Рабочая программа по биолгии и развернутое тематическое планирование по биологии 8 класс по авторской программе под руководством В.В. Пасечника
Рабочая программа по биолгии и развернутое тематическое планирование по биологии 8 класс по авторской программе под руководством В.В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 8 класс и развернутое календарно - тематическое планирование, в котором указаны раздел, темы и цели уроков, оборудование, формируемые и развиваемые понятия, описана деятельность учащихся на уроке, прописаны домашние задания. Количество часов в год: 68. Количество часов в неделю: 2
Количество итоговых контрольных работ: 1. Количество лабораторных работ: 12
УМК: Программы по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2010.
Учебный комплекс для учащихся:
а) учебник Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа;
б) рабочая тетрадь 48 листов в клетку и на печатной основе «Биология. Человек. 8 класс» / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биолгии и развернутое тематическое планирование по биологии 8 класс по авторской программе под руководством В.В. Пасечника »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №163»
г. Зеленогорск
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании ШМО
Директор школы Зам.директора по УВР протокол №____
…………………………….. «____» сентября 2014 г. ___________________ _________________ ____________________
Рабочая программа по биологии 8 класс на 2014 – 2015 учебный год.
Учитель: Радаева С. А.
Количество часов в год: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество итоговых контрольных работ: 1
Количество лабораторных работ: 12
УМК: Программы по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2010.
Учебный комплекс для учащихся:
а) учебник Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа, 2003;
б) рабочая тетрадь 48 листов в клетку и на печатной основе «Биология. Человек. 8 класс» / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа, 2006.
Наличие методических разработок для учителя: Д.В. Колесов «Поурочное и тематическое планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» Изд. М: Дрофа, 2003.
Рабочая программа составлена на основании Программы по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2010 (авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования в соответствии с учебником Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа, 2003.
Пояснительная записка
Авторская программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. Согласно действующему Базисному учебному плану и утвержденному календарному графику школы в рабочей программе для 8-го количество часов изменено с 70 на 68.
Рабочая программа составлена на основании Программы по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2010 (авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.) в соответствии с учебником Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа, 2003.
Изменения количества часов и использование резервного времени, предложенного автором (4 часа) в календарном планировании описаны в разделе «СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 класс».
Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение в данный курс сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
Обучения:
1) привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков, применение элементов разных педагогических технологий, лабораторных работ, нестандартных уроков;
2) создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, умение распознавать животную клетку, ткани, системы органов, органы через систему лабораторных работ;
-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у 8 - классников умения сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, составлять план пункта параграфа, аккуратно вести записи в тетради, правильно оформлять лабораторные работы, делать рисунки через монологические ответы на уроках, выполнение домашних, творческих заданий, проектов и особое отношение к работе в тетрадях (проверка ведения тетради раз в четверть с выставлением оценок за ведение в журнал), к сообщениям, выступлениям одноклассников
3) обучить учащихся методам самоконтроля, умение выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности школьников.
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у 8-классников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
- толерантности;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, презентаций, интерактивных материалов, определение значимости любого урока для каждого ученика.
- формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: бережного отношения к своему организму (понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей; выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни), к учебному оборудованию, умение общаться и сотрудничать через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, творческие задания, учебные проекты.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
2. Требования к уровню подготовки учащихся. Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на
организм вредных привычек;
- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- распознавать органы и их топографию, системы органов;
- объяснять связь между строением и функциями органов;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 класс
Учебные единицы
Коли-
чество количество
уроков
Примечание
Введение.
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
1+1
из резерва
Авторская программа предусматривает 1ч
Раздел 1. Происхождение человека.
Систематическое положение человека.Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
3
Раздел 2. Строение и функции организма
57+2 из резерва
Авторская программа предусматривает 57 ч
Тема 2.1. Общий обзор организма
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
1
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
(лаб.раб «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп»)
5
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
(лаб.раб «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения», « Коленный рефлекс»)
1
Тема 2.4. Система опоры и движения.
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные(суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
(лаб.раб «Микроскопическое строение кости», «Мышцы человеческого тела» - в классе или дома, «Утомление при статической и динамической работе», «Выявление нарушения осанки», «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях рук» )
7
Тема 2.5. Внутренняя среда организма.
