kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Общие представления об экологических системах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Экосистема – это биологическое система, включающая сообщество живых организмов и среду их обитания, между которыми осуществляется обмен веществ и энергии.
Понятии «экосистема» охватывает  сообщества любого уровня. Экосистемой можно назвать и всю биосферу.
Задание: какой вывод можно сделать из сказанного, то есть какие размеры имеет экосистема?
Экосистема может быть как естественная, так и искусственная.
Биогеоценоз – это исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом)
Задание: учебник стр. 197, ответить на вопрос: кем и когда был введен термин экосистема и биогеоценоз?
Особенности экосистем
- открытая (есть входящий и исходящий потоки энергии);
- автономная, если ее изолировать и обеспечить приток энергии, то она сможет существовать практически
    неограниченное время;
- проявляет способность к саморегуляции и самоподдержанию, т.е. у нее есть буфферность;
- обладает относительной устойчивостью во времени и  пространстве;
- размытость границ, как по вертикали, так и по горизонтали;
- может существовать без какого-либо компонента, н/р в болотных экосистемах нет почвы, в подземных
   (пещеры) нет притока световой энергии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Общие представления об экологических системах» »

Тема урока  «Общие представления об экологических системах»

Тема урока

«Общие представления об экологических системах»

Повторение пройденной темы Что такое экология, и с какими науками она находится в  тесной связи? 2. Как влияют экологические факторы на организм? 3. Виды экологических факторов, привести примеры.

Повторение пройденной темы

  • Что такое экология, и с какими науками она находится в

тесной связи?

2. Как влияют экологические факторы на организм?

3. Виды экологических факторов, привести примеры.

Изучение новой темы Экосистема – это биологическое система, включающая сообщество живых организмов и среду их обитания, между которыми осуществляется обмен веществ и энергии. Понятии «экосистема» охватывает сообщества любого уровня. Экосистемой можно назвать и всю биосферу. Задание : какой вывод можно сделать из сказанного, то есть  какие размеры имеет экосистема? Экосистема может быть как естественная, так и искусственная. Биогеоценоз – это исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом)

Изучение новой темы

Экосистема – это биологическое система, включающая сообщество живых организмов и среду их обитания, между которыми осуществляется обмен веществ и энергии.

Понятии «экосистема» охватывает сообщества любого уровня. Экосистемой можно назвать и всю биосферу.

Задание : какой вывод можно сделать из сказанного, то есть

какие размеры имеет экосистема?

Экосистема может быть как естественная, так и искусственная.

Биогеоценоз – это исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом)

Схема биогеоценоза (из работы Н.И. Сукачева) Задание : учебник стр. 197, ответить на вопрос: кем и когда был введен термин экосистема и биогеоценоз?

Схема биогеоценоза (из работы Н.И. Сукачева)

Задание : учебник

стр. 197, ответить на вопрос: кем и когда был введен термин экосистема и биогеоценоз?

Структура  экосистем Видовая Экологическая Пространственная Это число обитающих в экосистеме видов, соотношение их численности Это соотношение групп видов, занимающих определенные экологические ниши и выполняющих определенные функции в сообществе Определяется ярусным расположение растительности. Данная структура позволяет растениям эффективно использовать солнечный свет и ресурсы почвы, а многочисленным животным и микроорганизмам сосуществовать вместе, занимая разнообразные экологические ниши

Структура экосистем

Видовая

Экологическая

Пространственная

Это число обитающих в экосистеме видов, соотношение их численности

Это соотношение групп видов, занимающих определенные экологические ниши и выполняющих определенные функции в сообществе

Определяется ярусным расположение растительности. Данная структура позволяет растениям эффективно использовать солнечный свет и ресурсы почвы, а многочисленным животным и микроорганизмам сосуществовать вместе, занимая разнообразные экологические ниши

Особенности экосистем   открытая (есть входящий и исходящий потоки энергии); автономная, если ее изолировать и обеспечить приток  энергии, то она сможет существовать практически  неограниченное время; проявляет способность к саморегуляции и  самоподдержанию, т.е. у нее есть буфферность; обладает относительной устойчивостью во времени и  пространстве;   размытость границ, как по вертикали, так и по горизонтали; может существовать без какого-либо компонента, н/р в  болотных экосистемах нет почвы, в подземных  (пещеры) нет притока световой энергии.

Особенности экосистем

 открытая (есть входящий и исходящий потоки энергии);

  • автономная, если ее изолировать и обеспечить приток

энергии, то она сможет существовать практически

неограниченное время;

  • проявляет способность к саморегуляции и

самоподдержанию, т.е. у нее есть буфферность;

  • обладает относительной устойчивостью во времени и

пространстве;

 размытость границ, как по вертикали, так и по горизонтали;

  • может существовать без какого-либо компонента, н/р в

болотных экосистемах нет почвы, в подземных

(пещеры) нет притока световой энергии.

Классификация экосистем По размерам По происхождению - макро экосистемы, н/р, море, океан, континент… - естественные – образованные спонтанно (тундра, степь, лес…). - микро экосистемы (опушка, поляна, лужа…). - искусственные (агроценоз) – образованы в результате человеческой деятельности (парк, теплицы, сад, поле,  прудовое хозяйство и т.д.)  - мезо экосистемы, н/р, участок леса, поле, луг, река, озеро.… Такие экосистемы обычно называют биогеоценозами.

Классификация экосистем

По размерам

По происхождению

- макро экосистемы, н/р, море, океан, континент…

- естественные – образованные спонтанно (тундра, степь, лес…).

- микро экосистемы (опушка, поляна, лужа…).

- искусственные (агроценоз) – образованы в результате человеческой деятельности (парк, теплицы, сад, поле,

прудовое хозяйство и т.д.)

- мезо экосистемы, н/р, участок леса, поле, луг, река, озеро.… Такие экосистемы обычно называют биогеоценозами.

Сравнительная характеристика природный экосистемы и искусственной № п.п. Характеристики 1. Природная экосистема (н/р луг) Видовое разнообразие 2. Искусственная экосистема- агроценоз (картофельное поле) Клевер луговой, клевер ползучий, василек луговой и т.д. Тип отбора 3. 4. Картофель, колорадский жук, земляные черви Естественный отбор Наличие круговорота веществ и энергии Степень устойчивости экосистем Искусственный отбор Замкнутый круговорот веществ Незамкнутый круговорот веществ Устойчива Неустойчива Компоненты экосистем - биоценоз – биотическая составляющая - биотоп  – абиотическая составляющая

Сравнительная характеристика природный экосистемы и искусственной

п.п.

Характеристики

1.

Природная экосистема (н/р луг)

Видовое разнообразие

2.

Искусственная экосистема- агроценоз (картофельное поле)

Клевер луговой, клевер ползучий, василек луговой и т.д.

Тип отбора

3.

4.

Картофель, колорадский жук, земляные черви

Естественный отбор

Наличие круговорота веществ и энергии

Степень устойчивости экосистем

Искусственный отбор

Замкнутый круговорот веществ

Незамкнутый круговорот веществ

Устойчива

Неустойчива

Компоненты экосистем

- биоценоз – биотическая составляющая

- биотоп – абиотическая составляющая

Многообразие экосистем   широколиственный лес; все они обладают структурным сходством и в каждом из них есть своя характерная только для неё пространственная, видовая и экологическая структура состоящая из присущих каждой экосистеме определенных продуцентов и редуцентов   смешанный лес;   ельник;   низовое болото ;   озеро;   верховое болото и т.д.

Многообразие экосистем

 широколиственный лес;

все они обладают структурным сходством и в каждом из них есть своя характерная только для неё пространственная, видовая и экологическая структура состоящая из присущих каждой экосистеме определенных продуцентов и редуцентов

 смешанный лес;

 ельник;

 низовое болото ;

 озеро;

 верховое болото и т.д.

Экосистема  тундры Экосистема  тундры Экосистема смешанного леса Экосистема смешанного леса

Экосистема

тундры

Экосистема

тундры

Экосистема смешанного леса

Экосистема смешанного леса

Свойства экосистем устойчивость – это свойство сообщества и экосистемы  выдерживать изменения, создаваемые внешними  воздействиями; саморегуляция – поддержание определенной численности  популяций основано на взаимодействии организмов в звеньях  хищник-жертва, паразит-хозяин на всех уровнях пищевых  цепей. Задание : что произойдет если по каким-либо причинам один  из членов пищевых цепей исчезнет? Влияние человека на экосистемы Задание : как влияет человек на экосистемы?

Свойства экосистем

  • устойчивость – это свойство сообщества и экосистемы

выдерживать изменения, создаваемые внешними

воздействиями;

  • саморегуляция – поддержание определенной численности

популяций основано на взаимодействии организмов в звеньях

хищник-жертва, паразит-хозяин на всех уровнях пищевых

цепей.

Задание : что произойдет если по каким-либо причинам один

из членов пищевых цепей исчезнет?

Влияние человека на экосистемы

Задание : как влияет человек на экосистемы?

Закрепление новой темы Чем отличаются агроценозы от естественных экосистем?  Приведите примеры. 2. Что такое экосистема и биогеоценоз? 3. Какую классификацию имеет экосистема?

Закрепление новой темы

  • Чем отличаются агроценозы от естественных экосистем?

Приведите примеры.

2. Что такое экосистема и биогеоценоз?

3. Какую классификацию имеет экосистема?

Домашнее задание Учебник «Общая биология» стр. 196-199, 211-212 Подготовить сообщение: - рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов; - рациональное использование и охрана возобновимых природных ресурсов.

Домашнее задание

  • Учебник «Общая биология» стр. 196-199, 211-212
  • Подготовить сообщение:

- рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов;

- рациональное использование и охрана возобновимых природных ресурсов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Общие представления об экологических системах»

Автор: Емельянова Оксана Юрьевна

Дата: 07.07.2014

Номер свидетельства: 109557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "«Человек и природа»   Программа воспитания и социализации обучающихся   по экологическому направлению   на ступени основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(162) "chieloviek-i-priroda-proghramma-vospitaniia-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-po-ekologhichieskomu-napravlieniiu-na-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415728847"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Реализация экологического подхода в обучении химии "
    ["seo_title"] => string(61) "riealizatsiia-ekologhichieskogho-podkhoda-v-obuchienii-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "209672"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431262116"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Что такое система "
    ["seo_title"] => string(20) "chto-takoie-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "131111"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416076359"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Роль экологического воспитания  в подростковом возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья "
    ["seo_title"] => string(114) "rol-ekologhichieskogho-vospitaniia-v-podrostkovom-vozrastie-u-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "187867"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426592515"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»"
    ["seo_title"] => string(80) "ekologicheskoe_vospitanie_eto_vospitanie_nravstvennosti_dukhovnosti_i_intellekta"
    ["file_id"] => string(6) "522397"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570881339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства