№ П.п | Название раздела программы | Тема урока | Дом зада ние | К-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учеников | Вид контроля | Элементы доп. содержания | сроки |
план | факт |
1. | Глава1. Введение. Организменный уровень жизни (17 ч.) | 1. Организменный уровень жизни и его роль в природе. | Гл. 1, § 1, в. 1-3 | 1 | КУ | Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии. Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. | Знать: Свойства живого Уметь выделять: Особенности развития живых организмов | Фрон. опрос | Подготовить сообщения об ученых, изучавших организменный уровень, работы И.И. Мечникова по исследованию фагоцитоза | | |
2. | | 2. Организм как биосистема. | § 2 в. 1-3 | 1 | КУ | Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы. | Уметь: Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | | Подготовить сообщения об ученых изучавших, процессы жизнедеятельности растений, животных,человека (К.А.Тимирязев, И.П.Павлов) | | |
3. | | 3. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | § 3 в. 1-3 | 1 | КУ | Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. | Уметь: Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | | Промышленное выращивание грибов, клонирование растений и животных | | |
4. | | 4. Размножение организмов. | § 4 в. 1-3 | 1 | КУ | Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения | Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | | | | |
5. | | 5.Оплодотворение и его значение. | § 5, рис. 4, в. 1-3 | 1 | КУ | Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. | Уметь: Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | | | | |
6. | | 6. Развитие организмов от зарождения до смерти. | § 6, рис. 5-7, в. 1-3 | 1 | КУ | Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление, гаструляция, органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) | Уметь: Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | | | | |
7. | | 7. Из истории развития генетики. | § 7, в. 1-4 | 1 | КУ | Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | | история развития генетики в России | | |
8. | | 8. Изменчивость признаков организмов и её типы. | § 8, рис. 8-9, в. 1-4 | 1 | КУ | Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. | Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. Называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. | | Методы генетических исследований | | |
9. | | 9. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. | § 9, рис. 10-11, в. 1-3 | 1 | КУ | Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. | Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | | | | |
10. | | 10. Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа №1 «Решение задач по генетике» | § 10, рис. 12-13, в. 2-3 | 1 | КУ | Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1. Закон независимого наследования. | Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. | | Подобрать интересные примеры об отношении доминантности и рецессивности между аллельными генами в генотипе у растений, животных и человека | | |
11. | | 11. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | § 11, в. 2-3 | 1 | КУ | Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. | Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов. | | Подготовить сообщения о работе русских ученых-селекционеров | | |
12. | | 12. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | § 12, рис. 16, в. 1-4 | 1 | КУ | Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы. Наследственные заболевания , сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. | Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. | | Достижения медицины в диагностике наследственных заболеваний человека | | |
13. | | 13. Наследственные болезни человека. | § 13, рис. 17, в. 3-4 | 1 | КУ | Группы наследственных болезней. Генные болезни и аномалии. Хромосомные болезни. Диагностика заболеваний. Безопасность жизнедеятельности. | Уметь: Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных. | | «Генетическая безопасность человека» | | |
14. | | 14. Решение генетических задач. | Задачи | 1 | КУ | | Уметь: Решать генетические задачи | | | | |
15. | | 15. Этические аспекты медицинской генетики. | § 14, в. 2-3; | 1 | КУ | Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины, Микробиологический синтез. | Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | | | | |
16. | | 16. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. | § 15, рис. 18, в. 2-3 | 1 | КУ | Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины, Микробиологический синтез. | Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | | | | |
17. | | 17. Вирусы. Вирусные заболевания. | § 16-17, рис.25-26,в.1-3 | 1 | КУ | Вирусы как возбудители заболеваний. СПИД - вирусное заболевание. Защита от вирусов. | Знать: значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний. | | | | |
18. | Глава 2. Клеточный уровень жизни (8 ч.) | 1. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. | § 18, рис.27, в1-3, § 19,рис.28,в1-3 | 1 | КУ | Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы. | Уметь: Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | | | | |
19. | | 2. Строение клетки. | § 20, рис.30-32, в.1-3, | 1 | КУ | Строение клетки. | Знать: особенности строение клетки Уметь: работать с микроскопом, узнавать и называть органоиды клетки | | | | |
20. | | 3. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. | § 21, табл.1,в1-3. | 1 | КУ | Прокариотические и эукариотические клетки. Особенности строения животной и растительной клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. | Знать: особенности строение клеток прокариот и эукакриот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида. Уметь: работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных. | | | | |
21. | | 4. Клеточный цикл. | § 22 | 1 | КУ | Клеточный цикл: интерфаза и митоз. Продолжительность жизни клеток: апоптоз и некроз. | Знать: механизм деления клетки и его биологическую роль Уметь: раскрыть понятие «клеточный цикл», характеризовать этапы клеточного цикла | | | | |
22. | | 5. Деление клетки - митоз и мейоз. | § 23, рис. 41-43 табл.3, в.1-3 | 1 | КУ | Размножение-свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез. Строение половых клеток. Значение гаметогенеза. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления. | Знать: сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза. Уметь: давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза. | | | | |
23. | | 6. Структура и функции хромосом. | § 24, рис. 46, в.1-4 | 1 | КУ | Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке | Знать: строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Уметь: выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК. | | История открытия хромосом, современный этап изучения хромосом | | |
24. | | 7. История развития науки о клетке. | § 25, в.1-3, сообщение. | 1 | КУ | Наука о клетке - цитология. Первые положения клеточной теории. Развитие учения о клетке. Современная клеточная теория. | Уметь: Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | | Вклад русских ученых в изучении клетки | | |
25. | | 8.Гармония и целесообразность в живой природе. Семинар. | § 26 | 1 | КУ | Гармония. Целесообразность в живой природе. | Знать: Различные взгляды о проблеме целесообразности и природосообразности | | Подобрать свои примеры, иллюстрирующие гармонию и целесообразность в природе. | | |
26. | Глава 3. Молекулярный уровень жизни (8 ч.) | 1. Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. | § 27, в.1-3 | 1 | КУ | Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. | Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов. | | | | |
27. | | 2. Основные химические соединения живой материи. | § 28, рис. 59, в.1-3 | 1 | КУ | Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода, минер.соли. | Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич. и органич. вещества клетки. Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот. | | | | |
28. | | 3. Структура и функции нуклеиновых кислот. | § 29, рис. 60 -61, табл.4, в1-4. | 1 | КУ | Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура. | Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | | | | |
29 | | 4. Процессы синтеза в живых клетках. | §30, рис.62-63,в.3-4. | 1 | КУ | Питание, фотосинтез, фотолиз. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Уметь: Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | | | | |
30. | | 5. Процессы биосинтеза белка. | §31 | 1 | КУ | Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке. | Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | | | | |
31. | | 6. Молекулярные процессы расщепления. | §32 | 1 | КУ | Понятие о биологическом окислении. Бескислородный этап клеточного дыхания (гликолиз). Кислородный этап клеточного дыхания. | Уметь: Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. | | Значение процессов расщепления в клетках | | |
32. | | 7. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | §33 | 1 | КУ | Опасность полимерного мусора. Пестициды. Диоксины. Проблема устойчивого развития. | Знать: о воздействии хозяйственной деятельности человека на биосферу Уметь: Анализировать негативные последствия химического загрязнения биосферы | | | | |
33. | | 8.Время экологической культуры. | §34 | 1 | КУ | Развитие химического синтеза. Манипулирование наследственным веществом. Глобальные экологические проблемы. Экологическая культура - норма для каждого человека. | Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни | | | | |
34. | Заключение (1 ч.) | 1. Заключение: структурные уровни организации живой природы. | §35 | 1 | КУ | Биосистемы: от элементарных биохимических систем до биосферы. Видовое биоразнообразие. Уровни организации природы. | Знать: Уровни организации живой материи Уметь: Характеризовать каждый уровень | | | | |