kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно - тематическое планирование «БИОЛОГИЯ.ЧЕЛОВЕК. 8 КЛАСС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса построена на основе:

Федерального закона №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»,

Фундаментального ядра содержания основного общего образования,

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Программы общего образования  по биологии  под руководством  В.В. Пасечника, УМК,«Биология 5-9 кл.».Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.  

 Учебного плана МОУ СОШ №8 на 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование «БИОЛОГИЯ.ЧЕЛОВЕК. 8 КЛАСС»»

Календарно - тематическое планирование «БИОЛОГИЯ.ЧЕЛОВЕК. 8 КЛАСС»

Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Общее количество часов —70, в неделю — 2часа.

дата

№ уро

ка

Тема урока

Учебно-исследовательская деятельность

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемые результаты обучения



предметные

метапредметные


личностные



Раздел 1. Науки, изучающие организм человека (2 часа)



1

Введение. Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Общие сведения о животном мире. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Систематическая категория .Сходство и различия животных и растений.

Научиться объяснять значение

понятий: анатомия, физиология,

психология, гигиена, здоровье,

факторы риска, факторы, сохраняющие здоровье; устанавливать

соответствие между науками,

изучающими человека, и направлениями их работы; различать

физическое и психическое здоровье; называть методы изучения

организма человека; характеризовать факторы риска




Познавательные :определяют понятия: анатомия, физиология,

психология, гигиена, здоровье,

факторы риска, факторы, сохраняющие

здоровье. Дают характеристику методам изучения биологических объектов

Регулятивные :
отрабатывают правила работы с учебником

Коммуникативные :
аргументировано высказывать свою точку зрения; строить эффективное взаимодействие

со сверстниками


Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку

§1


2

Становление наук о человеке

Как происходило становление

наук, изучающих

природу человека? Почему эпоха Возрождения

получила такое

название?

Научиться характеризовать вклад

ученых древности в развитие представлений об организме человека; устанавливать соответствие между учеными эпохи Возрождения и их вкладом в развитие науки о человеке; объяс

нять причины периодов застоя и периодов активного познания

в истории развития знаний о биологии человека; оценивать вклад современных ученых в развитие

науки; высказывать суждения о важности научных знаний

и технических достижений для развития общества

Познавательные: преобразовывать информацию из одной

формы в другую; строить

высказывания в устной форме; устанавливать причинно-

следственные связи и делать

выводы.

Регулятивные: определять

цель урока и формулировать

задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою

деятельность и делать выводы

по результатам работы.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения

Развитие познавательного интереса к изучению

биологии; представление о роли личности в науке;

оценивание значения трудолюбия,

ответственности

и целеустремленности в достижении результатов

в деятельности;

понимание истинных причин успехов и неудач

в учебной деятельности


§2

Раздел 2. «Происхождение человека» (3 часа) + Диагностическая контрольная работа(1ч.)


3

Систематическое положение человека


Царство, класс, отряд,

семейство, род, вид


Называть части тела человека.

Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам.

Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей

отряда Приматы и семейства Человекообразные обезьяны.
Различать биологические и социальные факторы антропогенеза;

научиться характеризовать основные этапы эволюции человека

Познавательные: Определять сходство и различие человека и млекопитающих животных

Регулятивные: определять

цель урока и формулировать

задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою

деятельность и делать выводы

по результатам работы.

Коммуникативные:

готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

пользоваться поисковыми системами Интернета.


Формирование

познавательного

интереса к изучению темы, осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям


§3


4

Историческое прошлое людей.


Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни. Биологические и морфологические особенности.

Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.

Научиться различать морфолого-физиологическую характеристику людей разных этапов развития

Познавательные: работать

с различными источниками

информации; преобразовывать

информацию из одной формы

в другую.

Регулятивные: определять

цель урока и формулировать

задачи, необходимые для ее

достижения; планировать свою

деятельность и делать выводы

по результатам работы.

Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать

со сверстниками при выполнении

совместной работы

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний, развитие любознательности, интереса к новым знаниям.

§4


5









6

Расы человека.









Диагностическая контрольная работа

Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная,

австралоидная

Научиться различать по внешним признакам расу человека.

Познавательные : умение давать определения понятиям

Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя

Коммуникативные : умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения


Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, сравнивать.

§5



Раздел 3. Строение организма человека (5 ч.)







7

Общий обзор организма человека


«Система органов», «гормон», «рефлекс».

Раскрывать значение понятий: «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс».

Описывать роль разных систем органов в организме человека.


Познавательные: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

§6


8

Клеточное строение организма


Органоиды клетки

Научиться узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

 устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.


Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные : умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире,

ответственного отношения к учению, труду


§7


9

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

Ткани, типы тканей.
Эпителиальные, соединительные,

мышечные ткани. Нервная ткань.


Узнавать основные ткани и какие органы составляют системы органов.

Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


Умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике

§8


10

Нервная ткань.

Л.р. № 2 «Коленный рефлекс»


Нервная ткань. Нейрон и нейроглии
Рефлекторная дуга

Звенья рефлектор

ной дуги

Узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем, раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятия о нервных цепях, их возбуждении и торможении, изучить принципы рефлекторной регуляции, причины возбуждения и торможения нейронов. Уметь чертить схему рефлекторной дуги


Познавательные : уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы
Регулятивные: умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные :у меть воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других


Формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

§9


11

Рефлекторная регуляция

Л.р. №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»


Рефлекторная дуга

Звенья рефлектор

ной дуги

Уметь чертить схему рефлекторной дуги


Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Выполняют самостоятельные наблюдения за условиями проявления и торможения мигательного рефлекса Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

§10



Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 часов)







12

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.
Л.р. № 4. «Микроскопическое строение кости»

Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение

костей. Состав костей. Типы соединения костей.


Называть части скелета.

Описывать функции скелета.

Описывать строение трубчатых костей и строение сустава.

Раскрывать значение надкостницы, хряща,

суставной сумки, губчатого вещества, костно- мозговой полости, жёлтого костного мозга.

Объяснять значение составных компонентов

костной ткани.


Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний, развитие любознательности, интереса к новым знаниям.

§11


13

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

П.Р№1 Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.


Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (сустав). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставный хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. Хрящевые прослойки. Костный мозг (красный, желтый).

Научиться различать части скелета и конечностей человека.
Называть части скелета.

Описывать функции скелета.

Описывать строение трубчатых костей и

строение сустава.

Раскрывать значение надкостницы, хряща,

суставной сумки, губчатого вещества, костно - мозговой полости, жёлтого костного мозга.


Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний, развитие любознательности, интереса к новым знаниям

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§12


14

Соединения костей


Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставный хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. Хрящевые прослойки

Раскрывать значение надкостницы, хряща,

суставной сумки, губчатого вещества, костно - мозговой полости, жёлтого костного мозга.


Познавательные : узнавать особенности строения соединения костей

Регулятивные: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Коммуникативные : умение слушать учителя, и одноклассников, умение выступать и оценивать свои выступления и выступления одноклассников

Умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике

§13


15

Строение мышц. Обзор мышц человека.

Л.р. № 5 . «Работа основных мышц.

Гладкая и скелетная мускулатура
Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц. Брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост мышцы, мышцы антагонисты и синергисты, мышечные пучки и волокно, соединительнотканные оболочки, фасции.


Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение скелетной мышцы.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

§14


16

Работа скелетных мышц и её регуляция

Л.р. № 6. «Утомление при статической и динамической работе»


Работа мышц

Мышцы - антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа

мышц. Мышечное утомление

Определять понятия «мышцы-антагонисты»,

«мышцы-синергисты».

Объяснять условия оптимальной работы

мышц. Описывать два вида работы мышц.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни


§14


17

Нарушения опорно-двигательной системы

Л.р. № 7 «Выявление нарушений осанки»


Нарушение осанки и плоскостопие

Осанка. Причины и по следствия неправильной осанки.


Знакомиться с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.


Познавательные: знания общей характеристики нарушения осанки.

