kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока окружающего мира по теме "Нервная система человека" 4 класс УМК ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В плане урока представлено подробное описание работы учащихся и учителя на различных этапах урока.  Тему урока и его цели согласно требованиям ФГОС учащиеся выводят и формулируют сами, после повторения пройденного материала и разбиения на группы. Каждая группа имеет материал для изучения, после изучения ребята излагают изученное своими словами и рисунком или графически. Для закрепления материала, пересказанного группами у учителя имеется презентация, иллюстрирующая новый материал. Урок разработан с требованиями ФГОС. Работа в группах, индивидуально, выяснение  вопросов темы, которые в начале урока учащиеся объяснить не могут,обращение к этим же вопросам в конце урока, с целью выяснения усвоения темы, всё это помогает учащимся изучить материал и усвоить строение Нервной системы человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока окружающего мира по теме "Нервная система человека" 4 класс УМК ПНШ»

Тема урока : Нервная система человека. 4 класс УМК ПНШ

Учитель Кустова Г.П.

Цели урока:

Образовательные: познакомить с функциями нервной системы, её строением;

вспомнить виды анализаторов(органы чувств), виды клеток;

Развивающие: развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями;

способствовать расширению кругозора учащихся;

Воспитательные: способствовать формированию положительной мотивации к предмету;

умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое собственное мнение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, программа Power Point, слайдовая презентация, раздаточный материал (задания для закрепления).

1)Повторение. На бумаге напечатаны названия органов и систем органов. Каждый получает листок с названием органа. Должны найти своих по признакам и объединиться в команду.

  1. Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие 5 чел.

  2. Опорно-двигательная система: скелет, мышцы.2 чел. (присоединится нервная система)

  3. Органы чувств: глаза, кожа, язык, нос, уши 5чел.

  4. Кровеносная система: сердце, сосуды, артерии, вены, гемоглобин, тромбоциты, 6чел.

  5. Пищеварительная: пищевод, желудок, кишечник, ротовая полость, печень 5чел.

  6. Нервная система: головной мозг, спинной мозг, нервы. 3чел.

Когда все найдут свою группу, доказать , почему так разбились. Рассаживаются по группам, как разбились в поиске

2) Введение в тему урока

Что заметили в записях названий органов?(они на бумаге одного цвета) Почему у одной группы все названия разного цвета? (это тема урока)

Назовите тему урока.

Но начну я с притчи: Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а …..» Как думаете, что он назвал самым важным для человека? (ответы, обсуждение)

В конце урока мы к этому вернёмся.

Какие задачи поставим перед собой? (познакомиться со строением и работой нервной системы человека, узнать, что опасно для нервной системы.)

- Предлагаю план нашей работы:

1. Вспомнить, как человек получает информацию?

2.Выяснить,что входит в нервную систему человека?

3. Рассмотреть, строение головного мозга

4. Предложить, что нужно делать, чтобы сберечь нервную систему

3)Создание проблемной ситуации. 5 минут

-Я вам предлагаю поиграть в игру «Верю и могу объяснить?»

Правила таковы: У каждого такая табличка, работают индивидуально.

На столах лежат таблички.

Учитель задаёт вопрос, а ученики в таблицу рядом с вопросом ставят «+» или «-».

Обращаю ваше внимание на заполнение в столбике «в начале урока».

вопроса

В начале урока

В конце урока

1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности.




2. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?




3. Что нейроны - нервные клетки?




4. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?




5. Спинной мозг-это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?




4)Выявление «области знания-незнания». 5минут

-Что получилось? (3человека отвечают)

-Исходя из этого, какие цели вы поставите? (3-5 человек).

Какие цели вы ставите перед собой по этой теме?

-Моя цель сегодня на уроке познакомить вас со строением и работой нервной системы.

5)Работа в группах.

-Для того чтобы достичь своей цели, пополнив свои знания, поработаем в группах.

У каждой группы на столе листок с материалом по теме задания, читают, обсуждают и -пробуют представить полученную информацию в виде схемы, рисунков, таблицы



-Тема первой группы (головной мозг)

-Второй (спинной мозг)

-Третьей группы (нейроны)

-Тема четвёртой группы (гигиена нервной системы)

-тема пятой группы: советы про сон

-Попробуйте представить полученную информацию в виде схемы, рисунков, таблицы.

На работу отводится 10-12 минут.

1группа.

Головной мозг.

При рождении вес головного мозга составляет примерно 300гр, а у взрослого он - около 1500гр Головной мозг человека устроен необыкновенно сложно. При внешнем осмотре мозга внимание, прежде всего, привлекают два больших полушария. Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. Клетки собраны в группы, и каждая группа имеет свои обязанности. Одни воспринимают звуки, другие различают цвета, третьи реагируют на запах. Есть группы клеток, которые отвечают за речь, зрение, вкус. Есть клетки, которые отвечают за движение, логику, слух, осязание. Клетки мозга обладают способностью запоминать и, когда понадобиться, находить правильный ответ. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела. Головной мозг относится к центральной нервной системе.

Головной мозг защищен костным футляром – черепом.

После презентации группы. 3минуты

Слайд 4.

6)-Ребята, скажите, пожалуйста, имеет ли отношение к уму величина мозга.

Анатоль Франс, писатель-1017гр,

Софья Ковалевская, математик-1385гр,

Дмитрий Иванович Менделеев, химик-1571гр,

Иван Петрович Павлов, физиолог-1653гр,

слабоумный мальчик 10лет-2069гр,

человек со средними способностями-1375гр.

Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.



2 группа

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга - обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно. Его можно назвать «информационной дорогой». Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать. Спинной мозг составляет часть центральной нервной системы.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда - в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро - еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

7)После презентации( 3минуты )

3 группа.

Нейроны – нервные клетки.

В теле человека содержатся сотни нервов. Нейроны - нервные клетки. В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Вытянутые в ряд нейроны человека составят 1000км. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается. Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Существуют нейроны, которые имеют продолжение по всему организму, составляя нечто вроде сети, состоящей из несущих информацию кабелей - нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Каждый из них состоит из сотен продолжений нейронов и может достигать метра в длину. Их задача - как можно быстрее передавать информацию по телу.

Сенсорные нервы передают информацию, идущую от тела к мозгу. Это - данные, передаваемые глазами, ушами, носом и кожей человека.

Моторные нервы передают информацию в обратном направлении, в том числе команды, идущие от мозга к мышцам. Именно благодаря моторным нервам мы можем двигаться. А в целом вся эта сеть называется периферической нервной системой.

После презентации 3минуты

8)- Любая нервная клетка имеет ядро, отростки. Отростки - это очень важный элемент нервной клетки. Они есть у каждой клетки.

- Зачем они нужны? (Чтобы соединяться друг с другом)

- А зачем им соединяться друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем небольшой опыт. Возьмемся за руки, так, чтобы были задействованы все в нашем классе. (Дети берутся за руки. Первый передает “сигнал”, пожав руку соседа. Так “сигнал” передается самому последнему участнику). (Соединяться им нужно, чтобы передавать информацию, сигналы)

Отростки - Это нервные окончания, через которые передаётся информация в виде импульсов.

- Как вы думаете, где находятся нейроны, в какой части человеческого тела? (По всему телу человека) (Слайд)



Физминутка.

Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей.

Вы попрыгайте, ребятки, Сразу станете бодрей!

Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!

- А теперь я приведу примеры, когда мозг преобразует зрительные ощущения

(Зрительные иллюзии восприятия)Слайд

4 группа.

Гигиена нервной системы.

Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух, за 2 секунды обегает все его клетки. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность. Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Помните: « Все болезни от нервов» - говорят в народе.

Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.

После презентации (3 минуты

9)-Обобщение учителем.

- Каждая нервная клетка похожа на паучка, сидящего в центре своей паутины. От тельца нейрона тянутся во все стороны отростки. По ним проходят слабые электрические сигналы. Когда много длинных отростков нервных клеток тянутся вместе, получается что-то вроде кабеля. Такие “кабели” называются нервами. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Поэтому нервная клетка вне зависимости от величины играет огромную роль.

- Так работает мозг, когда человеку ничего опасного не грозит. Давайте представим, что человек прикасается к горячему и ждет, пока обрабатывается информация головным мозгом. Что произойдет? (Ожог) Как уберечь организм от опасности?

- Чем отличаются ситуации, когда грозит опасность человеку и когда есть возможность обдумать? (Передача импульсов различается. Если нет опасности, то нервные импульсы передаются: спин. мозг - гол. мозг - спин. мозг – мышца. Если существует опасность, то: спин. мозг – мышца – гол. мозг. Это различие в передаче импульсов заключается в том, что бывают ситуации, когда анализировать мозгу и давать приказания некогда. Человек может погибнуть, если вовремя не сработает нервная система и “приказ”).

А как вы думаете, в обычных ситуациях есть ли у человека сигналы нервной системы, которые не передаются головному мозгу?

У каждого человека есть рефлексы -ответные реакции нервной системы на разные ситуации. Рефлексы стоят на охране тела. Это единственные сигналы нервной системы, которые не передаются головному мозгу.)

10)- Вывод:

Итак, головной мозг главный орган нервной системы. Он устроен необыкновенно сложно. Клетки собраны в группы и каждая имеет свои обязанности. Спинной мозг расположен внутри позвоночника. Он начинается от головного мозга. Выполняет две функции: рефлекторную (простейшие рефлексы – сгибание и разгибание конечностей) и проводниковую (импульсы от кожи по спинному мозгу поступают в головной

Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела! Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

11) Рефлексия.

-Вернемся к нашей игре. Возьмите таблицу и заполните колонку «в конце урока». Напоминаю вопросы.

-У кого она изменилась? У кого данные остались прежние?

-Кто достиг своей цели?

1.Оценивают свою работу в группе сами, на листочках.

2. Работу каждого оценит и группа, а я наблюдая на уроке, сверю свои ощущения с вашими оценками и оценю вашу работу.



12)- Сейчас вам предстоит получить ответ на вопрос. - Как надо беречь нервную систему?



Вы постоянно слышите совет делать зарядку по утрам. Даже кошка, просыпаясь, подтягивается, как будто делает зарядку. В чем «секрет» зарядки? Во время сна тело отдыхает. Отдыхает и мозг. Утром глаза не открываются, мышцы расслаблены – мозг постепенно просыпается. Пробудить его, дать ему заряд бодрости и помогает утренняя гимнастика. Гиппократ советовал: « Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого-либо заболевания, но и хороший уровень физического развития человека, и его хорошее эмоциональное состояние.

Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам - мышцам, сердцу, желудку, печени и другим. Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Как вы думаете, почему? (Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.)

Верно, чтобы на следующий день человек чувствовал себя бодрым, мог хорошо работать. Ведь при недосыпании работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система человека. Он становится рассеянным, часто делает ошибки, во время работы быстрее устает, у него плохое настроение. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким. Что для этого необходимо? (Нужно вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном.)

5 группа сообщение о сне.

Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила: Выдели их:

Советы для крепкого сна.

- не слушай громкую музыку перед сном;

- слушай громкую, задорную музыку перед сном

-Хорошенько ешь за ужином, мягко будет спать

- не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;

-Детективы и ужастики по телевизору напугают и быстро уснёшь, смотри их регулярно.

- Весёлые шумные игры заставят тебя устать и быстрее уснуть.

- не играй в шумные игры и не смотри боевики и криминальные новости, займись занятиями, успокаивающими нервную систему;

- Не надо мыться перед сном-вода прогонит сон и будешь крутиться, а не уснёшь.

- не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

Хорошо спать со светом и болтающим телевизором

- выключи свет, телевизор.

13)Если вы выработаете привычку к организованности в детстве, то будите многое успевать и не станете тратить время на бесполезную работу. Недаром говорят : «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку- пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Обратимся к корзине «Идей»

- Сейчас вам предстоит ответить на вопрос. - Как надо беречь нервную систему?

Итак, какие факторы укрепляют здоровье?

(Четкий и правильный режим дня.2. Здоровый сон.)

14)Итог.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас - это здоровье, только тогда, когда его у нас уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

15) Д/з 1) учебник стр.38-40 и составить режим дня школьника

2)Найдите (подберите) интересную информацию о нервной системе, рефлексах человека

Вам уже знакомо понятие “режим дня”. Что оно обозначает? Нужно ли его соблюдать и почему? (Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток).

В природе все подчинено четкому ритму. Сезоны года сменяют друг друга, живые организмы приспосабливаются к этой смене и смене дня и ночи. Человек - часть природы и живет по ее законам. Человеческий организм подчиняется суточному ритму, который славился на Земле миллионы лет назад. Ночью человек спит, а днем активен. Нарушения привычного ритма сбивают работу организма и могут привести к заболеваниям.

Чтобы этого не происходило, нужно приучить себя ложиться спать, просыпаться, питаться в определенное время, то есть выработать режим. Но работоспособность организма в течении дня не одинакова. Наиболее высокая она с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. Учтите это при составлении своего режима дня.

16) Стадия рефлексии

– Вы сегодня много узнали о нервной системе, головном мозге. И сейчас вам предстоит написать синквейн.



Мозг

Человеческий, главный, удивительный

Запоминает, хранит, управляет

Одна голова хорошо, да с мозгами лучше

Берегите его!

Или:

Нервная система

Контролирующая , реагирующая

Передает, объединяет, управляет

Берегите нервную систему!

Нервные клетки не восстанавливаются!



17) Завершая наш урок, хочу прочитать вам строки С.Я.Маршака:

“Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет…”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План урока окружающего мира по теме "Нервная система человека" 4 класс УМК ПНШ

Автор: Кустова Галина Павловна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298379


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства