Обобщение педагогического опыта Аксеновой В.П. по теме: «Применение игровых технологий на уроках обществознания в 5-7 классах»
Обобщение педагогического опыта Аксеновой В.П. по теме: «Применение игровых технологий на уроках обществознания в 5-7 классах»
1. Литературный обзор состояния вопроса. 3
1.1. Понятие игры и игровой деятельности. 4
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРЫ………………………………….…………….…6
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. 8
3. Педагогический опыт. 9
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. 9
3.2. Актуальность педагогического опыта..11
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте. 12
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта Аксеновой В.П. по теме: «Применение игровых технологий на уроках обществознания в 5-7 классах»»
25
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 им. А. Я. Тимова
п. Прикубанского муниципального образования
Новокубанский район
Тема педагогического опыта:
«Применение игровых технологий на уроках обществознания в 5-7 классах»
Автор:
Аксенова Виктория Павловна,
учитель истории и обществознания
МОБУСОШ №8
им. А. Я. Тимова
п. Прикубанского
2016
1. Литературный обзор состояния вопроса. 3
1.1. Понятие игры и игровой деятельности 4
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРЫ………………………………….……………...…6
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. 8
3. Педагогический опыт. 9
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. 9
3.2. Актуальность педагогического опыта. .11
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте 12
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть внимание современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Делать это совсем непросто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету, например, через игру. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится игровым технологиям.
Подробный анализ педагогических технологий вообще и игровых технологий в частности, дает в своей книге «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко1. Также вопросы применения дидактических игр в учебной деятельности достаточно подробно рассматриваются в статье Т.С. Бобейко «Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности» и др. Конкретные разработки и сценарии дидактических игр по можно найти в книгах Г.А.Кулагиной2, С.Г.Горяйнова, Л.П.Борзовой3, Разработки игровых внеклассных мероприятий по истории, праву и другим предметам содержатся в книге «Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе», авторами которой является группа методистов по работе с одаренными детьми. Н.Н. Ярцева в работе «История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях» утверждает, что игра является важнейшим фактором и обучения школьника. В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию, но методических разработок по игровым технологиям на уроках обществознания достаточно мало.
При этом возникает проблема несоответствия возможностей игровой технологии и практическим ее применением, в целях усвоения материала учащимися.
До сих пор остаётся нерешённой проблема редкого применения игры в процессе обучения. Многие игры не укладываются в урок, требуют трудоёмкой подготовки и длительной организации, максимальной активности учеников. Необходимы игры, которые облегчат работу учителя, необходима эффективная методика организации игр, которая поможет решить дисциплинарные вопросы и сделать время, потраченное на игру, максимально эффективным, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.
В этой связи становится очевидным, что цель предпринятого исследования направлена на определение путей эффективного использования игры как наиболее действенного средства обучения, подробнее я остановлюсь на применение элементов игры на уроке обществознания.
1.1. Понятие игры и игровой деятельности
Одним из способов активизации деятельности, учащихся является дидактическая игра. что же такое есть игра вообще, и игра дидактическая? Теоретический анализ философской и психологической литературы (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина) позволяет определить игру - в широком смысле слова - как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях4.
Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений и навыков"5, можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков.
Игра — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением6. Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и применением педагогической технологии.
По определению учителя истории Пряжниковой О.В., игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением7.
Дидактическая игра - условная занимательная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей - специальные тренинги.
Игровая деятельность - это усилия, направленные на реализацию правил и условий игры и игровых заданий.
Существует несколько основных признаков игровой деятельности:
1. имеет добровольный характер;
2. непродуктивна;
3. проходит по правилам, которые регламентируют ее;
4. всегда сопряжена с напряжением (интеллектуальным, физическим)8.
Игровая деятельность всегда направленные на выполнение игровых заданий.
Игровая деятельность проходит в условиях воображаемой ситуации и не связана с реальными поступками, но чувства игроков, участников настоящие. При методически грамотном подходе к организации игры игровая деятельность может оказывать следующее воздействие на личность: психическое развитие (коллективная эмоция, навыки работы в команде, психологическая совместимость, навыки самоконтроля и самооценки, формирование воли, целеустремленности, способности человека держать удар). Профориентационная работа. Корректирующее воздействие как средство коррекции личности и межличностных отношений. (Игра вводит в реальный контекст сложных человеческих отношений. В игровой деятельности существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Игра способствует развитию коллектива) Игра – как средство социализации личности. (Ребенок знакомится со средой, осваивает богатства культуры, формируется как личность, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива)9.
Ребенок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра для ребенка – активное средство воспитания и самовоспитания. В ходе игры ребенок изучает, осознает окружающий мир. Игра – широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, самопознания и самовыражения.
Классификация игры
Классификацию ролевых игр проводят и по различным признакам. Они делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи. Но: «…выделив как три вида: воспитательные, образовательные и развлекательные игры, невозможно провести чёткую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определённые качества у игроков».
По источнику создаваемого в процессе игры мира ролевые игры можно разделить на три основные группы: литературные, исторические и фэнтезийные. При этом, не стоит забывать, что в чистом виде эти типы игр практически не встречаются. Литературные ролевые игры имеют чётко указанный литературный источник (один, реже несколько). В таком случае, большинство ролей описаны в используемом произведении, указаны имена и род занятий персонажей. Исторические ролевые игры могут иметь, а могут и не иметь литературно-художественных описаний. Их основные источники исторические и лингвистические очерки, серьёзные научные труды. Пример ролевая игра «Суд над Сократом». Фэнтезийные ролевые игры основаны на совместном литературном и художественном творчестве их организаторов, причём это может быть как искусно выполненный коллаж из литературных и исторических источников, так и собственные оригинальные разработки. Естественно, что в таких играх предъявляются повышенные требования к творческим способностям игроков и организаторов игры. По степени свободы игроков ролевые игры можно разделить на: театральные и творческие. В театральных играх заранее известен основной ход сюжета, а часто и его многие вспомогательные линии. Поэтому, основные усилия игроков направляются на воссоздание этого сюжета с возможно большей реалистичностью. В творческих ролевых играх, заранее заданного сюжета нет, а есть только начальная ситуация, хотя иногда и её может и не быть.
По месту проведения ролевые игры делятся на:
Настольные наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна. Кабинетные игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры. Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр. Полигонные наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.
Деление ролевых игр по методу создания:
1. Базовые игры в их основе лежит настрой на идею точного соблюдения фактов изложенных в историческом первоисточнике. Берутся базовые факты, законы и условия существования выбранного мира. Повторяются ситуации, которые возникали в реальной истории при изменении этих условий.
2. Условные игры условия и законы существования игрового мира разрабатываются создателями и участниками игры самостоятельно, вплоть до физических, биологических и исторических. Участников ролевых игр также можно классифицировать по нескольким признакам. 10
По отношению к игре и игровому опыту участники ролевых игр делятся на: Экскурсантов (пассивных участников) участник не принимает активных действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми событиями он может свободно перемещаться по игровой территории и задавать вопросы. Ведомых (ограниченно участвующих) участник непосредственно включен в игру. Он включен в команду или имеет индивидуальную роль, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему ходу игры. Игроков (свободно участвующих) игрок самостоятельно определяет свои действия в игре. Он сам разрабатывает личные и командные легенды на основе мастерских установок. В игре могут иметь место театрализованные моменты, но в основном ход игры зависит от самих участников. В таких играх ведущие следят за соблюдением правил и регулируют ход игры.
Таким образом, игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
1. Общие сведения о классе.
В классе 12 учащихся, из них 4 мальчика и 8 девочек. Большинство учащихся класса успешно усваивают программный материал. В классе 2 отличника, 7 хорошистов и 2 троечников. Учебная дисциплина в классе удовлетворительная, имеют место отдельные случаи её нарушения у учащихся с проявлениями гиперреактивности.
2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы
Согласно исследованию статусного положения учащихся в группе в классе 1 лидер (Алексанян Ц.), 9 учащихся относятся к группе предпочитаемых (Ибрагимова А., Егоров С., Удача Д., Полушкина Л, Лабазанова М., Писарев М., Морякин Н., Губорева Н. Асатрян Т.), 2 учащихся относятся к группе принимаемых (Бабкова А., Прохорова А.).
Класс организован, учащиеся активно принимают участие в массовых общешкольных и других мероприятиях.
3. Характер общения учащихся в группе
Сплоченность классного коллектива выше среднего уровня. В группе имеют место традиции взаимопомощи, эмоциональной поддержки друг друга. Общение в группе имеет характер взаимодействия малых групп, состоящих из 3-4 учащихся, преимущественно однополых, однако взаимоотношения мальчиков и девочек можно характеризовать как оптимальные, неконфликтные.
4. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся
Работоспособность коллектива можно охарактеризовать как высокую, у учащихся сформированы навыки самостоятельного труда. На уроках в группе имеет место рабочая вовлеченность в учебный процесс, неустойчивое рассеянное внимание, а также низкий уровень развития памяти и мышления отмечается только у нескольких учащихся (Асатрян Т, Бабкова А.).
У отдельных учащихся можно отметить высокий уровень деятельности, достаточно развитую способность к анализу и обобщению: Егоров С., Алексанян Ц., Писарев М., Ибрагимова А., Лобазанова М.
5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся
В классе имеются учащиеся с высоким уровнем общих способностей, склонных к проявлению фантазии, артистических способностей, а также организаторских способностей (Егоров С., Ибрагимова А.). Учащиеся класса активно проявляют себя в школьных мероприятиях, требующих творческого подхода.
Уровень воспитанности коллектива, усвоение им социального опыта. Общая дисциплина в классе удовлетворительная.
3. Педагогический опыт. 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми, в подвижные игры с правилами и заслуживают дальнейшего глубокого изучения. К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельность ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным занимающим, но никогда не развлекающим. Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила игру в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богуславский, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утверждалось взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства играми.
В исследованиях накоплены факты, характеризующие игру как форму организации обучения. Психолог А.В. Запорожец, оценивал роль игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Игра была спутником человека с незапамятных времен. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр, в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Прогрессивные русские ученые – педагоги (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре ребёнок становится сильным и умелым, он всё может и поэтому в ней находит удовлетворение его ребячье самолюбие и самостоятельность. В игре он создаёт свой воображаемый мир в подражании реальному миру, играя, он учится жизни и отношениям окружающих его взрослых. Формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Игра учит искренности, товариществу. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка11.
Для наиболее эффективного обучения, как известно, нужна яркая, активная деятельность самого ребёнка. Игра - обобщённая модель формирования того, что психологи называют "самостью" человека собирание своего "я". Игра - мощнейшая сфера "самости": самовыражения, самоопределения, самоосуществления, самоорганизации. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, что отвергнуть в окружающем мире. А. Н. Леонтьев отмечал, что психологическое значение игр заключается в том, что в них впервые возникает ещё один очень важный для процесса формирования личности ребёнка момент - момент самооценки. 12
Игра одновременно является формой обучения детей. Значение игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. Различен и объем игровых действий. В младших группах – это чаще всего одно – два повторяющих действия, в старших – уже пять – шесть.13
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В настоящее время практически каждый учитель применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усилие самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Кроме того, игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшняя школа перенасыщена так называемыми интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А игра, органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
И пользование игровой технологии на уроке обществознания среди учащихся позволило повысить качество образования.
