Просмотр содержимого документа
«Диагностика учащихся - важный этап педагогической поддержки»
Диагностика учащихся – важный этап педагогической поддержки.
Труд учителя можно сравнить с работой врача. Как врачу нужно вовремя установить правильный диагноз и назначить лечение, так и учителю выявить проблемы ученика и помочь ему, поддержать в той или иной ситуации.
Известно, что поддержка - это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать в жизни. Поддержка – это усиление и дополнение того, что уже умеет сам ребенок, придание ему уверенности в действиях.
Возникает вопрос. Когда ребенок более всего нуждается в поддержке? Как любому человеку ему нужна поддержка в конфликтной, проблемной для него ситуации, когда ему одному сложно справиться с создавшимися условиями, или в ситуации которая имеет особую значимость для человека, требует выбора для принятия ответственного решения. Для взрослых проблемы ребенка кажутся порой смешными и несерьезными, многие склонны видеть за плохим поведением не проблему ребенка, а его каприз. Рассмотрим требующие индивидуальной помощи проблемы, которые возникают при столкновении человека с опасностями возраста.
Наиболее типичными и серьезными источниками опасности могут быть: семья, общество сверстников, воспитательные организации.
Опасности исходящие от семьи порождают у ребенка:
ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке.
неприятие родителей или одного из них в связи с их личными свойствами, либо из-за стиля жизни, либо отношения к детям.
Разрешение проблемы часто требует привлечение специалистов: психолога, врача, психоневролога, социального работника и учителей.
Этапы педагогической поддержки
Диагностический - фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики, установление контакта с ребенком.
Поисковый - организация совместного с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности). Взгляд на ситуацию со стороны «глазами ребенка».
Договорной – проектирование действий педагога и ребенка.
Деятельный – а) действует сам ребенок, со стороны педагога - одобрение его действий, стимулирование, поощрение инициативы; б) действует педагог – координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая помощь школьнику.
Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы.
Задача педагога, работающего с ребенком методом педагогической поддержки, является нахождение такого типа отношений, при котором ребенок с одной стороны остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам, а с другой – может получить поддержку педагога когда собственных усилий уже недостаточно. Причем поддержка осуществляется не как одолжение взрослого, а как заинтересованное взаимодействие партнеров – взрослого и ребенка.
Приведу несколько примеров из опыта работы.
Пример 1. В прошлом учебном году в классе произошел конфликт. Избит ученик. Всполошились родители мальчика, принимаются решения о суде, вызове милиции и т.п. Чтобы понять индивидуальные особенности я начала свою работу с классом, с проведения различных диагностических срезов. Изучение мотивов поведения ребят, развитие их волевых особенностей и черт характера. Посетила семью мальчика. Из всего выяснила причину конфликта – мальчик обзывает девочку из класса, унижает ее достоинство, и она своей обидой делится с братом. Тот, как позволяет его разум помог уладить конфликт кулаками. Потребовалось много усилий чтобы объяснить мальчику и помочь ему найти выход из конфликта. В результате обзывания закончились, конфликт исчерпан.
Пример 2. Девочка часто пропускает уроки, все пропуски подтверждаются справкой. Причем наблюдается такая закономерность: как заболеет ее подруга, так следом и она. Задумываешься над вопросом: нет ли здесь какой либо опасности? Совместно с психологом провели тестирование на выявление индекса групповой сплоченности, принадлежности к классу, взаимоотношения между собой. Выяснилось, что девочка отвержена классом и имеет только одну подругу. Поэтому отсутствие ее доводило девочку до болезненного состояния. Совместно со школьным психологом наметили работу по решению этой проблемы.
Пример 3. Нет сплоченности, дружеских отношений между мальчиками и девочками класса. И опять диагностика. Совместно с психологом выявляем с помощью тестирования индекс групповой сплоченности, который составил 72%, казалось бы неплохо, но есть в классе отверженные, одинокие, есть микрогруппы и среди девочек и среди мальчиков. Выявили лидера у девочек и мальчиков и наметили дальнейшую совместную работу по сплоченности класса. Для этой цели психологом еженедельно проводятся тренинги общения с целью улучшения взаимоотношений с одноклассниками, познания самого себя, начальной профориентации. Провели анкетирование с целью выявления ценностных ориентаций, значимых видов деятельности.
Только благодаря кропотливой работе педагога, вовремя оказанной педагогической поддержке можно создать комфортные условия в классе, реализацию возможностей и способностей ученика, сформировать личность, соответствующую времени.