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. (лаб.раб «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»)
3
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений. (лаб.раб «Положение венозных клапанов в опущенной поднятой руке», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение», «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», «Опыты, выясняющие природу пульса», «Функциональная проба: реакция ССС на дозированную нагрузку»)
6
Тема 2.7. Дыхательная система
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм
(лаб.раб «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха», «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»)
4
Тема 2.8. Пищеварительная система
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
(лаб.раб «Действие ферментов слюны на крахмал)
6
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
(лаб.раб «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки», «Составление пищевых рационов в зависимости от энегозатрат»)
3+1 из резерва
Авторская программа предусматривает 3 ч
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
3
Тема 2.11. Выделение.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
1
Тема 2.12. Нервная система человека.
Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
(лаб.раб «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга», «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»
5
Тема 2.13. Анализаторы
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
(лаб.раб «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»)
5
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. (лаб.раб «Выработка навыка зеркального письма», «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и активной работы с объектом»)
5
Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
2+1 из резерва на годовую к.р
Авторская программа предусматривает 2ч
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма
5
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Тематическое планирование по биологии 8 класс
№
Раздел
Тема урока
Цели урока
Оборудова-
ние
Формиру-
емые и развивае-
мые понятия
Деятельность учащихся на уроке
Дом. задание
1
Введе-ние
2 часа
Введение. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.
Раскрыть биосоциальную природу человека; показать черты сходства с животными и отличительные особенности, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет и методы наук, изучающих человека.
Табл. с изображением внутренних органов человека и животных; портреты ученых, презентация
Анатомия
Физиология
Психология
Гигиена
Работа с учебником на стр. , рисунками.
Ответы на вопросы параграфа
Выполнение в рабочей тетради упр.№
П.1
Ответ на вопросы Сообщ
2
Становление наук о человеке
Дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека.
Табл. с изображением внутренних органов человека и животных; портреты ученых презентация
Анатомия
Физиология
Психология
Гигиена
Работа с учебником на стр. , рисунками. Выполнение в рабочей тетради упр.№
Составление таблицы
«Вклад ученых в развитие наук о человеке»
Ответы на вопросы параграфа
П.2
Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)
3
Систематическое положение человека
Повторить систематические таксоны; определить место человека
в системе живых существ; привести док-ва эволюции животных и человека: сранительно - анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.
Табл. с изображением внутренних органов человека и животных. презентация
Таксон
Палеонтоло-гия
Сравнитель
ная анатомия
эмбриология
рудименты
атавизмы
Работа с учебником на стр. ; повторение мат-ла 7 класса; составление таблицы «Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением».
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Работа с понятиями
Ответы на вопросы параграфа
П3
Повт.
П.50
П.27чеб.
7кл.
4.
Историческое прошлое людей.
Показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать фор-нию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза
Видеозапись «Антропогенез» презентация
П. 4
5.
Расы человека.
Повторить признаки вида и док- ть, что все люди принадлежат к одному виду Человек Разумный; разъяснить связь образования рас с миграцией населения.
презентация
Древнейшие
древние люди
Кроманьонец
Расы
Националь-
ность
Работа с учебником на стр.
Просмотр видеозаписи Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
П.5 Повт.
П.
27,
50
из
7 кл.
Раздел 2. Строение и функции организм (57 часов + 2 часа из резерва= 59 ч.)
6.
Т.2.1
Общий обзор ор-ма челове-ка.
1ч.
Т2.2
Клеточ-ное стро-
ение организ-ма.
Тка
ни
5 ч.
Общий обзор организма человека.
Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов, отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами.
Табл. с изображением внутренних органов человека и животных презентация
Лучевая и двусторонняя симметрия
Орган
Системы
органов
Повторение мат-ла 7 класса
Работа с учебником на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Сам. Раб. с рис.3-4 на с. 14-15 отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами.
Ответы на вопросы параграфа
П.6
ответы на вопросы
7.
Клеточное строение организма.
Показать единство органического мира на клеточном уровне; раскрыть строение и функции клеточных органоидов; определить хим. состав клеток
Ввести понятие об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости; повторить процессы, происходящие при делении клеток.
деление клеток, клетки под электронным микроскопом
Видеозапись презентация с анимацией
Интерактивный опрос
«Строение животной клетки»
9.
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.
Лабораторная работа № 1
«Рассматривание микропрепаратов тканей в микроскоп”
Раскрыть понятия «Ткань» и «Орган», «Тканевая жидкость» и
«Межклеточное вещество»; познакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме; научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы
продолжить формирование умений работать с микроскопом, ориентироваться в микроструктурах по их описанию.
Таблицы «Ткани»
«Внутренние органы человека»
Лабораторное оборудование
(микроскопы и микр -ты) Видеозапись презентация
Ткань
Орган
Тканевая жидкость
Межклеточ-
ное вещество
Повтор.м-ла 6 кл.
Работа с учебником на стр.
Работа с понятиями темы;
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Выполнение лабор. работы;
Составление таблицы
Работа с рисунками учебника и табл.
у доски
Просмотр видеозаписи
Ответы на вопросы параграфа
П.8
Повт.
П. 43
Из 7 класс
Выуч
Табл
понятия
10.
Нервная ткань.
Познакомить со строением нейрона и нейроглии; дать понятие о синапсах
Видеозапись
Микроскопы
Набор микропрепар.
тканей
Таблицы «Ткани» презентация
Работа с учебником на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
11.
Обобщение знаний по теме «Клеточное строение орг –ма. Ткани»
12
Т.2.3
Рефлекторная регуля-ция орга
нов и систем
1ч
Рефлекторная регуляция.
раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении; уточнить определение рефлекса.
«Рефлекторная дуга» презентация
Рефлекс
Рефлектор-
ная дуга
повторение мат-ла 7 класс.
Просмотр видеозаписи.
Работа с текстом учебника , рис 16-17. Выполнение в рабочей тетради упр.№
отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами Работа с понятиями
Выполнение лабор. работы;
Ответы на вопросы параграфа
П.8-9
ответ понятия
Осн.
пол.
главы
13.
Т. 2.4.
Опорно-двигатель
ная система
7 ч
Значение опорно - двигательной системы. Строение и состав костей.
Лабораторная работа № 2
«Микроскопическое строение кости».
Раскрыть значение скелета и мышц; показать опорную, защитную. двигательную функции, химический состав, строение костей, их классификацию.
Таблица «Строение кости»
Видеозапись
Модель скеле-та человека
Лабораторное оборудование
( микроскопы и м/п),презентац
опорно- двигательн. система
повторение мат-ла 7 класса
Работа с текстом учебника и рис; Выполнение в рабочей тетради упр.№
выполнение лабор. работы;
Работа с понятиями
Ответы на вопросы параграфа
П.10
ответы на вопросы понятия
14.
Скелет человека. Осевой скелет.
Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих, выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением, трудовой деятельностью.
Модель скелета человека
Табл.с изобра-жением ске-лета человека и млекопитающ., «Строение кости»,Видеоь презентация
Осевой скелет
Просмотр видеозаписи;
Работа с текстом учебника и рис. 18, 27-30;
Выполнение в рабочей тетради упр.№
составление таблицы
Решение биологических задач
Работа с понятиями
Ответы на вопросы параграфа
П.11
П.12
ответы на вопросы понятия
Повт
П.4
15
Скелет конечностей. Соединение костей.
Изучить строение скелета конечностей, познакомить уч-ся типами соединения костей; повторить материал о происхождении человека.
Модель скелета человека
Табл. с изобра-жением скелета человека типа-ми соединения костей презентация
Сустав
Работа с текстом учебника и рис.31-32, Выполнение в рабочей тетради упр.№
Повторить мат-л о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани; познакомить уч-ся с морфологией мышц, дать понятие об основных группах мышц.
Модель скелета человека
Табл. с изображением скелета и мышц Видеозапись
Инструкция к лаб. раб. презентация
основные группы мышц
Просмотр видеозаписи;
Работа с текстом учебника и рис.34;
выполнение лаб.раб. по инструкции на с.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
ответы на вопросы
П.13
зад.
на
с.65
повт.
П.9
17
Работа скелетных мышц и их регуляция.
Дать понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках; разъяснить суть тренировочного эффекта и энергетику мышечного сокращения, вред гиподинамии, особенность сокращения мышц- антагонистов при динамической и статической работе; познакомить с методами проведения исследования утомления и с его симптомами.
Таблицы
«Ткани»
«Мышцы человека»
гантели
Рисунки
Инстр. к лаб. раб. на стр. 72 презентация
Статическая и
Динамичес-
кая работа
Утомление
Работа с текстом учебника на стр.
Работа с рисунками учебника №16 –определение числа мышечных волокон в двигательной единице; проведение опыта; сообщения учащихся;
изучение регуляции работы мышц по рис.37;
Выполнение лабор. работы;по инструкции на с. 72» анализ работы.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Решение биологических задач
П.14
повт.
П.11
П.12
Вып.
2-ой
разд.
лаб.
работ
с.75
Сообщ.
18.
Осанка. Предупреждение плоскостопия.
Первая помощь при повреждении ОДС.
Лабораторная работа № 4
«Выявление нарушений осанки и плоскостопия» (выполняется дома)
Раскрыть влияние физических упражнений и спорта на формирование опорно- двигательной системы, меры, предупреждающие нарушение осанки и развития плоскостопия; познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.
Модель скелета человека
Табл. с изображением скелетных мышц, последствий неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночниканормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия.
Сколиоз
Лордоз
Плоскостопие
Остеохондроз
Сообщения учащихся;
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Решение биологических задач
Раб. по рис.40-41
Работа с текстом учебника;
Ответы на вопросы параграфа
П.16
Основ-ные положе-н
глав
ответ на вопросы понятия Выполнение лаб. Раб.
19.
Обобщение и контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система.
” Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом”.
Продолжить формирование понятий о внешней и внутренней среды организма, о компонентах внутренней среды; раскрыть понятия «Гомеостаз», «Фагоцитоз», «Антигены» и
«Антитела»; проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови; рассмотреть механизм свертывания крови; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных.
Таблицы «Схема кровообраще-ния и лимфоо-бращения», «Состав крови»
«Ткани»
Оборудование к предыдущему уроку
Видеозапись презентация
Внешняя и внутренняя среда организма
Кровь
Лимфа
Тканевая жидкость
Гомеостаз
Фагоцитоз
Антигены
Антитела
Просмотр видеозаписи;
Работа с понятиями;
Работа с текстом учебника и рис.№42-46;
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Выполнение лабор. работы;
ответы на вопросы
П.17
понятия Сообщения
21
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
Показать роль защитных механизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды и клетки; раскрыть роль экологической защиты от патогенных организмов; продолжить формировать понятие об иммунитете и его видах; раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета; дать классификацию иммунитета; показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни; познакомить с наукой иммунологией, определить роль вакцин.
Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения»
«Состав крови»
«Ткани», «Строение кости»
Видеозапись презентация
клеточный и гуморальный иммунитет; воспаление,
общее заболевание
инфекцион
ные болезни
Вакцина
Иммуноло-
гия
Просмотр видеозаписи; презентации
Работа с понятиями;
Работа с текстом учебника стр.
сам-ная работа по
рис.47-48, задание на стр. 99.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Знакомстсво с основ. Полож. Гл.
ответы на вопросы
П.18понятия
22.
Тканевая совместимость. Переливание крови.
Разъяснить причины аллергии и тканевой совместимости; показать, что наличие людей с различными группами крови, включая и резус-фактор, есть частный случай тканевой совместимости, которую следует учитывать при переливании крови.
Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения» «Состав крови» Видеозапись презентация
Иммунитет
Тканевая совмести
мость
Группы крови
Донор
Реципиент
Резус-фактор
Аллергия
Работа с понятиями;
Работа с текстом учебника на стр. рисунок -48.
Сообщения учащихся об истории открытия вакцинации (работы
Дженнера и Пастера).
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Решение биологических задач
Просмотр видеозаписи;
Ответы на вопросы на с.99
П.19отв
на вопросыпонятия
повт.
7кл.
П.41
23.
Т.2.6.
Кровеносная
и
лимфа-тичес-кая
системы
6
час
Транспортные системы организма.
Повторить предшествующий материал о крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитете, замкнутом и незамкнутом кругах кровообращения; понятие об органах кровеносной и лимфатической систем, их строении и функциях.
Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения»
«Состав крови»
Резиновая трубка для проведения опыта
Видеозапись презентация
Кровь
Лимфа
Тканевая жидкость
Иммунитет
Замкнутое и незамкнутое кровообращ
Артерии
Вены
Капилляры
повторение мат-ла 7 класс
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Беседа по рис. 42,50
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа;
отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами Работа с понятиями
Демонстрация опыта
Выполнение лабор. работы
Ответ
на вопросы
П.20
задан
на стр.
105
понятия
24.
Круги кровообращения.
Повторить круги кровообращения и строения сердца позвоночных животных; изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругам кровообращения; экспериментально показать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.
Таблицы «Схема кровообращения и лимфо-обращения человека» «Кровообр. Позвоночных животных»
Резиновая трубка для проведения опыта, Видео презентация
Раскрыть связи строения сердца с его функцией; дать понятие о сердечном цикле; ввести понятие о симпатической и пара симпатической системах, автоматизме сердечной деятельности; показать связь нервной и гуморальной регуляции, разъяснить суть приемов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти.
Разборная модель сердца
Таблицаы «Строение сердца»
«Сердечный цикл» Видеозапись презентация
Околосердечная сумка
Створчатые и полулунные клапаны
Адреналин
Сердечный цикл
повторение мат-ла 7 класс
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
работа по рис.,53-54
состав. Таблицы
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Работа с понятиями
Ответы на вопросы
Ответ
на вопросы
П.22понятия
26.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
Лабораторная работа № 6
«Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки».
Выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения артериального давления; обсудить природу пульса, дать понятие о гипо- и гипертонии, показать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов.
Таблицы «Схема кровообраще
ния» Видеозапись
Пульс
Артериальное давление
Артериолы
Гипертония
Гипотония
Инсульт
Инфаркт
Некроз
Фонендоскоп
Тонометр
повторение мат-ла 7 класс
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Выполнение лабор. работы Инстр. К лаб. Работе на стр.118
Раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гипотонии, с влиянием курения и спиртных напитков на сердце и сосуды, с органическими болезнями сердца и их профилактикой; познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, уменьшение болевых ощущений и предохранения раны от возможной инфекции; знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять.
Видеозапись Таблицы
презентация
Гангрена
Спазм сосудов Инфаркт
Стенокардия
Электро-
Кардиограмма
Артериальное
Венозное
Капиллярное
Внутреннее
Кровотечение Гематома
Антисептик
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа Сообщения учащихся;
Решение биологических задач
Знакомство с осн. Положениями гл. 6
Ответ
на вопросы
П.
28.
Обобщение и контроль знаний по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы»
Обобщить знания уч-ся по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система»; отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами; выявить пробелы в знаниях уч-ся по теме с дальнейшей коррекцией
Карточки с вопросами к зачету по вариантам. Таблицы по темам.
Инд. Работа по вопросам минизачета «Кровь. Кровообращение»
Понятия
Подг. к
заче
ту
29
Т.2.7.
Дыха-ние
4 часа
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
Изучить строение и функции органов дыхания, болезни дыхательных путей
Видеозапись
СD«Анатомиямодель гортани, Таблица
«Органы дыхания» презентация
окисление, значение дыхания, воздухонос
ные пути, легкие,мерца-тельный эпителий
повторение мат-ла 7 класс
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Просмотр видеозаписи
Упражнения дыхательной гимнастики.
Ответ
на вопросы
П.
30.
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
Изучить строение легких, легочное и тканевое дыхание.
Видеозапись СD Анатомия», в/фр.
Таблица
«Органы дыхания» презентация
легкие, альвеолы
повторение мат-ла 7 класс
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами, Работа с понятиями
Ответ
на вопросы понятия П.
31.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе!
Рассмотреть физические причины вдоха и выдоха, защитные рефлексы, вред курения.
Видеозапись Таблицы презентация
вдох,
выдох, регуляция дыхания
Просмотр видеозаписи
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа Сообщения учащихся; Решение биологических задач
П. Выпол-нение лабор. работы
32.
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Приемы реанимации.
Урок-конференция.
Дать информацию о приемах самообследования дыхательной системы.
Изучить приемы оказания первой помощи при травмах дыхательной системы.
Видеозапись Таблицы
заболевания органов дыхания, их причины, влияние куре-ния,1ая пом. при поврежде-ниях
Просмотр видеозаписи Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
Сообщения учащихся
Ответ
на вопросы П.
33.
Т.2.8.
Пищева-рение
6
часов
Питание и пищеварение.
Познакомить уч-ся с органами пищеварительной системы, их функциями.
Видеозапись
Торс человека, таблица «Органы пищеварения» презентация
пластический и энергетичес
кий обмен, пищеваре
ние, питатель-
ные в-ва.
Тест «Дыхание»
повторение мат-ла 7 класс
Просмотр видеозаписи
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответ
на вопросы П.
34.
Пищеварение в ротовой полости.
Действие ферментов слюны
Лабораторная работа № 8
«Действие слюны на крахмал»
Изучить строение ротовой полости, особенности пищеварения в ротовой полости.
Таблицы Видеозапись
Лаб. оборудование:
Накрахмален-ный бинт, раствор йода,
презентация
строение и функции зубов, языка и слюнных желез, знач-ение тщатель-ного переже-вывания пищи, состав слюны и её действие
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Выполнение лаб. работы и работа в рабочей тетради упр.№
Работа с понятиями
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопросы понятия П.
35.
Пищеварение в желудке и 12-типерстной кишке. Действие желудочного сока.
Рассмотреть особенности пищеварения в желудке и 12-перстной кишке.
Видеозапись Торс человека,
таблица «Органы пищеварения» презентация
строение и функции желудка, состав и дей-ствие желу-дочного сока роль печени и поджелудоч-ной железы в пищевар.
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Работа с понятиями параграфа
Ответ
на вопросы понятия П.
36.
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Барьерная роль печени.
Изучить строение и функции кишечника, кишечных ворсинок, печени.
Познакомить уч-ся с понятием «Аппендицит».
Видеозапись
диск «Анатомия», торс человека, таблица «Органы пищеварения»
Аппендицит строение и функции кишечника, пищеварение и всасывание в кишечнике
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
Работа с понятиями
Ответ
на вопросы понятия П.
37.
Регуляция пищеварения.
Рассмотреть как происходит нервная и гуморальная регуляции пищеварения, их взаимосвязь.
Обменные процессы в организме – основное свойство всех живых существ.
Дать понятия о пластическом и энергетическом обмене веществ.
Таблица «Метаболизм» презентация
пластический и энергетичес
кий обмен веществ.
повторение мат-ла 7 класс
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
понятия П.
40.
Витамины.
Ознакомить уч-ся со значение витаминов, понятиями «авитаминоз и гипервитаминоз».
Таблица «Витамины», «Суточная доза некоторых витаминов» презентация
авитаминоз и гипервитамин виды витами-нов и их значение в обмене в-в
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа Сообщения учащихся;
Ответ
на вопросы П.
41.
Нормы питания.
Лабораторная работа № 8 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»
Дать понятие об энергетической емкости питательных веществ, энерготратах человека.
Таблицы по гигиене и нормам питания презентация
Калорий
ность продуктов, нормы питания.
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Выполнение лаб. работы
Сообщения учащихся
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопросы П.
42.
Обобщение и контроль знаний «Пищеварение. Обмен веществ»
Обобщить знания уч-ся по темам «Пищеварение», «Обмен в-в и энергии»; отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами; выявить пробелы в знаниях уч-ся по теме с дальнейшей коррекцией.
Таблицы
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами, Работа с понятиями
Индивидуальная работа по вопросам минизачета «Пищеварение. Обмен в-в»
понятия
43.
Т. 2.10.
Покров-
ные органы.
Терморе
гуляция
3 ч.
Т.2.11.
Выделе-
ние
1 ч
Кожа – наружный покровный орган.
Изучить строение и функции кожи.
Видеозапись таблица «Строение кожи» презентация
строение и функции кожи
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Беседа о правильном уходе за кожей.
Ответ
на вопросы П.
44.
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
Ознакомить уч-ся с правилами ухода за кожей. Помощь при ожогах и обморожениях.
таблицы «Строение кожи», В\фрагмент «Степени термического поражения кожи» презентация
Ожог
Обморожение предупреждение кожных заболеваний, 1-ая помощь при ожогах и обмороже-ниях
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Сообщения учащихся;
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопросы П.
45
Терморегуляция организма. Закаливание.
Пояснить уч-ся механизм терморегуляции и правила закаливания.
Видеозапись презентация
Терморегуляция организма. Закаливание
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
вопр.
понятия П.
46.
Выделение.
Изучить строение и функции органов выделения. Заболевания.
Видеозапись Мульти-медийный
диск «Анатомия», таблица «Органы выделения» презентация
Нефрон,
мочевыделительная система, образование мочи, регуляция деятельности и гигиена мочевыделительной с-мы
Просмотр видеозаписи Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Работа с понятиями
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопросы понятия П.
47
Т.2.12.
Нерв-ная
система
5
часов
Значение нервной системы.
Объяснить принцип классификации нервной системы на центральную и периферическую. Познакомить с понятиями «Головной, спинной мозг, нервы и нервные узлы», рассмотреть эволюцию н.с.
диск «Анатомия», в/фр.
Таблицы «Строение нс», презентация
центральная и периферическая н. с.
Головной, спинной мозг, нервы и нервные узлы
Тест «Кожа. Выделение»
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопросы понятия П.
48.
Строение нервной системы. Спинной мозг.
Изучить строение и функции спинного мозга.
Видеозапись
Таблица «Строение спинного мозга» презентация
нервный импульс, рефлекс и рефлекторная дуга, классифика
ция нервной системы, строение и функции спинного мозга
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста, мозжечка. Лабораторная работа № 9 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»
Изучить строение и функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.
Видеозапись Таблица «Строение головного мозга» презентация
Соматический и автономный отделы н.с. Рефлексы, рефлекторная дуга.
Просмотр видеозаписи
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами
Работа с понятиями
Ответ
на вопросы понятия П.
Т. 2.13.
Органы
чувств.
Анали-заторы
5
час
Анализаторы. Лабораторная работа № 10
«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»
Ввести понятие о видах анализаторов, их строение и функции.
Видеозапись Таблицы различных органов чувств, «Схема рефлекторной дуги» презентация
анализатор строение и функции основных анализаторов,
органы чувств
Тест в форме ГИА «Нервная система»
Просмотр видеозаписи
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Выполнение лаб. работы
Работа с понятиями
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопросы П.
53
Зрительный анализатор.
Дать понятие о значении зрения, строение и функции зрительного анализатора.
Видеозапись Таблица «Зрительный анализатор», модель глаза
зрительный анализатор строение и функции глаз, особенности зрения человека
Просмотр видеозаписи
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопросы П.
54.
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.
Ознакомить уч-ся с профилактикой глазных болезней.
Видеозапись презентация
нарушения зрения, зрительные иллюзии
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
понятия П.
55.
Слуховой анализатор.
Показать общность в строении зрительного и слухового анализаторов, проследить эволюцию органов слуха, рассмотреть строение и функции органа слуха, преобразование звуковой энергии, дать понятие о причинах заболевания и гигиены слуха.
Видеозапись,
Таблицы. презентация
Слуховой анализа
тор
Использование элементов технологии проблемного изложения.
Работа с текстом учебника на стр. 106
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа Сообщения учащихся
Ответ
на вопрос П.51
56.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
Выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов; показать их взаимодействие.
Видеозапись
Таблицы. презентация
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
Работа с текстом учебника на стр.109
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответ
на вопросП.52
57
Т. 2.14.
ВНД.
Поведе-ние.
Психи-
ка.
5
час
Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.
Раскрыть роль ученых в развити учения о ВНД, повторить материал о безусловных и условных рефлексах животных, разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.
Таблицы.
Портреты ученых презентация
ВНД
Психика
Закон взаимной индукции
Принцип доминанты
Тест в форме ЕГЭ «Анализаторы»
Проектная технология
(начало работы над проектом «Восприятие и наблюдательность»)
Работа с текстом учебника на стр. 43 и 268, работа по рис. 113, 114
Выполнение в рабочей тетради упр.№
П.53
Раб.
над проектом по группам
58.
Врожденные и приобретенные формы поведения. Лабораторная работа № 11 «Выработка навыка зеркального письма»
(выполняется дома)
Показать филогенетическую обусловленность врожденных форм поведения, приобретенные формы индивидуального поведения, их значение.
Видеозапись,
таблицы презентация
Безусловные и условные рефлексы, рассудочная деятель-ность.
Использование элементов технологии проблемного изложения
Работа с текстом учебника на стр.
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа Работа с понятиями
Ответ
на вопрос П.54
вып.
лаб.
раб
59.
Сон и сновидения.
Дать понятие о биоритмах на примере суточных ритмов, раскрыть природу сна и сновидений, показать фазы сна.
Видеозапись
Сон
Использование элементов технологии проблемного изложения
Работа с текстом учебника на стр. 280, рис.118
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопросП.55
60.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.
Определить разницу в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью, дать понятие о потребностях, определить роль речи, ее значение в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, фор-нии познавательных процессов.
Видеозапись
Речь, сознание, внимание,
память,
наблюдательность, мышление,воображение.
Проектная технология (восприятие и наблюдательность)
Работа с текстом учебника на стр. 281
Просмотр видеозаписи Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа Сообщения учащихся;
Работа с понятиями
Ответ
на вопрос П.56 понятия
61.
Воля. Эмоции. Внимание.
Работа с понятиями.
Лабораторная работа № 12
«Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при произвольном и непроизвольном внимании»
Определить волевые поцессы, разъяснить причины негативизма и внушаемости, показать значение эмоций, раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания.
Обобщить знания уч-ся по теме; отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами; подготовить уч-ся к написанию к.р. по понятиям.
Видеозапись презентация
Воля. Эмоции. Внимание
Проектная технология (восприятие и наблюдательность) – предоставление результатов проекта уч-ся
Работа с текстом учебника на стр. 292
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Выполнение лаб. работы
Работа с понятиями (Использование элементов технологии «Цепочка»)
понятия П.57
62.
Т.2.15.
Эндок-ринная система.
2 час
Роль эндокринной регуляции.
Дать понятие о железах внешней, внутренней и смешанной секреции, показать свойства гормонов, разъяснить связь нервно-гуморальной регуляции.
Видеозапись Таблицы
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции
Работа с текстом учебника на стр. 300, рис.121.
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами
Работа с понятиями
Ответ
на вопрос П.58
63.
Функции желез внутренней секреции.
Показать функции желез внутренней секреции, познакомить с мерами профилактики эндокринных заболеваний.
Таблицы презентация
Железы внутренней секреции
Работа с текстом учебника на стр. 300
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Работа с понятиями. Использование элементов технологии проблемного изложения для закрепления знаний по группам. Биологический диктант «Эндокринная система»
Ответ
на вопрос П.59
64.
1ч из резерва
Итоговая контрольная работа в форме ГИА
Выявить пробелы в знаниях уч-ся по основным понятиям курса 8 класса с дальнейшей коррекцией.
Таблицы
Инд. Работа с тестом
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма ( 5 часов)
65
Жизненные циклы. Размножение.
Дать понятие о жизненнных циклах отдельных особей и условиях существования вида, повторить материал о бесполом и половом размножении, познакомить с репродуктивной системой человека, образованием и развитием зародыша.
Таблицы презентация
Размноже
ние, бесполое и половое размноже
ние
Работа с текстом учебника, рис. 123- 126,на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопрос П.60, повтор 6-7 кл
66
Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды.
Познакомить с биогенетическим законом и разъяснить причины отклонений от него, показать закономерности органогенеза, раскрыть значение эмбриональных приспособлений.
Видеозапись Таблицы презентация
Беремен
ность
Работа с текстом учебника, по рис. 126-129, на стр. 274
Просмотр видеозаписи
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Сообщения учащихся
Ответы на вопросы параграфа
Ответ
на вопрос П.61,
67
Наследствен
ные и врожденные заболевания. Венерические болезни.
Раскрыть различия между наследственными и врожденными болезнями, пути прогнозирования и профилактики, симптомы болезней.
Таблицы презентация
Работа с текстом учебника на стр.
Выполнение в рабочей тетради упр.№
Сообщения учащихся
Ответы на вопросы параграфа
П.62
68
Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.
Раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей, показать изменения мужского и женского организма, обосновать правила гигиены, дать понятия о психологических особенностях человека.
- Планирование составлено на основании Программы по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2010и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.)
- Учебник авторы Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа, 2004.
- Д.В. Колесов «Поурочное и тематическое планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» Изд. М: Дрофа, 2003.
- Суханова Л.В. «Лабораторные работы. Биология» Изд. М: «Интеллект-Центр», 2006.