Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс», составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс »
МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена Утверждена руководителем
на заседании МО образовательного учреждения
Руководитель МО
___________Егорова Г.П. _____________Сидорова Н.В.
« » __________20___г. « » ___________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Биология» в 5 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Кшнякина Елена Сергеевна
учитель биологии МБОУ «Красноподгорная СОШ»
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс», составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно- деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Цели и задачи рабочей программы:
•Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
• Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
• Начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Нормативно- правовая база
Рабочая программа «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе документов:
Нормативные федеральные документы:
1. Закон об образовании Российской Федерации ст.28. от 10 июля 1992г. №3266-1, ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ);
2. Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии /Биология в школе,5, 2012, с29-37.
3. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования. Биология 5-9 класс. Концентрический курс. Дрофа, 2012 г
4. Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора/Биология в школе 4,2012, с 26-30.
5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования «О введении федеральных государственных образовательных стандартов» от 06 октября 2009 года № 373, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от17 декабря 2010 г № 1897.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
Локальные акты образовательного учреждения:
1. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения;
2. Положение о рабочей программе учебного курса;
3. Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса.
Содержательная часть
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс.
Личностными результатамиизучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс
(34 час, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
4. Строение клеток кожицы чешуи лука.
5. Определение состава семян пшеницы.
6. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Лабораторные и практические работы:
10 работ с гербарием, коллекциями, муляжами.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
1. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев ).
2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
3. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания 1 помощи.
Демонстрация: ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
1. Измерение своего роста и массы тела.
2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Учебный план курса и виды деятельности учащихся «Биология. Введение в биологию»
Тема
Содержание
Характеристика видов деятельности обучающихся
Живой организм:
строение и изучение (8 час)
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук
Многообразие живых организмов (14 час)
Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении
Среда обитания живых организмов (6 час)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах.
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих видов. Называют природные зоны земли, характеризуют их основные закономерности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред
Человек на Земле.(5 час)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют , какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья
Резервное время
2 час
Итого
34 часа
Календарно - тематическое планирование по курсу.
№ урока
Содержание темы
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
Новые понятия
план
факт
Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 час
1
Что такое живой организм
Сравнивает разные живые организмы
Формирует понятие «живой организм»
Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах
Доказывает связь живой и неживой природы
Основные признаки живого:
Обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение
2
Наука о живой природе
Показывает рисунки, связанные с природой,
Противопоставляет различные науки о природе
Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает
Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе
Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство)
Описывает значение основных групп грибов
Строение : слоевище, нет корней, стеблей, листьев, цветков
6 (14)
Мхи.
Лаб.р.9. Работа с гербарием
Знакомится с мхами (появление органов и спор)
Сравнивает строение водоросли и мха
Понимает причину их отличия (растения суши)
Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума
Тело мхов :лист и стебель. Кукушкин лен и сфагнум
7 (15)
Папоротники.
Лаб.р.10. Работа с гербарием
Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения)
Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов
Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов
Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле
Понимает происхождение каменного угля и нефти
Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник
Тело: стебель, листья и корни
8 (16)
Голосеменные растения.
Лаб.р.11. Работа с гербарием
Знакомится с многообразием голосеменных
Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.
Выясняет отличие споры от семени
Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.
Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья
Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)
Приводит примеры использования голосеменных растений человеком
Не имеют цветков и плодов. Семена, листья-хвоинки.
9(17)
Покрытосеменные (цветковые) растения.
Лаб.р.12. Работа с гербарием
Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)
Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых
Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).
Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания
Строение: корень, стебель, листья, цветки, семена, плоды, значение.
10(18)
Значение растений в природе и жизни человека.
Лаб.р.13. Работа с гербарием
Выстраивает эволюционное направление развития растений
Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу)
Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…)
Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека
Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)
Культурные, дикорастущие, лекарственные
11 (19)
Животные простейшие
Лаб.р.14.Строение клеток (готовые микропрепараты)
Приводит примеры животных
Выделяет особенности представителей царства животных
Отличает клетку растения и клетку животного
Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими
Отличает Простейших от бактерий
Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия)
Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения
Животные из 1 клетки: амеба, инфузория, малярийный плазмодий
12 (20)
Беспозвоночные: Лаб.р.15. Работа с коллекцией
Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)
Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных
Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих
Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных
Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.
Распознает позвоночных животных по классам
Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный.
Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.
Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта.
Лаб.р.19 Измерение своего роста и массы тела. Лаб.р.20. Овладение простейшими способами оказания 1 доврачебной помощи.
Ядовитые растения и животные
Формулирует понятие Здорового образа жизни
Запоминает ядовитые растения и животные
Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных
Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
1. Учебник: Сонин Н.И. Плешаков А.А.Биология. Введение в биологию. 5 класс Дрофа, 2012 г
2. Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы. Концентрический курс. ,М, Дрофа, 2012 г.Автор программы Н.И.Сонин, И.Б.Захаров.
Дополнительной литературы:
1. Алисова Е.А. Тестовый контроль с использованием ИКТ (ЦОР) на уроках биологии / Биология в школе, 3, 2012, с 29 – 36.
2. Арбузова Е.Н. Развитие критического мышления при обучении биологии /Биология в школе, 8,2011, с29-35.
3. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система знаний.— М.: Просвещение, 2009.
4. Глазунова Е.Л. Развитие мыслительных операций на уроках биологии /Биология в школе5,2011, с34-36.
5. Дмитриева О.С. ИКТ (ЭОР) на уроках биологии / Биология в школе, 5, 2012, с 38 – 39.
6. Злочевская Я.О. Об использовании ЭОР глобальной школьной лаборатории / Биология в школе, 5, 2012, с 40-45.
7. Избасарова Р.Ш. Подготовка дидактической игры для урока биологии / Биология в школе, 9, 2012, с 15 – 24.
8. Кулев А.В. Развитие творческого мышления школьников при обучении биологии /Биология в школе, 6, 2012, с 22- 27.
9. Манькова Н.Ю. Активное обучение на уроках биологии/ Биология в школе, 6, 2012, с28 – 35.
10. Машура Е.А. Интерактивные методики обучения на уроках биологии / Биология в школе, 3,2012, с 22 – 28.
11. Оданович М.В. Дидактические средства реализации проблемно-рефлексивной ситуации на уроке / Биология в школе 2, 2012, с 39-40.
12. Серовайская Д.Е. Инновационный подход к преподаванию биологии / Биология в школе, 7, 2012, с 41 – 49.
13. Суматохин С.В. Чтение и понимание содержания текста при обучении биологии / Биология в школе, 6, 2012, с 54 – 60.
14. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии / Биология в школе, 7, 2012, с 15 – 23.
15. Торков С.Е. Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии /Биология в школе, 8, 2012, с 53 – 61.
16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
17. Черкасская Н.Б. Работа со SMART- доской на уроках биологии / Биология в школе, 7, 2012, с31 – 36.
18. Ярцева С.В. Урок биологии с позиции системно-деятельностного подхода /Биология в школе ,8, 2012, с 29 – 33
Список электронных ресурсов.
1.http://fcior.edu.ru.- коллекция электронных образовательных ресурсов нового поколения.
4. http://www.priroda.ru- природа, национальный портал
5. http://obi.img.ras.ru –база знаний по биологии человека
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Акимушкин И.Мир животных. М., Мысль, 1998.
2. Большая Серия Знаний. Том 12. Планета Земля. Том 14. Биология. Современная педагогика. Мир книги. М., 2004.
3. Большая энциклопедия природы от А до Я. Том 1 – 12. М., Мир книги, 2003.
4. Живой мир. Энциклопедия. М., Росмэн, 1995
5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные . М., АСТ.,1997
6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. М., АСТ.,1997.
ПРИЛОЖЕНИЯ
К уроку № 4
Лабораторная работа 3. «Знакомство с увеличительными приборами»
1 блок – Историческая справка
Лупа
Англичанин Роджер Бейкон изобрел лупу в 1250 году.
Лупа - это увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон (линза), через которое можно видеть предметы увеличенными в несколько раз. Бывают лупы с увеличением в 2,5-10 раз, иногда даже в 20-25 раз.
Ручная лупа - линза, вставленная в оправу. Она имеет специальную ручку или футляр, который служит вместо ручки.
Препаровальная (штативная) лупа - состоит из оправы, в которую вставлены две линзы, штатива - подставки со стеклянным предметным столиком и зеркалом, укрепленным под столиком. Рассматриваемый предмет - объект (от латинского слова "объектус" - предмет) кладут на столик (поэтому столик называется предметным), а с помощью зеркала устанавливают наиболее удобное освещение объекта. Особенно это важно, когда объект прозрачный (например, тонкий срез стебля).
Микроскоп
Историческая справка.
МИКРОСКОП (от греческого mikros - малый и skopeo - смотрю), оптический прибор для получения увеличенного изображения мелких объектов и их деталей, не видимых невооруженным глазом. Изобретение микроскопа обусловлено скачком в развитием оптики в XVI-XVII вв. Некоторые оптические свойства изогнутых поверхностей были известны еще Евклиду (300 лет до н.э.) и Птолемею (127-151 гг.), однако их увеличительная способность не нашла практического применения. В связи с чем, первые очки были изобретены Сальвинио дели Арлеати в Италии только в 1285 г.
В XVI веке Леонардо да Винчи и Мауролико показали, что малые объекты лучше изучать с помощью лупы. Тогда же в Нидерландах потомственные оптики Захарий и Ханс Янсены (1590 г.) смонтировали две выпуклые линзы внутри одной трубки, т. е. фактически создав первый микроскоп и заложив основы для создания сложных микроскопов.
Микроскоп Янсена
Его увеличение составляло от 3 до 10 раз. Каждый следующий микроскоп значительно усовершенствовал. В этот период (XVI в.) датские, английские и итальянские исследовательские приборы постепенно начали распространяться, закладывая фундамент современной микроскопии.
Микроскоп Гука.
"Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым, как бритва, перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры, или ячейки, были не глубокими, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не только одной пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины, различных деревьев, внутреннюю мякоть полого стебля тростника, некоторых овощей, других растений: морковь, лопух, папоротник - я обнаружил, что у всех у них тот же план строения, что и у пробки" Это первое сообщение о клетке, которое использовал Р. Гук в 1665 году.
В XVII в. голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз.
В 1863 году увидел одноклеточные организмы.
Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой (размером с горошину) Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения лишь из-за того, что не перенимали недостатков составного микроскопа (несколько линз такого микроскопа удваивали дефекты изображения). Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука.
Левенгук - основоположник научной микроскопии не только в области микробиологии, но также и в анатомии и зоологии. Он первый заметил, что кровь движется в мельчайших кровеносных сосудах - капиллярах, а сама кровь - живой поток, в котором движутся множество мельчайших телец. Он впервые наблюдал и зарисовал отдельные растительные и животные клетки, яйца и зародыши, мышечную ткань и многие другие ткани, и органы более чем 200 видов растений и животных. Но самое важное - открытие им мира микроорганизмов. Эти наблюдения пыли сделаны благодаря оптическим приборам, которые Левенгук изготовлял собственноручно.
В XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз
Самостоятельная работа.
Восстановите историческую справедливость. С фамилиями каких исследователей сталкиваемся, когда изучаем вопросы, связанные с микроисследованиями?
Учащиеся работают с исторической справкой дополнительных материалов, исторической справкой учебника и заполняют таблицу
"Историческая справка"
Век, год
Ученый
Достижение
Изобретение микроскопа
Усовершенствование микроскопа, срез пробки – первое упоминание о клетке
Изучение одноклеточных организмов
2 блок "Ручная лупа".
Проводится показ линз, комментарии: линза - выпуклое стекло, увеличивает от 2-5 раз до 10-25 раз. показ штативной лупы, комментарии по использованию
Учащиеся приступают к выполнению задания данного блока.
«Ручная лупа»
1.Рассмотрите ручную лупу, отметьте на рисунке указанные части лупы
2.Определите, во сколько раз увеличен изучаемый объект
3 блок "Световой микроскоп".
1. Изучение строения
Учащиеся рассматривают устройство светового микроскопа, сравнивают с рисунком, делают записи в рабочем листе, выявляют способ определения увеличения светового микроскопа.
Как первичная проверка понимания нового материала учитель подходит к каждой группе и задает вопросы:
• назовите часть микроскопа, которую я показываю, определите функцию, которую выполняет данная часть
• для определения увеличения микроскопа, посмотрите на числа, указанные на окуляре и объективе, перемножьте их
• как определить увеличение микроскопа, с которым вы работаете
• сделайте вывод: микроскоп увеличивает исследуемый объект в ______ раз.
На этом этапе урока целесообразно дать устные определения понятиям: микроскоп, окуляр, объектив. Есть ли у вас затруднения?
4. Первичная проверка понимания нового материала. (устно)(http://lib.podelise.ru/docs/6/index-2076.html)
Задание 1.
1. Где расположено показание увеличения ручной лупы?
2. Определение понятия "микроскоп"
3. Назовите главную часть ручной лупы
4. Назовите главную часть микроскопа.
5. Что такое микропрепарат?
6. Назначение зеркала в световом микроскопе. Если увеличение светового микроскопа = 200, а показание на окуляре - 10, каково показание на объективе?
7. Назовите фамилию ученого, который первым ввел понятие "Клетка". Век открытия.
8. Во сколько раз может увеличить объект лупа и микроскоп?
9. Назначение предметного столика и зажимов в световом микроскопе.
10. Что такое предметное и покровное стекло?
11. Как определить увеличение светового микроскопа?
Закончите фразу:
1.Часть микроскопа, отвечающая за крепление препарата на предметном столике______________
2.Чтобы определить увеличение светового микроскопа, необходимо_____________________________________
3.Термин «клетка» ввел__________________________
Задание №2.
Закончите фразу:
1.Начать работу со световым микроскопом необходимо с_____
2.Лупа дает увеличение объекта в _______________раз.
1. на ткань насыпать муку, взять ткань за концы, соединить их – получилось подобие мешочка.
2. опустим мешочек в сосуд с водой и полощем его в воде (сверху хорошо держим концы ткани, чтобы мука не просыпалась в воду!)
3. отжимаем содержимое мешочка в воду, мешочек помещаем на плотный лист бумаги.
4. заметили, что размеры мешочка уменьшились, а вода стала мутной.
5. что из муки перешло в воду? Это – углевод крахмал. Как его обнаружить? Есть такое вещество - называется йод – при добавлении которого в раствор крахмала наблюдается посинение раствора
6. проверим, есть ли в муке крахмал: для этого в сосуд с мутной водой капаем несколько капель раствора йода.
7. Что вы наблюдали? Запишите наблюдения в тетрадь.
Завершите предложение: В муке есть углевод …….., так как при добавлении …….в раствор, мы наблюдали …………….
8. проверим, есть ли в картофеле крахмал. На срез картофеля капнем йод. Что наблюдаем? Есть ли крахмал в картофеле?
9. рассмотрим крахмальные зерна под микроскопом. Для этого сделаем соскоб со среза картофеля на предметное стекло, прикроем его покровным стеклом. Вы увидели ………Что? Зарисуйте одно крахмальное зерно.
Обнаружение белка в муке.
Ход работы:
1. разверните мешочек с мукой.
2. вы увидели клейкую массу, которая осталась в муке, после выхода крахмала.
3. эта клейкая масса называется белок клейковина. Чем больше белка клейковины в муке, тем лучше качество хлеба, макарон.
Напишите в тетради, как вы обнаружили в муке белок клейковину.
Обнаружение жира в семянках подсолнечника.
Ход работы:
1. положите семянку на лист бумаги
2. сверните лист пополам, чтобы семянка оказалась внутри
3. тупым предметом (карандаш, ручка) постучите по семянке, чтобы раздавить ее.
4. разверните лист и отодвиньте в сторону раздавленную семянку. Что осталось на бумаге?
5. напишите, как вы думаете, каким образом производится растительное масло?
К уроку № 7
Лабораторная работа № 6. Физические и химические явления
Тема исследования: физические и химические явления.
Цель исследования: научиться различать физические и химические явления.
Карта исследователя.
№
Инструкция
Оценка наблюдаемого явления
1
1. смешать серу с порошком железа
2. разделить серу и железо магнитом
Произошло ли изменение свойств серы и железа после разделения? ………………
Это явление …………………
2
1. растолките мел в ступке
2. половину переложите ложечкой в стакан
3. прилейте воды в 2 раза больше и размешайте стеклянной палочкой
4. профильтруйте раствор
Что произошло с мелом после фильтрования? …………………
Это явление ………………………….
3
1. поместите в сухой стакан ¼ чайной ложки соды и ¼ чайной ложки лимонной кислоты
2. прилейте в смесь воду
Что наблюдали?.............................
Это явление ………………………
4
1. капните на срез картофеля йодом
Что наблюдали? …………………
Это явление ………………………
5
1. к раствору белка прилить спирт
Что наблюдали? …………………
Это явление ………………….
6
1. к раствору белка добавьте лимонную кислоту
Что наблюдали ? …………………….
Это явление ………………………..
Вывод :
Физическое явление- это явление, когда
Химическое явление – это явление, когда
К уроку № 11.
Знакомство с бактериями
Бактерии являются возбудителями многих болезней. Такие бактерии называются патогенными. Бактерии могут вызывать заболевания растений, животных, человека. У человека бактерии вызывают такие заболевания как ангина, тиф, холера, дизентерия, столбняк, туберкулез и другие, всего около 200.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 миллионов человек. От чумы в XIV веке в Европе погибла четверть населения — 10 миллионов человек. Чуму называли черной смертью. Ее эпидемии производили трагическое опустошение. Они вызывали отчаяние и ужас у людей, беспомощных перед неминуемой смертью. Так описывает «черную смерть» А.С. Пушкин в «Пире во время чумы
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой…
Что делать нам? и чем помочь?
Города и селения вымирали, на улицах можно было видеть только могильщиков.
Со временем люди научились бороться со многими болезнями. Зная причины болезни и пути заражения можно обезопасить себя. В настоящее время проводят специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний. Людей заболевших бактериальным заболеванием лечат в больницах.
Бактерии языком цифр
• Бактерии появились на Земле 3,5-3,8 млрд. лет назад и господствовали на Земле 2 млн. лет, пока появились и другие одноклеточные формы.
• Размеры – от 1 до 10-15 мкм (1мкм-микрометр =10 -6 м)
• Число жгутиков на 1 бактерии может быть до 50
• Жгутики вращаются со скоростью 3 тыс. оборотов в мин, что соответствовало бы скорости движения человека 20-30 км /час (а для человека норма – 4-5 км в час)
• 1 грамм пахотной земли содержит от 1 до 20 млрд. бактерий
• 1 грамм льда Антарктиды содержит до 100 бактерий.
• Бактерия размножается делением надвое через каждые 20 минут
Общий вес бактерий в теле человека примерно 2 кг
Бактериальная клетка:
1 – клеточная стенка
2 – цитоплазма
3 – кольцевая хромосома, ядерное вещество
4 - жгутики
Формы ьактерий:
1 – кокки 2 – диплококки
3 – стрептококки 4 – палочки (бациллы)
5 – вибрионы 6 - спириллы
Как приготовить культуры бактерий.
Вымойте клубень картофеля, не очищая его от кожуры, нарежьте ломтиками. Натрите ломтики мелом и поместите в чашку Петри. Чашку поставьте в тёплое место с температурой 25–30 °С. Через 2–3 суток на поверхности ломтиков образуется плотная морщинистая пленка. Маленький кусочек пленки разотрите в капле воды и рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Они подвижны, обладают жгутиками и могут образовывать споры.
Для получения культуры сенной палочки положите в колбу с водой немного сена, горлышко колбы закройте ватой и кипятите содержимое в течение 15 мин, чтобы уничтожить другие бактерии, которые могут оказаться в колбе. Сенная палочка при кипячении не погибает.
Полученный настой сена отфильтруйте и на несколько дней поставьте в помещение с температурой 20–25 °С. Сенная палочка будет размножаться, и вскоре поверхность настоя покроется пленкой из бактерий.
Стеклянной палочкой перенесите частичку пленки на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Добавьте под покровное стекло каплю метиленовой синьки. На голубом фоне бактерии видны гораздо лучше. Некоторые из них подвижны, а у неподвижных внутри видны блестящие овальные образования. Это споры.
К уроку № 12.
Лабораторная работа № 7. Грибы.
Лабораторная работа № 7. Работа с коллекцией «Муляжи грибов», гербариями «Грибы-паразиты», фотографиями «Шляпочные грибы».
Рассматривание под микроскопом гриба МУКОР.
Для закрепления материала учащиеся заполняют таблицу «Значение грибов», используя учебник и другие материалы.
№
ФОТО
НАЗВАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ
1
Плесневый гриб
Пеницилл
2
Плесневый гриб
Мукор
3
Гриб
Дрожжи
4
Гриб-Трутовик
5
Гриб –Масленок
К уроку № 13.
Лабораторная работа № 8. Водоросли.
Лабораторная работа «Строение водоросли спирогиры». 1. Рассмотреть внешний вид водоросли спирогира.
2. Зарисовать и обозначить названия отдельных частей водоросли.
3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат спирогиры.
4. Зарисовать клетки спирогиры и обозначить названия ее органелл (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор).
1. Рассмотрите и опишите внешний вид мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля). Сделайте рисунок, подпишите основные органы.
2. Рассмотрите листья мха: все ли они одинаковы, где и как располагаются.
3. Отделите препаровальной иглой один лист сфагнума. Положите его в каплю, воды на предметное стекло. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Найдите бесцветные клетки (водоносные) и узкие хлорофиллоносные. В водоносных клетках найдите поры.
Оборудование: гербарный материал папоротников, хвощей, плаунов, ручная лупа.
Ход работы
1. Рассмотреть внешнее строение папоротника (форму, окраску корневища, форму, размеры и окраску вай).
У папоротника выделяют следующие органы:
А) надземные органы – листья папоротника – называютвайями. Б) подземные органы – корневище(корневище – видоизмененный стебель).
2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне листа (вайи).
3. Сравнить папоротники с мхами, найти сходства различия.
4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растением.
5. Результаты лабораторной работы занести в тетрадь
К уроку 24.
Лабораторная работа 17. Организм – среда обитания
Характеристика почвенной среды.
Почва - это поверхностный слой Земли, ее твердая оболочка. Это плотная среда, состоящая из отдельных твердых частиц разной величины. Твердые частицы окружены тонкой пленкой воздуха и воды. Поверхностный слой почвы достаточно рыхлый. Он содержит систему полостей и ходов, а также большое количество твердой органики (растительный опад, гумус). Глубже располагается очень твердый слой. Неоднородность слоев почвы определяет специфику абиотических факторов. Также с глубиной в почве ухудшается аэрация. Количество кислорода снижается, увеличвается содержание углекислого газа и других газов, образующихся при разложении органических веществ. Свет в почву практически не проникает. Колебания температуры выражены только в поверхностном слое почвы. На глубине 1- 1,5 м температура практически стабильна.(4-5 градусов). Влажность –ее режим более благоприятен, чем в наземно-воздушной среде. Так, даже в сухой почве сохраняется почвенная влага и отчасти вода, находящаяся в почвенном воздухе. Испаряется, прежде всего, вода, заполняющая почвенные поры и пустоты.
Пример: приспособленность дождевого червя
Специфические свойства
почвенной среды
Приспособленность организма
1. Высокая плотность
Как отражается плотность на форме и покровах?
Тело – вытянутое, круглое в сечении, членистое, гладкое, покрытое слизью, щетинки –опоры. Хорошо развиты мышцы.
2.Благоприятный режим влаги
Почвенные дождевые черви предпочитают жить во влажной среде
3. Кислородный режим
Как дышит дождевой червь? Какая система органов появляется для транспорта кислорода по организму?
- Аэроб, покровы выделяют слизь для проникновения кислорода из почвы в кровеносные сосуды кожи
4. Световой режим
Как это свойство отражается на органах зрения? Какие органы чувств развиты лучше и почему?
-Светочувствительные клетки на переднем конце тела и по всему телу; лучше развито обоняние.
5. Наличие твердых частиц
Какие механизмы спасают дождевого червя от гибели при повреждении тела? С какими особенностями строения это связано?
-Хорошо развита регенерация. Слизь обладает бактерицидными свойствами, уменьшает трение о почву.
Характеристика наземно-воздушной среды.
В наземно-воздушной среде:
1. много кислорода
2. много света
3.резкие изменения температуры во времени и пространстве.
4.часто дефицит влаги
5. давление меняется мало
6. плотность воздуха мала, в ней невозможно постоянно жить.
Организмы приспособились к этой среде. Многие летают, но размножаются на поверхности земли. В воздухе организмам нужна опора. Растения имеют механические ткани, а наземные животные имеют скелет, развитый гораздо сильнее, чем у водных животных. Для передвижения в наземно-воздушной среде животные «изобрели» сложные рычаги – суставы. К перенесению климатических сезонов у животных развились множественные приспособления: одни спят (в холод, в жару), другие имеют толстый слой жира, жирное молоко, у теплокровных – теплорегуляция. Растения на зиму накапливают антифризы – сахара, смолы, препятствующие замерзанию цитоплазмы и коагуляции белков.
К перенесению засухи растения имеют длинные корни (до 15м –верблюжья колючка), листья- иголки (кактусы), восковой налет на листьях и стеблях. Животные имеют такие приспособления: смена покровов тела, миграции к водопоям, использование метаболической воды (верблюд); некоторые могут всю жизнь жить на сухом корме (тушканчик, платяная моль - за счет окисления части пищи.
Состав воздуха, ветры, рельеф, погода, климат – все это важно в жизни обитателей наземно-воздушной среды.
Характеристика водной среды.
Для водной среды характерны следующие признаки:
1.высокая плотность; она в 800 раз больше плотности наземно-воздушной среды. Все водные животные испытывают высокое давление, которое увеличивается на 1 атмосферу на каждые 10 м глубины.
2. кислорода в воде в 21 раз меньше, чем в наземно-воздушной среде.
Содержание кислорода уменьшается:
1) с увеличением температуры,
2) увеличением солености,
3) увеличением глубины.
Содержание кислорода увеличивается с увеличением скорости течения.
3. температурный режим – стабильный (по сравнению с другими средами). На глубине в пресных водоемах температура постоянна и равна 4-5 градусам.
4. световой режим существенно отличается от наземно-воздушной среды. Света мало, так как он частично отражается от поверхности и частично поглощается при прохождении через толщу воды. Прохождению света препятствуют взвешенные в воде частицы. Выделяют 3 зоны: световую, сумеречную и зону вечного мрака.
5. по солевому режиму: пресные и соленые водоемы.
Рассмотрим приспособления белой планарии к водной среде обитания.
Специфичные свойства
водной среды
Приспособления организма
1. Высокая плотность и давление
Как отразилась высокая плотность и давление на форму тела и покровы?
-Тело плоское, листовидное, обтекаемое, покрыто ресничками и слизью
2.Солевой режим
Почему у планарии хорошо развита выделительная система?
- Пресная вода в большом количестве поступает в организм, поэтому хорошо развита выделительная система
3.Кислородный режим
Как компенсируется отсутствие органов дыхания?
- Аэроб, дышит поверхностью тела растворимым в воде кислородом
4.Световой режим
Как это свойство отразилось на органах чувств?
-Глаза различают свет и темноту.
5. Неблагоприятные условия ( понижения температуры, недостаток кислорода)
Как планария может переживать эти условия?
- Распадается на мелкие кусочки, хорошо развита регенерация
Живой организм как среда обитания
И беспозвоночные и позвоночные животные могут быть средой обитания для паразитов. Более полно хозяина как среду обитания используют эндопаразиты, так как они полностью изолированы (в отличие от экзопаразитов от воздействия внешних факторов).
Животные – сложная среда обитания. С одной стороны, она создает для паразитов ряд трудностей, к которым необходимо приспособиться (анаэробные условия, отсутствие света, определенная химическая среда, ограничивающая возможности для передвижения, необходимость удерживаться на поверхности хозяина или внутри его). А с другой стороны, обилие пищи и полная или частичная защищенность от жестких воздействий факторов внешней среды. Для внутренних паразитов сложным является процесс перехода из одного хозяина в другой через иную среду обитания. Отсюда – закон большого количества яиц.
Пример приспособленности паразитических червей
Специфические свойства среды, в которой живут паразиты
Приспособления организма
1. Место среды обитания
Каким образом паразиты фиксируются в кишечнике?
-Тело плоское, членистое, что позволяет укладываться в кишечнике, фиксация присосками.
2. Анаэробные условия
За счет каких процессов в организме паразитических червей вырабатывается энергия?
- Анаэробы получают энергию за счет процессов брожения органических веществ в клетках
3. Химическая среда
Почему паразитические черви не перевариваются в кишечнике?