kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биологические часы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа поможет учащимся любого класса выяснить как биологические часы влияют на работоспособность и здоровье человека. Поможет построить свой режим дня в соответствии с собственными биоритмами. А кому-то, возможно окажет помощь в выборе профессии. C  помощью теста можно определить к какому типу биологического ритма вы относитесь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биологические часы»

13


Городская научно-практическая конференция учащихся

«Жить уверенно и безопасно»











Биологические часы







Автор:

Беломестнов Константин

ученик 9 А класса

МБОУ «СОШ № 20» имени

И.И. Наймушина


Руководитель: учитель биологии

Михайленко Татьяна Васильевна




Братск 2014

Введение.

Мне с самого детства мама и бабушка в разных ситуациях повторяют пословицы «Утро вечера мудренее» и «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Смысл этих пословиц прямо противоположен, тогда кто придумал эти пословицы? Почему в выходные дни, несмотря на возможность поспать подольше, мы все равно просыпаются рано. Почему наблюдается нарушение самочувствия при перелетах на дальние расстояния, через большое количество часовых поясов. Почему чувствуем разбитость и усталость всего организма, хочется спать, хотя и будет день, появляются головные боли, головокружения и эти явления проходят через несколько дней. Почему некоторые мои одноклассники плохо соображают на первых уроках? Для того, чтобы найти ответы на все эти вопросы я решил изучить как люди ощущают влияние на свой организм так называемых биологических часов.

Цель: получить знания о биоритмах, узнать о возможностях организма жить в согласии

с регуляцией биологических часов

Для достижения цели поставлены задачи:

  1. С помощью теста определить, к какому типу биологического ритма относятся учителя

и учащиеся школы.

  1. Выяснить, каким образом биологические часы влияют на здоровье человека, его
    работоспособность.

  2. Узнать, как строить свой день в соответствии с биологическими часами.


Внутри каждого из нас есть "биологические часы", по которым живет не только человек, но и все живые организмы. Ход этих часов тесно связан со сменой дня и ночи, сезонов года и другими внешними побудителями. В течение дня подвергаются изменениям все функции нашего организма. К примеру, температура тела ночью самая низкая, самой высокой она становится к 6 часам утра. Меняются и пульс, и работа эндокринной системы. Одновременно в течение дня меняются и настроение, и деловая активность. Когда мы не заняты делом, время ползет черепашьим шагом, но оно неудержимо мчится, когда мы поглощены любимым занятием. Как же все-таки мы отмечаем время? В какой-то мере приблизился к ответу наш соотечественник известный ученый-физиолог

И. П. Павлов: головной мозг за день получает раздражение, утомляется, затем восстанавливается. Пищеварительный канал периодически то занят пищей, то освобождается от нее. И так как каждое состояние может отражаться на больших полушариях, то вот и основание, чтобы отличить один момент от другого.

Как же работают наши внутренние часы, хотя бы на протяжении суток? Вот их ход:

00.00 — 04.00 Часы рождения. Большинство детей появляются на свет в это время.

04.00 — 05.00 Час вялости. Самое низкое кровяное давление.

08.00 — 09.00 Час любви. Половые железы вырабатывают максимум гормонов.

09.00 — 10.00 Час боли. Кожа наиболее чувствительна к уколам, порезам, ушибам.

10.00 — 12.00 Час творчества. Мозг работает наиболее эффективно.

13.00 — 14.00 Час пищеварения. Выделяется наибольшее количество желудочного

сока, даже если человек ничего не ел.

14.00 — 15.00 Час силы. Мышцы работают с наибольшей отдачей.

15.00 — 16.00 Час мастерства. Пальцы чувствительны, проворны, способны выполнять

самую тонкую работу.

16.00 — 17.00 Час роста. Быстрее всего растут волосы, ногти и всё остальное.

17.00 — 18.00 Час чувств. Обострены слух, вкус, обоняние.

18.00 — 19.00 Час алкоголя. Печень наиболее эффективно разлагает алкоголь.

19.00 — 20.00 Час косметики. Кожа наиболее проницаема для кремов и ежедневного

ухода.

20.00 — 22.00 Час тоски. Одиночество переносится особенно тяжело.

00.00 — 02.00 Час слепоты. Резко снижается острота зрения.

Слайд №

Еще мудрецы Древней Греции заметили, что у некоторых людей работа больше спорится с утра, а у некоторых – вечером. Ученые до сих пор не могут объяснить, почему так происходит. Генетики утверждают, что привычка просыпаться рано или поздно заложена в человеке генетически и регулируется генами. Поэтому все мы подразделяемся на тех, кто придерживается правила "утро вечера мудренее", и тех, кто, наоборот, старается не откладывать дела на утро. Первые - "жаворонки", вторые — это "совы». Слайд №

"Жаворонками" называют тех людей, которые просыпаются и встают ни свет ни заря. Причём встают они легко и без всякой усталости и недосыпа. И ложатся спать они тоже рано.

Люди - "совы" ведут ночной образ жизни. Утром они предпочитают подольше поспать. В первой половине дня люди - "совы" обычно не выспавшиеся и сонные. Ближе к обеду они начинают проявлять активность. Ложатся спать поздно.

Идеальным режимом сна для человека является временной промежуток с 10 вечера до 6 утра. Людей, которые придерживаются такого графика, называют "голубями". Они легко засыпают вечером и также легко встают по утрам, не испытывая при этом дискомфорта. Голуби — это универсалы, то есть люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут «выдавать» себя и за сов, и за жаворонков — в зависимости от своего желания

Но не все так просто. Время сна — вовсе не главный «разделительный» признак. Ученые утверждают, что основной показатель — это период наибольшей активности мозга. Так что определять, что вы за птица, надо с некоторыми поправками. Слайд №

■ Вы - сова, если проявляете наибольшую активность во второй половине дня, пик

приходится на девять-десять часов вечера.

■ Вы - жаворонки, если наиболее активны в первой половине дня, а максимально – утром в десять-одиннадцать часов.

■ Вы –«голубь», еслилегкоадаптируетесьпрактическиклюбомувременииимеетепримерноодинаковуюактивностьнапротяжениивсегорабочегодня.

Многие специалисты утверждают, что уже с самого рождения у человека есть

собственные биоритмы. Значит, тех, кто родился утром — с 4.00 до 11.00, можно отнести к жаворонкам, совы же рождаются с 16.00 до полуночи. А вот рожденных в середине дня - с 11.00 до 16.00 — и ночью — с 00.00 до 4.00 — нельзя отнести к одному конкретному типу, поскольку они объединяют в себе качества и жаворонков, и сов. Многим из них как раз и посчастливилось стать голубями.

Если же вы не знаете точное время своего рождения, есть еще один способ. Утром, как только проснетесь, измерьте пульс, а потом число вдохов за минуту. Если соотношение показателей приблизительно 4:1, то вы - голубь, если 5:1 или 6:1, вы - жаворонок, а если 3:1 и меньше, значит, вы - сова.

Внутренние часы.

Данная тема в настоящее время очень актуальна, потому что наука, изучающая часы, которые «тикают» внутри нас, помогает разобраться во многих весьма любопытных вопросах. Например, почему характер человека-«совы» так отличается от характера «жаворонка», почему вообще мы по-разному можем работать днем и ночью, как циклы бодрствования и сна связаны с возрастом, что такое осенняя депрессия и как с ней бороться при помощи яркого света, сколько необходимо спать, чтобы сохранить свое здоровье и так далее.

Специалисты, проверяя разные группы людей, пришли к выводу, что расклад примерно такой: "жаворонков" — 20— 25%, "сов" - 30-40%, остальные - "голуби", или аритмики.

Мы провели анкетирование среди учащихся старших классов и учителей нашей школы. Давайте посмотрим, сколько у нас в школе "жаворонков", "голубей" и "сов".

Анкета

Итоги анкетирования учащихся.

Приняли участие 68 учащихся 9-11 классов.

Слайд №

«Жаворонки» - 38%

«Голуби» - 38%

«Совы» 24%

Итоги анкетирования учителей.

Приняли участие 29 человек.

«Жаворонки» - 33%

«Голуби» - 67%;

«Совы» - 8,9%

Стопроцентных «жаворонков» и «сов» мало. Выделяют явный утренний тип, преимущественно утренний, промежуточный, преимущественно вечерний и явно вечерний. Однако бывает, что человека трудно отнести к определенному типу, т.к. он имеет свой собственный режим сна-бодрствования (например, любит поспать днем). Кроме того, существуют люди, которые утром ведут себя как типичные «жаворонки»: рано встают, хорошо себя чувствуют и имеют высокую активность в утренние часы, а вечером ведут себя как «совы»: допоздна сохраняют бодрость и активность. Таких людей относят к малоспящим - «соворанкам» (примером «соворанка» может служить Наполеон, которому для сна требовалось всего четыре часа). Их противоположностью являются многоспящие (утомленные как утром, так и вечером) – «сони - засони».

Итоги анкетирования учащихся.

Приняли участие 68 учащихся 9-11 классов.

Явный утренний тип – 123,2%

Преимущественно утренний - 19,4%

Промежуточный – 27,1%

Преимущественно вечерний - 20,5%

Явно вечерний – 8,8%

Итоги анкетирования учителей.

Приняли участие 29 человек.

Явный утренний тип – 20,6%

Преимущественно утренний - 13,8%

Промежуточный - 31%

Преимущественно вечерний - 17,2%

Явно вечерний – 10,3%

Как показывают исследования, у «жаворонков» более короткие циклы биологических часов, чем у «сов». Это означает, что «жаворонки» спят как раз тогда, когда их цикл сна находится на пике, и поэтому просыпаются бодрыми и свежими. «Совы» же обычно вынуждены просыпаться на пике цикла сна, в это время уровень мелатонина у них повышен, и они чувствуют сонливость и усталость. Неудивительно, что для «сов» это тяжело.

Уровень гормонов и температура тела у людей с разным биологическим ритмом тоже варьируется. У «ранних пташек» уровень кортизола, гормона стресса, выше по утрам, что с самого начала дня придает им энергию и работоспособность. Температура тела у них по утрам снижена, приблизительно к 3 часам дня она достигает пика и вновь постепенно снижается к вечеру. У «сов» же температура тела достигает высшей точки лишь к 8 часам вечера.

Характер

Характер человека сильно отличается, в зависимости от той или иной «птичьей принадлежности». Так, «ранние пташки» обычно более логичны, ” активно реагируют на окружающую их действительность, они склонны к увлечениям и энтузиазму, способны выдвигать новые идеи и указывать нетрадиционные решения различных проблем. В то же время личные неудачи вызывают у них сомнения в собственных силах, порождают тревогу и волнения, ухудшают настроение и самочувствие. По мнению психологов, «жаворонки» более робкие, скрытные и беспокойные. "Жаворонки" сильно и быстро реагируют на внешние воздействия, склонны к увлечениям. Эти люди большие энтузиасты. В науке это творцы новых идей. Они указывают новые пути, предоставляя разработку деталей "совам", поскольку к моменту завершения работы "жаворонки" часто теряют к ней интерес или им не хватает сил. На все раздражители они реагируют быстрее и острее, чем "совы". "Жаворонки" по типу темперамента - это выраженные холерики или сангвиники.

Немецкий учёный Ламперт пришёл к выводу, что «совы» отличаются слабой реакцией на раздражители. Это рассудительные люди, склонные к логическому мышлению отличаются спокойным, уравновешенным характером. Их отличает хорошее самообладание, уверенность в своих поступках, а главное — отсутствие эмоционального переживания неудач, не подвержены панике.«Совам» присущи качества, необходимые представителям «критических» профессий: космонавтам, летчикам, пожарным, саперам.

Суточный ритм «голубей» - нечто среднее между утренними «жаворонками» и ночными «совами». Другими словами - это птицы дневные и во всех отношениях уравновешенные, легко приспосабливаются.

"Совы" отличаются медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются достаточно их обосновать, иногда педанты, систематики, склонные к математике. Их отличает расчетливость, излишняя строгость. Пассивные и нерешительные в новых начинаниях, они долго раскачиваются прежде, чем включиться в работу, но, начав, доводят дело до конца. Это люди по типу темперамент - флегматики или меланхолики.

Сочетание у человека пассивного и активного темпераментов создает неопределенный биоритм работоспособности. Период наилучшей умственной и физической активности у "голубей" отмечается с 10 до 18 часов.

При смене часовых поясов у "голубей" возможен сбой биологических часов. Так, перемещение на запад может удлинять биоритмы "голубей", а перелет на восток - укорачивать. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у "голубей" только через 7-14 дней. Перемещение на восток "голуби" переносят легче, чем на запад. Эта информация будет полезна тем людям, любящим путешествовать на дальние расстояния и, особенно, предпочитающим проводить свой краткий (7-10 дней) отпуск вдали от родных мест.

Деловому человеку важно знать и помнить, что биоритмы имеют прямое отношение к конфликтам на работе и вообще к повседневной жизни. Как полагает словацкий ученый Эмил Штафф наибольшая вероятность возникновения конфликтных ситуаций приходится на 14-15 часов. Именно тогда биоритмы "сов" и "жаворонков" пересекаются. В это время не рекомендуется обращаться с какими-либо просьбами к шефу, а шеф, в свою очередь, также должен это учитывать в работе с подчиненными. Следует добавить, что руководитель может получить немало плюсов, если обратит внимание на особенности биоритмов своих подчиненных, комплектуя группы работников, решая вопросы, связанные с дневными и ночными сменами, и т.д.

Биология и поведение. Наши ночные предпочтения по крайней мере на какую-то часть являются наследственными. Летом, когда много солнечного света, люди обычно ложатся позднее, а встают раньше. Зимой, в холод и сумерки, кровать словно манит нас прилечь. А по утрам, когда солнце еще не поднялось, нам трудно проснуться.

Возраст также влияет на наши сонные предпочтения. В период подросткового созревания может измениться и цикл биологических часов, именно тогда многие подростки переходят к ночному образу жизни. По мере взросления и старения люди все больше склонны к утренней активности, даже если они по натуре «совы». После 60-70-ти лет время ночного сна, как правило, сокращается у большинства людей.

В современном мире сложно полностью подчиняться своему биологическому ритму. Приходится подстраиваться под обстоятельства.

Различия в режимах сна-бодрствования зависят от возраста. Получилось, что среди тех, кому от 20 до 29 лет, почти половина «сов». В возрастной группе от 30 до 49 лет «сов» примерно 20%. А после пятидесяти уже мало кто придерживается «совиного» образа жизни. То есть важны не только наследственность, но и жизненные условия, жизненные цели, которые меняются с возрастом. Различия в режимах сна-бодрствования зависят не только от возраста, но и от пола. Женщины, например, труднее переносят бодрствование в неудобное для организма время, нуждаются в более длительном отдыхе, чем мужчины. Именно поэтому им противопоказан ночной труд и сменный режим.

"Жаворонки" и "совы" болеют по-разному.

Наблюдая за людьми разного хронотипа, ученые установили различия не только в режиме сна-бодрствования, но и в подверженности тем или иным заболеваниям и картине протекания болезни. У «сов», например, при инфекционных заболеваниях температура повышается медленно, однако и выздоровление наступает нескоро. «Жаворонки», наоборот, реагируют резким повышением температуры и быстрее выздоравливают. Они чаще, чем «совы», страдают заболеваниями органов кровообращения, ожирением, диабетом, базедовой болезнью более склонны к сахарному диабету, мигреням, астме, более чувствительны к изменениям погоды.

"Совы" чаще, чем "жаворонки", страдают от язвы желудка, инфаркта миокарда, онкологических заболеваний, гипертонии, стенокардии, при острых заболеваниях температура тела резко не повышается и выздоровление идет замедленно. Средний суточный выброс гормонов у "совы" в 1,5 раза выше, чем у "жаворонков". Это тот "допинг", за счет которого обеспечивается вечерняя и ночная активность человека. Как любой допинг, он не проходит бесследно для организма человека. По мнению врачей, люди - "совы" подвержены большему риску заболеть раком, чем "жаворонки".

Дело в том, что достаточное количество в организме мелатонина является надежной профилактикой и лекарством от опасных болезней. А для выработки этого гормона должно быть соблюдено одно условие - темнота. При дневном или искусственном свете мелатонин не вырабатывается. Поэтому ночной отдых даёт возможность организму преодолеть все патологические процессы и нарушения. Кроме того, правильный режим ночного сна продлевает молодость.«Совы» вообще более адаптивны и устойчивее к стрессам, чем «жаворонки». Практика показывает, что внутренний часовой механизм «сов» более пластичен, чем у «жаворонков».

Новые исследования ученых доказали, что «совы» - в отличие от «жаворонков» живут долго и счастливо. Оказывается, что по многим показателям «жаворонки» уязвимее «сов».

Но больше всего, болезням оказываются подвержены те, кто по тем или иным причинам живет вопреки своим биологическим часам. Хронически невысыпающейся «сове» грозят гипертония и стенокардия.

Всему свое время. Биологические ритмы способны не только подсказать оптимальный режим сна-бодрствования, предупредить о предрасположенности к тем или иным заболеваниям, но и помочь выбрать наилучшее время для лечения. Так, согласно суточному ритму болевой чувствительности, для похода к зубному врачу следует выбрать время после обеда, когда дольше всего сохраняется действие обезболивающих веществ и чувствительность зубных нервов приближается к своему суточному минимуму. А вот прививки стоит делать в 16 часов: в это время они вызывают наименьшую иммунную реакцию. Например, аспирин следует принимать во второй половине дня, нитроглицерин – утром, инсулин – с 8 до 13 часов. Известно и самое подходящее время для физических нагрузок – это 17 часов вечера. В 19 часов необходимо поберечься от стрессов. Ну, а с 21 часа начинается время отдыха для пищеварительной системы, поэтому всем, кто следит за своей фигурой, не стоит увлекаться поздними обильными ужинами

У каждой птички свои привычки

Людям утреннего типа лучше планировать наиболее важные дела на первую половину дня. Заниматься спортом, делать массаж им лучше утром, тогда это принесет максимальный эффект, а вот сдвиг физической нагрузки на вечер может стать причиной бессонницы. Люди этого типа хуже всех переносят физические и психические нагрузки, они более остальных подвержены стрессам и переутомлению.

Людям вечернего типа лучше отложить решение самых ответственных задач на послеобеденное время. Спортивные занятия можно планировать на вечер

Питание по биологическим часам

Нет ничего тяжелее, чем стать легче

Биоритмы людей «жаворонков» практически идеально совпадают с биоритмами систем пищеварения, поэтому проблем со здоровьем у них, как правило, меньше чем у «сов». «Жаворонки» отличаются отменным аппетитом по утрам, а это один из самых важных моментов в поддержании нормальной массы тела. Дело в том, что калории, полученные с утра, активно расходуются в течение дня, и у них мало шансов превратиться в ненавистный жир.

Вот у «сов» проблем гораздо больше, ее собственный биоритм с биоритмом пищеварительной системы не совпадает. Утром «сова» едва способна впихнуть в себя чашку кофе с какой-нибудь плюшкой, зато вечером отрывается по полной. Бодрствование по ночам и поздний отход ко сну могут провоцировать набор избыточных килограммов. Полуночники едят в два раза больше "мусорной" пищи и вполовину меньше овощей и фруктов. Кроме того, ужин и последний перекус "сов" отличается избыточной калорийностью. Поэтому «совы» в два раза чаще страдают от лишнего веса, чем «жаворонки».

Утренним гастрономическим пристрастиям есть научное объяснение. "Совиные" желудки просыпаются только через два часа после подъема. Энергичные "жаворонки" уже с раннего утра способны на любые гастрономические подвиги. С одной стороны, многим из нас с детства внушали, что завтракать нужно обязательно, иначе возникнут проблемы со здоровьем. «Завтрак съешь сам» – это правило, является девизом наших мам и бабушек. Стоит ли пихать в себя овсянку или яичницу, или же можно просто прислушаться к своему организму, точнее, к его биоритмам? Так вот, биоритмы высказывают революционную мысль: если не хочется, можно не завтракать!

Ближе к утру в организме начинается выработка кортизола – гормона, обеспечивающего мощный выброс энергии в кровь. Причем у жаворонков максимум кортизола в крови наблюдается в 4–5 часов утра, а у сов – ближе к 8 часам.

Поэтому утром, благодаря кортизолу, наш организм буквально напоен энергией, взятой из наших собственных резервов. Он кричит нам: «Я не хочу есть, давай действовать!». И только создав некий дефицит энергии («заработав» завтрак), мы можем ощутить чувство голода. В то же время, даже если не хочется есть, через 20–30 минут после пробуждения организм можно поддержать порцией углеводов. Так у жаворонков и у сов есть свои особенности организации питания по утрам, связанные с индивидуальными биоритмами.

Что едят "совы"?

У совы выброс в кровь энергии происходит уже после пробуждения. А из этого следует, что сова утром чувствует себя уставшей, у нее нет аппетита, пищеварительная система работает вяло. Поэтому если вы – сова, то завтрак нужно не столько «заработать», сколько дождаться полноценного пробуждения организма и включения в работу всех систем. Поэтому сову не рекомендуется заставлять завтракать. Сразу после пробуждения совам рекомендуется выпить стакан минеральной воды, грейпфрутового или яблочного сока, чтобы «разбудить» желудок.

На завтрак - лучше выбрать кисломолочные продукты типа йогурта. Через два-три часа завтрак можно повторить: фрукты, выпечка, шоколад, мед и кофе.

Обедать сова может позднее, чем жаворонок, – в 2–3 часа дня. Обед совы обязательно должен содержать достаточное количество белка и включать блюда из мяса, рыбы, птицы с овощным гарниром, творог, яйца.

Соответственно и полдник у совы сдвигается на более позднее время – к 17–18 часам. В это время рекомендуется съесть порцию хороших углеводов – зерновые хлебцы, сухофрукты, мюсли. Совы традиционно ужинают позднее жаворонков – около 8 часов вечера. Поэтому акцент во время ужина лучше сделать на белковой пище. Подойдут нежирная говядина, рыба, птица. Совы редко ложатся спать раньше половины двенадцатого, поэтому около 10 часов вечера можно съесть бутерброд из отрубного хлеба и кусочком курицы или рыбы, выпить стакан кефира.

Что едят "жаворонки"?

С утром организм жаворонков буквально кипит от энергии, наполняющей его, поэтому у них нет особой нужды в тонизирующих напитках. Лучше выпить зеленого чая - он тонизирует, но не возбуждает. На завтрак - сыры, творог или омлет. Второй завтрак может быть углеводным, подойдут любые каши.

Обед у жаворонков приходится на 13-14 часов. Можно есть мясные или рыбные блюда с овощами, супы. Около 4 часов жаворонок может пополдничать, лучше всего подойдут чай с сухофруктами, отрубной или зерновой хлеб с джемом или медом.

Желательно, чтобы основной ужин жаворонка происходил не позднее 19 часов, На ужин - углеводы, например крупы с овощами. Из сладкого - шоколад или мед. Причин для углеводного ужина две: белок долго переваривается, а углеводная пища способствует выработке серотонина, который благоприятствует сну.

Спорт показан всем.

"Совам" не следует с утра крутить педали на велотренажере - толку от этого не будет никакого. Оптимальное время для спорта - с 19 до 23 часов. Именно в это время можно добиться желаемых результатов по коррекции фигуры и снижению веса.

"Жаворонкам" лучше тренироваться утром. Днем полезны силовые тренировки, вечером плавание или прогулка.

Знаменитые «совы» и «жаворонки».

Среди знаменитых исторических личностей "совами" были древнеримский государственный и политический деятель, полководец Гай Юлий Цезарь, шведский король Карл ХІІ, английский натуралист и путешественник Чарльз Роберт Дарвин, великий английский писатель XVIII века Сэмюэл Джонсон. "Жаворонками" - первый император всероссийский Петр І Великий, великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства Александр Суворов. Так, в ночные часы плодотворно работали Бальзак, Моцарт, Менделеев. Наполеон же и Лев Толстой были "жаворонками".

Замечено, что среди работников умственного труда преобладают "совы", тогда как почти половина лиц, занятых физическим трудом, являются "голубями". Важно учитывать свой хронобиологический стереотип при выборе работы, особенно при выборе профессий, требующих ночных смен или частых командировок со сменой часовых поясов

Интересные факты о «совах» и «жаворонках».

● Англичане провели исследование среди 3000 человек старше 50 лет, которое дало неожиданные результаты: «совы» оказались богаче «жаворонков», память и мышление у «сов» так же развиты лучше.

● Кроме того, здоровье у сов в целом оказалось лучше, чем у жаворонков.

● Жаворонки более целеустремленные и настойчивые, чем совы. Это помогает им уверенно шагать по карьерной лестнице и добиваться хороших результатов.

● Среди взрослых людей до 30 лет почти половина - совы. В возрасте от 30 до 50 лет сов - примерно 30 %. А вот с 50-55 лет уже мало кто придерживается «совиного» образа жизни.

● Оказывается, наши склонности и выбор профессии зависят еще и от биоритмов. Среди сов преобладают люди творческих профессий - артисты, музыканты, писатели. Связано это с тем, что у сов чаще всего образное мышление - это люди с «ведущим» правым полушарием мозга. А вот жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, за что отвечает левое полушарие. Поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными.

● Бесспорно, что совы появились с изобретением электрической лампочки, до этого все были привязаны исключительно к световому дню, поэтому рано ложились и рано вставали - по солнцу. Сегодня же, согласно исследованиям американских ученых, количество жаворонков все уменьшается: в США 56% сов, 35% жаворонков и 19% голубей. В Европе 40% сов, 25% жаворонков и 35% голубей.

Заключение.

Выводы:1.Анкетирование показало, что среди учителей гораздо больше сов, чем среди учащихся и это сказывается на их самочувствии и здоровье, так как им приходится жить вопреки своим биологическим часам. А учащиеся в большинстве своём «жаворонки» и «голуби» сокращают время своего сна, увеличивая время на работу на компьютере и ночные развлечения. Это тоже сказывается на самочувствии и учёбе.

2.Биологические часы оказывают большое влияние на формирование характера, работоспособность, здоровье человека. Если всю жизнь жить вопреки своим ритмам, то рано или поздно это приведет к бессоннице, снижению иммунитета, неврозам, сердечно -сосудистым заболеваниям или язве желудка.
3.Знание своих биологических часов поможет нормализовать ритмы сна и бодрствования, построить режим правильного питания, выбрать время для занятия спортом, возможно, даже выбрать профессию

Биологические часы организма человека работают каждую минуту. Если условия отдыха и работы совпадает с ритмом этого механизма – человек здоров и не чувствует усталости. Если человек вынужден постоянно, в ходе образа жизни или условий труда, ломать ритм своих биологических часов – последствия в виде хронической усталости, недомогания, или даже возникновения заболеваний, скоро дадут о себе знать.

Хронотип необходимо знать для того, чтобы уметь противостоять бессоннице, связанной с неподходящим режимом работы в ночную (для «жаворонков») или в раннюю утреннюю смену (для «сов») и правильно лечить нарушения сна.

Все ритмы нашего организма согласованы между собой. Когда нарушается хотя бы один, например ритм сна, разлаживается вся система суточных ритмов. Нечастые и кратковременные сбои не опасны, они могут только вызвать дискомфорт, испортить настроение, спровоцировать легкие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта - потерю аппетита. Если вы всю жизнь живете вопреки своим ритмам, то рано или поздно это приведет к бессоннице, снижению иммунитета, неврозам, сердечно - сосудистым заболеваниям или язве желудка.

Многие ученые говорят о том, что основной из причин расстройства сна является круглосуточный доступ в Интернет с компьютеров и телефонов. Яркий свет от экранов "обманывает" мозг, создавая эффект светового дня в темное время суток. У любителей ночами сидеть за компьютером к утру наблюдается сильное переутомление. Биоритмология дает всем интересующимся своей «птичьей породой» ряд полезных советов и предлагает свои советы на разные случаи жизни. Присматривайтесь к себе, к своим биологическим ритмам, выбирайте для выполнения ответственных заданий то время, когда работа лучше спорится. Какой же из этого можно сделать вывод? Да очень простой: живите по своим биологическим часам, а не против них, - и вашему здоровью это пойдёт на пользу.


Библиография:


  1. http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php - Биоритмология (хронобиология). Хронотип человека.

  2. http://www.bestreferat.ru/referat-123007.html - Определение взаимосвязи между хронотипомучащихся.

  3. http://mshealthy.com.ua/sovm-dos-testi-sova-gavoronok.htm - Тест Отсберга: Кто Вы – сова или жаворонок?

  4. http://zodiak.astrokons.com/chas.html - Как время рождения влияет на ваш характер.

  5. http://nbazanovainfo.narod.ru/info_cherepaha_bioritmi.htm - Следуем биоритмам. Ритмы часа рождения: "жаворонки", "голуби" и "совы".

  6. Биологические часы у человека // Вокруг света. - 2001. - № 1. - С. 87.











































Просмотр содержимого презентации
«Биологические часы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №20  имени И.И. Наймушина  г. Братск Биологические часы  Автор: Ученик 7 А класса  Беломестнов  Константин Руководитель:  учитель биологии  Михайленко Татьяна  Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 имени И.И. Наймушина г. Братск

Биологические часы

Автор:

Ученик 7 А класса

Беломестнов

Константин

Руководитель:

учитель биологии

Михайленко Татьяна

Васильевна

Цель:  Получить знания о биоритмах, узнать о возможностях организма жить в согласии с регуляцией биологических часов

Цель: Получить знания о биоритмах, узнать о возможностях организма жить в согласии с регуляцией биологических часов

Задачи:  1 . С помощью теста определить, к какому типу  биологического ритма относятся учителя и  учащиеся школы.   2. Выяснить, каким образом биологические часы  влияют на здоровье человека, его  работоспособность.   3. Узнать, как строить свой день в соответствии с  биологическими часами.

Задачи: 1 . С помощью теста определить, к какому типу биологического ритма относятся учителя и учащиеся школы. 2. Выяснить, каким образом биологические часы влияют на здоровье человека, его работоспособность. 3. Узнать, как строить свой день в соответствии с биологическими часами.

04.00 — 05.00 Час вялости. Самое низкое кровяное давление. = 08.00 — 09.00 Час любви. Половые железы вырабатывают максимум гормонов. = 09.00 — 10. 00 Час боли. Кожа наиболее чувствительна к уколам, порезам, ушибам. = 10.00 — 12.00 Час творчества. Мозг работает наиболее эффективно. 13.00 — 14.00 Час пищеварения. Выделяется наибольшее количество желудочного сока, даже если человек ничего не ел. = 14.00 — 15.00 Час силы. Мышцы работают с наибольшей отдачей. 15.00 — 16.00 Час мастерства. Пальцы чувствительны, проворны, способны выполнять самую тонкую работу. = 16.00 — 17.00 Час роста. Быстрее всего растут волосы, ногти и всё остальное. = 17.00 — 18.00 Час чувств. Обострены слух. вкус, обоняние. = 18.00 — 19.00 Час алкоголя. Печень наиболее эффективно разлагает алкоголь. 19.00 — 20.00 Час косметики. Кожа наиболее проницаема для кремов и ежедневного ухода. = 20.00 — 22.00 Час тоски. Одиночество переносится особенно тяжело. = 00.00 — 02.00 Час слепоты. Резко снижается острота зрения." width="640"

Биологические суточные часы человека

  • 00.00 — 04.00 Часы рождения. Большинство детей появляются на свет в это

время.

= 04.00 — 05.00 Час вялости. Самое низкое кровяное давление.

= 08.00 — 09.00 Час любви. Половые железы вырабатывают максимум гормонов.

= 09.00 — 10. 00 Час боли. Кожа наиболее чувствительна к уколам, порезам,

ушибам.

= 10.00 — 12.00 Час творчества. Мозг работает наиболее эффективно.

  • 13.00 — 14.00 Час пищеварения. Выделяется наибольшее количество
  • желудочного сока, даже если человек ничего не ел.

= 14.00 — 15.00 Час силы. Мышцы работают с наибольшей отдачей.

  • 15.00 — 16.00 Час мастерства. Пальцы чувствительны, проворны, способны

выполнять самую тонкую работу.

= 16.00 — 17.00 Час роста. Быстрее всего растут волосы, ногти и всё остальное.

= 17.00 — 18.00 Час чувств. Обострены слух. вкус, обоняние.

= 18.00 — 19.00 Час алкоголя. Печень наиболее эффективно разлагает алкоголь.

  • 19.00 — 20.00 Час косметики. Кожа наиболее проницаема для кремов и

ежедневного ухода.

= 20.00 — 22.00 Час тоски. Одиночество переносится особенно тяжело.

= 00.00 — 02.00 Час слепоты. Резко снижается острота зрения.

Биологические ритмы    «жаворонки»- рано встают и рано засыпают   «совы» - поздно засыпают и поздно встают   «голуби»- это универсалы, которые легко  подстраивают свой график под  обстоятельства и без труда могут  «выдавать» себя и за сов, и за  жаворонков — в зависимости от своего  желания.

Биологические ритмы «жаворонки»- рано встают и рано засыпают «совы» - поздно засыпают и поздно встают «голуби»- это универсалы, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут «выдавать» себя и за сов, и за жаворонков — в зависимости от своего желания.

■ Вы сова, если проявляете наибольшую  активность во второй половине дня, пик  приходится на девять- десять часов вечера. ■ Вы жаворонки, если наиболее активны в первой  половине дня, а максимально - утром в десять-  одиннадцать часов. ■ Вы голубь, если легко адаптируетесь  практически к любому времени и имеете  примерно одинаковую активность на  протяжении всего рабочего дня.

■ Вы сова, если проявляете наибольшую

активность во второй половине дня, пик

приходится на девять- десять часов вечера.

■ Вы жаворонки, если наиболее активны в первой

половине дня, а максимально - утром в десять-

одиннадцать часов.

■ Вы голубь, если легко адаптируетесь

практически к любому времени и имеете

примерно одинаковую активность на

протяжении всего рабочего дня.

Биоритмы с рождения  рождённые утром — с 4.00 до 11.00 -  жаворонки  рождённые с 16.00 до полуночи -   совы  рожденные в середине дня — с 11.00  до 16.00 — и ночью — с 00.00 до 4.00  — голуби

Биоритмы с рождения

рождённые утром — с 4.00 до 11.00 -

жаворонки

рождённые с 16.00 до полуночи -

совы

рожденные в середине дня — с 11.00

до 16.00 — и ночью — с 00.00 до 4.00

голуби

Итоги анкеты  учащихся

Итоги анкеты учащихся

Итоги анкеты учителей

Итоги анкеты учителей

Итоги анкеты  учащихся

Итоги анкеты учащихся

Итоги анкеты учителей

Итоги анкеты учителей

Кто как болеет

Кто как болеет "Жаворонки " более склонны к сахарному диабету, заболеваниям органов кровообращения, мигреням, астме, более чувствительны к изменениям погоды. при острых заболеваниях температура тела повышается резко и выздоровление идет быстро. "Совы " чаще страдают от язвы желудка, инфаркта миокарда, онкологических заболеваний, при острых заболеваниях температура тела резко не повышается и выздоровление идет медленно.

Питание «совы» по биологическим  часам   Завтрак - кисломолочные продукты типа йогурта.  Через два-три часа завтрак можно повторить: фрукты, выпечка,  шоколад, мед и кофе.   Обед - обязательно должен содержать белки и включать блюда из мяса,  рыбы, птицы с овощным гарниром, творог, яйца.   Полдник - порция хороших углеводов – зерновые хлебцы, сухофрукты,  мюсли.   Ужин - лучше сделать на белковой пище. Подойдут нежирная говядина,  рыба, птица, около 10 часов вечера можно съесть бутерброд с  кусочком курицы или рыбы, выпить стакан кефира.

Питание «совы» по биологическим часам Завтрак - кисломолочные продукты типа йогурта. Через два-три часа завтрак можно повторить: фрукты, выпечка, шоколад, мед и кофе. Обед - обязательно должен содержать белки и включать блюда из мяса, рыбы, птицы с овощным гарниром, творог, яйца. Полдник - порция хороших углеводов – зерновые хлебцы, сухофрукты, мюсли. Ужин - лучше сделать на белковой пище. Подойдут нежирная говядина, рыба, птица, около 10 часов вечера можно съесть бутерброд с кусочком курицы или рыбы, выпить стакан кефира.

Питание «жаворонка» по биологическим  часам   Завтрак - сыры, творог или омлет. Второй завтрак может быть  углеводным, подойдут любые каши.   Обед - приходится на 13-14 часов. Можно есть мясные или рыбные  блюда с овощами, супы.   Полдник - чай с сухофруктами, отрубной или зерновой хлеб с джемом  или медом.   Ужин - жаворонка происходил не позднее 19 часов, на ужин - углеводы,  например крупы с овощами. Из сладкого - шоколад или мед.  Белок долго переваривается, а углеводная пища способствует  выработке серотонина, который благоприятствует сну.

Питание «жаворонка» по биологическим часам Завтрак - сыры, творог или омлет. Второй завтрак может быть углеводным, подойдут любые каши. Обед - приходится на 13-14 часов. Можно есть мясные или рыбные блюда с овощами, супы. Полдник - чай с сухофруктами, отрубной или зерновой хлеб с джемом или медом. Ужин - жаворонка происходил не позднее 19 часов, на ужин - углеводы, например крупы с овощами. Из сладкого - шоколад или мед. Белок долго переваривается, а углеводная пища способствует выработке серотонина, который благоприятствует сну.

Характер пернатых

Характер пернатых

"Жаворонки" сильно и быстро реагируют на внешние воздействия,

склонны к увлечениям. Эти люди большие энтузиасты. В

науке это творцы новых идей.

По типу темперамента холерики или сангвиники.

" Совы " спокойные, рассудительные люди, систематики, склонные к

математике. С хорошим самообладанием, излишне строги.

Пассивные и нерешительные в новых начинаниях, но, начав,

доводят дело до конца.

По типу темперамент - флегматики или меланхолики.

Знаменитые «совы» и «жаворонки » «совами» были -  Д.И. Менделеев,  Гай Юлий Цезарь,  шведский король Карл ХІІ, Чарльз Дарвин,  великий английский писатель XVIII века  Сэмюэл Джонсон,  Оноре Де Бальзак,  Вольфган Амадей Моцарт  « жаворонками» были –  Петр І Великий,  Александр Суворов,  Наполеон Бонапарт ,  Лев Николаевич Толстой

Знаменитые «совы» и «жаворонки »

«совами» были -

Д.И. Менделеев,

Гай Юлий Цезарь,

шведский король Карл ХІІ, Чарльз Дарвин,

великий английский писатель XVIII века

Сэмюэл Джонсон,

Оноре Де Бальзак,

Вольфган Амадей Моцарт

« жаворонками» были

Петр І Великий, Александр Суворов,

Наполеон Бонапарт ,

Лев Николаевич Толстой

Вывод:  1.Анкетирование показало, что среди учителей гораздо больше сов, чем среди учащихся и это сказывается на их самочувствии и здоровье, так как им приходится жить вопреки своим биологическим часам. А учащиеся в большинстве своём «жаворонки» и «голуби» сокращают время своего сна, увеличивая время на работу на компьютере и ночные развлечения. Это тоже сказывается на самочувствии и учёбе.   2. Биологические часы оказывают большое влияние на формирование характера, работоспособность, здоровье человека. Если всю жизнь жить вопреки своим ритмам, то рано или поздно это приведет к бессоннице, снижению иммунитета, неврозам, сердечно-сосудистым заболеваниям или язве желудка.   3.Знание своих биологических часов поможет нормализовать ритмы сна и бодрствования, построить режим правильного питания, выбрать время для занятия спортом, возможно, даже выбрать профессию.

Вывод: 1.Анкетирование показало, что среди учителей гораздо больше сов, чем среди учащихся и это сказывается на их самочувствии и здоровье, так как им приходится жить вопреки своим биологическим часам. А учащиеся в большинстве своём «жаворонки» и «голуби» сокращают время своего сна, увеличивая время на работу на компьютере и ночные развлечения. Это тоже сказывается на самочувствии и учёбе. 2. Биологические часы оказывают большое влияние на формирование характера, работоспособность, здоровье человека. Если всю жизнь жить вопреки своим ритмам, то рано или поздно это приведет к бессоннице, снижению иммунитета, неврозам, сердечно-сосудистым заболеваниям или язве желудка. 3.Знание своих биологических часов поможет нормализовать ритмы сна и бодрствования, построить режим правильного питания, выбрать время для занятия спортом, возможно, даже выбрать профессию.

Живите по своим биологическим часам, а не против них!   

Живите по своим биологическим часам, а не против них!  

Библиография: http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php - Биоритмология (хронобиология). Хронотип человека. http://www.bestreferat.ru/referat-123007.html - Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся. http://mshealthy.com.ua/sovm-dos-testi-sova-gavoronok.htm - Тест Отсберга: Кто Вы – сова или жаворонок? http://zodiak.astrokons.com/chas.html - Как время рождения влияет на ваш характер. http://nbazanovainfo.narod.ru/info_cherepaha_bioritmi.htm - Следуем биоритмам. Ритмы часа рождения:

Библиография:

  • http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php - Биоритмология (хронобиология). Хронотип человека.
  • http://www.bestreferat.ru/referat-123007.html - Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся.
  • http://mshealthy.com.ua/sovm-dos-testi-sova-gavoronok.htm - Тест Отсберга: Кто Вы – сова или жаворонок?
  • http://zodiak.astrokons.com/chas.html - Как время рождения влияет на ваш характер.
  • http://nbazanovainfo.narod.ru/info_cherepaha_bioritmi.htm - Следуем биоритмам. Ритмы часа рождения: "жаворонки", "голуби" и "совы".
  • Биологические часы у человека // Вокруг света. - 2001. - № 1. - С. 87.
  • http :// spinet.ru/public/biologicheskie_chasy.php - биологические часы и их проявление.
  • http :// college.ru/timemanagement/page9.html - управление временем:

биологические часы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Биологические часы

Автор: Михайленко Татьяна Васильевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок в 10-м классе Биологические ритмы и биологические часы "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-v-10-m-klassie-biologhichieskiie-ritmy-i-biologhichieskiie-chasy"
    ["file_id"] => string(6) "171765"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423724743"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Рабочая программа по  биологии 7 класс.  Автор:  Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова   70 часов ( 2 часа в неделю)"
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaiaproghrammapobiologhii7klassavtorlnsukhorukovavskuchmienkoiiakoliesnikova70chasov2chasavniedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "305079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457870560"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "курс "Биологический эксперимент""
    ["seo_title"] => string(33) "kursbiologhichieskiiekspierimient"
    ["file_id"] => string(6) "281553"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549012"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Исследовательская работа "Влияние физических упражнений на биологический возраст человека" "
    ["seo_title"] => string(104) "issliedovatiel-skaia-rabota-vliianiie-fizichieskikh-uprazhnienii-na-biologhichieskii-vozrast-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "110385"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405964038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства