Доклад на тему: «Анализ педагогической деятельности по развитию самостоятельности и ответственности обучающихся»
Доклад на тему: «Анализ педагогической деятельности по развитию самостоятельности и ответственности обучающихся»
Доклад на тему:
«Анализ педагогической деятельности по развитию самостоятельности и ответственности обучающихся»
В данной публикации автор обобщает свой педагогический опыт по теме самообразования "Воспитание потребности и умений в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, сознательное применение их в жизни". Раскрывает основные противоречия, сложившиеся в системе отечественного физического воспитания, актуальность проблемы развития самостоятельности. Автор статьи описывает систему своей работы по данной теме на различных этапах обучения, доказывает ее эффективность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Анализ педагогической деятельности по развитию самостоятельности и ответственности обучающихся» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодского муниципального района
"Первомайская средняя школа"
п. Уткино, Вологодский район, Вологодская область.
Доклад на тему:
«Анализ педагогической деятельности по развитию самостоятельности и ответственности обучающихся»
Автор: Тельтевской Олег Борисович
учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности
2013 год
План обобщения опыта:
1. Введение. 3-6 стр.
1.1. Основные противоречия, сложившиеся 3-5 стр.
в системе физического воспитания.
1.2. Актуальность проблемы развития самостоятельности 6 стр.
и ответственности обучающихся.
1.3. Цель и задачи обобщения педагогического опыта. 6 стр.
2. Теоретическое обоснование процесса развития самостоятельности и 7-18 стр. ответственности.
2.1. Понятие самостоятельности и ответственности. 7-11 стр.
2.2. Учет возрастных особенностей в развитии 11-14 стр.
самостоятельности и ответственности.
2.3. Основные условия развития самостоятельности. 15-18 стр.
3. Описание системы развития самостоятельности. 18-25 стр.
3.1. В начальном звене. 18-19 стр.
3.2. В среднем звене. 19-22 стр.
3.3. В старших классах. 23-24 стр.
3.4. Трудоемкость и новизна представленного опыта. 25 стр.
4. Результативность целенаправленной работы. 25-27 стр.
5. Список использованной литературы. 28 стр.
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые научившись
копировать, умели сделать самостоятельное
приложение этих сведений» (Л.Н. Толстой)
1.1. Основные противоречия, сложившиеся в системе физического воспитания.
Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь таких понятий, как «здоровье» и «образ жизни». Согласно исследованиям, состояние здоровья человека на 8% зависит от окружающей среды, на 8% от медицины, на 15% от наследственности, и на 70% от образа жизни. Статистика неумолима: высокий уровень заболеваемости, высокий уровень вредных привычек, низкий уровень сознательного отношения к ценностям и компонентам ЗОЖ. Следование нормам здорового образа жизни порой не только не приемлемо, но даже иногда вызывает насмешку среди наших соотечественников-обывателей. Все выше изложенное действительно проблема не только отдельно взятого гражданина, но и всего общества, государства вместе со всеми соответствующими институтами. Реальность такова, что подавляющее большинство населения России к физической культуре и своему здоровью относится пассивно.
Первое противоречие состоит в том, что 98% школьников признают необходимость в специально организованных занятиях, но самостоятельно занимаются лишь 14%. Действительно в нашей стране физическая культура (не о спорте речь, так как эти понятия совершенно разные) еще не стала жизненной потребностью широких масс населения.
Второе противоречие лежит в мотивационной сфере. К сожалению, большинство школьников проявляют негативное отношение к физической культуре, так как у них преобладает принудительный мотив. У учителя физической культуры есть два пути: заставить или заинтересовать. Заставить – значит привить стойкую нелюбовь к урокам ФК. Заинтересовать – значит воспитывать осознанное положительное отношение к ФК. Отсюда на первый план выходит необходимость сконцентрировать усилия на формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни через осознанную необходимость заботиться о своем здоровье.
Значит, смысл образования по предмету физическая культура в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблему сохранения и укрепления здоровья. А смысл организации образовательного процесса в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных задач, составляющих содержание образования.
Область физической культуры имеет множество различных компонентов. Два из них наиболее значимы: физическое воспитание (как процесс передачи опыта) и так называемая массовая физическая культура (самостоятельные или организованные занятия всеми слоями населения, но только не спорт в понимании достижения результата как отдельное явление в жизни общества). Понятно, что массовая физическая культура является естественным продолжением физического воспитания. Но как раз на стадии перехода складывается третье противоречие. В нашей стране сложилась грандиозная, мощная, достаточно стабильная система физического воспитания (ни одна страна мира не может похвастаться столь развернутой и научно обоснованной системой) и с другой стороны – массовая физическая культура. Молодой человек, закончив последнее учебное заведение, облегченно вздыхает, выходя во взрослую жизнь, радуясь тому, что никто его больше не заставит бегать, прыгать и выполнять бессмысленные, по его мнению, телодвижения. Отсюда и скудная, недоразвитая в нашей стране массовая физическая культура.
Противоречие между теоретическими знаниями и навыками самостоятельного их применения также имеет место. Скорее всего, оно состоит в дисгармонии и разобщенности этих сфер. Что интересно, знаний в сфере физической культуры из расчета на среднестатистического жителя у нашего соотечественника больше, чем у европейца, а вот привычка заниматься физической культурой и вести здоровый образ жизни почему-то сформирована у меньшинства. Программы последних лет нацелены на расширение объема теоретического материала по предмету «Физическая культура». Это прекрасно, но когда и как это реализовать? Дело доходит даже до высказываний о переводе предмета в разряд теоретических, что само по себе абсурдно. В 2009 году требования к экзамену в 9 классе возросли до 75 достаточно объемных вопросов при отсутствии практической части. Тогда как в той же Германии экзамен по физической культуре обязателен для всех и включает в себя 3 традиционных вида, не изменявшихся на протяжении сотни лет: бег, прыжок, метание. Мудро, так как эти виды являются самыми естественными формами двигательной активности человека.
Между прочим, к развитию самостоятельности в нашей стране и странах западной Европы несколько разный подход. Ведущие педагоги нашей страны стараются вложить смысл в каждое проделанное движение (вспомним высказывание П. Ф. Лесгафта «Движение должно быть озарено мыслью»), тогда как изученный мною опыт ведущих европейских стран показывает, что ставка делается на другое. Надо учитывать менталитет европейских народов: высокая дисциплинированность, пунктуальность, традиционализм и другие ценные качества. Учитель физической культуры в западной Европе может за урок вообще не произнести ни слова. Дети работают, особенно в начальных классах, четко и организованно, часто даже под бубен. Но огромное внимание уделяется самостоятельным, подчас инстинктивным занятиям. Естественная потребность в движении перерастает в привычку. Хотя и присутствует некоторая бездумность выполнения упражнений («Потому что все это делают», «Потому что так надо», «Потому что так делали мои мама, папа, бабушка, дедушка»), система дает положительные отсроченные результаты. Большим плюсом Европейской системы является потрясающая материальная база: беговые дорожки, спортивные площадки, бассейны готовы принять всех желающих, и в первую очередь детей. За счет этого удается воспитывать, поколение за поколением, здоровых граждан.
Итак, основная проблема состоит в недостаточной нацеленности физического воспитания на создание условий для перерастания учебного процесса в процесс долголетнего, систематического, осознанного физического самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья.
1.2. Актуальность проблемы развития самостоятельности.
Выход из сложившейся проблемы и назревших противоречий мне видится в изменении подхода к развитию самостоятельности и ответственности у обучающихся.
Концепции, подходы, стандарты, программы последних лет неизменно напоминают нам об актуальности развития этих качеств. Например, В.И.Лях, формулируя задачи физического воспитания, обращает на данную сферу особое внимание:
«- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
Высшим достижением учителя считал и считаю способность и желание наших учеников и выпускников заниматься самостоятельно, вкладывая в это понятие не только потребностный, но и научный смысл, основанный на глубоких знаниях и желании, способности распространить свой опыт.
Особенно актуально задача развития самостоятельности стоит в условиях сельской школы, потому что выбрать организованные занятия по избранному виду спорта зачастую не представляется возможным.
1.3. Цель и задачи обобщения педагогического опыта.
Цель: обобщение педагогического опыта по формированию системы развития самостоятельности и ответственности учащихся.
Задачи:
- изучить работы других авторов по данной проблеме;
- сформулировать условия развития самостоятельности и ответственности
- демонстрировать дифференцированный подход в развитии данных качеств
- анализируя систему, наметить пути и средства повышения ее эффективности
- доказать состоятельность и новизну опыта для научного и практического применения.
2.Теоретическое обоснование процесса развития самостоятельности и ответственности.
2.1. Понятие самостоятельности и ответственности.
Различные науки и авторы подходят к определению самостоятельности по-разному.
С физиологической точки зрения, проявление самостоятельности вполне естественный процесс в онтогенезе человека. «Становление самостоятельности (потребности быть самостоятельным) связано с отделением ребенка от матери, умением обходиться без ее поддержки и постоянного присутствия. Самостоятельность начинает формироваться примерно в годовалом возрасте». (Н.Кедрова. Журнал «Счастливые дети». Декабрь 2000г.) Действительно, ребенок испытывает подсознательную радость от ощущения того, что он сделал что-то без участия взрослых. Природа устроена так, что рано или поздно любое живое существо покидает свое гнездо, дом, семью и вступает в самостоятельную жизнь.
Согласно «Толковому словарю» Ушакова Д.Н., «самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, посторонней поддержки, способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность».
Психолог С. Ю. Головин определяет самостоятельность, как «обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение, самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли, причем, связь эта двусторонняя». А.А. Бестужев-Марлинский заметил: «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело».
С точки зрения педагогики, самостоятельность – это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решений, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев – и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у обучающихся идет вместе с развитием самосознания.
Самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Без ответственности она превращается в эгоизм и волюнтаризм. Поэтому, самостоятельность выражается через три основных компонента.
1. Активность: значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.
2. Целеустремленность: умение ставить ясные цели и задачи, планомерно и сосредоточенно действовать.
3. Ответственность: наличие чувства долга, совести и самоконтроля, умение делать выбор и принимать решения.
Самостоятельность также связана сосознанностью. Осознанность же выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, ее истоках и перспективах. Ответственная и осознанная самостоятельность невозможна без анализа (себя, других, ситуации) и рефлексии.
Этапы и уровни развития самостоятельности школьников
в учебной деятельности.
Формирование самостоятельности проходит ряд этапов, на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен.
1 ЭТАП: самостоятельность школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано одним учителем или совместно с учениками. Это низший уровень развития самостоятельности.
2 ЭТАП: самостоятельность проявляется как в исполнении, так и в самоконтроле за выполнением упражнения.
3 ЭТАП: к исполнению и самоконтролю присоединяется и возможность самому планировать свою деятельность.
4 ЭТАП: самостоятельность достигает высшего уровня развития и выражается уже в проявлении учениками творческой инициативы, т.е. в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки.
Излишняя опека учащихся, сковывание их инициативы отрицательно скажутся на развитии этого личностного качества. С другой стороны, самостоятельность учащихся не должна вступать в противоречие с руководящей ролью учителя: слишком большая уверенность учащихся в своих возможностях скажется на педагогическом процессе. Только сочетание самостоятельности учащихся в разумных пределах с контролем учителя может дать хорошие результаты.
Система формирования самостоятельности должна включать три основных компонента:
1. Формирование приемов самостоятельного выполнения двигательных действий.
2. Организация и обеспечение условий для проявления самостоятельности.
3. Стимулирование активности и творческой самостоятельности на уроке и во внеурочное время.
Для развития самостоятельности в процессе обучения учащиеся должны выступать полноправными субъектами учебной деятельности на всех трех ее этапах:
- планирования деятельности,
- ее осуществления,
- анализа, оценки и разработки программ коррекциии совершенствования.
В современной школе самостоятельность требуется (или допускается), как правило, только на втором этапе – осуществления работы. Если перевести положение дел на бытовой язык, то звучит это примерно так: «Делай то, что тебе говорят, не спрашивай, зачем и почему это надо и не задавай вопросов, почему твою работу оценили именно таким образом». Требовать от детей желания работать в таких условиях, по крайней мере, бессмысленно.
Важнейшей характеристикой самостоятельности является то, что в ней всегда реализуется внутренняя необходимость, побуждающая человека к определенной активности. Многие ученики не воспринимают требований учителя, только потому, что они для них являются внешней необходимостью, что значительно снижает уровень собственной самостоятельности.
Не следует стремиться предоставить самостоятельность всем детям, сразу и в одинаковой мере. Учителю необходимо разумно определить эту «меру». В этой связи хочется вспомнить одну из теорий менеджмента – теорию ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшарда. Для объяснения стилей руководства авторы разделили всех подчиненных на четыре группы в зависимости от их умения и желания работать:
1. люди, которые не умеют (не могут, не знают, не способны) и не хотят работать,
2. люди, которые не умеют, но хотят работать,
3. люди, которые умеют, но не хотят работать,
4. люди, которые умеют и хотят работать.
Очевидно, что и учащихся можно разделить на те же группы. Те, кто не умеет учиться, либо не знают как это делать, то есть не научены общеучебным навыкам, и тогда их можно научить учиться, либо не обладают соответствующими способностями и тогда по отношению к ним необходимо снизить планку требований. У тех детей, которые не хотят учиться, не развита внутренняя и плохо действует внешняя мотивация, следовательно, педагогу необходимо обращать внимание именно на эти аспекты.
П. Херси и К. Бланшард доказали, что по отношению к каждой из выделенных групп необходимо применять свой стиль руководства:
Первая группа – указывающий или директивный стиль – объяснить, показать и обязательно проверить. При этом задания должны даваться на короткий срок и результаты их выполнения должны быть измеряемы. Люди такого типа должны точно знать критерии оценки, размер поощрения за выполнение задания и санкции за невыполнение.
Вторая группа – убеждающий или поддерживающий стиль – объяснять, показывать, больше хвалить и развивать уверенность людей в том, что они способны научиться и справиться с работой.
Третья группа – участвующий стиль – привлекать людей к принятию решений, предоставлять им самостоятельность в планировании и осуществлении работы. Иногда говорят, что по отношению к людям этой группы («саботажникам») необходимо применять жесткий стиль – заставлять их работать. Это в корне неверно. Скорее всего, в эту группу попадают те, у кого в свое время «отбили руки», лишили их инициативы, не оценили по заслугам. Заставить их работать лучше невозможно, они найдут способ уклониться. Их можно только поддержать, дав им свободу и инициативу.
Четвертая группа – делегирующий стиль – не мешать людям этой группы работать, не вмешиваться по мелочам, предоставлять им максимальную свободу в работе, ее планировании и оценке. (П. Херси, К. Бланшард. «Современные теории мотивации») Думается данная теория дает ответ о «мере» самостоятельности, которую можно и нужно предоставлять конкретному ребенку. Ребенок, который не может и не умеет быть самостоятельным, сразу самостоятельным не станет. Его надо сначала научить рассуждать, принимать решения, планировать, отвечать за свои действия и показать положительные стороны этих процессов. Другого ребенка, готового к самостоятельности и ответственности, легко отучить от этого состояния мелочной опекой, контролем, ненужными подсказками и перевести его в группу протестующих, бойкотирующих и саботирующих учебу и школу.
2.2. Учет возрастных особенностей в развитии
самостоятельности и ответственности.
Ставя целью развитие самостоятельности, необходимо учитывать психофизиологические особенности каждого возраста и возрастную периодизацию в становлении данного качества. В данной работе я остановлюсь лишь на тех особенностях и признаках возраста, которые имеют непосредственное отношение к мотивационной сфере проявления самостоятельности и ответственности.
Возрастные особенности (в психологии) — качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека. Характеристика В. о. основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных этапах онтогенеза. Согласно концепции психологического возраста, выдвинутой Л.С. Выготским и развитой затем в отечественной психологии, к числу ключевых, определяющих В. о. развития в детстве, относятся не только специфические для каждой возрастной ступени психологические новообразования, т. е. изменения в сфере сознания, психических процессов, личности ребенка, но и социальная ситуация развития (совокупность взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми, социальными институтами, обществом в целом), а также типичные виды деятельности. Таким образом, В. о. образуют не просто механический набор многообразных свойств, а определенную сложную систему взаимосвязанных между собой качеств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики, а также особенности сферы общения и деятельности ребенка. Современная возрастная психология располагает достаточно развернутой картиной В. о. психического развития ребенка в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (отрочестве).
Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей. Младшим школьникам хочется быть «как взрослые», «как учитель».
Дети среднего школьного возраста постепенно утрачивают мотивы малышей, а новые установки еще не сформировались. Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Подросток должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Если учитель не объясняет причинно-следственные связи каждого упражнения, то вскоре он рискует услышать вопрос «зачем?» от своих учеников. В этом вопросе сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий. Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание. В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми. Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Подросткам хочется утвердиться в своей группе, попробовать себя в лидерских позициях.
В старшем школьном возрасте на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.Старшим школьникам хочется утвердить себя как личность (они спорят, доказывают свое мнение). На передний план выходит самоактуализация личности.
Приступая к работе над развитием самостоятельности нельзя забывать, что изменения мотивационной сферы, смена ценностных ориентировок происходят гетерохронно и этот процесс глубоко индивидуален.
2.3. Основные условия развития самостоятельности.
Основными условиями развития самостоятельности школьников считаю:
1. Демонстрация искреннего доверия. Доверие должно быть обоснованным. Бросить мяч на площадку и сказать: «Играйте, ребята, я вам доверяю» не есть доверие. В этом случае создается ситуация, когда учитель дает возможность учащимся проявить стихийную самостоятельность, которая не связана с выполнением норм и правил. Такой вид самостоятельности неизбежно ведет к негативным результатам, к ошибкам, которые убедительно доказывают школьнику ограниченность, неэффективность стихийных действий, не основанных на специальных знаниях и умениях. Формирование понимания ценности культуры самостоятельной деятельности в учебе является результатом тех успехов, которые достигнуты ребенком при умелом использовании норм и правил освоения конкретного школьного предмета. Доверие собирается по крупицам, от малого к большому. И ученик должен чувствовать этот постепенный рост. В доверии все имеет значение: формулировка, интонация, поза, жест, трудоемкость деятельности, даже взгляд, с которым вы эту деятельность предлагаете. Самостоятельность гибнет на корню, как только в установке звучат нотки наставничества.
2. Поэтапное формирование у обучающихся теоретических знаний. Кто-то верно заметил: «Импровизировать может лишь тот, кто знает роль назубок». Ученик на уроке должен чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнение, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Детям должен быть понятен смысл и практическое значение каждого упражнения. Немаловажно научить понимать закономерности построения и места упражнения, комплекса, урока в общей системе занятий
3. Личностно-ориентированный подход в обучении и применение соответствующих современных технологий. В процессе обучения должен преобладать проблемный и проблемно-поисковый подход.
4. Синхронное развитие обеих полушарий головного мозга. В младшем школьном возрасте нужно активно развивать предметно-образное мышление, что создает благоприятные предпосылки для развития творческого мышления.
5. Личная убежденность учителя в выборе средств и методов системы своей работы. Данное условие предполагает наличие внутренних девизов и установок учителя, которые не только можно, но и нужно озвучивать в качестве ярких фраз своим ученикам. Например: «Главная победа - это победа над собой!», «Во всем стремись дойти до сути!», «Движение должно быть озарено мыслью!», «Спортсменом можешь ты не быть, а вот здоровым быть обязан!».Многократное повторение подобных фраз позволяет настроить подсознание обучающихся на ту линию воспитания, которую вы стремитесь до них донести.
6. Создание ситуации успеха. Известно, что привлекательна лишь та деятельность, которая успешна. Необходимо создать такие условия, в которых каждый ребенок имел бы успех как результат определенных усилий.
7. Оценочная деятельность. Если самостоятельность, разумная инициатива, творчество поощряется и высоко оценивается (даже в баллах), то она становится ценностью для большинства учеников.
8. Продуманная система домашних заданий. О системе домашних заданий много говорят, но конкретной системы на программном уровне до сих пор не выработано, поэтому многие годы данный компонент остается прерогативой учителя. Главное, чтобы домашние задания были посильными, с конкретным, ощутимым результатом, тогда они будут способствовать развитию самостоятельности и не станут обычной формальностью. Упражнения комплексов домашнего задания должны быть несложными и не требующими страховки. Для развития самостоятельности рекомендуется широко использовать возможности школьных каникул.
9. Семейное воспитание. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультурой играет занимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители подают регулярный пример здорового образа жизни и привлекают детей к занятиям физической культурой с раннего детства.
10. Предоставление свободы выбора и свободы принятия решений. Излишняя опека обучающихся, сковывание их инициативы отрицательно сказываются на развитии самостоятельности. Иногда очень трудно, даже скрепя сердце, но стоит дать попробовать пройти своим путем. Хотя прекрасно понимаешь, что путь этот либо изначально неправильный, либо усеян терниями. С другой стороны самостоятельность учащихся не должна вступать в противоречие с ведущей ролью учителя. Самоуверенность учащихся в своих возможностях, как правило, не дает хороших результатов.
11. Создание материальных условий. Прежде всего, это стадионы, спортивные площадки и городки на открытом воздухе. Зимой немаловажное значение приобретает наличие постоянно действующих лыжных трасс, катков и горок. В разы увеличивается воспитательная функция подобных сооружений, если школьники и их родители сами принимают участие в их подготовке, сохранении и, даже, строительстве, проявляя инициативу и осознанно работая на будущее. Школьный спортзал – это тоже не музей, а достояние и право не только учеников, но и взрослого населения поселка. Создание же домашнего мини-спортзала и обеспечение ребенка одеждой и простейшим инвентарем для самостоятельных занятий должно стать заботой каждого родителя.
12. Овладение навыками самоконтроля. Самоконтроль – это систематическое, самостоятельное наблюдение школьника за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленностью. Важно объяснить значение самоконтроля при самостоятельных занятиях учащихся физическими упражнениями и родителям, заинтересовать их, привлечь к этому важному средству воспитания целеустремленности и трудолюбия, ответственного отношения к своему здоровью. Учет содержания нагрузки и режима дня, анализ динамики результатов и роста тренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут учащемуся оценить правильность режима занятий, своевременно устранить ошибки и убедиться в эффективности занятий и их благотворном влиянии на физическое развитие и состояние здоровья.
3. Описание системы развития самостоятельности.
3.1. Система развития самостоятельности в начальном звене.
С учетом возрастных особенностей и индивидуальных характеристик работу по развитию самостоятельности я начинаю в первом классе с таких мероприятий:
1. Подготовка и уход за личной спортивной одеждой. Для этого используются метод беседы, личного примера, консультации на родительских собраниях. Достаточно интересно проходит в 1 классе игра «Кто быстрее?» (оденется, завяжет шнурки, без посторонней помощи оденет лыжи). Задания подобного типа не только формируют навыки самостоятельного ухода за собой, но и облегчают работу учителя, высвобождают драгоценные минуты урока. Детям также предлагается рассказать, как они поступили с одеждой и обувью, в которой занимались на предыдущем уроке.
2. Домашние задания типа «Покажите дома, чему вы научились на уроке», «Научите младших братьев и сестер, а может и родителей тем способам деятельности, которыми вы опробовали на уроке», «Придумайте дома двигательную загадку (животное, профессия, вид спорта)». Уже на первых уроках дети проявляют искреннюю заинтересованность и завидное творчество. Дети не только отгадывают загадку, но и повторяют движения того, кто загадывал.
3. Запись своего объективного результата в различных локомоциях, в школьный дневник с вербальной или бальной оценкой;
4. Первоклассники по очереди на каждом для всего класса показывают и проводят по одному общеразвивающему упражнению (пока по принципу «любимое упражнение»), а затем, становясь старше, переходят постепенно к проведению комплекса УГГ и целенаправленных комплексов;
5. Задание «Придумай игру и проведи ее» вызывает интерес вплоть до средних классов. В 1 классе особого творчества не требую, но умение организовать своих сверстников и вовлечь их в игровую деятельность, уже нужны. Самое важное, что игровая деятельность идет от самого ребенка, а не насаждается учителем
6. Последовательная работа с первоклассниками и их родителями по созданию домашнего мини-спортзала ( мяч большой, мяч малый, скакалка, коврик, матрац для занятий акробатикой, специальная спортивная одежда и обувь (чешки, спортивные трусы, купальник, плавки, шапочка, кроссовки для легкой атлетики, для игровой деятельности, лыжная экипировка), лыжный инвентарь (как показатель физической культуры семьи, а затем и самого ребенка), велосипед, спортивный уголок или, хотя бы, перекладина). Обеспеченность личным лыжным инвентарем в моей школе растет из года в год и на сегодняшний момент составляет 82 %. Даже дети детского дома «заказывают» Деду Морозу не кукол и машинки, а лыжи. При такой ситуации почти каждый мой ученик имеет возможность заниматься самостоятельно в любое удобное для него время.
7. Активное использование преемственности поколений. Младшему школьнику свойственно копировать поведение старших. Поселок у нас небольшой и все на виду. Если они будут постоянно видеть на улице курящие компании, то не трудно предугадать их поведение в будущем. Я намеренно выношу тренировки лыжников, волейболистов, футболистов на видные места, чтобы они своим примером давали толчок к копированию их деятельности младшими школьниками. Зачастую можно наблюдать, как вслед за спортсменами пытается бежать кросс стайка малышей.
3.2. Система развития самостоятельности в среднем звене.
В среднем звене можно и нужно доверять проведение частей урока ученикам, поддерживая их потребности в данном возрасте. Причем как бы это казалось неудобным, привлекать к организаторским позициям детей, которым эти способности не даны от природы.
Мероприятия, которые я провожу:
1. Проведение комплекса упражнений с целевой направленностью (группы мышц, предстоящий вид деятельности, физическое качество и т.д.);
2. Самостоятельное объяснение значимости, практической направленности и техники упражнений.
3. Взаимная проверка и самопроверка. Во-первых, воспитывает честность и объективность, во-вторых, серьезно облегчает работу учителя и экономит время. Например, контрольное выполнение подтягивания в классе из 20 человек проходит за 5 минут.
4. Введение института взаимной оценки и самооценки с обязательным обоснованием ее эффективности.
5. Начинаю урок, как правило, с постановки проблемного вопроса, ответ на который учащиеся находят по ходу урока.
6. Постановка вопроса: «Какими способами можно усложнить это упражнение?» помогает никогда не останавливаться на достигнутом, и облегчает организацию дифференцированного подхода.
7. В 8-9 классах практикую самостоятельную подготовительную часть урока (обязательно с указанием целей и содержания основной части). Подростки полагаются на свои знания, учатся у сверстников, если знаний недостаточно, учатся прислушиваться к реакции своего организма.
8. Дифференцированное домашнее задание. Школа у нас небольшая, поэтому не составляет большого труда оценить учащегося по динамике результата.
9. Самостоятельное определение уровня развития физического качества, используя таблицы, сразу же после объявления результата теста.
10. Пропаганда занятий в системе дополнительного образования. Заниматься на селе в организованной секции, действительно, престижно. Многие приходят на тренировки спортивной группы ДЮСШ, чтобы позаниматься вместе с ними, понимая, что я (в силу специфических тренерских задач) не смогу уделить им должного внимания, но причастность к группе положительной направленности, удовлетворяет потребности подростка, свойственные для этого возраста.
11. Демонстрация современных образцов лыжного инвентаря и мотивация в их приобретении. Кстати, мои школьники очень неплохо разбираются во многих тонкостях рынка лыжной экипировки. Пример тому - открытый урок в 9 классе на тему «Лыжный магазин».
12. Раздел программы наиболее способствующий развитию самостоятельности -это гимнастика. Гимнастика сама по себе - дело сугубо индивидуальное. Поэтому, использую ее как широкий плацдарм для развертывания дифференцированной работы по воспитанию самостоятельности:
а). Раздельная подготовительная часть.
- Юноши самостоятельно выполняют разминку, исходя из общих принципов данной деятельности для конкретного вида. В 5-6 классах дозировка в содержании беговых и обще развивающих упражнений в движении, полосы препятствий еще задается соответствующей наглядностью (на стене спортзала размещены опорные карты с указанием упражнений и их дозировки). Впоследствии школьники ориентируются при выборе нагрузки по данным самоконотроля и своим индивидуальным особенностям. Далее следует круговая тренировка. В разделе «Дано» указаны только упражнения и способы их выполнения. Дозировку учащиеся должны подобрать самостоятельно, исходя из уровня индивидуальной физической подготовленности и состояния здоровья. Этот метод настолько широко практикуется в Европе, что некоторые авторы засомневались, а кто у кого его перенял? Европейские школы подают его как «ноу-хау», несмотря на то, что их кройс-треннинг – это наша круговая тренировка. Кстати, западные учителя редко следят за качеством выполнения упражнений. Мы же стараемся это делать постоянно.
- Девушки выполняют комплекс ритмической гимнастики (в 5-6 классе идет обучение основным движениям, а дальше - свобода творчества). Каждая ученица готовит и предлагает свой фрагмент комплекса на 32 счета. Круговую тренировку девушки выполняют самостоятельно. Мотивы выполнения: это под музыку, это красиво, это полезно. Обязательный практикум для девушек – подготовка и проведение комплекса с предметом в качестве домашнего задания. Выбор предмета остается за ученицей, но, правда, в рамках обеспеченности инвентарем. Традиционно ОРУ с мячом, со скакалкой, обручем, гимнастической палкой, гантелями. Я не против упражнений со стулом, газетой, книгой и другими нетрадиционными предметами.
б). Работа по отделениям на снарядах.
Учитель не может быть одновременно наставником в 3-4 отделениях, поэтому такая групповая работа и простор, и показатель уровня самостоятельности. Каждое отделение на каждом снаряде снабжено опорной карточкой, где есть и вербальное и графическое изображение содержания деятельности. Вопрос как решать, как стремиться к результату. Для этого в карточке существует блок подготовительных упражнений. Ну, а наглядная цель, выраженная всеми средствами (описание, рисунок, кинограмма, фотография, показ учителя) мотивируют на ее достижение.
13. Игры типа «Мои километры здоровья», различные рейтинги ОФП, участия в мероприятиях стимулируют мотивационную сферу подростков. Развернутая и отлаженная система внеклассной работы, школьная спартакиада также направлены, в основном, на этот возраст.
3.3. Система развития самостоятельности в старших классах.
Самоактуализация личности - есть вершина пирамиды (по Абрахаму Маслоу), поэтому вся система работы в старших классах направлена именно на этот компонент. Основные мероприятия:
1. Ежеурочная установка на будущее. Варианты установок:
- «Ты – будущий студент (студентка)»,
- «Ты – будущий воин – защитник Отечества»,
- «Ты – будущий отец семейства, ответственный за здоровье своих детей (создай все условия, подай пример, не пожалей средств)»,
- «Ты – будущая мама (какие средства физической культуры ты будешь применять, исполняя репродуктивную, а затем и воспитательную функции),
- «Ты - будущий здоровый и успешный член общества!»
2. Составление и апробация тренировочных программ на группе. Сначала фрагментов, а затем, более сложных вариантов.
3. Исследовательские методы. Приемлемы в рамках уроков-лабораторий, уроков-семинаров, уроков - опытных площадок.
4. Проявление самостоятельности при подготовке к итоговой аттестации по предмету, используя методические рекомендации и собственный опыт.
5. Активное привлечение старшеклассников к целеполаганию деятельности на каждом уроке.
6. Привлечение старшеклассников к проведению и судейству мероприятий и соревнований в среднем и младшем звене.
Воспитывая самостоятельность, нельзя забывать о воспитании ответственности. Без ответственности она превращается в эгоизм и волюнтаризм. С первого класса ученик выходит перед группой со своим маленьким проектом - упражнением и ответственность он чувствует не меньшую, чем учитель-мастер перед открытым уроком. Но вот как сформировать это чувство и закрепить его у каждого ученика, проблема достаточно сложная. В системе физического воспитания я применяю некоторые традиционные и нетрадиционные методы воспитания ответственности.
Во-первых, личная ответственность за готовность к уроку (спортивная одежда, спортивная обувь). Единичные случаи присутствия на уроке в несоответствующем условиям погоде виде, расцениваются коллективом как безответственность, неподготовленность.
Во-вторых, формирование чувства ответственности за личный результат (помогает элемент фиксации результата в рабочих тетрадях и классных журналах).
В начальных классах, если ученик проводит комплекс ОРУ, то он чувствует ответственность скорее перед учителем, а в среднем и старшем звене – максимально перед своими же одноклассниками (как неприятно будет слышать ученику, проводившему специальную подготовку спринтера от своего одноклассника, что после его разминки, тот «потянул» связку).
Считал и считаю, что возлагаемая ответственность должна поощряться и компенсироваться определенными льготами. Если я назначаю ученика капитаном команды, командиром отделения и возлагаю на него соответcтвующий груз ответственности, то он должен осознавать, что ответственность вознаграждается. Это может быть решено оценочным компонентом, особым отношением учителя как к помощнику, коллеге по деятельности. Рост статуса в глазах взрослых особенно значим для подростков. Ответственность за результат собственной деятельности сформировать в школьные годы представляется для меня сложной проблемой. Над этим стоит работать и постараться найти оптимальные средства и методы воздействия на данную сферу.
3.4. Новизна и трудоемкость опыта в системе развития самостоятельности.
Данная система – это результат моего собственного педагогического опыта, поэтому, я не связываю ее для себя с высокой трудоемкостью, так как формировалась она годами, не только пополнялась, но и трансформировалась. Поэтому речь идет о таком свойстве системы, как гибкость. Учет изменяющихся условий, повышения своего педагогического мастерства, результатов наблюдения за поведением моих воспитанников предопределяет внедрение новых форм и методов и исключение устаревших. Поэтому данная система находится в постоянном развитии. Внедрение данной системы в других учебных заведениях в полном объеме и сразу без учета многих факторов, а, прежде всего, личности самого учителя представляется мне достаточно трудоемким. Новизна опыта присутствует, прежде всего, в оформлении, поэтапной систематизации и классифицировании различных форм и методов до состояния системы. К тому же, каждая педагогическая находка, ведущая к положительному результату не только нова, но и ценна.
4. Результаты целенаправленной работы. 1. Сведение к нулю пропусков уроков физической культуры.
2. Стабильный процент занятости учащихся в системе дополнительного физкультурного и спортивного образования (70 %).
3. Успеваемость по предмету «физическая культура» 100%, уровень качества образования 96%
4.Стабилизация (выравнивание и приход к нормативным показателям) уровня физической подготовленности учащихся.
5. Развитие физической культуры среди родителей. Более 40% родителей регулярно занимаются в организованных группах и самостоятельно.
6. Активное развитие спортивного направления дало серьезный толчок к формированию мировоззрения тех учащихся, которые не выбирают спорт, как одно из направлений своей жизнедеятельности.
7. Курение, как вредная привычка, не только не модно, но, даже, подвергается всеобщему осуждению (на всю школу 3 курящих – все воспитанники детского дома, прибывшие на обучение уже с вредной привычкой).
8. Неформальные лидеры в ученических коллективах на 90% процентов сильные личности, укрепленные духом и телом в занятиях физической культурой и спортом.
9. Интеграция «физической культуры» и «основ безопасности жизнедеятельности».
10. Спортивные результаты.
11. Основным итогом целенаправленной работы по развитию самостоятельности считаю отсроченный результат. То есть то поведение, которое демонстрируют мои ученики, выйдя во взрослую жизнь. Выработанные за многие годы критерии, представляют собой следующее:
- реализация полученных компетенций во взрослой жизни. Данный критерий отслеживается методами опроса и наблюдения. Вопросы задаваемые выпускникам: «Занимаетесь ли Вы самостоятельно?», «Какие виды физкультурной деятельности Вы используете?», «Насколько регулярны Ваши занятия?», «Почему Вы занимаетесь или не занимаетесь?». По результатам опроса выпускников 4 последних лет более 70% учащихся реализуют за стенами школы либо самостоятельную, либо организованную физкультурную деятельность, более 80% учащихся, приобщившихся в школьные годы к спорту, остаются в спортивной деятельности, защищая честь учебных заведений поселка, города, района, области на соответствующих стартах. Основными причинами неосуществления физкультурной деятельности называются «Нет времени», «нет условий». Причина «не знаю, что делать» не названа совсем. Среди мотивов самостоятельных занятий присутствует: «Понимаю, что надо для здоровья», «боюсь последствий малоподвижного образа жизни», «помогает избавиться от вредных привычек», «нравится общаться с друзьями», реже «занять досуг», «добиться спортивного результата».
- уровень физической культуры детей моих выпускников. Очень приятно общаться с родителями моих учеников, разговаривая на одном языке, оперируя категориями физической культуры. Вдвойне приятно, когда мои выпускники делают все, чтобы их дети росли здоровыми, культурными и компетентными. - реализация и успешность в жизни моих учеников с точки зрения самостоятельности и ответственности.
Я думаю, что нужно потрудиться над разработкой более точных и информативных диагностик уровня развития самостоятельности, так как в изученных мною источниках я не встретил серьезных исследований на эту тему.
5. Список использованной литературы.
1. Л.М. Фридман, К.Н. Волков «Психологическая наука – учителю»
М. «Просвещение», 1985 г.
2. И.В.Дубровина «Рабочая книга школьного психолога»
М. «Просвещение», 1985 г.
3. И.В.Дубровина, В.С.Круглова «Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет» М. «Педагогика», 1988 г.
4. В.И.Лях, Г.Б. Мейксон «Физическое воспитание. Пособие для учителя»
М. «Просвещение», 2002 г.
5. А.С. Границкая «Научить думать и чувствовать»
М. «Просвещение», 1991 г.
6. Г.А. Баландин «Урок физкультуры в современной школе»
М. «Советский спорт», 2004 г.
7. К. Муздыбаев «Психология ответственности» Л. «Наука», 1983 г.
8. Н.Е. Ковалев «Введение в педагогику», М. «Просвещение», 1975 г.
9. М.М. Кондратьева «Солнца хватит на всех», М. «Физкультура и спорт», 1987 г.
10. П. Херси, К. Бланшард «Современные теории мотивации»
11. Д.Н.Ушаков «Толковый словарь»
12. Н. Кедрова. Журнал «Счастливые дети», Декабрь 2000 г.
13. «Учить ЗОЖ самостоятельно», журналы «Спорт в школе» № 3-4/2000, №5/2002. 14. Г.А. Кузнецова, С.М. Масленина «Основные правила самостоятельных занятий», Статья «Физические упражнения в жизни человека».
15. Д.Н. Коленецкий «Воспитание творческой активности и самостоятельности учащихся», журнал «Физическая культура в школе» №5, 2000 г.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}