Вечер физики "Я самый умный!"
Цель:
развитие познавательного интереса учащихся;
их активности;
расширение кругозора;
повторение пройденного материала.
Участники: ученики с 10 «А» и 10 «Б» классов.
Учитель. Каждый, кто находится в этом зале, может сказать, что ему знаком школьный предмет физика. Физика наука о природе. И сегодня мы, продолжая разговор о физике, будем рассматривать, как объясняются некоторые природные явления с точки зрения физики. Я, надеюсь, что эта встреча будет интересной.
Правила:
Не выкрикивай, ответ не зачтется.
С начала подумай, а потом отвечай.
Программа
1. литературно-физическая викторина.
2. Конкурс Всезнаек.(дом. задание).
3. Конкурс театрализованного представления законов физики.
4.. Конкурс “Дальше, дальше, дальше...”
5. Плоды деятельности человека.
6. Конкурс « Маска, я тебя знаю».
VII. Подведение итогов. Награждение.
Учитель: Всегда хочется чего-то необычного и красивого. Во многих литературных произведениях писатели описывали физические явления. Вот и попробуем физику и лирику связать в одно.
1.1. Кто автор этих строк? Как называется произведение? Что представляют, с точки зрения физики, “на стеклах легкие узоры”?
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре...
(А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Кристаллики замерзшей воды, ее твердое состояние.)
1.2. Читаю отрывок из известного произведения А. Бел
«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище!...Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру упал кусок голубого неба.-----Жидкий воздух-----сказал Бейли.
О каком произведении идёт речь? При каких условиях воздух может стать жидкостью?
( « Продавец воздуха» Воздух становится жидкостью при больших давлениях и низкой температуре).
1.3. А.Вознесенский. “Мороз”
Помнишь время молодое?
Мы врывались на пари,
оставляя пол-ладони,
примороженной к двери.
Почему “пол-ладони” оказалось примороженной” к двери”? Объясните сточки зрения физики?
(Металл, обладая большей, чем дерево теплопроводностью, активно отводит “ тепло от руки, в следствии чего влага, имеющаяся в ее порах и на ней, быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает.)
1.4. Она жила и по стеклу текла,
но вдруг её морозом заковало
и неподвижной льдинкой капля стала,
а в мире поубавилось тепла.
В чём ошибся поэт?
( не поубавилось, а прибавилось тепла)
Учитель:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают,
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится,
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей.
Давайте вспомним их, друзья!
Я называю известные пословицы, а вы сказать о каком физическом явлении,понятии, законе говорится в пословице.
1. Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь.
(Тема: молекулярное строение вещества)
Части разбитого стекла невозможно соединить, так как молекулы нельзя сблизить на такое расстояние, на котором действует межмолекулярное притяжение.
2.. Хорошему прыжку хороший разбег нужен . Пословица объясняется явлением
инерции. Чем больше разбег при прыжке, тем дольше движение по инерции.
3. Как об стенку горох. ударе горошины об стенку возникает упругая сила,
под действием которой она легко отскакивает от твердой поверхности.
4. Светит, да не греет ( месяц ). ( Луна ) светит отраженным солнечным
светом, не излучая тепло.
П. Конкурс Всезнаек. Приступаем к домашнему заданию
Привести примеры использования законов физики в биологии, географии и других науках.
Закон Паскаля в биологии.
Закон сообщающихся сосудов в географии.
Закон рычага в истории..
Закон Архимеда в биологии.
Учитель: Я приглашаю из каждой команды по 3 человека, которые чувствуют в себе
Артистические способности. Задание: показать пантомимой для второй команды сценку на известный закон ( выбирают карточки на которых написано:
1 «Закон сохранения инерции» Действующие лица: 3 тележки.
2. « 1-й Закон Ньютона». Действующие лица: Сила тяжести, яблоко, Сила упругости.
3. « Закон всемирного тяготения». Действующие лица: Земля, человек, Луна.)
Вторая команда должна прокомментировать показанный вами закон.
Учитель:Дорогие друзья! Продолжаем нашу игру. Эрудиты, вам слово! Эрудит в переводе с латинского это человек, который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать это специалист широкого профиля.
III. Конкурс “Дальше, дальше, дальше...”
Вопросы первой команде.:
1. Все, что нас окружает, и мы сами – это...
2. Линия, которую оставляет тело при движении наз…
3. Направленный отрезок прямой, соединяющий начальное и конечное положение тел наз….
4. Мельчайшая частица вещества,обладающая свойствами самого вещества наз….
5. Сопротивление проводника от силы тока и напряжения ….
6. Прибор, которым измеряют напряжение в электрической сети…
7. Что изучает механика?
8. Явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого наз….
9. Отрицательная частица атома…
10. Четыре состояния вещества.
11.Барометр – это ...
12.Атмосфера – это...
Вопросы второй команде
1. В каких единицах (в СИ) измеряется плотность пуха? (кг/м³).
2. Число молеку в 1 моле вещества наз…
3. Кинетическая энергтя тела зависит от….
4. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (Их массы одинаковы).
5. Как называется маленькое количество жидкости? (Капля)
6. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
7. Что изучает физика?.
8. Кто изобрел термометр? (Цельсий)
9. Каким прибором измеряют атмосферное давление? (барометр).
10. Как звали учёного, который извлёк пользу из того, что тему на голову упало яблоко?
11. Что получится, если расстояние, пройденное машиной, разделить на время, которое она провела в пути?
12. Прибор, которым измеряют массу и вес тела.
. Плоды деятельности человека.
Желающие по одному подходят к “дереву”, на котором развешаны различные предметы. Нужно выявить проблему, связанную с этими предметами, и найти выход. На дереве висят: (написано на листах):
Аэрозоль..
Пакет целлофановый.
Сотовый телефон.
Компьютер.
Учитель: Конечно,мы не можем сегодня обойти вниманием тех, чьи законы,формулы мы изучаем Пришла пора конкурса « Маска,я тебя знаю»
Вопрос первой команде
Назовите фамилию очень известного ученого,который
Подсказки:
1. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
3. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю на уроках труда.
5. По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
(Архимед.)
Вопрос второй команде:
Но и без приборов физике пришлось бы трудно. Вам предстоит отгадать
Что это?
Подсказки:
1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
4. Он всегда целенаправлен.
5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.
(Компас.)
VI. Подведение итогов вечера.
Учитель: Вот и закончился наш вечер. Надеюсь, дорогие друзья, вам было интересно, и вы узнали много нового. А закончить нашу встречу хочу словами великого ученого А.Энштейна.
“Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму”. Слово жюри.
Награждение.
Победители награждаются отличными оценками и призами.