kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальный педагогический опыт

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Педагогический опыт учителя"      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальный педагогический опыт»

Управление образования администрации г. Белгорода

Муниципальное бюджетное учреждение

«Научно-методический информационный центр» г. Белгорода












ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ







Смирнова Юлия Александровна,

учитель географии и биологии

МБОУ СОШ № 21












Белгород

2023

Содержание


Раздел I. Информация об опыте…………...…………………………....…..……3

Раздел II. Технология опыта…………..…………………………………….……6

Раздел III. Результативность опыта……….………………………..………..…14

Библиографический список……..…………….…………………….….…….....16

Приложение ………………..…………………..…………………………..…….17



































РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Условия возникновения и становления опыта

Смирнова Юлия Александровна работает учителем географии и биологии в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Белгорода.

Организуя учебный процесс по предметам «География» и «Биология», учитель заметила, что ряд сложностей у учащихся вызывают задания, требующие решения проблемной ситуации, формулирование цели исследования, выдвижение гипотез о возможных путях решения проблемы.

Диагностическая работа по формированию естественно-научной грамотности, проведенная у обучающихся 7 классов (79 обучающихся) в 2020-2021 учебном году, показала, что большая часть учеников показывают знание отдельной составляющей функциональной грамотности на базовом уровне и уровне ниже базового. Задания для контрольного мероприятия были взяты из открытого банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7-9 классов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»[5]. Итоги диагностики говорят о том, что не все обучающиеся могут решать специальные (комплексные) задания, направленные на формирование навыков и способностей выходить из различных жизненных проблемных ситуаций. На возникновение опыта повлияла работа педагога в рамках регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021-2022 учебный год в Белгородской области (приказ департамента образования Белгородской области от 17.09.2021 г. № 2535) и использование электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности на платформе РЭШ.

В связи с этим, возникла необходимость формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, которые будут востребованы при решении внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни.

Автор опыта считает, что формирование естественно-научной грамотности обучающихся возможно посредством проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.


Актуальность опыта

Актуальной проблемой современного общества является развитие такой личности, которая умеет находить эффективные способы решения любой проблемы, ставит перед собой цель для достижения результата и умеет представлять результат проделанной работы.

Функциональная грамотность является приоритетной задачей ФГОС ООО. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий [7].

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: а) достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [11]. Согласно Указу Президента Российской Федерации 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» необходимо установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году: б) в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов": вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования [12].

Среди используемых автором опыта педагогических средств и методов наиболее эффективной в этом направлении является проектная и исследовательская деятельность. Согласно ФГОС ООО (п.32.2) Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать: формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах [14]. Такая деятельность является эффективным инструментом развития естественно-научной грамотности обучающихся на уроках биологии и географии.

Сегодня у школьников большой объём учебного материала, который не всегда усваивается обучающимися на теоретическом уровне и сложен в практическом применении. Поэтому проектная и исследовательская деятельность – это способ достижения цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. Вследствие этого формируются навыки отдельной составляющей функциональной грамотности.

Проектная и исследовательская деятельность эффективна, так как формирует у обучающихся умения и навыки, связанные с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности [2].

Актуальность опыта обусловлена противоречиями, выявленными в ходе образовательной деятельности:

– между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся с одной стороны, и недостаточной степенью включения самих обучающихся в процесс познания, в результате чего падает познавательный интерес;

– между традиционными методами и приемами обучения и необходимостью внедрения современных образовательных технологий, реально необходимых на текущем этапе развития общества и действительно влияющих на формирование функциональной грамотности обучающихся.

– между большим уровнем усвоенных предметных знаний и неумением их использовать для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей опыта является организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и биологии для создания условий успешного формирования естественно-научной грамотности обучающихся.


Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2020 года по 2023 год. Возраст обучающихся 13-15 лет. Этапы работы над опытом:

I этап – 2020-2021 учебный год. Первичная диагностика, обнаружение противоречий, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения;

II этап – 2021-2022 учебный год. Реализация поставленных задач посредством применения выбранной технологии.

III этап – 2022-2023 учебный год. Выявление результативности. Обобщение накопленного материала.


Диапазон опыта

Представленный педагогический опыт применяется в системе уроков географии и биологии с целью сформировать естественно-научную грамотность обучающихся посредством проектной и исследовательской деятельности.


Теоретическая база опыта

Перед системой образования стоит серьезная задача – воспитать и обогатить сегодняшних школьников теми знаниями, которые помогут им стать более успешными. Поэтому возникла необходимость в формировании
у обучающихся компетенций XXI века.

Понятие «функциональная грамотность» максимально отвечает требованиям сегодняшнего времени, хотя принято считать, что это понятие было введено ЮНЕСКО в 1957 году. Согласно определению известного психолога А.А. Леонтьева, функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [3]. Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки функциональной грамотности является концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.

Отечественные исследователи (А.А. Леонтьев) выделяют в числе отличительных черт функциональной грамотности направленность на решение бытовых проблем, связь с решением стандартных, стереотипных задач, элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма [3].

В исследованиях PISA функциональная грамотность представлена в шести компонентах: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

Под грамотностью в области естествознания понимается способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественно-научной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества [8].

В данном опыте автор рассматривает формирование грамотности в области естествознания на уроках географии и биологии посредством использования на занятиях элементов проектного и исследовательского метода обучения.

Формирование функциональной грамотности через проектную и исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. При соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса процесс формирования функциональной грамотности через проектную и исследовательскую деятельность будет полным и целостным.

Именно проектная и исследовательская деятельность позволяет включать обучающихся в поиск решений проблемных ситуаций, которые диктует современный мир, учит находить информацию, хранить и обрабатывать ее, устанавливать закономерные связи, вести самостоятельную работу, работать в коллективе, распределять время работы, оценивать результаты своего труда и давать оценку результату труда других.

Использование проектной и исследовательской деятельности не только оживляет учебный процесс, но и обогащает знаниями, полученными в результате самостоятельной поисковой деятельности, которые становятся долговременными и прочными [10].


