kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биоценоз своими руками

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Биоценоз своими руками»

(Из опыта озеленения пришкольной территории школы и социально значимых мест села Вязовки)

Доклад учителя биологии и химии МОУ «СОШ с. Вязовка» Татищевского района Саратовской области

Федоровой Ольги Николаевны.

15 ноября 2016 г.

С 1961года по 1985 ученики Вязовской средней школы занимались в двух зданиях в центральной части села, территория  возле которых была обустроена и озеленена. Площадь пришкольного участка составляла 2.5 гектара. 1985 – 1986 учебный год ребята начали в новом, просторном, 2-х этажном здании школы, построенном на северо – западной окраине села, для строительства которой был срыт косогор более чем на 3 метра до материнской породы – опоки. Территория вокруг школы представляла собой, по словам учеников, лунный ландшафт из белой, светло-серой опоки. Как и сейчас, на тот момент я являлась заведующей пришкольного участка, площадь которого составила около 1,5 гектара. С сентября мы начали работу по созданию и озеленению пришкольной территории с рекультивации земли. Завозились песок, перегной, почва и распределялись по всей площади. После даже легкого дождя все наши старания сводились к нулю, так как все «уходило» вместе с водой между кусками опоки. Но у нас был опыт создания зеленого оазиса пришкольной территории старой школы на степном участке села: большой сад, все отделы имелись в наличии, по периметру – густая живая изгородь, цветники и т. д. Неоднократно по результатам опытнической работы мы награждались малыми и большими медалями ВДНХ. На базе нашей школы проводился Всесоюзный слет ученических производственных бригад, на котором, в частности, мы делились и опытом создания учебно-опытного участка и озеленения территории школы. Материалы об этом хранятся в школьном музее.   А поэтому мы опять начинали все заново: завозили песок, перегной, почву и продолжали рекультивацию земли. Работали все – и ученики, и учителя, и другие сотрудники школы.  Поздней осенью и зимой все классы работали над планированием участка, были отобраны лучшие идеи, предложения и составлен перспективный  план озеленения, организации и развития пришкольного участка. При этом учли направления летних и зимних господствующих ветров, а так же расположение участка -  на склоне восточной экспозиции, глубину залегания грунтовых вод – 5 метров. Изучили соответствующую литературу. Выяснили, что в больших городах, поселках рядом с промышленными предприятиями и заводами хвойные деревья – сосну и ель - высаживать не рекомендуется. Хвоя у этих деревьев держится на побегах несколько лет ( лиственные породы сбрасывают свой наряд ежегодно). В городе, где много пыли, она загрязняется и отмирает. Важно, что ель хорошо растет в полутени, соседствуя с березой. Для живой изгороди свой выбор мы остановили на березе повислой, ели европейской (зеленой), рябине обыкновенной, ирге круглолистной, смородине золотистой. Для большего эффекта первый ряд деревьев и кустарников был высажен за изгородью, два других – перед ней.   Между спортплощадкой и отделами овощных и полевых культур высажена в 2 ряда ирга, что, как оказалось, было очень удачно: мячи не залетают на участок, ирга дает тень и очень вкусные плоды, она очень декоративна и весной во время цветения, летом в период плодоношения. Такую живую изгородь легко ремонтировать, так как ирга легко размножается. Точно так же окантован школьный сад, одно из любимых мест ребят. При закладке сада учитывалось не только необходимое видовое разнообразие (семечковые, косточковые культуры, смородина, малина), сроки созревания (ранние, поздние сорта), но и декоративность – окраска цветков, листьев. Не все гости школы верят, что темно-фиолетовыми цветами цветет яблоня, у которой к тому же редкой окраски листья.                                                                         В качестве эксперимента сами вырастили и высадили каштан конский и калину обыкновенную и теперь асфальтированная дорожка к школе очень декоративна, и летом по ней приятно идти в тени. В этом году впервые эти каштаны дали плоды ( калина плодоносит уже несколько лет). Так как у нашей школы нет необходимости в дендрологическом отделе (в непосредственной близости от школы находится Вязовский учебно- опытный лесхоз с дендрарием) появилась дополнительная площадь, на которой мы  разбили розарий  из 44 красных полиантовых плетущихся кустов, размноженных и выращенных своими руками. Отлично смотрятся растущие по соседству с ними кусты чубушника махрового (жасмин махровый), спиреи розовой, калины бульденеж. Чубушник, калину размножили и вырастили своими силами. Культуры подобраны с учетом сроков цветения, окраски цветов, высоты кустарников (проводим обрезку). Розы у нас собственно- корневые, выращены с использованием корневого стимулятора –гетероауксена, неукрывные. Даже если наземная часть зимой сильно повредится, отрастают побеги культурные, куст быстро восстанавливается. Люди специально приходят сфотографироваться на фоне цветущих кустов. Это стало традицией и 1сентября, 25 мая.   С запада эти кустарники оттенены двумя рядами зеленой ели европейской, за которой два ряда березы, и ряд ирги. В результате  центральная часть перед главным входом в школу всегда, в любое время года зелена, декоративна. Кроме кустарников для озеленения территории  используются многолетние и однолетние цветы. Все бордюры отбиты голубыми ирисами. В это лето заложили большую рабатку из них. С восточной и северной сторон школа обрамлена широкими рабатками из лилейника и многолетнего василька, люпина, незабудки садовой, нивяника, с южной – аквилегии, львиного зева, астры многолетней трех цветов – белой, розовой, голубой.  В озеленении используем и однолетники. Последние 3 года зимой и ранней весной черенкуем герань разной окраски и формы  цветков, весной высаживаем более 150 кустов. Одновременно высеваем петунью и цинерарию. Весной получаем не одну тысячу штук  петуньи, около 400 штук цинерарии. Формируем клумбы на территории школы, а так же делимся с другими школами. В это году разбили большую клумбу и высадили петунию возле здания администрации Вязовского муниципального округа. Не первый год такие же цветы высаживаем на клумбе возле Вязовской автостанции. Несколько лет назад для храма в нашем селе размножили и вырастили розы, чубушник махровый, калину бульденеж. Получается, что почти вся центральная площадь села озеленена стараниями школы. Часть рассады передаем в детский лагерь отдыха, а также остатки рассады населению  для озеленения близлежащих территорий. Вспоминая весь опыт озеленения школьной территории, можно сказать - на бесплодном участке материнской породы за эти годы создан рукотворный биогеоценоз, для чего были необходимы знания экологии, биологии, химии,  географии. Главной целью работы с учащимися на участке, по нашему мнению, является воспитание трудолюбия, рачительного отношения к живой природе, к плодородию почвы, к национальному богатству и  творческое отношение к труду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биоценоз своими руками»

«Биоценоз своими руками»

(Из опыта озеленения пришкольной территории школы и социально значимых мест села Вязовки)

Доклад учителя биологии и химии МОУ «СОШ с. Вязовка» Татищевского района Саратовской области

Федоровой Ольги Николаевны.

15 ноября 2016 г.

С 1961года по 1985 ученики Вязовской средней школы занимались в двух зданиях в центральной части села, территория возле которых была обустроена и озеленена. Площадь пришкольного участка составляла 2.5 гектара. 1985 – 1986 учебный год ребята начали в новом, просторном, 2-х этажном здании школы, построенном на северо – западной окраине села, для строительства которой был срыт косогор более чем на 3 метра до материнской породы – опоки. Территория вокруг школы представляла собой, по словам учеников, лунный ландшафт из белой, светло-серой опоки. Как и сейчас, на тот момент я являлась заведующей пришкольного участка, площадь которого составила около 1,5 гектара. С сентября мы начали работу по созданию и озеленению пришкольной территории с рекультивации земли. Завозились песок, перегной, почва и распределялись по всей площади. После даже легкого дождя все наши старания сводились к нулю, так как все «уходило» вместе с водой между кусками опоки. Но у нас был опыт создания зеленого оазиса пришкольной территории старой школы на степном участке села: большой сад, все отделы имелись в наличии, по периметру – густая живая изгородь, цветники и т. д. Неоднократно по результатам опытнической работы мы награждались малыми и большими медалями ВДНХ. На базе нашей школы проводился Всесоюзный слет ученических производственных бригад, на котором, в частности, мы делились и опытом создания учебно-опытного участка и озеленения территории школы. Материалы об этом хранятся в школьном музее. А поэтому мы опять начинали все заново: завозили песок, перегной, почву и продолжали рекультивацию земли. Работали все – и ученики, и учителя, и другие сотрудники школы. Поздней осенью и зимой все классы работали над планированием участка, были отобраны лучшие идеи, предложения и составлен перспективный план озеленения, организации и развития пришкольного участка. При этом учли направления летних и зимних господствующих ветров, а так же расположение участка - на склоне восточной экспозиции, глубину залегания грунтовых вод – 5 метров. Изучили соответствующую литературу. Выяснили, что в больших городах, поселках рядом с промышленными предприятиями и заводами хвойные деревья – сосну и ель - высаживать не рекомендуется. Хвоя у этих деревьев держится на побегах несколько лет ( лиственные породы сбрасывают свой наряд ежегодно) . В городе, где много пыли, она загрязняется и отмирает. Важно, что ель хорошо растет в полутени, соседствуя с березой. Для живой изгороди свой выбор мы остановили на березе повислой, ели европейской (зеленой), рябине обыкновенной, ирге круглолистной, смородине золотистой. Для большего эффекта первый ряд деревьев и кустарников был высажен за изгородью, два других – перед ней. Между спортплощадкой и отделами овощных и полевых культур высажена в 2 ряда ирга, что , как оказалось, было очень удачно: мячи не залетают на участок, ирга дает тень и очень вкусные плоды, она очень декоративна и весной во время цветения, летом в период плодоношения. Такую живую изгородь легко ремонтировать, так как ирга легко размножается. Точно так же окантован школьный сад, одно из любимых мест ребят. При закладке сада учитывалось не только необходимое видовое разнообразие (семечковые, косточковые культуры, смородина, малина), сроки созревания (ранние, поздние сорта), но и декоративность – окраска цветков, листьев. Не все гости школы верят, что темно-фиолетовыми цветами цветет яблоня, у которой к тому же редкой окраски листья. В качестве эксперимента сами вырастили и высадили каштан конский и калину обыкновенную и теперь асфальтированная дорожка к школе очень декоративна, и летом по ней приятно идти в тени. В этом году впервые эти каштаны дали плоды ( калина плодоносит уже несколько лет). Так как у нашей школы нет необходимости в дендрологическом отделе (в непосредственной близости от школы находится Вязовский учебно- опытный лесхоз с дендрарием) появилась дополнительная площадь, на которой мы разбили розарий из 44 красных полиантовых плетущихся кустов, размноженных и выращенных своими руками. Отлично смотрятся растущие по соседству с ними кусты чубушника махрового (жасмин махровый), спиреи розовой, калины бульденеж. Чубушник, калину размножили и вырастили своими силами. Культуры подобраны с учетом сроков цветения, окраски цветов, высоты кустарников (проводим обрезку). Розы у нас собственно- корневые, выращены с использованием корневого стимулятора –гетероауксена, неукрывные. Даже если наземная часть зимой сильно повредится, отрастают побеги культурные, куст быстро восстанавливается. Люди специально приходят сфотографироваться на фоне цветущих кустов. Это стало традицией и 1сентября, 25 мая. С запада эти кустарники оттенены двумя рядами зеленой ели европейской, за которой два ряда березы, и ряд ирги. В результате центральная часть перед главным входом в школу всегда, в любое время года зелена, декоративна. Кроме кустарников для озеленения территории используются многолетние и однолетние цветы. Все бордюры отбиты голубыми ирисами. В это лето заложили большую рабатку из них. С восточной и северной сторон школа обрамлена широкими рабатками из лилейника и многолетнего василька, люпина, незабудки садовой, нивяника, с южной – аквилегии, львиного зева, астры многолетней трех цветов – белой, розовой, голубой. В озеленении используем и однолетники. Последние 3 года зимой и ранней весной черенкуем герань разной окраски и формы цветков, весной высаживаем более 150 кустов. Одновременно высеваем петунью и цинерарию. Весной получаем не одну тысячу штук петуньи, около 400 штук цинерарии. Формируем клумбы на территории школы, а так же делимся с другими школами. В это году разбили большую клумбу и высадили петунию возле здания администрации Вязовского муниципального округа. Не первый год такие же цветы высаживаем на клумбе возле Вязовской автостанции. Несколько лет назад для храма в нашем селе размножили и вырастили розы, чубушник махровый, калину бульденеж. Получается, что почти вся центральная площадь села озеленена стараниями школы. Часть рассады передаем в детский лагерь отдыха, а также остатки рассады населению для озеленения близлежащих территорий. Вспоминая весь опыт озеленения школьной территории, можно сказать - на бесплодном участке материнской породы за эти годы создан рукотворный биогеоценоз, для чего были необходимы знания экологии, биологии, химии, географии. Главной целью работы с учащимися на участке, по нашему мнению, является воспитание трудолюбия, рачительного отношения к живой природе, к плодородию почвы, к национальному богатству и творческое отношение к труду.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Биоценоз своими руками

Автор: Фёдорова Ольга Николаевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока Естественные и искусственные биоценозы. "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-iestiestviennyie-i-iskusstviennyie-biotsienozy"
    ["file_id"] => string(6) "110239"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405753075"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»"
    ["seo_title"] => string(147) "os-minoghi-kal-mar-karakatitsa-osobiennosti-ikh-stroieniia-pieriedvizhieniie-pitaniie-poviedieniie-rol-v-biotsienozie-i-praktichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "279111"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453197413"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Оценка экологической ситуации Круглого леса, способы защиты лесного биоценоза (город Ставрополь) "
    ["seo_title"] => string(109) "otsienka-ekologhichieskoi-situatsii-krughlogho-liesa-sposoby-zashchity-liesnogho-biotsienoza-ghorod-stavropol"
    ["file_id"] => string(6) "190665"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427205513"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "кольчатые черви"
    ["seo_title"] => string(19) "kol-chatyie-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "251361"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447236440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства