Просмотр содержимого документа
«Система работы по подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации по биологии»
Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Андреевка»
Воскресенского района Саратовской области
Система работы по подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации по биологии
Выполнила:
учитель биологии
МОУ «ООШ с. Андреевка»
Слесаренко М.В.
2019-2020 учебный год
ЕГЭ по биологии в 11классе ( экзамен по выбору )
является формой государственного контроля результатов обучения и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования
Дает возможность продолжить образование в ВУЗах и ССУЗах биологической направленности.
ОГЭ по биологии в 9-м классе
необязательный предмет для сдачи на выпускных экзаменах
( экзамен по выбору )
Продолжить обучение в профильном
10–11-м классе или ССУЗах биологической направленности.
Как же подготовить учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ -9?
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
Подготовка учащихся к ГИА должна осуществляться учителем по следующим направлениям:
информационная работа;
содержательная (предметная) подготовка
( Формула эффективного действия: учебник - носитель содержания образования + технология обучения + технология оценивания);
психологическая подготовка (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Содержание информационной работы в процессе подготовки к ОГЭ с учащимися:
инструктаж учащихся: процедура проведения ГИА; правила поведения на экзамене; знакомство со структурой и содержанием КИМов; правильное заполнение бланков;
информирование o порядке проведения подготовки к экзамену;
информирование об основных требованиях, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной и средней школы;
информирование о необходимых материалах для занятий (учебники, рабочие тетради , сборники тестов и т.д.);
информирование учащихся о сроках, формах (тесты, практические задания) и содержании контроля (периодичность, тематика);
расписание работы кабинета (часы дополнительных индивидуально-групповых занятий, факультативов);
оформление информационного стенда «Готовимся к экзамену» (нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА;
-наличие папки с Материалами по ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов).
Содержание информационной работы с родителями учащихся:
1) Родительские собрания:
информирование родителей о процедуре ГИА , особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;
ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ГИА ;
информирование о посещении индивидуальных и групповых занятий и выполнении заданий;
информирование о результатах пробных внутришкольных экзаменов ГИА ;
о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ГИА в школе.
2) Индивидуальное консультирование родителей учителем-предметником
На данном этапе учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников школы ( изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение ОГЭ), и выстроить подготовку к итоговой аттестации.
Необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с 5 класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор, и целенаправленную подготовку с 8 класса, когда закладывается технология выполнения заданий разделов ОГЭ.
Для подготовки к ОГЭ по биологии школьников, изучающих биологию на базовом уровне (или число школьников, выбравших экзамен по биологии невелико ), желательно использовать:
элективный курс , расширяющий программу по биологии,
внеурочные формы работы по предмету ,
факультативные формы работы по предмету для коррекции расхождения действующего учебного плана и требований ОГЭ.
* Разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к ОГЭ , и согласовать их с учениками и их родителями .
Пример 1. Индивидуальный план подготовки к ОГЭ .
Содержание деятельности
Домашнее задание
Сроки осуществления
Родители (ознакомлены): _____________
Система мероприятийпо повышению качества подготовкик итоговой аттестации в форме ГИА включает следующие направления деятельности:
На уроках биологии и во внеурочное времянеобходимо уделять внимание:
- работе с терминами и основными понятиями , что позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний, необходимую для выполнения заданий первой части ОГЭ(ГИА). Создается словарь Терминов
Термины
Этимология
Определение
Опорная схема
Для усвоения терминов можно использовать терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов.
формированию у учащихсяумений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источник
-подготовке и проведению проверочных, лабораторных и контрольных работ в формате ОГЭ.
Самым важным направлением в процессе подготовки учащихся к экзамену должна стать систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями .
В первую очередь необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового уровня. То есть при подготовке к ОГЭ необходимо научить школьников технике сдачи теста.
Для этого уже с 5-го класса необходимо внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты. Проведение учебно-тренировочных тестов по темам , работа с тренировочными материалами для подготовки к итоговой аттестации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе . В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с
1.тетрадью с печатной основой
2. со сборниками тестов
3. с использованием пособий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ, и пособия, имеющие гриф ФИПИ
(сайт www.fipi.ru .)
(сайт www.fipi.ru .)
(сайт www.fipi.ru .)
(сайт www.fipi.ru .)
(сайт www.fipi.ru .)
Для эффективной подготовки школьников к ОГЭ необходимо использовать различные виды контроля.Система контроля качества подготовки по биологии учащихся 9-го класса
Виды контроля
Средства диагностики
Входной
Тестовые задания по биологии, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу.
Анкеты по изучению мотивации.
Тематический
Тесты с выбором одного ответа.
Терминологические тесты с одним ответом.
Тесты с выбором трех ответов.
Тесты на соответствие и на установление последовательности.
Тесты повышенной сложности для самоконтроля.
Задания на нахождение ошибок в тексте.
Задания с использованием текста.
Задания для развернутого ответа.
Тексты с пропущенными словами в предложениях и др.
Итоговый
(за 5-9 класс)
Тестовые задания по биологии, определяющие базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 5-9 класс;
оценка знаний, умений и навыков раздела «Общая биология» в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов).
Проведение тренинга по выполнению заданий, ориентированных на проверку умений работать с учебным рисунком и схемой.
1.Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен рабочий орган? 2.К какому классу относят животных, схема строения сердца которых показана на рисунке?
1
2
Графические заданияИзучите график, отражающий рост личинки (нимфы) насекомого. В течение каких двух дней наблюдается максимальное увеличение размеров животного?
Задание.
Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого.
1)Синтез АТФ
2)Синтез белка
3)Фотосинтез
4)Накопление запасных
питательных веществ
Целое
Часть
вакуоли
поддержание тургора клетки
хлоропласты
………………
тренинги с использованием Интернет – технологий
Использование сайтов биологической направленности (http://bioege.edu.ru/ ) и On - line тесты для подготовки к итоговой аттестации. Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ГИА:
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml- База данных по биологии
http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
www.informika.ru-Центр информатизации Министерства образования РФ
Следует учесть , что при подготовке к итоговой аттестации лучше избрать тематическое повторение и систематизацию учебного материала.
После повторения каждой темы проверять её усвоение выполнением тестовых заданий
Продуктивным будет использование следующих ресурсов:
• Уровневая дифференциация.• Информационные компьютерные и проектно - исследовательские технологии.
•Технология критического мышления.
•Деятельностный метод.
•Кейс - метод
•Лабораторно-исследовательские практикумы.
•Обзорные и установочные лекции.
•Публичная защита проектов (оценка за содержание и мастерство изложения или артистичность).
•Проведение творческих конкурсов.• Изучение программы в полном объеме.• Отработка базовых знаний.• Кропотливый анализ учета знаний и выход на траекторию индивидуального развития ребенка.• Система повторения и обобщения.• Формирование общеучебных умений и навыков (умение работать в заданном временном режиме). Соблюдение принципа жесткого ограничения времени при выполнении тестовых заданий.• Анализ итогов ГИА.
Содержание психологической направленности в процессе подготовки к ОГЭ с учащимися:
Данная подготовка включает 4 условных направления психологического сопровождения выпускников:
преодоление «мифологии ОГЭ» (негативная установка по отношению к экзамену);
преодоление когнитивных трудностей ОГЭ (связаны с особенностями переработки информации в ходе ГИА, со спецификой работы с тестовыми заданиями);
преодоление личностных трудностей ОГЭ (обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями: совмещение выпускного и вступительного экзамена; проведение ЕГЭ и оценивание результатов экзамена независимыми экспертами – повышает уровень тревожности учащихся);
- преодоление процессуальных трудностей ГИА (связаны с самой процедурой ЕГЭ: страх ошибиться при заполнении бланка; присутствие педагога в качестве наблюдателя, а не их учителя; критерии оценивания; незнание своих прав и обязанностей (возможность апелляции)).
По данному направлению должна проводиться совместная работа с психологом.
Можно использовать :
√ Памятки для учащихся и родителей , помогающие снизить стрессовость экзаменационной ситуации
√ Советы выпускникам: как подготовиться к сдаче ЕГЭ.( http://school6- krasnokamensk.edu.ru.purple.
√ тест «Измерение уровня тревожности при подготовке выпускников к ЕГЭ».
Вопросы подготовки к ГИА решаемы, если деятельность учителя будет базироваться на принципах:
системности(подготовка ведется последовательно по различным направлениям - предметно, информационно, психологически);
-гибкости(отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ГИА, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
Результативность сдачи ОГЭ( ГИА)во многом определяется тем, насколько эффектно организованпроцесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.
Если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.