kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность, как условие творческой самореализации обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы. Проектная деятельность, как условие творческой самореализации обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность, как условие творческой самореализации обучающихся»

Проектная деятельность, как условие творческой самореализации обучающихся при обучении биологии Учитель биологии МОУ СОШ №1 р. п. Новые Бурасы Демина Нина Алексеевна

Проектная деятельность, как условие творческой самореализации обучающихся при обучении биологии

Учитель биологии МОУ СОШ №1 р. п. Новые Бурасы

Демина Нина Алексеевна

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом . В основе деятельностного подхода в обучении биологии лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности. «Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать. Им станет тот, кто не умеет учиться»  О.Тоффлер, американский социолог

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом .

В основе деятельностного подхода в обучении биологии лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности.

«Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать.

Им станет тот, кто не умеет учиться»

О.Тоффлер,

американский социолог

Научить учиться Обеспечить формирование учебно-познавательной компетентности через практико-ориентированное обучение на уроках биологии и во внеурочное время.

Научить учиться

Обеспечить формирование учебно-познавательной компетентности через практико-ориентированное обучение на уроках биологии и во внеурочное время.

Компетентность – интегративная характеристика, определяющая сформированные способности (умения) человека результативно действовать в нестандартных ситуациях Компетентность = деятельность в нестандартной ситуации

Компетентность – интегративная характеристика, определяющая сформированные способности (умения) человека результативно действовать в нестандартных ситуациях

Компетентность = деятельность в нестандартной ситуации

«Учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности »  А. В. Хуторской достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности , которые включают: Учебные  действия  и операции  познавательные и учебные мотивы учебную задачу Учебную  цель

«Учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности »

А. В. Хуторской

достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности , которые включают:

Учебные

действия

и операции

познавательные

и учебные мотивы

учебную

задачу

Учебную

цель

Теория познания включена в структуру профильного биологического образования издательского центра «Вентана-Граф» В учебнике биологии для профильной школы  (10-11 кл.) под редакцией И.Н. Пономаревой Развитие учебно-познавательной компетенции  («учится учиться» ) представлено в виде организации самостоятельной работы:

Теория познания включена в структуру профильного биологического образования издательского центра «Вентана-Граф»

В учебнике биологии для профильной школы

(10-11 кл.) под редакцией И.Н. Пономаревой

Развитие учебно-познавательной компетенции

(«учится учиться» ) представлено в виде организации самостоятельной работы:

  • Текстом параграфа на выявление главной сути содержания, путем включения вопросов и заданий на рассуждение;
  • С научным понятием через работу с терминологическим словарем, в конце темы рубрика «Основные понятия темы»;
  • Решением учебно-познавательных задач (репродуктивных, проблемных);
  • С информацией через поиск и структурирование при выполнении заданий рубрики «Узнай больше», работу с иллюстрациями;
  • В исследованиях прикладного характера с использованием имеющегося собственного опыта ученика в учебнике приведены «Темы самостоятельных исследований».
Формулирование цели Цель - это направленность активности на результат, представляющий собой достижение предмета потребности.  Научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки. Нет цели – нет результата

Формулирование цели

  • Цель - это направленность активности на результат, представляющий собой достижение предмета потребности.
  • Научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки.

Нет цели – нет результата

Организация самостоятельной работы с текстом параграфа на выявление главной сути содержания, путем включения вопросов и заданий на рассуждение. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом :

Организация самостоятельной работы с текстом параграфа на выявление главной сути содержания, путем включения вопросов и заданий на рассуждение.

В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом :

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • составь суждение по тексту параграфа.;
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы .;
  • создай таблицу (сверни информацию) ;
  • составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем - процесс, вещества, свойства веществ);
  • составь предложения по теме ... , используя слова «так, как», «потому что», следовательно», «если, то»;
Понятие - вывод, итог познания реальных процессов и явлений, логически оформленная мысль. Работа с понятийным аппаратом: работа с терминологическим словарем учебника, в конце темы рубрика «Основные понятия темы»; Алгоритм работы с понятиями:

Понятие - вывод, итог познания реальных процессов и явлений, логически оформленная мысль.

Работа с понятийным аппаратом:

  • работа с терминологическим словарем учебника,
  • в конце темы рубрика «Основные понятия темы»;

Алгоритм работы с понятиями:

  • назвать понятие, дать его определение.
  • Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
  • Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.
  • Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.
  • Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.
  • Определить термин своими словами.
  • Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
Рубрика «Узнай больше»  Обучение приемам поиска информации одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это: А - глобальная сеть Интернет и B - печатные источники. A - Существуют три основных способа поиска информации в Интернете: -  указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ. -  Передвижение по гиперссылкам - это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя. -  Обращение к поисковой системе - в настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс , Google, Rambler и некоторые другие.

Рубрика «Узнай больше»

Обучение приемам поиска информации

одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это: А - глобальная сеть Интернет и B - печатные источники.

A - Существуют три основных способа поиска информации в Интернете:

- указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

- Передвижение по гиперссылкам - это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

- Обращение к поисковой системе - в настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс , Google, Rambler и некоторые другие.

Изучить самостоятельно учебный текст, осмыслить его содержание, переработать и трансформировать в удобную для запоминания или дальнейшего использования форму способствует умение «свертывания» информации. Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы.  Алгоритм составления схемы:

Изучить самостоятельно учебный текст, осмыслить его содержание, переработать и трансформировать в удобную для запоминания или дальнейшего использования форму способствует умение «свертывания» информации.

Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы.

Алгоритм составления схемы:

  • запишите тему, выделите ключевые слова.
  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  • Приведите примеры.
Работа с таблицами, графиками,  отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления. Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы: Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу? Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы:

  • Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
  • Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Метод ментальных карт Как эффективнее вести заметки Ментальные карты — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ментальные карты можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Метод ментальных карт

Как эффективнее вести заметки

Ментальные карты — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Ментальные карты можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Ментальные карты - это эффективный инструмент структурирования и анализа информации. Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить степень запоминания информации, ускорить разработку личных и учебных проектов. Тони Бьюзен, английский психолог 

Ментальные карты - это эффективный инструмент структурирования и анализа информации. Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить степень запоминания информации, ускорить разработку личных и учебных проектов.

Тони Бьюзен,

английский психолог 

Ученик - ученику Интеллект-карты представляют собой чрезвычайно эффективный учебный метод Интеллект-карты используют весь спектр мыслительных способностей - оперирование словами, образами и числами, логику, ритм, цвет и пространственную ориентацию - в универсальном и чрезвычайно эффективном методе. Они не только используют визуальные образы - они сами по себе являются визуальными образами.

Ученик - ученику

Интеллект-карты представляют собой чрезвычайно эффективный учебный метод

Интеллект-карты используют весь спектр мыслительных способностей - оперирование словами, образами и числами, логику, ритм, цвет и пространственную ориентацию - в универсальном и чрезвычайно эффективном методе. Они не только используют визуальные образы - они сами по себе являются визуальными образами.

«Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:  Ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;  Выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;  Дать им возможность построить способ действия;  Обеспечить правильную оценку результата;  Проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);  Выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);  Повторно решить задачу (выполнить действие)» Лазарев Валерий Семенович –  доктор психологических наук, академик РАО, директор Института инновационной деятельности в образовании РАО.  Алгоритм формирования способа действия

«Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:

  • Ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;
  • Выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;
  • Дать им возможность построить способ действия;
  • Обеспечить правильную оценку результата;
  • Проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);
  • Выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);
  • Повторно решить задачу (выполнить действие)»

Лазарев Валерий Семенович –

доктор психологических наук, академик РАО, директор Института инновационной деятельности в образовании РАО. 

Алгоритм формирования способа действия

Формирование алгоритма выполнения заданий 1 2 3 Сформировать первичный опыт выполнения действия и мотивацию при изучении учебной темы. 4 Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего задания. Сформировать умение выполнять изученное задание посредством включения его в практику учения на предметном содержании, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию. Организовать контроль сформированности данного умения.

Формирование алгоритма выполнения заданий

1

2

3

Сформировать первичный опыт выполнения действия и мотивацию при изучении учебной темы.

4

Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего задания.

Сформировать умение выполнять изученное задание посредством включения его в практику учения на предметном содержании, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию.

Организовать контроль сформированности данного умения.

Задание 28 ОГЭ Уме­ние соотносить мор­фо­ло­ги­че­ские признаки ор­га­низ­ма или его от­дель­ных органов с пред­ло­жен­ны­ми моделями, по за­дан­но­му алгоритму

Задание 28 ОГЭ

Уме­ние соотносить мор­фо­ло­ги­че­ские признаки ор­га­низ­ма или его от­дель­ных органов с пред­ло­жен­ны­ми моделями, по за­дан­но­му алгоритму

На занятиях объединения «Мир под микроскопом» формируем умения проведения биологических исследований Николаю необходимо изучить строение растительной клетки. Для успешного выполнения исследования ему необходим микроскоп с увеличением, равным ×200. У него есть объектив, дающий увеличение в 20 раз (×20). Какое увеличение окуляра ему необходимо?

На занятиях объединения

«Мир под микроскопом» формируем умения проведения биологических исследований

Николаю необходимо изучить строение растительной клетки. Для успешного выполнения исследования ему необходим микроскоп с увеличением, равным ×200. У него есть объектив, дающий увеличение в 20 раз (×20). Какое увеличение окуляра ему необходимо?

  • ×4000
  • ×220
  • ×180
  • ×10
В своей работе используем лабораторный практикум учебника, а также рубрики «Проведите наблюдения и установите» и «Темы самостоятельных исследований» Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом ткани. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

В своей работе используем лабораторный практикум учебника, а также рубрики «Проведите наблюдения и установите» и

«Темы самостоятельных исследований»

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом ткани. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  • зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
  • зажмите препарат лапками-держателями
  • положите микропрепарат на предметный столик
  • глядя в окуляр, настройте свет
  • медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение ткани
Работа с живыми объектами  Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения черенкования комнатных растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Работа с живыми объектами

Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения черенкования комнатных растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  • выясните, какое из имеющихся у вас комнатных растений размножается черенками
  • после образования 4–5 придаточных корней высадите черенок во влажную почву
  • накройте растение банкой
  • поставьте черенок в воду
  • осторожно срежьте лезвием или острым ножом с выбранного растения стеблевой черенок (часть побега с 4–5 листьями)
Исследовательские работы

Исследовательские работы

Экологическая тропа  Задачи:  1).  изучение и наблюдение учащимися объектов и явлений природы , нахождение тем для будущей научно-исследовательской работы;   2) создание условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде, любви к родному краю; 3) формирование социальной компетентности.  Юный лесовод

Экологическая тропа

Задачи: 1). изучение и наблюдение учащимися объектов и явлений природы , нахождение тем для будущей научно-исследовательской работы;

2) создание условий для воспитания экологически

грамотной культуры поведения человека в окружающей среде, любви к родному краю;

3) формирование социальной компетентности.

Юный лесовод

Лесонасаждения Смешанный лес 4 3 Луг Лесной питомник 5 2 МАРШРУТ Понятие «биоценоз»  Пришкольный Антропогенное участок воздействие 1 6

Лесонасаждения

Смешанный лес

4

3

Луг

Лесной

питомник

5

2

МАРШРУТ

Понятие

«биоценоз»

Пришкольный

Антропогенное

участок

воздействие

1

6

Главным существенным отличием учебно-познавательной деятельности от учебной является то, что она направлена на решение реальной социально актуальной и личностно значимой для учащегося познавательной проблемы. Личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как учебно-познавательную компетенцию.

Главным существенным отличием учебно-познавательной деятельности от учебной является то, что она направлена на решение реальной социально актуальной и личностно значимой для учащегося познавательной проблемы.

Личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как учебно-познавательную компетенцию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Проектная деятельность, как условие творческой самореализации обучающихся

Автор: Демина Нина Алексеевна

Дата: 19.08.2021

Номер свидетельства: 585452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(106) "proiektnaiadieiatielnostkaksposobformirovaniiakliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsianaurokakhlitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "268936"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450717233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию проектной деятельности "
    ["seo_title"] => string(111) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-obuchaiushchikhsia-chieriez-orghanizatsiiu-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "130843"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415996391"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства