kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: «Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паука-крестовика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии по теме: «Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паука-крестовика».

Учитель биологии Муниципального образовательного учреждения  «СОШ № 40» г. Магнитогорска   Васильева Любовь Михайловна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паука-крестовика»»



Муниципальное образовательное учреждение

«СОШ № 40» г. Магнитогорска




Урок биологии


(Разработка)




Тема: «Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паука-крестовика»




Учитель биологии Васильева Любовь Михайловна




















г. Магнитогорск – 2018 г.

Тема урока: Класс паукообразные. Особенности строения, жизнедеятельности паука-крестовика в связи с жизнью на суше. Многообразие паукообразных.


Цель: Изучить особенности паукообразных.


Задачи:

  1. Раскрыть характерные признаки класса паукообразные на примере паука-крестовика.

  2. Показать особенности его строения, связанные с жизнью на суше.

  3. Продолжать формирование умений работать с таблицами, рисунками, перфокартами.

  4. Учить делать сравнение классов ракообразные и паукообразные, находить общие и отличительные черты.


Оборудование: таблицы: «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные. Паук-крестовик», рисунки «Ловчая сеть паука-крестовика», «Паутинные железы», «Внутреннее строение паука-крестовика», « перфокарты, учебник, дополнительная литература: А.А. Яхонтов «Зоология для учителя», Матиасс Фройде «Животные строят», М.А. Козлов «Живые организмы – спутники человека», коллекция «Членистоногие».


Ход урока:


  1. Проверка домашнего задания.

  1. Какую большую тему, ребята, Вы изучаете по биологии?

- Тип Членистоногие.

  1. Назовите характерные признаки типа Членистоногие?

-Членистоногие - это покрытые плотным хитином беспозвоночные животные, состоящие из отдельных колец и имеющие членистые конечности.

  1. Какие классы объединяются в Тип Членистоногие?

-Класс Ракообразные

-Класс Паукообразные

-Класс Насекомые

Вы, ребята, закончили знакомство с классом Ракообразные, то как усвоен материал этой темы сейчас узнаем.

По заданиям на перфокартах будут работать 10 человек.


Задание: Назовите системы органов речного рака?

А мы с вами, ребята, будем работать по вопросам, воспроизведем изученное, ответив на вопросы.

  1. Назовите характерные признаки ракообразных?

-Ракообразные – это водные животные, членистоногие, органами дыхания которых являются жабры.

  1. Каково внешнее строение речного рака в связи со средой обитания (по таблице).

  2. Какое значение имеет хитиновый покров? Что это такое?

-Хитиновый покров – это органическое вещество. Он твердый, легкий, защищает мягкие ткани тела животного. Он служит наружным скелетом, т.к. изнутри к нему прикрепляются мышцы. Твердые покровы рака зеленовато-бурого цвета. Эта защитная окраска делает его невидимым на фоне темного дна. Тело всех членистоногих покрыто хитиновым покровом.

  1. Какое значение имеет линька в жизни членистоногих и речного рака?

Хитиновый покров очень слабо растяжим, поэтому рост молодых раков происходит неравномерно. Периодически старый покров становится тесным для растущего животного. Он отстает от тела, а под ним образуется новый покров. Происходит линька: старый покров лопается и из него выходит рак, покрытый мягким, нежным и бесцветным хитином.

  1. Расскажите об органах чувств речного рака.

Длинные усики служат раку органами осязания и обоняния ими он ощупывает окружающие предметы. В основании коротких усиков находится орган равновесия и слуха. Орган зрения – выпуклые глаза – сидят на подвижных стебельках. Это дает раку возможность смотреть во все стороны. Глаза рака сложные. Они состоят из объединенных вместе отдельных глазков. Каждый глазок воспринимает только небольшую часть окружающего рака пространства, а вместе воспринимают целое изображение. Такое зрение называют мозаичным.

Мозаичное зрение характерно для большинства членистоногих.

  1. Что такое планктон?

  2. Парящих в воде организмов, например, дафний и циклопов называют планктоном.

Известно около 30000 видов ракообразных. Назовите известных Вам.

Креветки, крабы, лангусты, омары.


Собрать перфокарты.

Проверяют 2 ученика – ассистенты.


  1. Изучение новой темы:


«Есть время природы особого света,

неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется бабье лето

и в прелести спорит с самою весною.

Уже на лицо осторожно садится

летучая, легкая паутина...

Как звонко поют запоздалые птицы!

Как пышно и грозно пылают куртины!»

О.Ф. Бергольц.


Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности паука крестовика в связи с жизнью на суше. Многообразие паукообразных.

Цель урока: (определяют обучающиеся).


Большинство паукообразных животных ведет наземный образ жизни, населяя разнообразные места обитания.

Почему паукообразные могут обитать на суше? Обратитесь к рис. 47 учебника и перечислите черты его строения.

(2 отдела тела, головогрудь и брюшко, усиков нет, 4 пары членистых ног).


Рассказ учителя с элементами беседы. (Сравнение систем органов паука-крестовика и речного рака.)

  1. Среда обитания и внешнее строение.

  2. Питание паука (характер корма, его добывание с помощью ловчей сети, предварительное переваривание пищи вне организма под влиянием яда и слюны).

  3. Дыхательная система паука-крестовика.

Сравним дыхательную систему паука с дыхательной системой рака.

Рак дышит с помощью жабр, а паук дышит кислородом с помощью лёгочных мешков и трахей.

Дыхательная система тесто связана с кровеносной.

  1. Кровеносная система (изучение проводим в сравнении с особенностями строения и значения этой системы у речного рака).

  1. Каково значение кровеносной системы в жизни речного рака?

  2. Назовите основные органы этой системы?

  3. Где обогащается кровь кислородом.

Рассказ учителя о строении кровеносной системы речного рака и паука, т.к. наличие сердца и сосудов открывающихся в полость тела есть у рака и паука.

  1. Размножение паука-крестовика (раскрываются такие особенности: (половой диморфизм, внутреннее оплодотворение, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление молоденьких паучков весной следующего года.

  2. Многообразие пауков. Дополнительный материал.


  1. Закрепление


Вывод по уроку: (подчёркиваем, существенные признаки паука – крестовика, связанные с его жизнью на суше: (записать особенности паука в тетрадь.)

  1. 1) Дыхание кислородом воздуха с помощью легочных мешков и трахей.

2) Умерщвление добычи, предварительное переваривание пищи вне организма.

3) Размножение яйцами, которые откладываются в кокон, сплетенный из паутины и защищающий их от высыхания.

II. Характерные признаки класса паукообразных (2 отдела тела, 4 пары ног, дыхание с помощью легочных мешков и трахей).

III. Задание на дом:

Изучить § 25, уметь отвечать на вопросы, поставленные в конце параграфа, выписать из текста слова, написанные курсивом, дать их разъяснение.


IV. Закрепление

Кроссворд «Паук»

  1. Яд какого паука в 15 раз сильнее яда гремучей змеи?

Каракурта

  1. Тело какого паука достигает 15 сантиметров?

Птицеяд

  1. Какой отдел тела паука – крестовика несёт 8 простых глаз?

Головогрудь

  1. Какое название носят дыхательные трубочки брюшка?

Трахеи

  1. Как называются челюсти паука?

Хелицеры

  1. Как называется мешок для будущего потомства паука?

Кокон

  1. Что служит посредником между окружающим миром и пауками?

Паутина



Дополнительная литература:

Матиас Фройде. Статья: «Пауки и лекарства».

Яхонтов А.А. «Зоология для учителя». Рассказ: «Водяной паук –серебрянка» .

Козлов М.А. Живые организмы – спутники человека.

VI. Подведение итогов урока.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Васильева Любовь Михайловна

Дата: 24.10.2018

Номер свидетельства: 482023


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства