Тема урока:
Мы считаем человека «царем» природы… Приспособляя богатства природы в пользу себе еще не известного, господствуем ли мы над ней или, наоборот, природа нас заставляет подчиняться ее законам. М.Пришвин
Цели урока:
- расширить знания учащихся об экологии как комплексной сложной многогранной науке о взаимоотношениях живой и неживой природы;
- сформировать представление о предмете, объекте, задачах и методах экологии;
- развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
Птицы и звери, цветы и деревья обращаются к человеку: «Сохрани то, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки…» (Коллективное обсуждение высказывания)
Экология – это наука о взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Термин «экология» («ойкос» – дом, «логос» – наука) ввел известный немецкий зоолог Эрнст Геккель
в 1866 году в своей работе «Общая морфология организмов».
Геккель Эрнст (Haeckel) (1834-1919) - немецкий биолог .
С 1861 приват-доцент зоологии и сравнительной анатомии, в 1862-1909 профессор Йенского университета. Исследовал радиолярий (1862 и 1887), известковых губок (1872) и медуз (1879, 1880).
Наиболее известны труды по развитию и пропаганде эволюционного учения: "Общая морфология организмов" (т.1-2, 1866), "Естественная история миротворения" (1868), "Теория гастреи" (1874-77), "Антропогения, или история развития человека" (1874), "Систематическая филогения" (1894-96).
Технология «Ассоциативный куст»
Что такое экология? (Учащиеся называют свои «ассоциации» с понятием «экология»)
Рассказ учителя
Мастер-класс (стр. 6)
Каждый человек , бережно и разумно использующий богатства природы, помогает сохранить окружающую среду для себя и будущих
поколений
Задание для учащихся
Исходя из определения экологии, предмета и объекта ее изучения, сформулируйте, какие задачи ставит перед собой эта наука.
(Обсуждение ответов, составление схемы. Мастер-класс стр.7)
Основные задачи экологии: - установление закономерностей взаимосвязей между организмами, их сообществами и условиями окружающей среды; - определение экологического состояния природных и искусственных сообществ; - установление закономерностей взаимоотношений между популяциями разных видов; - наблюдение з а изменениями биосферы; - применение экологических знаний в деле охраны окружающей среды.
Метод – путь,
способ познания
Описа-
ние
Измере-
ние
Наблюде-
ние
Моделиро-
вание
Экспери-
мент
Линейка,
теодолит,
эхолот, сканер
Словари,
энциклопедии,
научные статьи
Компьютер.,
компьютерная
программа
Бинокль, лупа,
микроскоп,
космический
спутник
Батискаф,
аквариум,
лабораторное
оборудование
Батискаф – подводный автономный (самоходный) обитаемый аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах.
Теодолит – измерительный прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах, топографических и геодезических съёмках.
Эхолот – узкоспециализированный гидролокатор, устройство для исследования рельефа дна водного бассейна.
Сканер – это устройство, которое анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта.
Работа со «шпаргалкой»
Мастер-класс (стр. 203)
Человек – часть природы и может существовать только сохраняя ее.
Мы все снимаем угол свой
У матушки природы,
И крыша нам над головой
Суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом
Битком набит жильцами
И уживаться надо в нем
Хоть мы с «усами» сами.
М. Левитман
Самостоятельная работа на закрепление знаний: выполнить задание в рабочей тетради стр. 3-4
Домашнее задание: - выучить § 1-2; - подготовить реферат «Биография и научная деятельность Э.Геккеля»