УЧЕБНЫЙ ГОД 2015-2016
Ф.И. учащегося
итоги 1 четверти
итоги 2 четверти
1.Алексанян Цовинар
5
5
2. Асатрян Тигран
4
4
3. Бабкова Анна
3
4
4. Губарева Наталия
3
4
5. Егоров Степан
3
5
6. Ибрагимова Амина
3
5
7. Лабазанова Маликат
5
5
8. Морякин Никита
3
4
9. Писарев Максим
3
4
10. Полушкина Лилия
4
5
11. Прохорова Алина
3
4
12. Удача Диана
4
4
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте
Нужно отметить, что у ролевой игры - как метода обучения есть свои недостатки и преимущества.
Преимущества
1. Вызывает интерес к уроку;
2. Делает процесс обучения занимательным;
3. Организует работу на творческо-поисковом уровне;
4. Служит практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время;
5. Объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности;
6. Дает мощный стимул в обучении;
7. Способствует быстрому и активному возбуждению познавательного интереса;
8. Активизирует психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление;
9. Создает условия для развития творчества ребенка;
10. Способствует глубоким знаниям;
11. Выполняет воспитательную функцию.
Недостатки
1. Невозможно постоянно использовать;
2. Занимает весь урок, иногда сдвоенный;
3. Предшествует большая предварительная подготовка;
4. Необходимость постоянно контролировать дисциплину;
5. Проблема сохранения научного подхода;
6. Проблема объективного выставления оценок;
7. Непредсказуемость;
8. Регламент заданий. 14
Что касается психолого-педагогических возможности игровой, деятельности в обучении, то заключаются в следующем:
игра мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности;
в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление.
Использование дидактических игр помогает решать ряд задач:
-развитие познавательного интереса к предмету;
-глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
- активизация познавательной деятельности;
- создание условий для самовыражения личности;
- повышение творческого потенциала учащихся;
- разнообразие учебной деятельности;
- развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.
Игровая технология интересна самому учителю, работающему со средним звеном школьников. А подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью в обучении, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики. Основой успешного усвоения предмета, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все это прекрасно реализуется в игре. Она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение, ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
3.4. Результативность педагогического опыта
Позитивная динамика учебных достижений, обучающихся за последние три года.
Учебная деятельность отличается высоким уровнем моей профессиональной компетенции и ответственным отношением к работе с детьми, что позволяет мне добиваться стабильно устойчивых только положительных результатов обученности школьников. Это находит свое отражение в таблице позитивной динамики их учебных достижений на примере конечного результата: итоговой аттестации выпускных классов за последние три года, что свидетельствует о том, что обучающиеся успешно усваивают государственные образовательные стандарты.
3.5. Новизна педагогического опыта
Исследуя литературу по дидактических играм. Я пришла к выводу, что данный метод является новым и актуальным в условиях внедрения ФГОС.
Научная новизна опыта состоит в том, что в своей работе я предлагаю применение элементов игры на уроке обществознания, что способствует повышению уровня элементарных представлений школьника.
(Приложение 1)
Тем не менее нельзя обойтись без дидактических пособий, наглядного материала, книг, компьютера.
3.6. Технологичность педагогического опыта
Игра на уроках обществознания – это форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники общественных событий прошлого или современности. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения ребенка к общественной действительности или жизненной ситуации с которой придется столкнуться в будущем.
Цель - формирование у детей творческого потенциала и повышение активизации познавательных возможностей учащихся, используя дидактические игры и элементы игры на уроке обществознания
Цель реализуется через следующие задачи:
- развитие образного, логического и критического мышления;
- выработка умений и представлений работы с текстом, моделирование и анализ жизненных ситуаций;
- развитие находчивость и сообразительности.
Ролевую игру как вид деятельности можно использовать на различных этапах урока. Несколько приемов использования ролевой игры на уроках обществознания.
1. «Кто я?» Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок «Кто стоит на страже закона».
2. «Социальные роли» - ученики представляют себя как представители какой-либо профессии. Разыгрывают сценки различных жизненных ситуаций. В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Игра как элемент урока может быть использована при прохождении следующих тем:
1. «Что значит жить по правилам». Игра используется на этапе закрепления изученного материала или для актуализации темы. Ученикам предлагается подумать и закончить фразу «Для меня самое важное правило – это…», объяснить значимость выбранной позиции.
2. «Почему важно соблюдать законы». Игра «Ассоциация». В этой игре может принимать участие, как целый класс, так и один человек. Совместно выбираем ключевой термин по теме урока. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них это слово. Например, справедливость у кого-то ассоциируется с богиней Фемидой, у кого-то с наказанием. Воображение детей совершенно разное и поэтому некоторые ассоциации могут быть далекими от предмета, в этом случае лучше не заострять на них внимание. Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дифференцировании заданий в дальнейшем. Кроме того, проводя посредством этой игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, вы можете увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошел мимо внимания учащихся15.
3. «Для чего нужна дисциплина». Игра «Живая картина». Группа участников должна сделать «живую картину», а потом замереть неподвижно, чтобы зрители поняли, что изображено. Изобразить нужно проявления внутренней и внешней дисциплины.
4. «Виновен – отвечай». Игра «Я знаю пять…». В 7 классе ее можно усложнить, предложив детям продолжить фразу несколько раз, обязательно используя новое числительное.
«Я знаю…. (один)» - «Я знаю, что закон один для всех».
«Я знаю…(два)» - «Я знаю два вида правонарушений…»
«Я знаю… (три) - «Я знаю три признака правонарушений…»
«Я знаю…(Четыре)» - «Я знаю четыре вида юридической ответственности…»
«Я знаю…(пять)» - «Я знаю пять правонарушений….»16
Урок – игра может быть использована при прохождении следующих тем:
1. «Права и обязанности граждан»
2. «Защита Отечества». В игре участвует целый класс. Главные роли играют люди, изображающие выдающихся людей, компетентных в том или ином вопросе. Например, " это может быть работник военкомата, известный военачальник (не обязательно ныне живущий - ведь это игра), потенциальный призывник.
Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и создании новых игр. Учитель постепенно передает свои позиции лидера в организации игровой деятельности, становясь косвенным руководителем.
Таким образом, происходит постепенное развитие самостоятельности учащихся, а учитель постепенно отходит от роли организатора к роли консультанта, или простого участника игры.
4. Выводы
Подводя итоги своей работы, можно сказать, что практика показывает, на уроках, где проводится игра, отмечается 100 % активизация деятельности учеников. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску. Хочется надеяться, что представленные разработки игровых технологий окажут серьезную профессиональную поддержку коллегам-учителям в проведении интегрированных уроков и внеклассных мероприятий и введении интегрированных форм в образовательный процесс.
Знания, приобретенные в играх на уроках, становятся для каждого участника игры личностно значимыми¸ эмоционально окрашенными, что помогает глубже понять и буквально почувствовать изучаемую историческую эпоху. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Применение игр на уроках дает хороший результат при системном подходе в развитии определенных навыков в обучающей игре. Необходим также индивидуальный психологический подход к каждому играющему, чтобы не навредить, играя, и не нанести ребенку психологическую травму, не усугубить его переживаний по поводу собственной значимости в мире людей.
Интерес к игровым урокам возрастает, число игр увеличивается, играть на уроке становится модным, в них (играх) становится все сложнее ориентироваться. Многие традиционные детские игры, развивающие коммуникативные навыки, вытесняются опосредованными интерактивными играми на электронных носителях, что не всегда прогрессивно и полезно, так как ограничивает двигательные и социально-адаптивные возможности ребенка.
Игры же, формирующие коммуникативные навыки, развивают сопереживание, умение поставить себя на место другого, «лечат» от инфантилизма и безразличия, неспособности преодолевать возникающие жизненные проблемы. Однако абсолютизировать игровой метод не стоит, так как он хорош лишь при разумном пропорциональном сочетании с традиционными уроками.
В результате обобщения педагогического опыта мною был сделан вывод о том, что включение игры в процесс обучения на уроке повышает заинтересованность учащихся, вовлекает в процесс работы и повышает процент качества знаний.
Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос-пресс, 2000.
Беляков Е. А. 365 развивающих игр. — М., 1992. — 260 с.
Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1987.
Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992.
Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. № 8.
Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1995.
Кадралиева М. А. Использование дидактических игр на уроках обществознания в 5-х классах // Молодой ученый. — 2014. — №14.
Коротокова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории – Владос – Пресс, 2001.
Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М., 1973.
Кулагина Г.А 100 игр по истории, М.: Просвещение, 1967.
Озерков И. А. Ролевые игры как технологии самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1.
Платонов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991.
Пономарев В. Педагогика игры в сфере досуга. Либроком, 2011
Психологический словарь, М.:1990
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Учитель, 2006
Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.
Федорчук И. А. История. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: “Академия развития”,1998.
Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос, 1991.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос-пресс, 1999.
Приложение № 1
Игровые элементы на уроке обществознания
Игра «Крокодил».
Правила игры: не используя слов объяснить значение термин. На «передачу» термина отводиться 1 минута. Команда (ряд, выбирается капитан) называет термин, при правильном решении присваивается 1 балл. Термины: ребенок, Конституция лидер, решение, парламент, Ассамблея, дисциплина, долг, обязанность. (Подводятся предварительные итоги).
«Проблемные задания»
Учитель формулирует проблемные задания. Например, «Что будет если нарушать законы?», «Почему люди совершают проступки?»
«Конкурс на уроке по теме: Права человека»
Командам раздаются контрольные листы с различными ситуациями из сказок. Необходимо определить, о каком праве или нарушении прав сказочного героя идет речь. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
1.«12 месяцев». Мачеха послала сироту в декабрьскую стужу за подснежниками и приказала на возвращаться без них.
2. «Колобок». Лиса попросила колобка сесть к ней на нос, спеть песенку и съела его.
3. «Буратино». Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял работать на себя.
4. «Золушка». Мачеха и сестры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили ее переделать много домашних дел.
5. «Три поросенка». Волк дунул, плюнул и домик Наф-Нафа развалился.
6. «Буратино». Папа Карло подарил Буратино азбуку, которую он впоследствии продал.
7. «Гадкий утенок». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не такой, как все.
8. «Буратино». Полицейские ворвались в коморку папы Карло.
9. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Черница угостила царевну отравленным яблоком.
Ответы:
1. Право на заботу
2. Право на жизнь
3. Право на свободу и свободный труд
4. Право на отдых
5. Право на неприкосновенность жилища.
6. Право на получение бесплатного образования
7. Право на индивидуальность
8. Право на неприкосновенность жилища.
9. Право на жизнь
Элементы игры по теме «Права человека» № 2
Командам раздаются контрольные листы с фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. При ответах необходимо руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции Российской Федерации. (на обсуждение - 4минуты; за каждый правильный ответ-1балл)
1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право
на__________________ (личную неприкосновенность).
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что
Буратино воспользуется своим правом на ____________________(получение
бесплатного образования).
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на
6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они
воспользовались правом ______________________
(уехать из своей страны и вернуться на Родину).
«Умей раскрыть преступление»
Вы получаете лист с заданиями и выдержки из статей Уголовного кодекса. Используя документы, выполните все задания, но озвучивать ответы будете по очереди.
Задание
1. Тайно проник в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.
2. Ночью, снял колеса, с машины стоящей в соседнем дворе.
3. Взял взаймы 1000 рублей и пообещал вернуть через месяц, но так и не вернул.
4. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся.
5. Выходя из автобуса, выхватил сумку у женщины и скрылся
Статья 158 Уголовного кодекса РФ. Кража 1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества,
-наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 159 Уголовного кодекса РФ. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием,
-наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 161 Уголовного кодекса РФ. Грабеж
1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества,
-наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет
Конкурс«Кто стоит на страже закона?»
У вас список органов, занимающихся вопросами правопорядка, соблюдения законности в государстве, оказанием юридической помощи населению:
1. Полиция (Органы внутренних дел)
2. Уголовный розыск
3. Адвокат
4. Уполномоченный по делам несовершеннолетних
5. Полиция общественной безопасности
6. Налоговая полиция
7. Прокуратура
8. Суд
9. Нотариус
10. ФСБ ( Федеральная служба безопасности)
11. Таможня
Этот конкурс включает в себя 2 вида заданий.
Заполнить схему «Правоохранительные органы РФ (Кластер) – 2 мин.
Назначение которых борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.
Ответьте на вопросы:
1. Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: полиция общественной безопасности)
2. Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: прокуратура)
3. В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается справедливость. (Ответ: суд)
4. Федеральный правоохранительный орган, являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. (Ответ- налоговая полиция)
5. Лицо, помогающее составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. (Ответ: нотариус)
6. Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: адвокат)
«Эрудиция»
На дом ребята получили задание подготовить выступление на 1 мин.
Тема выступления: Почему важно соблюдать законы?
«Придумай слово»
Составить как можно больше слов из предложенного слова «Справедливость»
Называем слова по очереди, не повторяться. Начинаем с команды набравшей больше очков, побеждает команда, назвавшая последней слово.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Справедливость»:
1. право
2. диво
3. радость
4. вера
5. сор
6. спор
7. дело
8. два
9. ведро
10. вода
11. еда
12. Рот
13. лот
14. Тор
15. лесть
16. сорт
17. пол
18.правовед
«Игры с текстами»
1. Найди ошибки:
1. Время, которое остаётся после выполнения обязательных дел, называют личным временем.
2. Оно нужно для того, чтобы ничего не делать.
3. Время не нужно правильно распределять.
2. Заполни пропуски:
1. От своих предков и родственников человек наследует определённые ___________(свойства).
2. Наследственность животного проявляется в его ________, т. е. в определённых действиях, поведении.
3. Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
3. Придумай своё продолжение этой сказки. Е. Шварц. Из Сказки о потерянном времени. «Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками. Как быть? Что делать?»
Игра «Крестики-нолики», урок обществознания по теме «Потребитель и его права»
На вопросы предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «х», ответ «нет» обозначается «0»
Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток. По окончанию игры учитель демонстрирует ученикам правильно заполненную таблицу и, при необходимости, проводит работу над ошибками. Желательно заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть «победители», т.е. - «х» или «0», занявшие всю линию (горизонтальную, вертикальную или диагональную).
1. Потребитель – человек, заказывающий или приобретающий товары и (или) услуги для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (нет).
2. Продавец не обязан предоставить потребителю полную информацию о товаре (нет).
3. Потребитель имеет право на возмещение убытков, вызванных предоставлением недостоверной информации
(да).
4. Срок годности товара устанавливается на все виды товаров (нет).
5. Информация о товаре должна быть предоставлена на русском языке (да).
6. За упаковку товара весового товара продавец имеет право взять с вас оплату (нет).
7. Потребитель, которому был продан товар с недостатком, вправе потребовать уменьшения цены товара или
замены товара (да).
8. Продавец освобождается от ответственности, если вред, причиненный потребителю, был ему нанесен
вследствие нарушения потребителем установленных правил эксплуатации товара (да).
9. Некоторые виды товаров при соблюдении определенных условий могут быть возвращены продавцу в срок 14 дней со дня покупки (да).
00 х 0 х 0
00 х хх
1 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
2 Кулагина Г.А 100 игр по истории, М.: Просвещение, 1967.
3 Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.
4 Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
5 Психологический словарь, М.:1990
6 http://psihotesti.ru/gloss/tag/igra/
7 «Эксперимент и инновации в школе», № 6, 2009 год, с. 73