« Использование интерактивных методов на уроках биологии для формирования личностных качеств учащихся»
« Использование интерактивных методов на уроках биологии для формирования личностных качеств учащихся»
Опыт характеризует интерактивные технологии, показывает применение различных видов заданий на практике, позволяет учителю выбрать для себя наиболее приемлимые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Использование интерактивных методов на уроках биологии для формирования личностных качеств учащихся»»
Творческий опыт берет огромную плату за обучение,
но и учит лучше всех учителей.
Т. Карлейль.
Макеевская Общеобразовательная школа
І –ІІІ ступеней № 15
Волина Алла Александровна
Учитель биологии
Высшая категория
« Использование интерактивных методов на уроках биологии для формирования личностных качеств учащихся»
Мое кредо жизни
“ Смотри на каждый рассвет, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнця, как на ее окончание. Пусть каждый короткий миг жизни будет отмечен добрым делом, победой над собой, новыми знаниями ”
Мои золотые правила
Умей радоваться маленьким успехам учеников и сопереживать их неудачам
Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с учениками в поиске.
Постарайся вселить в ученика веру в себя, в успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
Стремись к тому, чтобы твои уроки не были шаблонными, пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски
Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик—это не сосуд, который нужно наполнить, это факел, который нужно зажечь, а зажечь его может тот, кто горит сам».
Новые образовательные стандарты смещают акцент в образовании от Знаний к Умениям , изменяется характер учебного процесса и способы деятельности учащихся, что и является главной задачей новых образовательных стандартов.
Главной целью образования - развитие личности ученика , его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
В основу обучения новых стандартов положен системно-деятельностный подход , где категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а сама деятельность рассматривается как система.
Современный процесс обучения - управление учителем познавательной деятельностью ученика, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по следующей схеме:
- планирование учениками своей деятельности на уроке
–выбор ими источников информации
—освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками
–самоанализ и самооценка школьниками результатовработы.
инициативный
деятельный
творческий
Современный ученик
Самостоятельно мыслящий
саморазвивающийся
самосовершенствующийся
Новые стандарты изменяют роль учителя:
- Организатор деятельности
- Консультант
- Тьютор
- Организатор рефлексии
- Эксперт
-Партнер
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности подразумевающая вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Цель - комфортные условия обучения, при которых обучающиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, позволяет дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между обучающимися, навыки работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
Методы интерактивных технологий в преподавании биологии, развивающие творческую активность, используемые на моих уроках:
- проблемные вопросы
- “ микрофон ”
- неоконченное предложение
- “ ассоциативный куст ”
- презентации
- сенкан .
Диаграмма Вена «Сравнительная характеристика строения Голосеменных и Покрытосеменных растений»
ГолонГолонасінніасінні
-деревья
-хвоя
-стержневая
-шышка
--------
-опыление ветром
Покритонасінні
Н - травы, кусты, деревья
а-листья
с-стержневая ,
імочковатая
-цветок
н-двойное оплодотвор.
н-разные виды
опыления
я
я
Сенкан - это восточный стиль написания стихов. . Состоит из пяти строк, нерифмованный стих. Сенкан синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое описывает или отзеркаливает тему. Сенкан помогает обобщить информацию, схватывать сложные идеи, ощущение и представление и формулировать их несколькими словами.
- первая строка - это слово или словосочетание, о котором пишется сам сенкан;
- вторая строка - это два определения, характеризующие первую строку;
- третья строка - три глагола, относящиеся к тому, о чем пишется сенкан;
- четвертая строка - предложение из четырех слов, которое также относится к первой строчке;
- пятая строка - это одно слово, которое выражает суть того, о чем пишем, или синоним
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
ученику:
- развитие личностной рефлексии;
- осознание включенности в общую работу;
- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
- развитие навыков общения;
- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
- - повышение познавательного интереса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда :