kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение нервной системы человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

как устроена нервная сисстема и ее основные функции

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение нервной системы человека»

Строение нервной системы. Нервная регуляция организма

Строение нервной системы. Нервная регуляция организма

1. Осуществляет связь между организмом и внешней средой (ориентация и приспособление). 2. Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма. 3. Осуществляет психическую деятельность человека (мышление, речь, память, эмоции, социальное поведение).

1. Осуществляет связь между организмом и внешней средой (ориентация и приспособление).

2. Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма.

3. Осуществляет психическую деятельность человека (мышление, речь, память, эмоции, социальное поведение).

Центральная нервная система: Периферическая нервная система :  Головной и спинной мозг  Нервы и нервные узлы

Центральная нервная система:

Периферическая нервная система :

Головной и спинной мозг

Нервы и нервные узлы

Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Руководит работой скелетных мышц, Иннервирует кожу Управляет работой внутренних органов Симпатический отдел. Парасимпати-ческий отдел. Усиливает работу сердца, сужает сосуды, замедляет работу желудка Замедляет сердцебиение. Расширяет сосуды, стимулирует работу желудка Соматическая НС подчиняется сигналам коры головного мозга, Вегетативная работает самостоятельно и коре головного мозга не подчиняется

Соматическая нервная система.

Вегетативная (автономная) нервная система.

Руководит работой скелетных мышц,

Иннервирует кожу

Управляет работой внутренних органов

Симпатический отдел.

Парасимпати-ческий отдел.

Усиливает работу сердца, сужает сосуды, замедляет работу желудка

Замедляет сердцебиение. Расширяет сосуды, стимулирует работу желудка

Соматическая НС подчиняется сигналам коры головного мозга,

Вегетативная работает самостоятельно и коре головного мозга не подчиняется

Строение нейрона дендриты тело нейрона аксон

Строение нейрона

дендриты

тело

нейрона

аксон

Синапс -  Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками Пузырьки с медиатором Синаптическая щель

Синапс -

Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками

Пузырьки с медиатором

Синаптическая щель

Чувствительный или сенсорный нейрон. Вставочный или промежуточный нейрон . ( Центростремительный нейрон) Обычно находится в ЦНС и «переключает» импульс с чувствительного нейрона на двигательный Передает нервный импульс от рецептора к центральной нервной системе Двигательный или Исполнительный или Секреторный или Эффекторный нейрон (Центробежный нейрон) Передает сигнал от ЦНС к рабочему органу

Чувствительный или сенсорный нейрон.

Вставочный или

промежуточный нейрон .

( Центростремительный нейрон)

Обычно находится в ЦНС и «переключает» импульс с чувствительного нейрона на двигательный

Передает нервный импульс от рецептора к центральной нервной системе

Двигательный или Исполнительный или

Секреторный или

Эффекторный нейрон

(Центробежный нейрон)

Передает сигнал от ЦНС

к рабочему органу

Вся деятельность нервной системы основана на рефлексах.  Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы . Виды  рефлексов Безусловные (врожденные) рефлексы   Сосательный, ориентировочный, зрительный, слуховой. Для их появления не требуется никаких дополнительных условий Условные (приобретенные) рефлексы. Все они основаны на врожденных рефлексах, но для их появления необходимо действие условного раздражителя

Вся деятельность нервной системы основана на рефлексах.

Рефлекс ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы .

Виды рефлексов

Безусловные (врожденные) рефлексы

Сосательный, ориентировочный, зрительный, слуховой.

Для их появления не требуется никаких дополнительных условий

Условные (приобретенные) рефлексы.

Все они основаны на врожденных рефлексах, но для их появления необходимо действие условного раздражителя

Все рефлексы нервной системы осуществляются по нервному пути – рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга – это путь прохождения рефлекса. Рефлекторная дуга включает в себя пять элементов: 1. Рецептор (нервное окончание чувствительного нейрона) 2 . Чувствительный  нейрон 3. Участок ЦНС (спинной мозг), где находится вставочный  нейрон 4. Двигательный нейрон 5. Рабочий орган  (мышца или железа) Самая короткая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного.

Все рефлексы нервной системы осуществляются по нервному пути – рефлекторной дуге.

Рефлекторная дуга – это путь прохождения рефлекса.

Рефлекторная дуга включает в себя пять элементов:

1. Рецептор (нервное окончание чувствительного нейрона)

2 . Чувствительный нейрон

3. Участок ЦНС (спинной мозг), где находится

вставочный нейрон

4. Двигательный нейрон

5. Рабочий орган

(мышца или железа)

Самая короткая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного.

Центральная нервная система

Центральная нервная система

Строение спинного мозга

Строение спинного мозга

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой вытянутый цилиндрической формы тяж длиной в среднем 40-45 см, толщиной около 1 см.

Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой вытянутый цилиндрической формы тяж длиной в среднем 40-45 см, толщиной около 1 см.

Спинному мозгу присущи две функции:  1. Рефлекторная ( все двигательные рефлексы, мочеиспускание; движение диафрагмы, дыхательных мышц; работа внутренних органов) 2. Проводниковая ( с пинной мозг выполняет проводниковую функцию за счет восходящих и нисходящих путей, проходящих в белом веществе спинного мозга. Эти пути связывают отдельные сегменты спинного мозга друг с другом, а также с головным мозгом) . От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов

Спинному мозгу присущи две функции:

1. Рефлекторная ( все двигательные рефлексы, мочеиспускание; движение диафрагмы, дыхательных мышц; работа внутренних органов)

2. Проводниковая ( с пинной мозг выполняет проводниковую функцию за счет восходящих и нисходящих путей, проходящих в белом веществе спинного мозга. Эти пути связывают отдельные сегменты спинного мозга друг с другом, а также с головным мозгом) .

От спинного мозга отходит 31 пара

спинномозговых нервов

Головной мозг

Головной мозг

У человека его масса составляет в среднем 1375 г. Именно здесь громадные скопления вставочных нейронов хранят полученный на протяжении жизни опыт действий. МОЗГ Полушария большого мозга Ствол Мозжечок Продолговатый мозг Мост Средний мозг Промежуточный мозг Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. Мозг содержит три четверти нервных клеток всего человеческого организма. Он содержит на своей поверхности (коре головного мозга) тела 1 5-16 миллиардов нейронов .

У человека его масса составляет в среднем 1375 г. Именно здесь громадные скопления вставочных нейронов хранят полученный на протяжении жизни опыт действий.

МОЗГ

Полушария большого мозга

Ствол

Мозжечок

Продолговатый

мозг

Мост

Средний мозг

Промежуточный

мозг

Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. Мозг содержит три четверти нервных клеток всего человеческого организма. Он содержит на своей поверхности (коре головного мозга) тела 1 5-16 миллиардов нейронов .

Этот орган контролирует: 1.  Наши ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия. 2. Движения – произвольные, которыми мы управляем по своему желанию, и непроизвольные. 3. Работа внутренних органов; продолжение рода. 4.  Приспособление (адаптация) к новым условиям существования, что является основополагающей задачей высшей нервной деятельности.

Этот орган контролирует:

1.  Наши ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия.

2. Движения – произвольные, которыми мы управляем по своему желанию, и непроизвольные.

3. Работа внутренних органов; продолжение рода.

4.  Приспособление (адаптация) к новым условиям существования, что является основополагающей задачей высшей нервной деятельности.

Белое вещество Серое вещество Белое вещество составляет проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга Серое вещество в виде отдельных скоплений (ядер) располагается внутри белого,  а также образует кору головного мозга

Белое вещество

Серое вещество

Белое вещество составляет

проводящие пути,

связывающие головной мозг

со спинным, а также части

головного мозга

Серое вещество в виде

отдельных скоплений (ядер)

располагается внутри белого,

а также образует

кору головного мозга

Продолговатый мозг и мост

Продолговатый мозг и мост

  • Регуляция:
  • Дыхания
  • Пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание)
  • Сердечно-сосудистой системы
  • Защитные рефлексы:
  • Чихание, моргание, кашель, рвота
Мозжечок

Мозжечок

  • Координация произвольных движений
  • Сохранение положения тела в пространстве
  • Регуляция мышечного тонуса и равновесия
Средний мозг Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей) Регуляция мышечного тонуса и позы тела Средний мозг

Средний мозг

  • Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей)
  • Регуляция мышечного тонуса и позы тела

Средний мозг

Промежуточный мозг Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание Промежуточный мозг

Промежуточный мозг

  • Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне
  • Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств
  • Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание

Промежуточный мозг

Большие полушария Боковая борозда Центральная борозда Теменная доля Лобная доля Затылочная доля Височная доля

Большие полушария

Боковая борозда

Центральная

борозда

Теменная

доля

Лобная доля

Затылочная

доля

Височная

доля

Затылочные доли Височные доли Лобные доли Теменные доли
  • Затылочные доли
  • Височные доли
  • Лобные доли
  • Теменные доли
1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи.

1. Предлобная зона коры.

2. Тактильный анализ.

3. Слуховая зона коры (левое ухо).

4. Пространственный зрительный анализ.

5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения).

6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения).

7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции).

8. Слуховые зоны коры (правое ухо).

9. Письмо (для правшей).

10. Центр речи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Строение нервной системы человека

Автор: Оксана Николаевна Давыдова

Дата: 14.08.2024

Номер свидетельства: 654884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока биологии "Строение, значение нервной системы человека""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_biologii_stroenie_znachenie_nervnoi_sistemy_chelo"
    ["file_id"] => string(6) "626670"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677455175"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План урока окружающего мира по теме "Нервная система человека" 4 класс УМК ПНШ"
    ["seo_title"] => string(80) "planurokaokruzhaiushchieghomirapotiemieniervnaiasistiemachielovieka4klassumkpnsh"
    ["file_id"] => string(6) "298379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456321133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок биологии в 8 классе по теме: «Строение нервной системы. Значение нервной системы»"
    ["seo_title"] => string(95) "urok-biologhii-v-8-klassie-po-tiemie-stroieniie-niervnoi-sistiemy-znachieniie-niervnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "248127"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446663480"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Строение и функции нервной системы человека."
    ["seo_title"] => string(51) "stroieniie_i_funktsii_niervnoi_sistiemy_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "456593"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518370333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тренажёр по теме "Нервная система человека""
    ["seo_title"] => string(52) "trienazhior-po-tiemie-niervnaia-sistiema-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "267350"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450361564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства