ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
Класс: 8
Дата:
Тема: «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности». (слайд 1)
Цель: изучить строение и жизнедеятельность паукообразных.
Задачи: Обучающая: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности паукобразных.
Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать; проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой обитания; выявить черты приспособленности паукообразных к наземной среде обитания, выявить черты усложнения организации в связи с выходом на сушу.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде. (слайд 2)
Материалы и оборудование: таблица «Класс Паукообразные», фильм, влажный препарат, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Понятия: паутинные бородавки, мальпигиевы сосуды, трахеи, хелицеры, внешнее пищеварение, паутина.
Тип урока: изучение нового материала
Ход работы
І. Организационный этап
Здравствуйте уважаемые гости, ребята!
ІІ. Актуализация опорных знаний
Какой тип животных мы изучаем? (Членистоногие).
Какие признаки строения характерны для представителей всего типа? (Хитиновый покров – наружный скелет; конечности состоят из члеников).
Какие классы включает Тип Членистоногие? (класс ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые ).
На какие части делится тело членистоногих? (на головогрудь и брюшко).
Каковы особенности строения дыхательной системы у ракообразных? (кожные жабры).
Сколько ходильных ног у ракообразных (5 пар членистых конечностей)
(слайд 3)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые. (записываю на доске схему)
– Каждый класс имеет свое название не случайно. Откуда же произошло слово «паук»?
– Общеславянское имя паука образованно с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает.
Так что «паук» – в переводе криворучка и кривоножка. (слайд 4)
А как называются Паукообразные на латинском языке? (Арахниды).
– А кто знает почему?
– Вспомним древнегреческую мифологию. Где жили боги?
– Как звали дочь Зевса, защитницу и воинствующую богиню? (Афина)
Легенда об Арахне. Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.
В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. (слайд 5)
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину. (слайд 6)
-Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых на латыни называют арахнидами, а наука, которая изучает пауков называется арахнологией.
Сегодня мы познакомимся с общей характеристикой класса Паукообразные, с особенностями их строения и жизнедеятельности.
IV. Изучение нового материала
– Итак, что же мы знаем о пауках? (Плетут паутину)
– Знаменитый натуралист д' Орбиньи в панталонах из паутины бразильских пауков в свое время щеголял. Носил их долго, а они не снашивались. И Людовику XIV, королю Франции, парламент города Монпелье как-то преподнес в подарок чулки и перчатки, тканные из шелковистых нитей французских пауков.
– Точно установлено, что паутина останавливает кровь. Только брать ее нужно свежую, чистую.
– Что же из себя представляет сам паук, хозяин паутины?
Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку. (Речь идёт о пауках)
– Задача нашего урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека.
Запись темы: «Общая характеристика Класса Паукообразные».
Класс Паукообразные объединяет около 70 тыс. видов (в Украине – свыше 4 тыс. видов). Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др. Все они животные наземные, кроме паука-серебрянки. Многие плетут паутину.
В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих.
Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика. (слайд 7, показываю на таблице)
– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 6 пар конечностей: І пара – хелицеры с коготками для захвата и умерщвления жертвы, ІІ пара - педипальпы (короткие, покрытые волосками ногощупальца (органы осязания)) для захвата и измельчения пищи 4 пары ходильных ног.
Так же имеются несколько пар простых глаз.
Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. На задних ногах паука есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну. (слайд 8)
Нить состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.
Жил на свете аббат Комбуэ, такой был изобретатель: живых пауков в маленьких выдвижных ящичках подключал прямо к ткацкому станку особого образца. Станок тянул из пауков нити и тут же ткал из них тончайший шелк. Но промышленное производство таких нитей не удается наладить, т.к. пауки очень прожорливы и не напасешься мух, и климат не везде подходящий. Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)
Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.
– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?
(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась. Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)
Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.
Кровеносная система как у раков. Какая? (слайд 9)
– Незамкнутая: трубчатое сердце и артерии. Кровь бесцветная.
Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.
Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).
Нервная система. Как у раков, сохраняет черты брюшной нервной цепочки. Имеется надглоточный узел.
Система размножения. Раздельнополые животные. Органы размножения: яичники и семенники Оплодотворение в организме самки. Самка откладывает яйца в кокон, некоторые – живородящие и заботятся о своем потомстве.
(слайд 10) Класс Паукообразные делится на отряды:
Сенокосцы (2500 видов)
Скорпионы (600 видов)
Клещи (10 000 видов)
Пауки (21 000 видов)
С некоторыми представителями этих отрядов мы познакомимся:
– Каракурт (его яд в 15 раз сильнее яда гремучей змеи). (слайд 11) На животных и человека не нападает, если его не потревожат. Укусы самки могут быть смертельными для человека и таких животных, как верблюд или лошадь (яд по силе уступает лишь яду чёрной вдовы, но имеет более длительный эффект). Самец же, имея намного меньшие размеры, опасности для человека не представляет, так как не может прокусить довольно толстую кожу человека.
- Черная вдова (слайд 12)
– Тарантул. (слайд 13). Тарантулы охотятся на добычу и на деревьях, и на земле. Все тарантулы могут вырабатывать паутину. Пищу тарантулов составляют в основном насекомые и другие пауки, охотятся тарантулы, используя метод засады. Самые большие тарантулы могут убить животных такого размера, как ящерица, мышь или птица. Большинство тарантулов безопасно для людей, и некоторые разновидности популярны в качестве домашних животных, в то время как другие в некоторых странах используются в пищу. Эти пауки населяют разные области во всем мире.
– Птицеед (слайд 14-15), (его пищеварительный сок растворяет за сутки 3 г тканей мыши, весящей 20 г). Пауки-птицееды относятся к одному из самых экзотических видов. Этот вид паукообразных имеет очень яркий окрас и довольно крупный для пауков размер. Их, чаще всего, любят содержать в домашних условиях потому, что они очень неприхотливы в содержании и живут дольше всех своих сородичей - примерно 20 лет самки и около 6 лет самцы
– Сенокосец. (слайд 16)
– Серебрянка (слайд 17 )
– Скорпион (встречается в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму). (слайд 18)
– Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи. (слайд 19-20)
– Нужны ли паукообразные в природе?
– Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.
– Они являются пищей для птиц.
– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.
– Являются переносчиками заболеваний.
– Участвуют в почвообразовании.
– А однажды пауки помогли французам одержать победу над Голландией.
Исторический факт. В декабре 1794 г. начальник французской армии Пидегрю вступил на Нидерландскую территорию, но голландцы разрушили плотину и затопили всю страну.
Пидегрю провел в бездействии около 2х недель и уже готовился отступить без всякого успеха, когда получил от находившегося в плену у голландцев французского генерала Картмера д'Ижонваля известие, которое заставило его изменить своё намерение.
Картмер, содержавшийся в утрехтской тюрьме, наблюдал там за многочисленными пауками и вывел заключение, что вскоре должны наступить морозы. Об этом ему удалось сообщить Пидегрю.
Действительно, в январе 1795 г. ударили морозы, и французская армия могла беспрепятственно двигаться по льду… Пидегрю форсированными маршами прошел за несколько дней недоступную перед тем страну и неожиданно появился перед Амстердамом. Обескураженные голландцы не только были разбиты наголову, но даже флот их был захвачен…
… а все потому, что пауки не плетут паутину перед дождем и морозами, чтобы зря ее не расходовать.
Итак, общие признаки паукообразных:
в основном, сухопутные виды;
4 пары ходильных ног;
хищники = приспосабливаются, ядовитые железы, паутинные бородавки;
длина тела от 0,1 мм до 12 см.
V. Закрепление знаний (слайд 21)
1) Для каких животных характерны следующие признаки: 4 пары ног, у большинства 2 отдела тела (головогрудь и брюшко), органы дыхания – лёгкие и трахеи, усиков нет?
А – Для всех членистоногих
Б – Только для ракообразных
В – Только для паукообразных
Г – Только для насекомых
2) Зоошутка. Отгадать, каким представителем паукообразных принадлежат части тела несуществующего в природе животного
VII. Подведение итогов
- Итак, сегодня мы познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности представителей класса Паукообразные, выявили их особенности в приспособлении к жизни в наземной среде обитания, а так же узнали какую пользу и вред приносят эти животные
Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание. (слайд 22)
1) § 22-23 (заполнение таблицы «Класс Паукообразные»)
Представитель паукообразных | Среда обитания | Черты приспособленности к среде обитания |
2) выполнить задание на карточках
VII. Рефлексия (запись на доске)
хитин хелицеры
педипальпы пауки головогрудь
брюшко паутина