kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 6 классе "Испарение воды листьями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.

Задачи: усвоение учащимися сущностью и значения испраения;

развитие расчетно-измерительных умений и анализа результатов опыта;

стимулирование интереса к количественной оценке биологических явлений;

формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы(на уровне растительного организма);

знакомство со значением листопада в жизни растений.

Методы:

Словесные - беседа, рассказ;

Наглядные - демонстрация опытов и наглядных пособий, рисунки, гербарии, таблицы, опорные конспекты, ТСО;

Практические - Практическая работа "Определение общей площади одного листа и общей площади листовых поверхностей всех листьев ветки";

Средства обучения:

Основные - реальные (живые растения);

Знаковые - (рисунки, схемы-конспекты);

Вербальные - (тесты, инструкции, сово, учебник);

Вспомогательные - ТСО, лабораторное оборудование.

Оборудование: опорная схема-конспект "Испрание воды", лабораторное оборудование штатив для пробирок, 6 пробирок, вода, растительное масло, трафареты листьев липы, дуба, березы, тополя.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе "Испарение воды листьями" »

Тема: «Испарение воды растениями»

Тема: «Испарение воды растениями»

Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.    Задачи:

Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.

Задачи:

  • усвоение учащимися сущности и значения испарения;
  • развитие расчетно-измерительных умений; анализа результатов опыта и стимулирование интереса к количественной оценке биологических явлений;
  • формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы (на уровне растительного организма);
  • знакомство со значением листопада в жизни растений.
Разминка

Разминка

  • Процесс «Дыхание» – приседание.
  • «Фотосинтез» – руки вверх, встаем на носках;
Транспирация  Физиологическое испарение воды растением.

Транспирация

Физиологическое испарение воды растением.

Скажите, пожалуйста, какой орган растения испаряет воду?

Скажите, пожалуйста, какой орган растения испаряет воду?

  • ОПЫТ. Три дня назад в четыре пробирки на одинаковый уровень была налита вода.
  • 1 пробирку оставили без растения – контрольной,
  • во 2 пробирку – побег, лишенный листьев,
  • в 3 – лист, в 4 – побег с листьями.
  • Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось?
Опыт 2 Испарение воды листьями

Опыт 2 Испарение воды листьями

ВЫВОД: вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа. Образовавшийся водяной пар проникает по межклетникам к устьицам и выходит наружу через них.
  • ВЫВОД: вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа. Образовавшийся водяной пар проникает по межклетникам к устьицам и выходит наружу через них.
Какой же поверхностью лист испаряет воду?

Какой же поверхностью лист испаряет воду?

  • ОПЫТ 3
  • Обратимся к трехдневному опыту, в котором в одном случае мы смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом.
Устьице

Устьице

Верблюжая колючка Растения тропического леса Кактус Растения степи

Верблюжая колючка

Растения тропического леса

Кактус

Растения степи

Главная роль в испарении принадлежит устьицам. Если устьица открыты, испарение происходит, а если закрыты, то испарение не происходит.
  • Главная роль в испарении принадлежит устьицам. Если устьица открыты, испарение происходит, а если закрыты, то испарение не происходит.
Подсчитано, что разные растения испаряют разное количество воды. Так, взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 грамм воды, капусты – 1 л, береза – больше 60 литров воды.   В сутки – 1 л В сутки – больше 60 л В сутки – 800 гр

Подсчитано, что разные растения испаряют разное количество воды. Так, взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 грамм воды, капусты – 1 л, береза – больше 60 литров воды.

В сутки – 1 л

В сутки – больше 60 л

В сутки – 800 гр

Количество испаряемой за одно и то же время воды зависит от общей поверхности листьев.
  • Количество испаряемой за одно и то же время воды зависит от общей поверхности листьев.
Практическая работа

Практическая работа

  • «Определение общей площади поверхности одного листа и общей площади поверхности всех листьев ветки»
Инструкция

Инструкция

  • Вы сидите в 2 группах. Каждая группа получает модель ветки березы и дуба (листья искусственные, так как мы должны беречь и охранять природу) и таблицы, которые вы должны заполнить по мере выполнения заданий. На каждой ветке находятся 5 листьев. Возьмите их.
  • Каждому человеку по 1 листику. Листик с обратной стороны в клеточку. Примем 1 клеточку за 1 см2.
Подсчитайте число полных квадратов (а), попавших внутрь контура.Запишите к себе в таблицу показания. Подсчитайте число неполных квадратов (в), пересеченных контуром. Запишите показания в таблицу. Разделите число неполных квадратов пополам. Внесите показания в таблицу.
  • Подсчитайте число полных квадратов (а), попавших внутрь контура.Запишите к себе в таблицу показания.
  • Подсчитайте число неполных квадратов (в), пересеченных контуром. Запишите показания в таблицу.
  • Разделите число неполных квадратов пополам. Внесите показания в таблицу.
Найдите общую площадь листовой поверхности данного по формуле:

Найдите общую площадь листовой поверхности данного по формуле:

  • S = Σа + Σb/2, где S – площадь, Σ – сумма.
Общая площадь поверхности всех листьев ветки S0 складывается из суммы площадей каждого листа, то есть вы должны сложить все показания 6 столбца  S0 = S1 + S2 +... +Sn
  • Общая площадь поверхности всех листьев ветки S0 складывается из суммы площадей каждого листа, то есть вы должны сложить все показания 6 столбца
  • S0 = S1 + S2 +... +Sn
ВЫВОД: большая поверхность листьев имеет огромное значение для питания растений и для испарения большого количества воды.
  • ВЫВОД: большая поверхность листьев имеет огромное значение для питания растений и для испарения большого количества воды.
Испарение зависит не только от состояния устьиц, площади листовой поверхности, но и от окружающих условий.
  • Испарение зависит не только от состояния устьиц, площади листовой поверхности, но и от окружающих условий.
При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени.  Много воды испаряют молодые листья.  При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду.
  • При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени.
  • Много воды испаряют молодые листья.
  • При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду.
Значение испарения

Значение испарения

  • Листья охлаждаются, и растение не перегревается.
  • Происходит передвижение воды и минеральных веществ (ксилемного сока).
  • Испарение воды способствует ее поступлению через корни и поднятию по стеблю в листья.
  • Поднятие воды в листья осуществляется при участии корневого давления.
Испарение связано также с разнообразным строением листьев, местообитанием растений. У кактусов листья превращены в колючки, которые защищают их от поедания животными и испаряют мало воды.  Листья многих растений сухих мест имеют густое опушение, восковой налет и испаряют мало влаги.
  • Испарение связано также с разнообразным строением листьев, местообитанием растений. У кактусов листья превращены в колючки, которые защищают их от поедания животными и испаряют мало воды.
  • Листья многих растений сухих мест имеют густое опушение, восковой налет и испаряют мало влаги.
Значение листопада

Значение листопада

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 6 классе "Испарение воды листьями"

Автор: Тимофеева Марианна Федосьевна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока биологии "Испарение воды растениями""
    ["seo_title"] => string(67) "tiekhnologhichieskaiakartaurokabiologhiiisparieniievodyrastieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "310996"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459144654"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "презентация для урока биологии "Вода в жизни растений"6 класс "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-voda-v-zhizni-rastienii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225770"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439885216"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация к уроку биологии в 7 классе "Отдел голосеменные растения" "
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-v-7-klassie-otdiel-gholosiemiennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116472"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412499240"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока биологии  "Семейство злаковые" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-biologhii-siemieistvo-zlakovyie"
    ["file_id"] => string(6) "115793"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412116084"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "курс "Биологический эксперимент""
    ["seo_title"] => string(33) "kursbiologhichieskiiekspierimient"
    ["file_id"] => string(6) "281553"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства