунт.
Сформировывать ассортимент растений для определенных условий произрастания.
Подбирать ассортимент цветочных однолетних и многолетних культур для клумб и газонов.
Выстраивать планировку и композицию сада с учётом природных и экологических условий и законов построения композиции.
Основные формы и методики работы
В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические, индивидуальные, лекционные и выставки творческих работ.
В основе которых лежит способ организации занятий: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, заданиям); объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Одним из главных принципов организации занятий является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения также необходимы, поскольку без них невозможны изучение основного технологического моделирования и самостоятельная творческая работа школьников по созданию проекта «Создание клумбы (газона, цветника) на садовом участке», предусмотренной программой.
Теоретические занятия должны предшествовать практическим, быть логически связанным с изучаемым материалом и одновременно помогать в решении поставленных задач.
Содержание программы
Введение. Предмет и задачи курса. Краткий экскурс в историю образования ландшафтного дизайна и садоводства. Основные понятия и термины, используемые в данном курсе.
Строение высших растений. Строение и функции корня. Виды корневых систем. Побег. Строение почки. Виды почек. Видоизменение побегов. Строение и функции листа. Приспособления листьев к фактором освещенности и влажности. Строение стебля. Функции стебля. Цветок. Соцветия. Строение цветка. Биологическое значение соцветий. Обоеполые и раздельнополые цветки, однодомные и двудомные растения. Виды соцветий. Плоды. Распространение плодов и семян. Функции плода. Виды плодов. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов и семян.
Ландшафтный дизайн сада. Необходимое оборудование. Инструменты для замера участка. Как пользоваться инструментами. Чертёжные инструменты и материалы. Как пользоваться инструментами и материалами. Использование компьютерных технологий и интернета. Изучение участка. Вычерчивание плана участка. Описание участка и его анализ. Содержание и способ описания участка. Проведение замеров участка. Типы почв и её кислотность. Запись не измеряемых характеристик. Описание участка. Использование фотокамеры. Выбор масштаба для вычерчивания плана участка. Разработка дизайна. Генеральный план сада. Использование эффекта светотени. Обозначение разных конструкций и поверхностей. Разрезы, фасады и строительные детали. План посадок. Рабочий чертёж. Строительные детали. Обозначение материалов в вертикальных конструкциях. Побор растений. Создание плана посадок. Списки и реестры растений. Маркировки. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве. Газоны. Виды газонов. Технологии закладки. Формы цветников. Цветы для вашего цветника.
На практических занятиях обучающиеся будут выполнять задания по карточкам для закрепления каждой темы. По окончанию данной главы группы детей самостоятельно должны разработать проект «Создание клумбы (газона, цветника) на садовом участке», лучший из которых будет воспроизведен на школьной территории.
Классификация растений по вегетационному периоду. Инвентарь. Подготовка почвы для рассады. Понятие о почве и ее плодородии. Состав почвы. Физические и химические свойства почвы. Элементы питания растений. Световой режим растений. Подготовка семян к посеву. Рассадный способ выращивание овощей и цветочных растений. Выращивания рассады различных овощных и цветочных культур длинного светового дня. Формирование цветочной композиции по проекту. Выбор растений для реализации проекта. Свежая зелень на подоконнике. Посев, уход за растениями, выращиваемые на зелень. Уход за цветами. Размножение цветов. Вегетативное и генеративное размножение цветов. Подготовка почвы для посадки цветов, внесение органических и минеральных удобрений. Перекопка почвы. Посев семян. Высадка рассады цветочных и овощных культур. Весенние работы в саду. Обсуждения проекта «Создание клумбы (газона, цветника) на садовом участке», результаты конкурса на лучшую школьную клумбу. Агротехника выращивания цветов: Рыхление, прополка, полив и подкормка растений.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
1
Введение
1
Строение высших растений
2
Строение и функции корня
1
3
Побег. Строение почки
1
4
Строение и функции листа
1
5
Строение стебля
1
6
Цветок. Соцветия
1
7
Плоды. Распространение плодов и семян
1
Ландшафтный дизайн сада
8
Необходимое оборудование
1
9 – 10
Изучение участка. Вычерчивание плана участка. Описание участка и его анализ
1
1
11 – 12
Разработка дизайна. Генеральный план сада
1
1
13 – 14
Разрезы, фасады и строительные детали. План посадок
1
1
15
Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве
1
16
Газоны. Виды газонов. Технологии закладки. Формы цветников. Цветы для вашего цветника
1
17
Проект «Создание клумбы (газона, цветника) на садовом участке»
1
Классификация растений по вегетационному периоду
18 – 19
Инвентарь. Подготовка почвы для рассады
1
1
20
Световой режим растений. Подготовка семян к посеву
1
21
Рассадный способ выращивание овощей и цветочных растений
1
22-24
Выращивания рассады различных овощных и цветочных культур длинного светового дня
3
25
Формирование цветочной композиции по проекту
1
26
Свежая зелень на подоконнике
1
27
Уход за цветами. Размножение цветов
1
28 – 29
Подготовка почвы для посадки цветов, внесение органических и минеральных удобрений. Перекопка почвы
2
30 – 31
Посев семян. Высадка рассады цветочных и овощных культур
2
32 – 33
Весенние работы в саду
2
34
Обсуждения проекта «Создание клумбы (газона, цветника) на садовом участке», результаты конкурса на лучшую школьную клумбу
1
35
Агротехника выращивания цветов: Рыхление, прополка, полив и подкормка растений
В течение лета
Список используемой литературы и интернет ресурсов
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Всё о планировке сада на 10 сотках. Ю.С. Кирьянова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 158, [2] с.
Дизайн сада: профессиональный подход. Розмари Александер, Карена Бэтстоун; Пер. с англ. А.Ф. Емельянова. – М.: Кладезь-Букс, 2008. – 136 с.
Идеальные растения для вашего сада. Томас Хаген, Урсель Борстель; Пер. с нем. Ю. Евтеевой. – М.: ООО «Белый город», 2009. – 160 с., ил.
Ландшафтный дизайн. Своими руками – от проекта до воплощения. Т.Д. Шиканян. – М.: Издательство «Э», 2016. – 384 с., ил.
Любимый сад: создаём, ухаживаем и благоустраиваем. С.И. Калюжный. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 188, [2] с.: ил. – (Библиотека садовода и огородника).
Основы ландшафтного дизайна. Е.В. Черняева. – М.: «Фитон XXI», 2015. – 120 с., ил.
Проектирование садовых композиций с пестролистными растениями. Уроки садового дизайна. О.Н. Бондарева. – М.: ЗАО «Фитон+», 2011. – 80 с., ил.
Создай свой сад. Ж. Ревель; Пер. с фр. Н. Лебедевой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 224 с.: ил.
Создание сада: шаг за шагом. Уроки садового дизайна. А.В. Чечуров. – М.: ЗАО «Фитон+», 2011. – 72 с., ил.
Справочник ландшафтного дизайнера: словарь терминов англо-русский словарь. А.Ю. Сапелин. – М.: Кладезь-Букс, 2010. – 128 с., ил.