Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
Цель: Сформировать у обучающихся знания о листе как важной
боковой части побега; познакомить с особенностями внешнего
строения листа; сформировать умение распознавать простые,
сложные листья и их жилкование;
воспитывать экологическую грамотность обучающихся.
Оборудование: учебник биологии
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение раннее изученного материала.
- Постановка темы и цели урока.
- Изучение нового материала по плану:
- лист – часть побега.
- функции листа.
- строение листьев.
- лист черешковый, сидячий.
- формы края листьев.
- форма листьев.
- типы листьев (простые, сложные)
- листорасположение.
- жилкование листьев.
5. Закрепление изученного материала.
6. Итоги урока
7. Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала.
- вставьте пропущенное слово:
1) Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют …( побегом)
2) Участки стебля, на которых развиваются листья, называют …(узлами)
3) Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называются …(междоузлиями)
4) Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название …(пазухи листа). (слайд 1)
Установите соответствие между названием почки и его признаком
Признаки почки:
А) Внутри почки на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья.
В) Почка представляет собой зачаточный бутон или соцветие.
Название почки:
1) Генеративная (В)
(цветочная);
2) Вегетативная (А)
(листовая); (слайд 2)
- Постановка темы и цели урока. (слайд 3, 4)
- Изучение нового материала.
А) Лист - часть побега. (слайд 5)
Б) Функции листа: - фотосинтез (образование органических веществ);
- газообмен;
- испарение воды (транспирация);
- орган вегетативного размножения;
- запасание питательных веществ (капуста, щавель, лук). (слайд 6)
В) строение листа:
- листовая пластинка – это расширенная часть листа;
- черешок – суженная стеблевидная часть листа;
- основание листа – нижняя часть черешка, которая связывает лист с узлом стебля.
- прилистники – выросты у основания черешка.
- жилки – проводящие пучки. (слайд 7)
Г) Растения, которые имеют черешок, называются черешковыми.
Растения, у которых листовая пластинка «сидит» на стебле без черешка называются сидячими. (слайд 8, 9, 10)
Д) различные формы края листьев: пильчатый, цельнокрайний, зубчатый. (слайд 11)
Е) форма листьев: округлый, игольчатый, тройчатый, яйцевидный.
(слайд 12 - 15)
Ж) типы листьев. Простые листья – состоящие из одной листовой пластинки.
Сложные листья – состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных общим черешком. (слайд 16 - 17)
З) Листорасположение:
Очередное - от каждого узла растения отходит один лист;
Супротивное - на каждом узле листья располагаются попарно;
Мутовчатое - в одном узле размещается три листа и более. (слайд 18 - 21)
И) Виды жилкования листьев:
Сетчатое- жилки многократно ветвятся , образуя сплошную сеть (яблоня, клен, тополя, дуба, смородины);
Параллельное – жилки расположены параллельно одна другой (лук, алоэ,овёс, пшеница, кукуруза, рожь);
Дуговое – жилки расположены дугообразно (подорожник, ландыш). (слайд 22)
- Закрепление урока.
- Из чего состоит лист?
- Какие листья называют простыми, а какие – сложные?
- Какую функцию выполняют жилки листа? (слайд 23)
- Составить синквейн к слову лист (слайд 24)
- Итог урока ( выставление оценок)
- Домашнее задание. §16-17 р.т. стр.29-30 № 81,82,84. (слайд 25)