конспект урока Естественные и искусственные биоценозы.
Конспект урока Естественные и искусственные биоценозы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
У: Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем изучать новую главу Биоценозы. Это новое понятие, которое нам ещё не встречалось.
Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?
Предполагаемые ответы учащихся: выяснить, что такое биоценоз; что значит искусственный и естественный биоценоз.
II. Изучение нового материала.
У:
Всех нас волнует серьезный вопрос:
Что же такое биоценоз?
Эту проблему решу я, друзья, –
Это такая большая семья:
Звери и птицы, жуки, пауки,
Лес, в нем березы, осины, дубки,
Черви и мыши, воздух, земля,
Листья опавшие, может, хвоя,
Даже тропа, где грибочки ты нес,
Вот, что такое биоценоз.
Как вы думаете, исходя из прочитанного стихотворения, какое определение можно дать понятию «биоценоз»?
Предполагаемые ответы учащихся: Биоценоз – это сообщество (совокупность) растений, животных и других организмов.
Итак, биоценоз – это…
Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный (см. слайд 4,5). Попробуйте определить, в чем разница этих биоценозов. Приведите примеры.
Предполагаемые ответы учащихся: Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.
Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород.
Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый (см. слайды 7-8)
Чем выше численность видов, тем устойчивее биоценоз к различным вмешательствам.
Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – пространственной и временной
Пространственная – располагается в пространстве (тройное измерение).
Временная – располагается во времени (меняется со временем)
Пространственная ярусность характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.
Временная ярусность (см. слайд 11) происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.
У: вспомните, что мы назвали Биоценозом?
Предполагаемые ответы учащихся: это природное сообщество, состоящее из животных, растений, грибов, лишайников, бактерий, совместно населяющие определенную территорию
У: Подумайте, что объединяет эти живые организмы между собой в биоценозе?
1. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН
Подумайте (1 минуту)- запишите - обсудите в группе
К какому мнению вы пришли?
Предполагаемые ответы учащихся: служат пищей друг для друга
У: В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения.
Различают три группы организмов: продуценты, консументы и редуценты
У: Попробуйте дать определение понятию «продуценты»
Предполагаемые ответы учащихся: Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).
У: Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?
Предполагаемые ответы учащихся: Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.
У: Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами
У: Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?
Предполагаемые ответы учащихся: Консументы – это те организмы, которые потребляют вещество.
У: Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами I порядка
Хищники и паразиты, тоже создающие органические вещества, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка и т.д.
Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы.
У: Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?
2. РЕЛЛИ – РОБИН
В парах обмен мнениями с партнером по плечу
Предполагаемые ответы учащихся:Редуценты – организмы, которые перерабатывают останки погибших животных и растений.
У: Редуценты – организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные, например, черви.
Между этими компонентами биоценоза возникают пищевые связи
У: В естественном биоценозе происходит саморегулирование численности особей каждой группы.
Для примера рассмотрим биоценоз водоема.
3. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН
Партнер 1 – определите продуцентов водоема
Партнер 2 – консументов I порядка
Партнер 3 – консументов II и III порядка
Партнер 4 –редуцентов
Подумайте 30 сек. Запишите. Обсудите в группах
Для примера рассмотрим биоценоз водоема
Предполагаемые ответы учащихся:Продуцентами здесь являются все виды растений, которые в большинстве случаев располагаются в верхних слоях. Микроскопические водоросли образуют фитопланктон.
Консументами I порядка являются микроскопические животные, образующие зоопланктон, которые питаются фитопланктоном и напрямую зависят от его развития.
Консументы II порядка – рыбы, питающиеся ракообразными и насекомыми.
Консументы II порядка – хищные рыбы.
Консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе и на дне.
Остатки жизнедеятельности всех организмов опускаются на дно и становятся кормом для редуцентов, разлагающих их до неорганических веществ.
(Слайд 23)У: Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?
Предполагаемые ответы учащихся: Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.
(Слайд 24) 4. ЭЙ АР ГАЙД
1. Возьмите карточки, которые лежат на столе. Здесь представлены утверждения. Прочтите все утверждения внимательно.
Искусственные биоценозы появились в результате деятельности человека
Искусственные биоценозы способны к длительному самостоятельному существованию
В искусственных биоценозах пространственная и временная ярусность нарушена
Для насекомых, обитающих в агроценозах характерна всеядность
Агроценозы неустойчивы
2. В графе «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, поставьте «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Прочтите текст в учебнике стр. 271-271 об искусственных биоценозах.
В графе «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, поставьте «-», если вы не согласны с утверждением.
У: Ребята, изменились ли ваши ответы после прочтения текста. Как и почему?
III . Физминутка.
Раз, два, три, четыре.
Биосемьи изучили,
Много нового узнали
И немножечко устали.
Мы глазами повращаем,
Головою покачаем.
Руки, ноги потянули,
Хорошенечко вздохнули,
Наклонились раз и два.
Не кружится голова?
Ну, коль с вами все в порядке,
Поработаем в тетрадке.
IV. Закрепление нового материала.
1. Устно отвечаем на вопросы
Что такое биоценоз?
Чем обеспечивается устойчивость биоценозов?
(многообразием видов и ярусностью)
Какие компоненты включает в себя биоценоз? (продуценты, консументы, редуценты)
2. У: Открываем рабочие тетради. Стр. 133 упр. 5
5. РЕЛЛИ – РОБИН
В парах обмен мнениями
В течение 2 минут выполняем самостоятельно, затем обмениваемся результатами с партнером по лицу.
IV . Итоги урока.
1.Итак, сегодня мы проделали большую работу. Давайте подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали?
Выслушиваются варианты ответов.
Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьёю одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
Теперь не возникнет, надеюсь, вопрос
«Что же такое биоценоз?»
2. Домашнее задание: п. 53, новые слова выучить с определениями, в рабочей тетради №6,7 стр.133
3. Оценки за работу на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока Естественные и искусственные биоценозы. »
Конспект урока биологии для 7 класса по теме
«Естественные и искусственные биоценозы» Слайд 1
Учитель высшей квалификационной категории Глебова Татьяна Сергеевна
Цель урока: Дать учащимся представление о биоценозах естественных и искусственных, о компонентах биоценоза (продуцентах, консументах и редуцентах), причинах устойчивости естественного и неустойчивости искусственного
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными биоценозами;
развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового и сравнительно-аналитического характера;
воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе.
Оборудование: Учебник биологии для 7 класса по программе В.В. Пасечника, рабочие тетради к учебнику, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.
Методы: поисковый, сравнительно-аналитический.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход урока:
I. Организационный момент.
У: Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем изучать новую главу Биоценозы. Это новое понятие, которое нам ещё не встречалось.
Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? (Слайд 2)
Предполагаемые ответы учащихся: выяснить, что такое биоценоз; что значит искусственный и естественный биоценоз.
II. Изучение нового материала.
У:
Всех нас волнует серьезный вопрос: Что же такое биоценоз? Эту проблему решу я, друзья, – Это такая большая семья: Звери и птицы, жуки, пауки, Лес, в нем березы, осины, дубки, Черви и мыши, воздух, земля, Листья опавшие, может, хвоя, Даже тропа, где грибочки ты нес, Вот, что такое биоценоз.
Как вы думаете, исходя из прочитанного стихотворения, какое определение можно дать понятию «биоценоз»?
Предполагаемые ответы учащихся: Биоценоз – это сообщество (совокупность) растений, животных и других организмов.
Итак, биоценоз – это…(см. слайд 3)
Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный (см. слайд 4,5). Попробуйте определить, в чем разница этих биоценозов. Приведите примеры.
Предполагаемые ответы учащихся: Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.
Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород.
Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый (см. слайды 7-8)
Чем выше численность видов, тем устойчивее биоценоз к различным вмешательствам.
Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – пространственной и временной (см. слайд 9).
Пространственная – располагается в пространстве (тройное измерение).
Временная – располагается во времени (меняется со временем)
Пространственная ярусность (см. слайд 10) характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.
Временная ярусность (см. слайд 11) происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.
У: вспомните, что мы назвали Биоценозом?
Предполагаемые ответы учащихся: это природное сообщество, состоящее из животных, растений, грибов, лишайников, бактерий, совместно населяющие определенную территорию
У: Подумайте, что объединяет эти живые организмы между собой в биоценозе?
1. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН
Слайд 12 Подумайте (1 минуту)- запишите - обсудите в группе
К какому мнению вы пришли? Стол 3, партнер 2
Предполагаемые ответы учащихся: служат пищей друг для друга
У: В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения.
Различают три группы организмов: продуценты, консументы и редуценты (см. слайд 13).
У: Попробуйте дать определение понятию «продуценты»
Предполагаемые ответы учащихся: Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).
У: Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?
Предполагаемые ответы учащихся: Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.
(см. слайд 14).
У: Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами
У: Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?
Предполагаемые ответы учащихся: Консументы – это те организмы, которые потребляют вещество.
(см. слайд 15).
У: Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами I порядка
(слайд 16)
(Слайд 17) Хищники и паразиты, тоже создающие органические вещества, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка и т.д.
Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы.
(Слайд 18) У: Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?
2. РЕЛЛИ – РОБИН
В парах обмен мнениями с партнером по плечу
Предполагаемые ответы учащихся:Редуценты – организмы, которые перерабатывают останки погибших животных и растений.
(см. слайд 19). У: Редуценты – организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные, например, черви.
(Слайд 20) Между этими компонентами биоценоза возникают пищевые связи
У: В естественном биоценозе происходит саморегулирование численности особей каждой группы.
Для примера рассмотрим биоценоз водоема (см. слайд 21).
3. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН
Партнер 1 – определите продуцентов водоема
Партнер 2 – консументов I порядка
Партнер 3 – консументов II и III порядка
Партнер 4 –редуцентов
Подумайте 30 сек. Запишите. Обсудите в группах
Слайд 22 Для примера рассмотрим биоценоз водоема
Предполагаемые ответы учащихся:Продуцентами здесь являются все виды растений, которые в большинстве случаев располагаются в верхних слоях. Микроскопические водоросли образуют фитопланктон.
Консументами I порядка являются микроскопические животные, образующие зоопланктон, которые питаются фитопланктоном и напрямую зависят от его развития.
Консументы II порядка – рыбы, питающиеся ракообразными и насекомыми.
Консументы II порядка – хищные рыбы.
Консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе и на дне.
Остатки жизнедеятельности всех организмов опускаются на дно и становятся кормом для редуцентов, разлагающих их до неорганических веществ.
(Слайд 23)У: Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?
Предполагаемые ответы учащихся:Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.
(Слайд 24) 4. ЭЙ АР ГАЙД
Возьмите карточки, которые лежат на столе. Здесь представлены утверждения. Прочтите все утверждения внимательно.
До
Утверждения
После
Искусственные биоценозы появились в результате деятельности человека
Искусственные биоценозы способны к длительному самостоятельному существованию
В искусственных биоценозах пространственная и временная ярусность нарушена
Для насекомых, обитающих в агроценозах характерна всеядность
Агроценозы неустойчивы
В графе «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, поставьте «-», если вы не согласны с утверждением.
Прочтите текст в учебнике стр. 271-271 об искусственных биоценозах.
В графе «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, поставьте «-», если вы не согласны с утверждением.
У: Ребята, изменились ли ваши ответы после прочтения текста. Как и почему?
III . Физминутка.
Раз, два, три, четыре. Биосемьи изучили, Много нового узнали И немножечко устали. Мы глазами повращаем, Головою покачаем. Руки, ноги потянули, Хорошенечко вздохнули, Наклонились раз и два. Не кружится голова? Ну, коль с вами все в порядке, Поработаем в тетрадке.
IV. Закрепление нового материала.
1. Устно отвечаем на вопросы
Что такое биоценоз?
Чем обеспечивается устойчивость биоценозов?
(многообразием видов и ярусностью)
Какие компоненты включает в себя биоценоз? (продуценты, консументы, редуценты)
2. У: Открываем в рабочие тетради. Стр. 133 упр. 5
5. РЕЛЛИ – РОБИН
В парах обмен мнениями
В течение 2 минут выполняем самостоятельно, затем обмениваемся результатами с партнером по лицу.
IV . Итоги урока.
1.Итак, сегодня мы проделали большую работу. Давайте подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали?
Выслушиваются варианты ответов.
Вот и ответили мы на вопрос – «Что же такое биоценоз?» Здесь все семьёю одною живут, Дышат, питаются, даже растут. Все приловчились, порядок везде, Всё по закону «Ты – мне, я – тебе» Если вдруг с кем-то случилась беда – Нечего плакать, такая судьба. В целом, у каждого доля своя, В этой системе есть где-то и я. Теперь не возникнет, надеюсь, вопрос «Что же такое биоценоз?»
2. Домашнее задание: п. 53, новые слова выучить с определениями, в рабочей тетради №6,7 стр.133