Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Решение генетических задач"»
Решение генетических задач
1. У гороха посевного желтая окраска семян доминирует над зеленой, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с желтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим желтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с желтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с желтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелеными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелеными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
А – желтые
Р: АаВв Х Аавв
а – зеленые
Ав
Ав
ав
АВ
G:
В – выпуклые
в – перетяж.
аВ
ав
P: АаВв
F :
Аавв
F - ?
аВ
ав
Ав
АВ
АаВв
Аавв
ААВв
ААвв
жел.пер.
жел.вып.
жел. пер.
жел. вып.
Ав
ааВв
АаВв
аавв
Аавв
зел.вып.
зел.пер.
жел. пер.
жел. вып.
ав
Генотипы исходных растений: желтые семена и выпуклые плоды – АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав); желтые семена и бобы с перетяжкой – Аавв (гаметы Ав, ав)
Генотипы потомства:
ААВв, АаВв – желтые семена, выпуклые плоды;
ААвв, Аавв – желтые семена, плоды с перетяжкой;
ааВв – зеленые семена, выпуклые плоды;
аавв – зеленые семена, плоды с перетяжкой
3) Гены двух признаков не сцеплены, поэтому наследование признаков независимое
2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства
А – красные
Р: АаВв Х ааВВ
а – белые
АВ
аВ
Ав
G:
В – узкие
в – широкие
аВ
ав
P: АаВв
ааВВ
F :
F - ?
АаВВ
: АаВв
: ааВВ
: ааВв
роз. узк.
роз. пром.
бел. узк.
бел.пром.
1 : 1 : 1: 1
Генотипы родителей: АаВв – розовые цветки, промежуточные листья; ааВВ – белые цветки, узкие листья
Генотипы потомства:
1 – АаВВ (розовые цветки, узкие листья)
1 – АаВв (розовые цветки, промежуточные листья)
1 – ааВВ (белые цветки, узкие листья)
1 – ааВв (белые цветки, промежуточные листья)
3) Дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков и неполным доминированием
3. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с
Х-хромосомой. Определите генотип мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?
Х D – норма
Р: Х D Х d Х D У
Х D
Х D
У
Х d – дальтонизм
Х d
G:
Р: Х D Х d
Х D У
: Х d У
: Х D У
Х D Х D
: Х D Х d
F - ?
носит.
здорова
дальтоник
здоров
Генотип мужа – Х D У, генотип жены – Х D Х d
Возможные генотипы детей этой пары:
Х D Х D – здоровая дочь, Х D Х d – здоровая дочь, носительница гена дальтонизма,
Х D У – здоровый сын, Х d У – сын-дальтоник
3) Вероятность рождения здоровой дочери – 50%, здорового сына – 25%, сына-дальтоника – 25%, дочери-дальтоника – 0%
4. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Х В , рыжая – геном Х в , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились черепаховый котенок и черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят
Х В – черная
Р: Х В Х В Х в У
Х
Х в
У
Х в – рыжая
Х В
G:
Х В Х в – черепаховая
Х В Х в
: Х В У
F –
Р: Х В Х В
черепах.
черный
Х в У
F - ?
Генотипы родителей: кошка Х В Х В (гаметы Х В ), кот – Х в У (гаметы Х в , У)
Генотипы котят: черепаховый – Х В Х в , черный – Х В У
Пол котят: самка – черепаховая, самец – черный
5. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов
Х А – норма
Р: Х А У Х Х А Х а
Х а – летальный ген
Х А
У
Х А
Х а
G:
Р: Х А У
F - Х А Х А : Х А Х а : Х А У : Х а У
Х А Х а
F - ?
норма
норма
норма
нежизн.
3 : 1
1) Генотипы родителей: Х А У (гаметы – Х А , У),
Х А Х а (гаметы –Х А , Х а )
2) Генотипы возможного потомства: Х А Х А , Х А Х а , Х А У
3) Нежизнеспособные Х а У составляют 25%
6. По родословной человека установите характер наследования признака «маленькие глаза», выделенного цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков F 1 (1, 2, 3, 4, 5)
7. По изображенной родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений
Признак рецессивный
Генотип детей первого поколения: сын – аа
Генотип детей второго поколения: дочь и сын гетерозиготы – Аа, признак не проявился
8. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговера при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты
Так как гены сцеплены , самец дает только два типа гамет, а самка – один, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении
1 : 1
9. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 коричневых гладких семени и 3998 белых морщинистых семян, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений и ее потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками
2) Генотипы потомства: АаВв (коричневые гладкие) и аавв (белые морщинистые), Аавв (коричневые морщинистые) и ааВв (белые гладкие)
3) Появление двух групп особей с отличными от родителей признаками связано с нарушением сцепления генов в результате кроссинговера и у родительского гетерозиготного организма и появления гамет Ав, аВ
10. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (в), и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ
Р: АаВв Х аавв
А – норма
а – альбинизм
Ав
АВ
ав
G:
В – норма
аВ
ав
в – ФКУ
P: АаВв
: ааВв
F :
: аавв
АаВв
: ААвв
альб.нор.
альб.ФКУ
нор. ФКУ
нор. нор.
аавв
F - ?
Генотипы родителей: мать – АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав), отец – аавв (гаметы ав)
Генотипы возможного потомства:
АаВв – норма по двум признакам
Аавв – норма, ФКУ
ааВв – альбинизм, норма
аавв – альбинизм, ФКУ
3) Альбиносы, не страдающие ФКУ – ааВв составляют 25 %
11. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35-40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус-фактор и здорова. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резус-фактором
Р: АаВв Х аавв
А - хорея
а - норма
G:
АВ
ав
Ав
В – Rh +
в – Rh –
аВ
ав
P: аавв
F :
АаВв
АаВв
: Аавв
: ааВв
: аавв
хор. Rh+.
хор. Rh –
здор.Rh+
здор. Rh –
F - ?
1 : 1 : 1 : 1
Генотипы родителей: отец – АаВв (гаметы: АВ, Ав, аВ, ав), мать – аавв (гаметы ав)
Генотипы потомства: АаВв, Аавв, ааВв, аавв
Вероятность рождения здоровых детей с положительным резус-фактором ааВв составляет 25 %
12. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (Х H – нормальная свертываемость крови, Х h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины-альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи
А – норма
Р АА Х H Х H Х аа Х h У
а – альбинизм
А Х H
а Х h
G:
Х H – норма
Х h – гемофилия
а У
P: АА Х H Х H
: Аа Х H У
F - Аа Х H Х h
аа Х h У
фенотипически норма, но носительница альбинизма гемофилии
F - ?
фенотипически норма, но носитель альбинизма
Генотипы родителей: мать – АА Х H Х H (гаметы А Х H ), отец – аа Х h У (гаметы аХ h , аУ)
Генотипы и пол детей: дочь – Аа Х H Х h ,
сын – Аа Х H У
3) Фенотипы детей: фенотипически нормальная по обеим признакам дочь, но носительница генов альбинизма и гемофилии; фенотипически нормальный по обеим аллелям сын, но носитель гена альбинизма
13. У человека имеется четыре фенотипа по группам крови: I (О), II (А), III( В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: J А , J В , j О ; причем аллель j О рецессивный. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови
Р: J А j о Х J В J В
J А j о – IIгр
Р:
J В
J А
j o
J В J В – IIIгр
F - ?
F – J А J В : J В j o
IYгр. : III гр.
Генотипы родителей: J А j о (гаметы J А , j о ) и
J В J В (гаметы J В )
2) Возможные генотипы и фенотипы групп крови детей: J А J В – IYгр. и J в j o – III гр.
3) Вероятность наследования II группы крови составляет 0%
14. У человека ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей дальтоников с карими глазами и их пол
А – карие
Р Аа Х D Х d Х аа Х D У
а – голубые
а Х D
А Х d
А Х D
Х D – норма
а У
Х d – дальтонизм
а Х D
а Х d
P: Аа Х D Х d
F :
аа Х D У
F - ?
а Х d
а Х D
А Х D
А Х d
аа Х D Х D
аа Х D Х d
Аа Х D Х D
Аа Х D Х d
гол. норма
гол. норма
кар. норма
кар. норма
а Х D
Аа Х D У
Аа Х d У
аа Х D У
аа Х d У
кар. норма
кар. дальт.
гол. норма
гол. дальт.
а У
Генотипы родителей: матери – Аа Х D Х d (гаметы АХ D , АХ d , аХ D , аХ d ), отца – аа Х D У (гаметы а Х D , аУ)
Генотипы детей: девочки – Аа Х D Х D , Аа Х D Х d , аа Х D Х D , аа Х D Х d ; мальчики – Аа Х D У, Аа Х d У, аа Х D У, аа Х d У
Вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами Аа Х d У – 12, 5% , мальчики
Использованные ресурсы:
ЕГЭ-2013. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под. ред. Г.С.Калиновой. – М. : Издательство «Национальное образование», 2016. – 304 с. – (ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе)
ЕГЭ 2013. Биология: сборник заданий / Г.И. Лернер. – М. : Эксмо, 2015. – 304 с. – (ЕГЭ, Сборник заданий)