Рабочая программа составлена, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Наука о живой природе.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Часть 1.
Живой организм: строение и изучение.
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Великие естествоиспытатели.
Част 2.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
Царства живой природы: Бактерии, Грибы.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Съедобные и ядовитые грибы.
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Как развивалась жизнь на Земле.
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе , определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
Основная цель контроля по Биологии - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Биологии» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников 5 классов, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ .
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по биологии.
* является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
*реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
* позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
* предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
* динамика результатов формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления выпускников начальной школы к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
изученных объектов (природоведческих и исторических).
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу, работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также путь устранения недочетов и ошибок.
Тематическое планирование по биологии 5 класс. Авто учебника А.А. Плешаков. Н. И. Сонин.
№ | Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Основные виды деятельности учащихся |
Практические и лабораторные работы |
Предметные знания и умения |
УДД
|
Вид контроля |
дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1
| Что такое живой организм 6-11с
Урок введение в биологию | 1 | Что такое живой организм. Основные признаки живого | Сравнивает разные живые организмы Формирует понятие «живой организм» Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах Доказывает связь живой и неживой природы | | Знать: Что такое живой организм. Основные признаки живого Уметь: объяснить и находить признаки живых организмов | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации | беседа | 3.09 |
2 | Наука о живой природе 12-16с
Урок введение в живую природу | 1 | Науки о живой природе. Семья биологических наук.
| Показывает рисунки, связанные с природой, Противопоставляет различные науки о природе Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе Осмысливает разнообразие наук о природе | | Знать: Науки о живой природе. Семья биологических наук. Уметь: объяснить , что изучает каждая наука
| Извлечение информации из учебника. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Работа в паре. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Беседа | 8.09 |
3-4 | Методы изучения природы 17-22
Комбинированные уроки. | 1
1
| Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение.
| Знакомится с методами изучения природы Исследует различные методы изучения природы, Знакомится с оборудованием для научных исследований. Проводит наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; Осмысление методов изучения природы | Пр. работа № 1 Методы изучения природы. Групповые проекты. | Знать: Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Уметь: Наблюдать за природой, применить знания по измерению и простым экспериментам | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Моделирование объектов окружающего мира. Сотрудничество с учителем и учащимися | Индивидуальное оценивание | 10.09 15.09 |
5-6
| Увеличительные приборы 23-26с
Урок исследование.
| 1
1 | Знакомство с лупой, микроскопом. Роль увеличительных приборов в изучении живой природы
|
Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия Изучает правила работы с микроскопом Распознает части светового микроскопа, Знакомится с методикой приготовления микропрепаратов Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов Понимает важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных | Л.работа№2 Строение увеличительных приборов. | Знать: Строение простых увеличительных приборов Уметь: использовать увеличительные приборы для изучения природы. | Моделирование объектов окружающего мира. Выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сотрудничество с учителем и сверстниками | Индивидуальное оценивание Тест: строение увеличительных приборов | 17.09 22.09 |
7-8
| Живая клетка 27-32с
Урок исследование. | 1
1 | Изучение строения растительной клетки, сравнение растительной и половой клеткой. | Знакомится с историей открытия и понятием «клетка» Доказывает, что они живые Изучает различные виды клеток Объясняет причину их отличия Распознает части клетки: органоиды Сравнивает животную и растительную клетки Осознает единство строения клеток Моделирует строение клеток Понимает появление множества клеток из одной | Пр.работа №3 Строение Клетки | Знать: Строения растительной клетки. Уметь: сравнение растительную и половую клетку. | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы | Наблюдение за действиями. Индивидуальное оценивание | 24.09 2.10 |
9-10
| Химический состав клетки 33-38с
Урок исследование. | 1
1 | Изучение химического состава клетки. Белки, жиры, углеводы. Нуклеиновые кислоты, их роль в живой клетке | Перечисляет химические элементы, входящие в состав живых организмов, Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы Знакомится с названиями химических веществ клетки Приводит примеры органических и неорганических веществ Понимает их роль в организме Изучает химический состав семян Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки Осознает сложность строения клеток | Пр.работа №4 Химический состав клетки | Знать: составляющую основу всех живых организмов Уметь: Объяснить значение каждого составляющего компонента: . Белки, жиры, углеводы. Нуклеиновые кислоты. | Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Сотрудничество с учителем и сверстниками | Фронтальный опрос Проверочный диктант Клетка | 6.10 8.10 |
11-12
| Вещества и явления в окружающем мире 39-46с
Комбинированный урок. | 1
1 | Изучение многообразия явлений в природе: физические , Химические
| Перечисляет тела и вещества, входящие в состав не живых тел, Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы Знакомится с названиями химических веществ Приводит примеры органических и неорганических веществ Понимает их роль веществ в природе Изучает химический состав веществ Обобщает знания о веществах, Осознает сложность строения веществ | Пр.работа№5 Изменение состояния тел при нагревании, охлаждении, смешивании Индивидуальные проекты. | Знать: в каком состоянии в природе могут находиться вещества. Физические и химические явления в природе. Уметь: приводить примеры твёрдых, жидких, газообразных тел.отличить простые и сложные вещества. | Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Сотрудничество с учителем и сверстниками | Фронтальный опрос | 13.10 15.10 |
13-14 | Великие естествоиспытатели 47-49с Комбинированный урок. | 1 1 | Из истории биологии.
Великие естествоиспытатели | Знакомится с именами великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии, Запоминает имена ученых и их значение для биологии, Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки Понимает роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе | | Знать: каких учёных называют Естествоиспытателями. Почему возникла необходимость создать классификацию живых организмов | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | Фронтальный опрос | 20.10 22.10 |
15-16 | Многообразие живых организмов. Часть2 Как развивалась жизнь на Земле 52-56с
Творческий урок. | 1
1 | Как развивалась жизнь на Земле. .Творческий урок. « Если бы я оказался на Земле много Милл …Лет назад» | Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле Различает древних животных и растений по картинкам Комментирует первичность водных обитателей. Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды. Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов Дает определение Эволюции органического мира Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. | | | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Индивидуальное оценивание работ. | 27.10 29.10 |
17-18
| Разнообразие живых организмов. 57-59с
Комбинированный урок. | 1
1 | Что изучает систематика, почему возникла необходимость этой науки. Единицы классификации.
| Выявляет признаки присущие для живых организмов, Сравнивает внешние признаки и определяят родство Объясняет разницу в образе жизни у разных организмов Раскрывает роль животных и растении в природе Осмысливает важность изучения живой природы | | Знать: Что изучает систематика, почему возникла необходимость этой науки. Единицы классификации. Уметь: Дать определение основным единицам классификации Определить основные признаки живых организмов | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Фронтальный опрос | 10.11 12.11 |
19-20 | Бактерии 60-63с
Исследовательский урок. | 1
1 | Почему многие учёные считают. Что первыми на земле появились бактерии. Среда обитания строение и значение бактерий. Индивидуальные проекты « среда обитания бактерий » | Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека | | Знать: Строение и среду обитания бактерий, их роль в природе Уметь: объяснить в чём опасность бактерий для человека .Правили гигиены, чтобы избежать заражения. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Фронтальный опрос | 17.11 19.11 |
21-22 | Грибы и растения. Сходство и различие. 64-67с
Исследовательский урок. | 1
1 | Многообразие грибов. Питание грибов и растений. Строение, среда обитания. Групповые проекты « Среда обитания грибов» | Знакомится с царством Грибов, его особенностями, отличия от растений. Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело) Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты) Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство) Описывает значение основных групп грибов | Пр.работа.№6 Строение грибов | Знать: Грибы особая группа живых организмов Среда обитания и строение .Как размножаются грибы. Ядовитые грибы их признаки. Роль грибов в природе. Уметь: Объяснить , почему грибы выделены в особое царств. Как растут и размножаются грибы, Как отличить грибы. Роль грибов для человека. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Индивидуальное оценивание. | 24.11 26.11 |
23-24 | Водоросли 69-72с
Комбинированный урок. | 1
1 | Среда обитания, строение и значение водорослей. Учебный фильм « Водоросли» | Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез) Приводит примеры систематических групп растений Узнает особенности строения и распространения водорослей Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение Описывает значение водорослей в природе и для человека | Пр.работа № 7 Строение водорослей | Знать: Среду обитания, строение и значение водорослей. Применение водорослей. Отличие водорослей от растений. Уметь: объяснить, Какое явление в природе называется « Цветение воды» , роль водорослей для человека. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Фронтальный опрос | 1.12 3.12 |
25-26 | Мхи 73-75с Комбинированный урок. | 1 1 | Среда обитания, Особенности строение и применение мхов. | Знакомится с мхами (появление органов и спор) Сравнивает строение водоросли и мха Понимает причину их отличия (растения суши) Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума | Пр.работа № 8 Строение мхов | Знать: Среда обитания, особенности строение и применение мхов. Уметь: объяснить роль мхов в природе и для человека. Использовать мхи хозяйственной деятельности | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Фронтальный опрос Тест: строение грибов,мхов,бактерий. | 8.12 10.12 |
27-28 | Папоротники 76-78с
Комбинированный урок. | 1
1 | Среда обитания, особенности строения. размножения папоротников. Роль папоротников в природе. Как образовался каменный уголь. Групповой проект «Цветёт ли папоротник» | Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения) Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле Понимает происхождение каменного угля и нефти Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник | Пр.работа №9 Строение папоротников. | Знать: Среда обитания, особенности строение и применение папоротников. Уметь: объяснить роль папоротников в природе и для человека. Использовать папоротники хозяйственной деятельности | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Фронтальный опрос | 15.12 17.12 |
29-30 | Голосеменные 79-82с
Комбинированный урок. | 1
1 | Среда обитания, особенности строения, многообразие ,размножения Голосеменных. Роль Голосеменных в природе и для человека. Как образовался каменный уголь | Знакомится с многообразием голосеменных Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми. Выясняет отличие споры от семени Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения) Приводит примеры использования голосеменных растений человеком семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения) Приводит примеры использования голосеменных растений человеком | Пр.работа №10 Строение хвои голосеменных. | Знать: Среда обитания, особенности строение и применение Голосеменных. Уметь: объяснить роль Голосеменных в природе и для человека. Использовать Голосеменных хозяйственной деятельности | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Фронтальный опрос | 22.12 24.12 |
31-32 | Покрытосеменные (цветковые) растения 83-87с
Комбинированный урок. | 1
1 | Среда обитания, особенности строения, размножение, использование Покрытосеменных растений. Роль Покрытосеменных в природе. | Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений .Выявляет черты более высокой организации у Покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод) Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых Различает органы Цветковых (вегетативные и генеративные). Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания | Пр.работа « 11 Строение Цветковых растений | Знать: Среду обитания, особенности строения, размножение, использование Покрытосеменных растений Роль Покрытосеменных в природе .Уметь: отличить Покрытосеменные растения от других групп. Находить особенности Цветковых растении. Объяснить их многообразие и широкую среду обитания, в связи с особенностями строения. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Фронтальный опрос | 14.01 18.01 |
33-34 | Значение растений в природе и жизни человека. 88-90с
Урок контроля умений и навыков. | 1
1 | Обобщающий урок. Значение растений в природе и жизни человека Контрольная работа по теме: Значение растений в природе и жизни человека | Выстраивает эволюционное направление развития растений Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу) Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения псилофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные) Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу Формулирует правила поведения в лесу | | Знать: Многообразие растительного мира, Распространение , строение и значение. Уметь: определить органы растения, группу растений в систематике. Значение растений в природе и для человека | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Контрольная работа по теме: Значение растений в природе и жизни человека. | 2101 26.01 |
35-36 | Животные.
Простейшие 91-93с
Урок исследований. | 1
1 | Простейшие. Среда обитание, строение, значение. Чем животные отличаются от растении. Групповой проект: Почему их можно назвать « Клетки – организмы» Роль простейших в природе | Приводит примеры животных Выделяет особенности представителей царства животных Отличает клетку растения и клетку животного Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими Отличает Простейших от бактерий Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия) Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения | Пр. работа № 12 Строение Простейших. | Знать: Среда обитания, строение, значение. Чем животные отличаются от растении. Почему их можно назвать « Клетки – организмы» Роль простейших в природе Уметь: Отличить Простейших от других организмов. Объяснить роль простейших в природе | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Фронтальный опрос | 28.01 3.02 |
37-38 | Беспозвоночные 94-95с
Комбинированный урок. | 1
1 | Беспозвоночные животные, строение, среда обитания. Почему беспозвоночных называют Членистоногие. | Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных) Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих Распознает беспозвоночных животных по типам Определяет наиболее распространенный тип | | Знать: Беспозвоночных животные, строение, среда обитания. Почему беспозвоночных называют Членистоногие. | Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Фронтальный опрос Тест: Простейшие .беспозвоночные. | 5.02 10.02 |
30-40 | Позвоночные. 97-99
Комбинированный урок. | | Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Что между ними общего. Особенности жизни в среде обитания. | Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания. Распознает позвоночных животных по классам Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный. Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции. Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта… | | Знать: Позвоночные животные, строение, среда обитания. Почему позвоночных называют ЧленистоногиеУметь: Объяснить, какая из этих групп животных самая высокоразвитая на земле. Почему? | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Фронтальный опрос. | 12.02 17.02 |
41-42 | Значение животных в природе и жизни человека. 100-101с
Контрольный урок. | 1
1 | Обобщающий урок Животные, их роль в природе и для человека Контрольный урок по теме: Животные. Защита проектов | Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные, паразиты, ядовитые) Демонстрируют знания о существовании различных видов животных Осваивают навыки содержания домашних животных.
| | Знать: Значение животных в природе и жизни человека. Какие животные обеспечивают нас продуктами питания..чем опасны животные – паразиты. Каки е ядовитые животные обитают в нашем регионе. Уметь: объяснить значение животных на планете земля. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Контрольный урок по теме: Животные. Защита проектов . | 19.02 24.02 |
43. 44. 45. | Часть 3. Среда обитания живых организмов 104-108с |
1 1 1 | Три среды обитания. Наземно - воздушная. Водная среда. Почвенная среда. Групповые проекты: «Условия жизни и приспособление к среде обитания. Обитателем, какой среды является человек.» | Знакомится с тремя средами обитания Характеризует условия каждой из них Выявляет приспособления организмов к среде обитания. Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания | | Знать: Три среды обитания. Наземно - воздушная. Водная среда. Почвенная среда. Условия жизни и приспособление к среде обитания. Обитателем какой среды является человек. | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Фронтальный опрос | 26.02 3.03 5.03 |
46. 47. | Жизнь на разных материках. 109-114с Комбинированный урок. | 1 1 | Защита презентаций «Жизнь на разных материках». |
Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам Использует карту растений и животных Земли Знает и умеет находить материки планеты на карте. Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков. | | Знать: Местоположение материка на карте. Особенности климата, многообразие живой природы Уметь: отличить природу разных материков по особым признакам. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний | Индивидуальное оценивание | 10.03 12.03 |
48. 49. | Природные зоны Земли. 115-129с Урок презентация. | 1
1 | Групповая работа. Природные зоны .(на уроке) Земли. Тундра. Тайга. Широколиственные леса . Травянистая равнина- Саванна. Пустыня. Влажные тропические леса. | Перечисляет природные зоны Земли Понимает причины их смены Характеризует положение и условия основных природных зон: (тундра, тайга, широколиственный и смешанный лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес) Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). | | Знать: Природные зоны Земли. Тундра. Тайга. Широколиственные леса. Травянистая равнина- Саванна. Пустыня. Влажные тропические леса. Уметь: Используя карту назвать природные зоны Земли. Их особенносьти. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей | Индивидуальное оценивание. Тест: природные зоны Земли | 17.03 19.03 |
50. 51. | Жизнь в морях и океанах. 121-125с Урок презентация. | 1
1 | Групповая работа. « Жизнь в морях и океанах». | Приводит примеры морских обитателей Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество Осознает роль Мирового океана на планете. | | Знать : Особенности: Сообщество поверхности воды. Толща воды. Донное сообщество. Коралловые рифы. Донное сообщество. Глубоководное сообщество. Уметь: Отличить организмы живущие в различных сообществах. | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Индивидуальное оценивание Проверочная работа: жизнь в морях и океанах | 24.03 26.03 |
52. 53. 54. | Часть 4. Человек на Земле. 128-134с
Урок Дискуссия. | 1
1
1
3ч | Как человек появился на Земле? Учебный фильм . Первые люди. Жизнь наших далёких предков. Дискуссия на тему «закончилась ли эволюция человека, или каким вы видите человека будущего» | Получает представление об эволюции человека. Выделяет три вида людей Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца) Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека | | Знать: Как человек появился на Земле? Первые люди. Жизнь наших далёких предков. Уметь: Определить место человека в живой природе. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Индивидуальное оценивание | 2.04 7.04 9.04 |
55. 56. 57. | Как человек изменил землю. 135-139с
Комбинированный урок. | 1
1
1
3ч | Как человек изменил Землю. Значение промышленности, сокращение лесов, выхлопы газов, атомные взрывы, озоновые дыры, кислотные дожди, парниковые газы , влияют на планету Фильм Чернобыль «Мотыльки»
Земля. Дискуссия « Мусоросжигающие заводя: за и против» | Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации | | Знать: Как человек изменил Землю. Значение промышленности, сокращение лесов, выхлопы газов, атомные взрывы, озоновые дыры, кислотные дожди, парниковые газы , влияют на планету Земля Уметь: внести свой вклад в защиту нашей планеты земля. | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Индивидуальное оценивание. | 14.04 16.04 21.04 |
58. 59. 60. | Жизнь под угрозой 140-142с
Урок проект. | 1
1
1 | Жизнь под угрозой. Что такое биологическое разнообразие. Значение Красной книги в сохранении живой природы. Защита проектов по теме: Уголок живой природы. | Называет исчезнувшие виды растений и животных. Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Понимает причины исчезновения видов Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия | | Знать: Что такое биологическое разнообразие. Значение Красной книги в сохранении живой природы Уметь: внести посильное участие в сохранение природы. | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. Подготовка сообщения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями | Индивидуальное оценивание. | 23.04 |
61. 62. | Не станет ли Земля пустыней. 143-145с
Комбинированный урок. | 1
1
2ч | Не станет ли Земля пустыней? Что такое опустынивание. Где на планете быстро происходит опустынивание.
Дискуссия на тему « Не станет ли Земля пустыней» | Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Определяет степень личного участия в природоохранной работе. Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты | | Знать: Что такое опустынивание. Где на планете быстро происходит опустынивание. Уметь: внести посильное участие в сохранение природы. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися | Индивидуальное оценивание. Проверочная работа . Жизнь под угрозой | 28.04 |
63. 64. | Здоровье человека и безопасность жизни.146-148с
Комбинированный урок. | 1
1 | Здоровье человека и безопасность жизни. Влияние Атмосферных явлений на человека. | Формулирует понятие Здорового образа жизни Запоминает ядовитые растения и животные Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | | Знать: Влияние Атмосферных явлений на человека. Уметь: Вести здоровый образ жизни. Выполнять меры безопасности в природе. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Фронтальный опрос | 5.05 7.05 |
65 | Первая помощь 149с.
Практический урок. | | Первая помощь при кровотечении, различных видах травм. | Формулирует понятие Здорового образа жизни Запоминает ядовитые растения и животные Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | Пр.урок №13 Первая помощь. | Знать: Первая помощь при кровотечении, различных видах травм. Уметь: Оказать первую помощь. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Быстрое реагирование. мастерство действий | Индивидуальное оценивание. | 12.05 |
66. 67. | Ядовитые растения и животные 150-153с
Комбинированный урок. | 1
1 | Ядовитые растения и животные. Защита рефератов и презентаций. «Ядовитые растения и животные нашего Края» | Формулирует понятие Здорового образа жизни Запоминает ядовитые растения и животные Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья | | Знать:«Ядовитые растения и животные нашего Края» Уметь: Различить ядовитые растения в природе, защитить себя от ядовитых змей. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Индивидуальное оценивание Тест: ядовитые растения. | 14.05 19.05 |
68. | Итоговый урок.
Контрольный урок. | | Обобщение знаний по предмету Введение в биологию | Сравнивает разные живые организмы Формирует понятие «живой организм» Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах Доказывает связь живой и неживой природы Показывает рисунки, связанные с природой, Противопоставляет различные науки о природе Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе Осмысливает разнообразие наук о природе | | | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Индивидуальное оценивание. К.работа. Обобщение знаний по предмету Введение в биологию | 21.05 |
69. | Экскурсия. | | Растительный и животный мир нашей местности | Описание по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; нахождение на карте региона основных форм земной поверхности, крупных оврагов и балок; извлечение из краеведческой литературы необходимой информации о поверхности края. Обсуждение мер по охране поверхности своего края. Изготовление макета знакомого участка поверхности родного края. Интервьюирование взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения | | | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений | | 26.05 |
70 | Практическая работа на пришкольном участке | | | Показывать на политико-административной карте России родной край. Знакомиться с картой родного края. Рассказывать о родном крае | | Пр.Работа №14 « Весенние работы в саду» | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися | Индивидуальное оценивание | 28.05 |