Новизна опыта

Научная новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и географии позволяет сформировать естественно-научную грамотность обучающихся на уровне выше базового.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование исследовательской деятельности отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке функционально грамотных личностей.


Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данные материалы могут быть использованы в работе учителей географии и биологии общеобразовательных учреждений, независимо от используемого учебно-методического комплекта на уроках.


РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Целью педагогической деятельности в представленном опыте является формирование естественно-научной грамотности посредством проектной и исследовательской деятельности.

Цель определяет необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать теоретические и практические аспекты применения методов проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и биологии, а также во внеурочной деятельности при формировании естественно-научной грамотности обучающихся.

2. Создать условия по формированию естественно-научной грамотности обучающихся посредством использования методов проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и биологии, а также во внеурочной деятельности.

3. Разработать и внедрить в образовательную деятельность систему уроков по географии и биологии, а также занятий внеурочной деятельности с применением методов проектной и исследовательской деятельности.


Содержание образования и средства достижения цели

Для решения поставленной цели автор опыта использует в своей педагогической практике методы проектной и исследовательской деятельности, которые позволяют сформировать у обучающихся те знания, умения и навыки, которые дают возможность решать жизненные задачи.

При использовании методов проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и биологии автор формирует, прежде всего, естественно-научную грамотность обучающихся, вырабатывает необходимый у школьников опыт мыслить нестандартно.

По мнению Пентина А.Ю., естественно-научный грамотный человек должен обладать следующими компетенциями:

  1. понимание особенностей естественно-научного исследования;

  2. интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов;

  3. научное объяснение явлений [6].

Умения, формируемые естественно-научной грамотностью, и исследовательские умения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения представлены в таблице (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Умения ЕНГ

Исследовательские умения (ФГОС)

распознавать и формулировать цель данного исследования

выстраивать структуру исследования

предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

определять методы исследования

выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки

выдвигать гипотезы исследования

преобразовывать одну форму представления данных в другую

осуществлять поиск информации

выделять главное

кратко излагать мысли

применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

научно объяснять явления

анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

представлять результат своей работы

оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью


Из приведенных выше умений вытекают требования к заданиям по формированию естественно-научной грамотности. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше умений и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях [14].

Педагог апробировал различные методы обучения на уроках географии и биологии и отметил, что реализация проектной и исследовательской деятельности обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности всех обучающихся, не только «сильных» и любознательных, но и «слабых» и ленивых.

Автор опыта применяет проектно-исследовательскую технологию несколько лет. За это время сформировалась своя система работы. В процессе реализации проектной деятельности решаются следующие задачи:

– развитие познавательных способностей учащихся;

– повышение мотивации к обучению;

– совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;

– развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

– обучение школьников рефлексии;

– формирование умения публично выступать.

Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение, что весьма важно при формировании естественно-научной грамотности обучающихся.

По существующей типологии проектно-исследовательскую деятельность можно классифицировать по следующим параметрам [1]:

– по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

– по содержанию (экологические, физико-географические, социально-экономические, краеведческие, комплексные);

– по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

– по способу деятельности (информационные, творческие, практико-ориентированные, исследовательские).

Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделяем на несколько видов:

– на учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

– во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа в кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Свои уроки автор строит так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс.

Учебный диалог, как вид поискового метода, представляет собой систему вопросов поисковой направленности. Примерная схема диалога на уроках автора опыта выглядит следующим образом:

1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

В учебном исследовании, как и в научном, значимая роль отводится гипотезе. Выдвижению гипотезы можно научить с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Для этого необходимо пояснить, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы «Почему…», «Чем объяснить…», свидетельствующие о понимании самого главного в теме. Данные методы научного исследования очень эффективны и в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на муниципальный и региональный уровень.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы. Продолжительность создания проекта разная: от краткосрочных (за один урок) до более длительных (1-2 недели, но не более месяца).

Например, при изучении темы «Океаны» в 7 классе, автор прибегает к созданию краткосрочных проектов. Например, при проведении урока-путешествия, когда в течение одного урока дети оформляют проект «Круиз по крупнейшим островам мира». При проведении такого урока автор предлагает учащимся выдвинуть гипотезу о существовании в Мировом океане большого количества неизведанных нами островов. Для подтверждения выдвинутой гипотезы учащиеся формулируют цели и задачи путешествия, обсуждают основные этапы работы. Далее учащиеся работают с картой атласа, учебником, дополнительными источниками информации (прокладывают маршрут, измеряют расстояние по карте, определяют географические координаты, наносят на контурную карту крупные острова). Полученные результаты оформляют в виде буклета, листовки, информационного плаката. Применение проектного метода в таком ключе позволяет организовать урок, в котором главная роль отводится активной и самостоятельной познавательной деятельности учащихся [9].

Другой пример выполнения проектного задания связан с игровой формой: класс делится на группы и «отправляется в авиапутешествие» по Европе. Для данного путешествия необходима физическая карта полушарий, контурная карта, тетрадь (или отдельный лист), где оформляется «Дневник путешественника» (см. приложение № 2). Каждой группе предстоит пройти свой маршрут и ответить на обозначенные в нем вопросы. В 7 классе при изучении темы «Природные зоны Земли» возможно также применение приемов проектной и исследовательской деятельности. Работая в группах, изучая природные зоны, последовательно выполняя задания, систематизируя материал, учащиеся представляют полученные результаты на мини-конференции, что тоже является эффективным приемом по формированию естественно-научной грамотности (см. приложение №3). Но как показывает педагогический опыт, работа в группе при выполнении данного задания вызывает затруднение у некоторых обучающихся. Поэтому учитель предлагает таким детям ответить на вопросы самостоятельно и включиться в групповое обсуждение результатов работы.

В ходе данного проектного задания у обучающихся формируются умения: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса, выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

Наблюдая за ростом активности и познавательного интереса у обучающихся, автор опыта делает вывод о целесообразности проведения практических работ на уроках географии с помощью применения проектного метода. Они помогают детям изучать трудный к усвоению материал в непринужденной, игровой форме. Ученики сразу видят результат своей работы и у них появляется стимул для создания новых проектов.

Автор предлагает следующие приемы и методы для стимулирования творческой активности, мышления, развития логики ребят, без которой невозможно выходить на метод проектов.

  1. Креативные задания обеспечивают формирование у учеников креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое.

    1. Метод образного видения.

Например, гидра и медуза – кишечнополостные. Какие особенности их строения и жизнедеятельности вы бы взяли для создания фантастического существа? Какие особенности строения перепончатокрылых вы бы использовали в бионике?

    1. Метод сравнения.

Например, два живых организма: береза и собака. Выскажите версии, почему их нельзя назвать родственниками?

1.3. Метод гипотез.

Например, почему весной появляются почки на деревьях?

Найди возможную причину событий. Медведь зимой не заснул, а бродит по лесу?

1.4. Исследование.

Например, собери «досье» на какой-то объект или явление.

1.5. Метод конструирования понятий.

Например, составь памятку, алгоритм характеристики семейства, какого-то объекта и т.д. Такие задания предполагают создание учеником своего продукта: идеи, стиха, рекламы, рисунка, памятки, сочинения, эссе и т.д.

2. Проблемные задания. Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. После озвучивания задания требуется пауза («минута мысли»), когда в полной тишине каждый пытается найти свой ответ. Ученики ищут способ решения биологических задач без помощи учителя. Задачи содержат противоречия, требуют размышления, сравнения известного с неизвестным, нестандартного взгляда на хорошо знакомые факты и явления, выдвижения гипотез и их обоснования. Необходимо обязательно показать ребятам, что ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочку логических рассуждений, в которых каждое звено связано с предыдущим. Примером такого задания может быть поставленный в начале урока проблемный вопрос: «Почему птицы летают?» (приложение № 4).

3. Прием «Обрати вред в пользу». Это трудный, но в то же время занимательный прием. Он требует хороших учебных знаний и логического мышления. Этот прием автором используется реже. Таких заданий в копилке не так много. Детям необходимо отыскать в плохом хорошее. Например,

– В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо? А что хорошего?

– Бактерии, вирусы вызывают заболевания животных. Это плохо. А что хорошего?

4. Теоретические экспресс-исследования. Этот метод ориентирован на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Исследование можно проводить с самыми разными объектами и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез. Например, мини-исследование «Пингвин птица, а не летает. Почему?», «Хорошо ли жирафу с длиной шеей?»; коллаж «Домашние животные», «Животные зимой и летом», «Вокруг света с фотоаппаратом».

5. Проведение учебного эксперимента. Это лабораторные и практические работы, экскурсии по географии и биологии. При выполнении таких работ ученик получает субъективно новые знания, приобретает навыки наблюдения, оформления результатов своей работы, анализирует полученные данные, и делает выводы.

6. Нетрадиционные уроки – это все те импровизированные занятия, которые имеют нетрадиционную структуру урока. Например, в 7 классе дети активно принимают участие в суде «Класс Млекопитающие. Их незаслуженно обижают». Такие уроки иногда проходят и в форме дискуссий. Ребята исследуют не только учебную литературу по заданной теме, но и дополнительную.

7. Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев навыками теоретических экспресс-исследований и практической экспериментальной работы, обучающиеся достаточно успешно справляются с проектами. В процессе обучения учитываются индивидуальные возрастные особенности детей для целенаправленного формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся: четко и логично мыслить, работать с различными источниками информации, анализировать данные, оформлять свои мысли в письменном виде, представлять результаты своей деятельности. На всех этих этапах помощь и консультация учителя необходима.

Домашние задания исследовательского характера.

Обязательным условием формирования естественно-научной грамотности является наличие творческого домашнего задания. Для успешного усвоения учебного материала по географии и биологии и проявления своих творческих способностей автор предлагает школьникам домашнее задание исследовательского характера (мини-исследования).

В рамках домашних заданий по географии можно использовать следующие виды работ исследовательской деятельности учащихся: социокультурные практикумы по выявлению проблемных ситуаций окружающей среды (тема «Экологическая безопасность в России», география 8 класс), ведение дневников наблюдения за погодой (тема «Погода и климат», география 6 класс, тема «Зима и лето в нашей стране», география 8 класс), составление планов местности (обязательная практическая работа в 5 классе), интервьюирование местного населения («Как обеспечить экологическую безопасность в России», география 8 класс в рамках урока «Учимся с «Полярной звездой»).

При подготовке к урокам обучающимся предлагается также найти дополнительную информацию из периодической печати, официальных ресурсов сети Интернет. Эта информация используется в дальнейшем для сопоставления с текстом заданного параграфа на уроке. Также обучающиеся приводят интересные жизненные примеры и могут блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Автор опыта считает наиболее эффективными следующие возможные варианты конечного продукта исследовательской работы:

– мультимедийная презентация «Путешественники и исследователи России» (география, 8 класс);

– сочинение-эссе «Моё путешествие по Транссибирской магистрали
(география, 9 класс);

– словарь географических и биологических терминов (география, биология);

– фотоальбом «Путешествие по родному краю» (география, 8 класс);

– письменный отчёт (в рамках урока биологии «Экскурсия «Птицы парка», 7 класс);

– серия иллюстраций «Природа Байкала» (география, 8 класс);

– мультимедийная публикация «Природные зоны Африки» (география, 7 класс);

– дневник-путешествие «Пролетая над Южной Америкой» (география, 7 класс);

– отчет исследовательской экспедиции по Амазонии (география,
7 класс).

По продолжительности исследовательских работ автор использует:

– мини-работы, рассчитанные на один урок;

– краткосрочные – при изучении одной темы в течение нескольких уроков;

– недельные;

– среднесрочные – продолжительность в одну четверть;

– долгосрочные – выполняются в течение всего учебного года.

В 7 классах на уроках автор включает задания, направленные на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Например, дети описывают рельеф, географические объекты, классифицируют и сравнивают их между собой.

В 8-9 классах автор опыта проводит специальные занятия по формированию и закреплению проектно-исследовательских умений и навыков у обучающихся. При выполнении индивидуального итогового проекта в 9 классе учащиеся работают над проблемой, идеей, темой, целью проектов, осуществляют сбор информации, по результатам которых выпускниками осуществляется защита (презентация) проекта.

Сформированные навыки проектной и исследовательской деятельности обучающиеся демонстрируют:

– на выступлениях перед своими одноклассниками, учащимися других классов, заинтересованных данной темой;

– на выставке достижений, которая проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме;

– на конференциях, где ученики представляют краткий доклад исследовательской / проектной работы и отвечают на вопросы аудитории;

– на конкурсах научно-исследовательских работ, при подготовке к олимпиадам.

Отдавая предпочтение проектной и исследовательской деятельности, автор опыта отмечает эффективность и положительную динамику в формировании функциональной, в частности, естественно-научной грамотности обучающихся [15].

РАЗДЕЛ III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Критерием результативности опыта является уровень сформированности естественно-научной грамотности у обучающихся.

На заключительном этапе работы над опытом у обучающихся 9 класса была проведена контрольная работа, состоящая из заданий для 9 класса, взятых из открытого банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7-9 классов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (Вариант 8).

Задания в банке относятся к трем уровням сложности:

1) низкий уровень – задания рассчитаны на распознавание фактов, терминов, принципов или понятий, нахождение информации на графике, диаграмме, схеме или в таблице и т.п. и требуют, как правило, выполнения одношаговой процедуры.

2) средний уровень – задания предполагают применение и использование знаний для описания или объяснения явлений и процессов, выбора методологических приемов, планирование процедуры из двух и более шагов, формулирование простых выводов или интерпретацию данных, представленных в различных графических формах.

3) высокий уровень – задания рассчитаны на интеграцию знаний из различных областей естествознания, анализ нескольких источников информации, обобщение и оценку аргументов, формулировку выводов на базе интеграции нескольких источников [4].

При оценке уровня сформированности естественно-научной грамотности обучающихся выделяют 4 уровня: недостаточный, базовый, повышенный, высокий [4].

Результаты диагностики уровня сформированности естественно-научной грамотности показывают положительную динамику: в 9 классе на 2022-2023 учебный год отсутствуют дети с недостаточным уровнем освоения естественно-научной грамотности, базовый уровень повысился на 8%, а высокий на 17% (см. таблицу 2).

Таблица 2

Результаты диагностики уровня сформированности

естественнонаучной грамотности


п.п.

Учебный

год

Класс

Недостаточный уровень

Базовый

уровень

Повышен

ный

уровень

Высокий уровень

1.

2020-2021

7

8%

65%

19%

8%

2.

2021-2022

8

5%

71%

12%

12%

3.

2022-2023

9

0%

73%

2%

25%


Положительная динамика результатов участия в конкурсах проектных и исследовательских работ различного уровня позволяют сделать вывод о сформированности естественно-научной грамотности у учащихся (см. таблицу 3).


Таблица 3


Результаты проектной и исследовательской деятельности обучающихся

в 2020-2023 учебных годах



п.п.

Учебный

год

Результат участия в конкурсах

1.

2020-2021

1 призер городского конкурса научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку»

2.

2021-2022

1 призер регионального этапа Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»

3.

2021-2022

4 призера регионального конкурса исследовательских и проектных работ школьников и дошкольников «Шуховский фестиваль».

4.

2022-2023

2 призера всероссийского конкурса «Исследовательские работы»


Таким образом, на основании результатов диагностики можно сделать вывод об эффективности применения методов проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и биологии, с помощью которых возможно сформировать естественно-научную грамотность на базовом (у «слабых» и ленивых учеников), высоком и повышенном уровнях (у более «сильных» и любознательных учеников).



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


      1. Зюлин В.В., Кортунова Т.А. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов // Среднее профессиональное образование. - 2010.- № 9.- С. 39-41.

      2. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2020. - № 4. – С. 56-63.

      3. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Начальная школа: плюс–минус. - 1999. - № 10. - С. 43–47.

      4. Методические рекомендации по использованию в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки
        естественнонаучной грамотности [Электронный ресурс]. – URL: https://doc.fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti/metodicheskiye-rekomendatsii.pdf (дата доступа: 04.05.2023).

      5. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы). [Электронный ресурс]. – URL: https://fipi.ru/ (дата доступа: 04.05.2023).

      6. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т.1. - № 64 (61). - С. 80-97.

      7. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101).

      8. Развитие естественно-научной грамотности на основе предметного и межпредметного содержания / Авт.-сост. С.Е. Мансурова, Е.Е. Камзеева, С.В. Иванеско и др. [Электронный ресурс]. – URL: https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2022/03/estestvennonauchnaya-gramotnost.pdf (дата доступа: 04.05.2023).

      9. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. - 2003. - №2. - С.76-86.

      10. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003 – 204 с.

      11. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

      12. Указ Президента Российской Федерации 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

      13. Уткина Т.В. Функциональная грамотность: современный контекст // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2020. -№ 5 (74). - С. 4-11.

      14. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата доступа: 04.05.2023).

      15. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов: учебно-методическое пособие / И.С. Бегашева, Н.И. Васильева, Е.Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – 80 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1 – Описание структуры и содержания банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся.

Приложение № 2 – Дневник путешественника.

Приложение № 3 – Технологическая карта урока географии по теме «Природные зоны Земли».

Приложение № 4 – Технологическая карта урока биологии по теме «Класс Птицы. Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц».



Приложение № 1

Описание структуры и содержания банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся

Задания, представленные в банке ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru), направлены на оценку трех компетентностей, характеризующих естественнонаучную грамотность. Перечень компетенций одинаков для обучающихся 7, 8 и 9 классов, поскольку предполагается их формирование в процессе обучения по всем предметам естественнонаучного цикла и во всех указанных параллелях. Динамика формирования компетенций осуществляется за счет усложнения используемого содержания, постепенного перехода от эмпирического к теоретическому подходу в обучении.

Для каждой компетенции имеется перечень познавательных действий, которые в совокупности характеризуют данную компетенцию. Как правило, конкретное задание направлено на оценку одного из познавательных действий для данной компетенции. Ниже представлен перечень компетенций и познавательных действий, использующихся для описания заданий банка по оценки естественнонаучной грамотности.

Научное объяснение явлений

Применить естественнонаучные знания для анализа ситуации/проблемы.

Выбрать модель, лежащую в основе объяснения.

Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы.

Создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей.

Выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор.

Сделать прогноз на основании предложенного объяснения процесса.

Привести примеры возможного применения естественнонаучного знания для общества.

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Различать вопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук.

Распознавать гипотезу (предположение), на проверку которой направлено данное исследование.

Оценить предложенный способ проведения исследования/план исследования.

Интерпретировать результаты исследований/находить информацию в данных, подтверждающую выводы.

Сделать выводы по предложенным результатам исследования.

Оценить способ, которые используются для обеспечения надёжности данных и достоверности объяснений.

Предложить способ увеличения точности получаемых в исследовании данных.

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Определять недостающую информацию для решения проблемы

Распознавать предположения (допущения), аргументы и описания в научно-популярных текстах

Находить необходимые данные в источниках информации, представленной в различной форме (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты).

Преобразовать информацию из одной формы представления данных в другую.

Интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Оценивать достоверность научных аргументов и доказательства из различных источников

Важнейшей характеристикой заданий банка является использование контекста реальных жизненных ситуаций, доступных для понимания обучающимися 7-9 классов. Кроме контекстов выделяют и ситуации. Каждый блок контекстов может рассматриваться в одной или нескольких ситуациях: личностная, национальная и глобальная.

Для каждого класса представлены только задания, базирующиеся на изучаемых в данном классе предметных темах. Среди областей содержания для оценки естественнонаучной грамотности представлен единый для 7-9 классов блок «Знание процедур», в котором выделены знание о различных методах научного познания (наблюдение, измерение, опыт, моделирование, гипотеза) и приемы проведения исследований и обработки данных (выбор оборудования, способы увеличения точности измерений и т.д.).

Пример задания для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности в 9 классе [4]:

Маршрут

Страны, через которые пролегает маршрут

Природные

зоны

Рельеф

Климат

Внутренние

воды

Растительный

мир

Животный

мир

Занятия

населения

Исландия-Пиренейский полуостров









Лиссабон-Мадрид


















Приложение № 2

Дневник путешественника



Приложение № 3


Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Природные зоны Земли»


Тема

Природные зоны Земли

Планируемые результаты

Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности; проявление интереса к новому материалу, стремление к познанию нового, осознание ценности географических знаний, как важнейших компонентов научной картины мира и уникальности своей малой Родины, ее места в общей картине мира.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умеют работать с текстом, вести самостоятельный поиск информации, анализировать информацию и выделять главное, сравнивать и выявлять взаимосвязи;
Коммуникативные УУД: высказывают суждения по проблемам, находят общее решение, подтверждают их фактами; владеют элементарными практическими умениями работы с учебником при исследовании;
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Предметные: научиться объяснять основные понятия по теме, определять причины широтной зональности и высотной поясности, характеризовать природные зоны по плану, показывать по карте.

Межпредметные связи

Биология, экология

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная работа, работа в группах

Основные понятия

Природная зона, широтная зональность, высотная поясность, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, широколиственные и смешенные леса, тайга, тундра, арктическая и антарктическая пустыни.

Цель темы


  • Способствовать формированию представлений о факторах распространения организмов и основных причинах особенностей природы в разных регионах Земли.

  • Научить объяснять связь между природными компонентами на определённых территориях.

  • Умение объяснять причины широтной зональности и высотной поясности.

  • Освоить значения основных понятий.

Ресурсы:


  • Слайды, картины с изображением природы разных территорий Земли, рабочие тетради, схемы.

  • Карта природных зон мира.

Учебник: География 7 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина, "Полярная звезда", "Просвещение",2022.




Технология проведения


Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Задания исследовательского характера каждого этапа урока


Диагностирующие задания каждого этапа


I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся. Подготовка к началу учебной деятельности.


1.Приветствие учащихся

2.Проверка готовности к уроку

3.Отметка посещаемости

Приветствие учителя, Готовность к уроку

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.



I этап. Организационный момент.

-Проверьте, все ли необходимые принадлежности к уроку у вас есть?- От чего зависит наша работоспособность?

Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь учителя на уроке)

Личностные УУД (формировать положительное отношение к уроку;

следовать в поведении моральным и этическим требованиям)

II этап. Актуализация знаний.

Цель – Подготовка учащихся к усвоению знаний.

Организует учащихся на выполнение задания на соответствие с целью актуализации знаний

Высказывают свои предположения.

Пытаются самостоятельно выполнить задание на соответствие

Фронтальная беседа

Прием «Установите соответствие»:


    1. Многолетний режим погоды, характерный для данной территории

    2. Совокупность неровностей земной поверхности

    3. Верхний плодородный слой Земли

    4. Представители флоры

    5. Представители фауны

А Климат

Б Рельеф

В Почва

Г Растения

Д Животные


II этап. Актуализация знаний.


Познавательные УУД:

формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

III этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: – Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока и учебной задачи.


Организует внимание детей, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.


Анализируют рисунки делают выводы. Высказывают свои предположения.

Пытаются самостоятельно уточнить тематические рамки.

Формулируют тему и цель урока.

Фронтальная беседа


-Ребята на ваших столах картинки различных уголков Земли.

-Ответьте, есть ли отличие между ними и природой нашего края.

- Отгадайте загадку:

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то погода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то сосны и ели

Растут, касаясь небес,

Где-то пальмы, лианы,

Густой тропический лес.

Про что эта загадка?


-Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь на уроке?


-Сформулируйте тему и цель урока.

III этап. Самоопределение к деятельности.

Познавательные УУД:

формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности.

IV этап. Работа по теме урока.

Цель - формировать понятия о природных зонах Земли, узнать, какие бывают природные зоны, как они размещаются на нашей планете.

Организует работу с картой



Организует поиск информации в тексте учебника и в картах атласа








Организует деление класса на группы, объясняет задания для каждой группы, нацеливает на самостоятельную работу. Организует контроль.


Устные ответы




Ищут ответы на вопросы учителя в тексте учебника. А также используя карту природных зон в атласе






Выполняют задания в группах



























Представляют свои исследования природных зон классу

Работа с картой

- Дайте название карты на доске?

- Какую информацию из карты можно узнать?

Работа с текстом учебника и атласом

- Что такое природная зона? (стр 80-81учебника)

- Чем обусловлено образование природных зон на суше? (соотношением тепла и влаги).

- Названия природные зоны получили по характеру растительности, перечислите их.

- Как называются природные зоны в океане (природные пояса)?

- Чем они различаются? (водными массами и органическим миром)

Прием «Исследуй».

Работа в группах с рисунками в учебнике и картами атласа:

Класс делится на группы:

А сейчас мы с вами совершим воображаемое путешествие по природным зонам Земли. У вас на столах лежат путевые листы. Путешествуя по природным зонам, вы должны используя текст учебника, карты атласа составить её краткую характеристику.

Какие карты нам понадобятся?

  1. Практическая работа

«Описание природных зон Земли»

В каких природных зонах находится территория нашей области?

1 группа Арктические пустыни, тундра, лесотундра

2 группа Тайга

3 группа Смешанные и широколиственные леса

4 группа Лесостепи и степи

5 группа Полупустыни, пустыни, саванны и редколесья

6 группа Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники, постоянно влажные леса тропического и субтропического поясов

7 группа Постоянно влажные экваториальные леса, области высотной поясности

Во время путешествия по природным зонам Земли, каждая группа должна заполнить Дневник путешественника:

Название природной зоны

Климатический пояс

Географическое положение

Почвы

Флора

Фауна







Вывод:

Прием «Мини-конференция»

  1. Представьте результаты проведенных вами исследований своим одноклассникам. Каждая группа должна сделать свой вывод по каждому исследованию.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные

УУД: анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты.

Личностные УУД: формировать осознание ответственности за общее дело.










V. Физкультминутка.

Цель - организовать активный отдых

Организует активный отдых учащихся

Выполняют предложенное учителем задание

Прием «Передай мяч»

Учащиеся встают и передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: растения и животные изучаемых природных зон.


VI этап. Закрепление изученного.


Цель – научиться различать природные зоны по их описанию, выделять плюсы и минусы для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Организует работу учащихся по закреплению изученного материала

Приклеивают картинки с изображением природных зон на ватман с заранее обозначенными географическими координатами. Осуществляют взаимопроверку своей деятельности.




Выделяют плюсы и минусы для жизни и хозяйственной деятельности населения

Из предложенных фотографий составьте схему природных зон Земли, учитывая географическое положение, почвы, растительный и животный мир природных зон. Картинки наклейте так, чтобы они соответствовали географическим координатам. Полученный плакат поместите на доску.

Фронтальная беседа:

По каждой природной зоне выделите плюсы и минусы жизни и хозяйственной деятельности населения.


IV этап. Закрепление изученного.

Работа с учебником и атласом, с наглядным материалом (цветные картинки с изображением природных зон Земли)

(самостоятельная работа)

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента

Личностные УУД:

следование в деятельности нормам эстетики.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки за урок.

- Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: Игра «Я знаю…»

Я запомнил… Я смог…

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

Оцените свои достижения на уроке.


VIII.Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание

Записывают в дневники домашнее задание

Используя текст §21, карты атласа, а также знания, полученные на уроке, составить рассказ «Один день в одной из природных зон»(на выбор)

Приложение № 4


Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме «Класс Птицы. Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц»


Тема

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся должны знать: особенности строения птиц, их многообразие, среду обитания, происхождение птиц, экологические особенности, отличать птиц.

Метапредметные: сравнивать и сопоставлять птиц, обобщать и выявлять признаки сходства и различия Птиц с Пресмыкающимися, работать с дополнительными источниками информации.

Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, самостоятельность, осуществлять духовно-нравственное развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе.

Межпредметные связи

География, экология

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Основные понятия

Контурные перья, маховые перья, рулевые перья.

Цель темы


Дать общую характеристику птиц; изучить внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Ресурсы:


  • Слайды, картины с изображением природы разных территорий Земли, рабочие тетради, схемы.

Учебник: Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, B.C. Кучменко. — 5-е изд., перераб. — М.; Вентана-Граф 2016. — 288 с.


Технология проведения


Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Задания исследовательского характера каждого этапа урока


Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся. Подготовка к началу учебной деятельности.


1.Приветствие учащихся

2.Проверка готовности к уроку

3.Отметка посещаемости

Приветствие учителя, Готовность к уроку

«Внимание! Внимание!

Приближается дружок,

Время общих приключений-

Наш занимательный урок!

В мир радости и увлечений

Я приглашаю, дети Вас.

Наш увлекательный урок

Начинаем мы сейчас!


-Проверьте, все ли необходимые принадлежности к уроку у вас есть?- От чего зависит наша работоспособность?

I этап. Организационный момент.

Личностные УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

II этап. Актуализация знаний.

Цель – Подготовка учащихся к усвоению знаний.

Организует учащихся на выполнение задания с целью актуализации знаний

Высказывают свои предположения.

Пытаются самостоятельно отгадать загадки

Фронтальная беседа


Прием «Отгадай»:


На доске прикреплены картинки с изображением птиц:

- Ребята, отгадайте загадки. Подсказки вы сможете найти на доске:

1.Чёрный жилет, красный берет

Нос, как топор, хвост, как упор (дятел).


2.Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый

Он летает на охоту

За лягушками в болото (аист).


3. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих крыла

У хозяина ……(орел)

II этап. Актуализация знаний.


Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

III этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: – Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока и учебной задачи.


Организует внимание детей, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.












Высказывают свои предположения.

Пытаются самостоятельно уточнить тематические рамки.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Фронтальная беседа


Прием «Создание проблемной ситуации»


Запись на доске «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота»

Конфуций


- Какую тему урока мы будем изучать сегодня?

Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц»


- Проблемный вопрос: Почему птицы летают?

- Гипотеза: Птицы имеют перьевой покров, обтекаемую форму тела и крылья.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть высказанное предположение, необходимо изучить соответствующую информацию.

- Какую цель поставим сегодня на уроке?


Цель: Узнать особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Какие задачи определим для достижения цели?

Задачи:

1.Познакомиться с общей характеристикой птиц, с их происхождением.

2.Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

3.Использовать полученную информацию для выполнения лабораторной работы.

III этап. Самоопределение к деятельности.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 Коммуникативные УУД: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД: целеполагание


IV этап. Работа по теме урока.

Цель –

Дать общую характеристику птиц; изучить внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Организует работу с картой



Организует поиск информации в тексте учебника.







Организует деление класса на группы, объясняет задания для каждой группы, нацеливает на самостоятельную работу. Организует контроль.


Устные ответы




Ищут ответы на вопросы учителя в тексте учебника.













Работают в парах















Подведение итогов работы в парах. Устные ответы учащихся





















Выполняют задания в группах





















































































































Представители от каждой группы-исследователей представляют полученные результаты, подводят итоги работы каждой группы, делают выводы

- Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований.

- Характеристику класса Птицы мы начнём, обозначив среду его обитания. Какую среду жизни освоили птицы?

Работа в парах

- Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на доске изображение археоптерикса. Используя изображение археоптерикса, а также дополнительную информацию учителя (на столах), докажите родство птиц с Пресмыкающимися, заполнив схему в тетради:

– это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал). 

К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти. У птиц выделяют ряд особенностей  строения, позволившие им подняться в небо.

- Используя текст учебника на с.195, дайте общую характеристику птиц.

Работа в группах

Прием «Исследуй»

Класс делится на группы. По результатам своей работы каждая группа заполняет журнал исследований.

1 группа Внешнее строение тела птицы

  1. Рассмотрите рис.151 на стр. 196 учебника, найдите основные отделы тела.

  2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на ее форму и размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Обратите внимание на расположение глаз. Где располагается слуховое углубление?

  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. Обратите внимание на расположение крыльев и ног.

  1. Сделайте вывод о том, какую форму тела имеет птица в связи с приспособленностью к полету.

2 группа Внешнее строение конечностей птицы

  1. Рассмотрите рис. 151на стр. 196 учебника и отметьте, чем представлены передние и задние конечности.

  2. Изучите внешнее строение нижних конечностей. Чем покрыты пальцы ног?

  3. Вспомните, у каких животных имеются такие же покровы тела.

  4. Сделайте вывод о приспособленности конечностей птицы к полету.

3 группа Перьевой покров птицы

  1. Рассмотрите на рис.151, стр. 196 учебника перьевой покров птицы.

  2. Отметьте названия разных видов перьев, расположенных на теле птицы.

  3. Укажите названия видов перьев, находящихся на крыльях и хвосте.

  4. Сделайте вывод о том, какие функции выполняют перья, находящиеся на крыльях и хвосте птицы.

4 группа Перьевой покров птицы

  1. Исследуйте набор перьев, используя также рис. 152 на с.196. Найдите контурное перо, изучите его строение и укажите его основные части.

  1. С помощью лупы рассмотрите опахало, найдите бородки первого и второго порядка

  1. Рассмотрите пуховое перо, изучите его строение.

У современных птиц есть два основных типа перьев — контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха. Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) — коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6).


  1. Сделайте вывод об особенностях внешнего строения контурного пера.

1 группа Отделы тела

Тело птиц имеет следующие отделы:

  • туловище;

  • голова;

  • шея;

  • конечности;

  • хвост.

Туловище птиц яйцевидное. Обтекаемая форма туловища – одно из основных приспособлений птиц к полёту во внешнем строении.

Голова небольшая, на ней расположены глаза, ноздри и ушные отверстия, которые спрятаны под перьями. Ушные раковины отсутствуют.

Зубов нет. Челюсти покрыты клювом, роговым образованием различной величины и формы. Форма клюва соответствует способу добычи и виду пищи.

Шея подвижная, различной длины, при полёте вытягивается, что также увеличивает обтекаемость.

2 группа Крылья

Передняя пара конечностей приспособлена к полёту и называется крыльями. В раскрытом виде крылья имеют форму буквы Z.

У крупных птиц крылья широкие, позволяют планировать и подниматься на восходящих потоках воздуха. У соколов – заострённые, для быстрого пикирующего полёта. У лесных птиц крылья всегда меньше, чем у сходных видов, обитающих на открытых пространствах.

Ноги

Ноги птиц служат для перемещения по земле, деревьям и другим поверхностям. Длина ног и их строение зависит от среды обитания. Например, у водоплавающих видов ноги снабжены перепонками для плавания. Бегающие виды птиц имеют особо сильные ноги.

При ходьбе птица опирается на пальцы. Пальцы противопоставлены, чтобы птица могла обхватывать ветви деревьев. 3 пальца расположены спереди и один сзади. На концах пальцев имеются когти.

Остальные кости стопы собраны в цевку, она смягчает посадку.

3 группа


Хвост

Хвост выполняет важные функции:

  • рулевую;

  • тормозящую;

  • является органом равновесия и балансировки.

Все перья можно разделить на две группы:

  • пуховые;

  • контурные.

Пуховые перья не имеют бородок второго порядка. Они подстилают контурные и сохраняют тепло.

Контурные перья образуют контур тела. Они также уменьшают потери тепла, а ещё:

  • образуют гребную лопасть крыла;

  • образуют рулевую плоскость хвоста;

  • защищают птицу от механических воздействий.

В зависимости от расположения контурные перья делят на:

  • маховые;

  • рулевые;

  • надхвостье;

Маховые и рулевые перья самые длинные. Маховые образуют лопасть крыла, рулевые расположены в хвосте.

4 группа


Перьевой покров

Перья являются производными кожи. Перо состоит из толстого полого стержня, на котором расположены тонкие стержни – бородки. От каждой бородки отходят бородки второго порядка, имеющие мелкие крючки. Все бородки сцепляются между собой, образуя эластичное опахало.

Птица способна изменять степень раскрытия перьев и изгиб крыла, что позволяет ей маневрировать и тормозить при полёте.

Для птиц характерна линька, или смена перьев. В году может быть не одна, а две и три линьки. Иногда линька связана с появлением брачного наряда птицы.

Некоторые птицы при линьке определённое время не могут летать и вынуждены скрываться в труднодоступных местах.

Коммуникативные УУД (участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

(анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты)











V. Физкультминутка.

Цель -

организовать активный отдых

Организует активный отдых учащихся


Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

Наконец, она садится

На корягу над водой.

Встали. Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!


VI этап. Закрепление изученного.


Цель – научиться выделять основные особенности птиц, связанные с полетом

Организует работу учащихся по закреплению изученного материала

Из предложенного перечня утверждений выделяют верные

Прием «Верно-неверно»

Выберите правильные утверждения

  1. Все птицы способны к полету.

  2. Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.

3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад.

4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.

5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.

7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.

8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.

9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.

10. Сердце у птиц четырехкамерное.

11. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.

IV этап. Закрепление изученного.

Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Учитель организует обсуждение результатов урока, подводит итоги урока, выставляет отметки за урок.

- Что нового узнали на уроке?

- Был ли материал урока полезным? Интересным? 

- Что больше всего понравилось (не понравилось)?

- Кто из ребят, по вашему мнению, был самым активным? Отвечал лучше всех?

В оставшееся время хочу предложить вам блеснуть своей эрудицией. Как известно, в пословицах и поговорках всегда есть второй, скрытый смысл, неявно указывающий на поведение людей в той или иной ситуации. Каков прямой и скрытый смысл в пословицах:

Закончить урок я хотела бы следующим: многокрасочный и разноголосый мир пернатых не знает государственных границ. Он является достоянием всех жителей планеты, и наш долг состоит в том, чтобы сохранить его для своих будущих поколений. Наш урок закончен, спасибо за внимание…

1) Прямой смысл первой пословицы говорит о том, что птицы в течение всей жизни линяют. Их перья обновляются. Скрытый смысл в том, что человек не должен быть рабом стереотипов. Для каждой проблемной ситуации существует масса вариантов её решения, и, человек должен уметь выбирать наиболее подходящий стиль общения и действия. Там, где хорош один способ, другой совершенно не годится. Человек должен уметь правильно оценить ситуацию и действовать наиболее разумно.

2) Прямой смысл. Журавль питается лягушками и рыбой, поэтому всегда держится вблизи воды. Перелетая, он находит новые места обитания.

Скрытый смысл. Умный человек, каких бы высот в профессиональной и социальной деятельности не достиг, никогда не забывает своё происхождение, свои корни и Родину.

3) Прямой смысл: птицы привлекают к себе внимание разноцветным нарядом оперения.

Скрытый смысл: человеку для этого необходима незаурядность ума, умение находить в общении общий язык с людьми разных сословий, высокие профессиональные и социальные качества. Недаром говорят «Встречают по одёжке, провожают по уму».

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

Оцените свои достижения на уроке.



VIII.Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание

Записывают в дневники домашнее задание

Используя текст §43, знания, полученные на уроке, а также дополнительные источники информации, выполните проект «Птицы нашего края», по итогу выполнения проекта должен быть продукт: презентация, буклет, кроссворд и т.д. (на выбор)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Актуальный педагогический опыт

Автор: Смирнова Юлия Александровна

Дата: 17.12.2023

Номер свидетельства: 642521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(299) "Актуальный педагогический опыт "Испльзование интерактивных методов обучения английскому языку как средство формирования лингвистической компетенции учащихся" "
    ["seo_title"] => string(183) "aktual-nyi-piedaghoghichieskii-opyt-ispl-zovaniie-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-anghliiskomu-iazyku-kak-sriedstvo-formirovaniia-linghvistichieskoi-kompietientsii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "220660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434731444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Коучинг - сессия "Обобщение педагогического опыта и роль руководителя лидера в управлении УВР""
    ["seo_title"] => string(108) "kouchingh-siessiia-obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-i-rol-rukovoditielia-lidiera-v-upravlienii-uvr"
    ["file_id"] => string(6) "263652"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449582285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Обобщение педагогического опыта Аксеновой В.П. по теме: «Применение игровых технологий на уроках обществознания в 5-7 классах»"
    ["seo_title"] => string(134) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaaksienovoivppotiemieprimienieniieighrovykhtiekhnologhiinaurokakhobshchiestvoznaniiav57klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "302881"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457340516"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Доклад на тему: «Анализ педагогической деятельности по развитию самостоятельности и ответственности  обучающихся» "
    ["seo_title"] => string(130) "doklad-na-tiemu-analiz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-po-razvitiiu-samostoiatiel-nosti-i-otvietstviennosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "193033"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427555609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Передовой педагогический опыт воспитателя"
    ["seo_title"] => string(43) "peredovoi_pedagogicheskii_opyt_vospitatelia"
    ["file_id"] => string(6) "507812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1555761817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства