Предмет | биология | класс | 5 |
Тема урока | Урок №1-Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем. |
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности |
Цели | Сформировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить учащихся с учебником: авторами, условными обозначениями, структурой; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; развивать интерес к предмету «Биология» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с учебником; организовывать рабочее место; узнают, что такое методы изучения природы. | (компоненты культурно-компетентностного опыта или приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием. | имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Природа, методы изучения природы (опыт, наблюдение, описание, измерение) |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока, время | УУД | Деятельность | Демонстрационный, лабораторный эксперимент (или виртуальный) | Элементы технологий, техники |
учителя | учащихся |
1 | Мотивация | Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово. *Учитель читает стихотворение (показ слайдов презентации) Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нет! – Здравствуйте, ребята. – С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках? – Какие знания и умения приобретём? – Какие открытия сделаем? (Ответы детей.) - Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что, изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа. (Беседа по вопросам, с использованием слайдов презентации) Что изучает природа? (Ответы детей) Что изучает биология? (Ответы детей) | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: работают в парах; обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; слушают, принимают участие в диалоге с учителем. Познавательные: слушают учителя. Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | | Технологии УУД: технология учебных ситуаций |
2 | Актуализация субъективного опыта | | – Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили! | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология». Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. | | |
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | | – Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? (Ответы детей) – А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?.. опыт от описания? …опыт от измерения? (Ответы детей) – Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради. – Итак, кто как думает? (Учитель подводит итог выводам детей). – А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете. (учащиеся изучают иллюстрации и текст учебника, записывают ответы в рабочую тетрадь). – Используя информацию и иллюстрацию учебника, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов. Запишите по одному примеру. (Обучающиеся изучают текст и иллюстрации к учебнику, записывают ответы в рабочую тетрадь); *Проводит физкультминутку. В ясный солнечный денек (закрыть глаза) Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте). Рассмотреть большой пенек (развести руками), Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль). Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора), Опыт с ними проведем: Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)? Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть). | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология». Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради. | | |
4 | Первичная проверка понимания | | *Беседа по вопросам. (Использование слайдов презентации) – Ребята, представьте, что вы ставите опыт или наблюдаете за явлением в природе. По какому плану вы будете работать? Составьте его основные пункты. (Беседа с учащимися). Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ. -Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить? (Ответы детей) | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи других участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний о природе и умений исследовательской деятельности. Коммуникативные: работают в парах; обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; слушают, принимают участие в диалоге с учителем. Познавательные: слушают учителя. | | |
5 | Первичное закрепление | | *Ознакомление с лабораторным оборудованием (использование слайдов презентации). -Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование (учитель демонстрирует лабораторное оборудование): штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу. - К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Учитель демонстрирует лупу, световой микроскоп). С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп (учитель демонстрирует слайд презентации). *Я и природа родного края (демонстрация слайдов презентации) - Какие животные охраняются в Белгородской области? (Ответы детей) - Какие растения охраняются в Белгородской области? (Ответы детей) - Какие методы изучения растений и животных использует человек? (Беседа с учащимися) | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи других участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний о природе. Коммуникативные: работают в парах; обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; слушают, принимают участие в диалоге с учителем. Познавательные: слушают учителя. | *Ознакомление с лабораторным оборудованием штатив, стакан, спиртовка, пробирки, плоскодонные и круглодонные колбы. | |
6 | Анализ | | Обобщение полученных на уроке сведений. -А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать: 1.Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Еж) 2.Посмотрите-ка, какая? – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса). (При правильном ответе учитель открывает слайд презентации с картинками животных). - А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь, и оцените правильность ответа. (Обучающиеся готовят описание устно и оценивают правильность ответа - работа проводится в группах или парах). *Домашнее задание (демонстрация слайдов презентации): 1.Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете эксперимент по растворению соли или сахара в воде. Сделайте выводы о растворимости этих веществ. 2.Выполните творческое задание. Составьте загадку о природе! | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи других участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: работают в парах; обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; слушают, принимают участие в диалоге с учителем. Познавательные: слушают учителя. | | |
7 | Рефлексия | | Заключительная беседа. – Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём? – Какие открытия сделали? – Какие методы позволяют нам изучать природу? - Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек? – С каким настроением вы уходите с урока? | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое, от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке, отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение. | | |