Регулятивные : выполняют

непосредственные наблюдения за осанкой. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Осознание своих возможностей в учении. Повышать интерес к получению новых знаний. Уважать себя и верить в успех других.
умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни; понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии


§15


18

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Л.р. № 8 «Выявление плоскостопия» (дома)


Научиться выявлять нарушения плоскостопий.
Предупреждение искривления позвоночника,

плоскостопия.

Познавательные: знания общей характеристики нарушения плоскостопия, ушибах, переломах костей и вывихах суставов и оказания первой помощи

Регулятивные : выполняют

непосредственные наблюдения за плоскостопием. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих

§16


19

Р.К.Лечение заболеваний опорно-двигательной системы в Ставропольском крае




Познавательные: выявление цели доврачебной помощи, её отличие от профессиональной врачебной помощи

Регулятивные: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников

Коммуникативные : работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.
Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку




Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)







20

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Л.р№9 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

Жидкости, образующие внутреннюю среду организма чел века

(кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Функции крови в организме. Состав

плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты). Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови



Определять понятия: «гомеостаз», «форменные

элементы крови», «плазма», «антиген», «анти-

тело».

Объяснять связь между тканевой жидкостью,

лимфой и плазмой крови в организме.

Описывать функции крови.

Называть функции эритроцитов, тромбоци

тов, лейкоцитов.


Регулятивные: обобщать и делать выводы по изученному материалу;

Коммуникативные: работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Познавательные: выполнять лабораторные работы под руководством учителя

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. Уметь грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию Соблюдать правила работы в кабинете, обра

щения с лабораторным оборудованием

§17


21

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки.


Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция».

Раскрывать понятия: «вакцина», «сыворотка», «отторжение (ткани, органа)», «групповая совместимость крови», «резус-фактор».

Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека.

Различать разные виды иммунитета.

Называть правила переливания крови

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные:

обобщать и делать выводы по изученному материалу

Коммуникативные :

работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа


Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.
Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и здоровью человека; осознание значения здорового образа жизни

§18


22

Иммунология на службе здоровья


Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергические

реакции. СПИД. Переливание крови. Группы крови.

Донор. Реципиент. Предупредительные

прививки

Раскрывают принципы вакцинации, действия

лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют

значение переливания крови

Познавательные: получают информацию о значении иммунитета человека, работают с учебником и дополнительной литературой

Регулятивные : уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Коммуникативные : высказывают свою точку зрения, задают вопросы, выражают свои мысли

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.
Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и здоровью человека; осознание значения здорового образа жизни


§19



Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов)+ Промежуточная контрольная работа (1ч)







23

Транспортные системы организма

Л.р.№9 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»


Артерии, аорта, капилляры, вены, лимфатические капилляры, сосуды, узлы; кармановидные клапаны.

Определяют понятие об органах кровеносной и лимфатической систем, их строении и функциях.

Познавательные : осознают и осмысливают информацию о транспортных системах организма

Регулятивные : корректируют свои знания.

Коммуникативные : работают с дополнительными

источниками информации

Развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру


§20


24

Круги кровообращения

Л.р.№10»Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»


Предсердия и желудочки сердца, верхняя и нижняя полые вены, легочные артерии, вены и капилляры, альвеолы,

Артериальная и венозная кровь, венечная артерия, аорта, артерии. Капилляры.

Раскрыть общий план строения сердца человека и движение крови по кругам кровообращения, экспериментально доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих обратному току крови.

Познавательные:

интересоваться строением кругов кровообращения.

Понимать различие в использовании прилагательного «артериальный» применительно к виду крови и сосудам

Регулятивные : устанавливают цели лабораторной работы Составляют план и последовательность действий

оценивают собственные результаты

Коммуникативные: задают вопросы выражают в ответах свои мысли учение слушать и участвовать в дискуссии.

Развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру


§21


25

Строение и работа сердца

Л.р. № 11 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»


Околосердечная сумка, створчатые и полулунные клапаны, сосочковые мышцы, автоматизм. Сердечный цикл его фазы. Симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Раскрыть связь строения сердца с его функцией, дать понятие о сердечном цикле, ввести материал о симпатической и парасимпатической системе, автоматизме сердечной деятельности, показать связь местной и центральной, нервной и гуморальной регуляции, разъяснить суть приёмов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти.


Познавательные: выявляют отделы сердца. Раскрывают значение сердечных клапанов

Регулятивные :корректируют свои знания Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные :умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и здоровью человека


§22


26

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Л.р. № 12

«Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке», (выполняется дома)


Артериальное давление крови, пульс, кровоснабжение органов, гипертония, гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт, тонометр, фонендоскоп.

Выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения АД, обсудить природу пульса, дать понятие о гипер- и гипотонии, показать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов, механизмы регуляции кровоснабжения, помочь овладеть логикой экспериментального доказательства.

Познавательные : устанавливают доказательства (аргументируют)

необходимости соблюдения мер профилактики

сердечно- сосудистых заболеваний

Регулятивные : устанавливают цели лабораторной работы Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные : отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки.

Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и здоровью человека


§23


27

Промежуточная контрольная работа







28

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Л.р. № 13 «Нагрузка на сердце»


Ударный объём сердца. Перемежающая хромота, гангрена, стенокардия, электрокардиограмма, функциональная проба.

Раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения, употреблению спиртных напитков на сердце и сосуды, с болезнями и их профилактикой.

Познавательные : устанавливают доказательства (аргументируют)

необходимости соблюдения мер профилактики

сердечно- сосудистых заболеваний

Регулятивные : устанавливают цели лабораторной работы Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные : отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.


§24


29

Первая помощь при кровотечениях

Внутреннее и внешнее кровотечение, гематома, антисептик, жгут, струп, зернистая соединительная ткань, виды кровотечений.

Раскрывают типы кровотечений и способы их остановки, уменьшении болевых ощущений и предохранении от инфекции, научиться правилам оказания первой доврачебной помощи.

Познавательные :

Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов кровеносной системы и приёмах оказания первой помощи

Регулятивные : работают с учебником и дополнительной литературой. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные: пользоваться поисковыми системами Интернета.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.


§25


30

Р.К. Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы в Ставропольском крае




Познавательные: выявление цели доврачебной помощи, её отличие от профессиональной врачебной помощи

Регулятивные: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников

Коммуникативные : работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.
Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку




Раздел 7. Дыхание (5часов)







31

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции


Распознают на таблицах органы дыхательной системы.

Познавательные :

изучают взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем
Регулятивные: сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные: работа в группах с учебником и дополнительной

литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками
Уметь грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию

§26


32

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

Строение легких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.


Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения.

Познавательные :знакомятся со строением легких

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные :Работают в группах с учебником и дополнительной литературой.

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. Уметь грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию

§27


33

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

Л.р.№14
«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»



иметь представление о дыхательных движениях и дыхательных объемах. Знать механизм вдоха и выдоха.

 Называть расположение центров дыхательной системы

Называть причины горной болезни


Познавательные :

Выполнить измерения и по результатам измерений сделать оценку развитости дыхательной системы.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.
Коммуникативные : работают в группах ,выполняя лабораторную работу


Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.


§28


34

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья, болезни и травмы органов дыхания, их профилактика. Первая помощь при остановке дыхания.
Л.р. .№ 15
«Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость

Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.


Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких.

Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких.

Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух.

Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких.


Познавательные: выявляют показатели здоровья, интересуются болезнями органов дыхания

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные : умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Формирование бережного отношения к здоровью

§29


35

Р.К Охрана воздушной среды
Влияние

состава воздуха края на организм человека.



Познавательные : изучение атмосферы края

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

Коммуникативные :

Умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.





Раздел 8. (Пищеварение 6 часов)







36

Питание и пищеварение



Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.


Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной

системы.

Называть функции различных органов пищеварения.


Познавательные : изучать пищевые продукты и питательные вещества.
Регулятивные:

составляют план и последовательность действий

Коммуникативные :

умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

§30


37

Пищеварение в ротовой полости.

Л.р.№ 16
Действие ферментов слюны на крахмал


Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.

Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами



Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной

системы.

Называть функции различных органов пищеварения.

Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт.

Называть разные типы зубов и их функции.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение зуба.

Называть ткани зуба.

Описывать меры профилактики заболеваний зубов

Познавательные :

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные :

умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни, формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии


§31


38

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка.


Раскрывать функции желудочного сока.

Описывать строение желудочной стенки.

Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в

желудке, и их функции.


Познавательные : сравнение биологических объектов и процессов, происходящих в желудке и двенадцатиперстной кишке, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Регулятивные :самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные : умеют слушать друг друга, дискутировать.


Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками.

§32


39

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции


Называть функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок.

Различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике.

Раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека.

Описывать механизм регуляции глюкозы в крови.

Называть функции толстой кишки

Познавательные : выделять главное, существенное, синтезировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями

Регулятивные: сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные:

умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике , эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

Осмысливание темы урока,установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

§33


40

Регуляция пищеварения

Рефлексы органов

пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения. Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов)


Раскрывать с

помощью иллюстрации в учебнике понятия «рефлекс» и «торможение» на примере чувства голода.

Различать понятия «условное торможение» и «безусловное торможение».

Называть рефлексы пищеварительной системы.

Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения.

Раскрывать вклад русских учёных в развитие науки и медицины.

Раскрывать понятия «правильное питание», «питательные вещества».

Описывать правильный режим питания, значение пищи для организма человека.

Называть продукты, богатые жирами, белками

Познавательные :Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков ,умение работать с информацией.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

Коммуникативные :Умение сотрудничать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками


Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.


§34


41

Р.К Гигиена органов пищеварения. Предупреждение и лечение желудочно-кишечных инфекций в крае

Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов)


Гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.


Познавательные : выделять главное, существенное, синтезировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями Регулятивные: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности
Коммуникативные : уметь планировать и составлять совместную деятельность.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.


§35



Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)







42

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ


Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен веществ


Иметь представление о энергетическом и пластическом обмене, роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания, и выделения в обмене веществ
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей.

Познавательные: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме
Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины
Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Формирование личностных представлений об обмене веществ

§36


43

Витамины


Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их

значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу


Иметь представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека.

Познавательные: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из неё нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Коммуникативные :умение договариваться и вести дискуссию, правильно выражать свои

Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и здоровью человека


§37


44

Энергозатраты человека и пищевой рацион

Л.р. № 16 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (дома)
Л.р.№17 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

Обмен веществ, превращение энергии, ферменты.
Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.


Определять понятия «основной обмен», «общий обмен».

Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям основного обмена.

Объяснять зависимость между типом деятельности человека и нормами питания.

Проводить оценивание тренированности организма с помощью функциональной пробы, фиксировать результаты и делать вывод, сравнивая экспериментальные данные с эталонными

Познавательные : использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты .

Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента 

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные : развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми


Ориентация на личностный моральный выбор, оценить собственный вклад в работу группы

§38



Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)







45

Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган.

Лаб. раб. 17. «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Л. р. 18. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки»

Эпидермис. Дерма. Гиподерма. Кожные рецепторы. Кожный пигмент. Сальные и потовые железы. Волосы и ногти. Жирная, нормальная, сухая кожа. Загар

Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями слоев кожи. Заполняют таблицу. Анализируют сообщения о производных кожи. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Познавательные : использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты .

Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента 

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого

Коммуникативные :обсуждение результатов работы


Интерес к приобретению новых знаний.

§39


46

Р.К Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Лечение и профилактика кожных
заболеваний в крае

П.Р№2 Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.


Гигиена кожных

покровов

Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при

ожогах, обморожении. Инфекции

кожи (грибковые заболевания, чесотка)


Иметь анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств. Знать о болезнях кожи, связанных с нарушением диеты, гиповитаминозами и особенностями эндокринной системы подростков. Классифицировать причины заболеваний кожи.


Познавательные : строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Коммуникативные :. умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и здоровью человека


§40


47

Терморегуляция организма. Закаливание

Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе


Называть признаки ожога, обморожения кожи.

Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях.

Описывать симптомы стригущего лишая, чесотки.

Называть меры профилактики инфекционных кожных заболеваний.


Познавательные : развивать словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать; оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом
Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого
Коммуникативные :умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Отработка умений работы с текстом, формирование правильной самооценки.

§41


48

Р.К Выделение. Лечение и профилактика
заболеваний выделительной системы в крае

Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках


Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча».

Называть функции разных частей почки.

Объяснять с помощью
иллюстрации в учебнике последовательность очищения крови в почках от ненужных организму веществ.

Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи

Познавательные : развитие умений выявлять и формулировать учебную   проблему и находить пути ее решения; развитие умений выделять главное и делать вывод по изученному материалу

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого

Коммуникативные :умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и здоровью человека


§42



Раздел 11. Нервная система (5 часов)







49

Значение нервной системы

Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нерв-

ной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы.

Прямые и обратные связи.


Раскрывать понятия «центральная нервная система» и «периферическая нервная система».

Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции.

Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом.

Познавательные : сруктурировать содержание изучаемой темы, анализировать  содержание рисунков. Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира»

Регулятивные : постановка учебной задачи
Коммуникативные: умение правильно, грамотно объяснить свою мысль.

Умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике.


§44


50

Строение нервной системы. Спинной мозг

Позвоночный канал. Спинномозговая жидкость. Центральный канал. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Серые столбы. Рефлекторная и проводящая функции спинного мозга.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга.

Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями.

Называть функции спинного мозга. Объяснять различие между спинномозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике различие между вегетативным и соматическим

рефлексом.

Раскрывать понятия «восходящие пути» и «нисходящие пути» спинного мозга

Познавательные : проводить биологические исследования и делать выводы

Регулятивные:

самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные :

получают биологическую информацию о спинном мозге из различных источников, в том числе из Интернета

Интерес к приобретению новых знаний.

§45


51

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.
Л.р. №17 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга

Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий.


Описать по рисунку строение головного мозга

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга

Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий

Интеллектуальный уровень. Сравнивать строение головного и спинного мозга


Познавательные : проводить биологические исследования и делать выводы

Регулятивные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные : получают биологическую информацию о головном мозге из различных источников, в том числе из Интернета

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками.



52

Функции переднего мозга
ЛР №18 Рефлексы продолговатого и среднего мозга

Большие полушария головного мозга (правое и левое): доли (лобная, теменные, затылочные, височные), зоны (моторная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая).

Узнавать по немому рисунку большие полушария головного мозга (правое и левое): доли (лобная, теменные, затылочные, височные), зоны (моторная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая).

Познавательные: анализировать содержание рисунков

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий

Коммуникативные :умение слушать учителя.

Интерес к приобретению новых знаний.

§46


53

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Л.р. № 19. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы


Объяснять влияние отделов нервной системы  на деятельность органов

Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы

 Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем


Познавательные :описывают и сравнивают работу соматического и автономного отделов нервной системы

Регулятивные : умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные :

обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.

Умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике.


§47



Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов)







54

Анализаторы

Анализатор: рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Специфичность анализатора. Иллюзии.


Объяснять связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой


Познавательные :самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы

Регулятивные : способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам

Коммуникативные : получают из различных источников биологическую информацию об анализаторах

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.

§48


55

Зрительный анализатор
Гигиена зрения.

Л.р. №20 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением
П.Р№3 Обнаружение слепого пятна

Брови, веки, ресницы. Глазницы черепа. Носослезный проток. Глазное яблоко. Белочная оболочка (склера). Роговица. Сосудистая оболочка. Радужка. Зрачок. Хрусталик. Стекловидное тело. Сетчатка. Палочки. Колбочки. Желтое пятно. Зрительный нерв. «Слепое пятно

Исследование принципа работы хрусталика,

обнаружение «слепого пятна».

Раскрывать роль зрения в жизни человека.

Описывать строение глаза.

Называть функции разных частей глаза.

Описывать путь прохождения зрительного сиг

нала к зрительному анализатору.

Называть места обработки зрительного сигнала в организме.

Познавательные : умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные: способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам

Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.

§49


56

Р.К Предупреждение и лечение глазных болезней в крае


Дальнозоркость. Близорукость. Проникающее ранение глаза.

Описывать меры предупреждения заболеваний глаз.

Описывать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждениях органа

зрения

Познавательные : умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные: развитие оценки навыков самоанализа

Коммуникативные: получают из разных источников биологическую информацию о предупреждении лечении глазных болезней в крае

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.
Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку

§50


57

Слуховой анализатор
П.Р№4 Определение остроты слуха.


Наружное, среднее и внутреннее ухо. Пирамиды височных костей. Ушная раковина. Слуховой проход. Барабанная перепонка. Слуховые косточки. Слуховая труба. Перепонка овального окна. Перепонка круглого окна. Рецепторы слуха – волосковые клетки. спиральный орган улитки. Основная мембрана. Покровная пластинка. Слуховая зона. Децибел, вестибулярный аппарат. Полукружные каналы. Ампула. Овальный и круглый мешочки.

Раскрывать роль слуха в жизни человека. Объяснять значение евстахиевой трубы.

Описывать этапы преобразования звукового

сигнала при движении к слуховому ан лизатору.

Раскрывать риск заболеваний, вызывающих

ос лож нения на орган слуха, и вред от воздей ствия громких звуков на орган слуха.


Познавательные: анализировать содержание рисунков

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения

Коммуникативные :адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.

§51


58

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

Осязание: тактильные рецепторы кожи, рецепторы мышц и сухожилий. Обонятельные клетки. Вкусовые клетки. Токсикомания. Вкусовые сосочки. Послевкусие.

Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека.

Описывать путь прохождения осязательных,

обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг.

Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ.

Называть меры безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ.


Познавательные :умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные : выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения

Коммуникативные : умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.

§52

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)


59

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

И.М.Сеченов И.П.Павлов
А.А.Ухтомский

Дают определение ВНД. Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Повторяют материал о разноуровневой  организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах.

Познавательные : умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, вносить коррективы в план действий

Коммуникативные: поддерживают дискуссию

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку

§53


60

Врождённые и приобретённые программы поведения
Л.р. №21 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты

Изучают механизм выработки условного рефлекса. Объясняют природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты. Приводят  примеры врожденных и приобретенных программ поведения.

Объясняют  механизм формирования динамического стереотипа.  Анализируют содержание рисунков

и основных понятий.

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.  

Познавательные : самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

Коммуникативные :умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
Интерес к приобретению новых знаний.

§54


61

Сон и сновидения

Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный и быстрый сон, сновидения.

Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературой. Раскрывают биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучают фазы сна, их характеристики,  сущность и значение снов.

Доказывают  вредное влияние переутомления,  алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

Знакомятся с  правилами гигиены сна, предупреждающими его нарушение. Слушают сообщения: «Расстройство сна», «Гипноз – частичный сон».

Познавательные: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями

Регулятивные : умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре


Интерес к приобретению новых знаний.

§55


62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы
Л.р. № 22 «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»

Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция, речь, познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, фон, наблюдение, представление, ум.

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов
Объяснять связь между операцией обобщения и мышлением.

Описывать роль мышления в жизни человека.

Познавательные : работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами .

Регулятивные: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников
Коммуникативные: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, работать с дополнительными источниками информации

Критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


§56



63

Воля. Эмоции. Внимание


Л.р. №23 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Волевые качества личности и воле-

вые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость

и негативизм. Эмоциональные ре-

акции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические

эмоции.

Определять понятия «воля», «внимание».

Раскрывать понятие «во левое действие»,

«эмоция».

Описывать этапы волевого акта.

Объяснять явления вну шаемости и негативизма.

Назвать примеры поло жительных и отрица

тельных эмоций, стенических и астенических

эмоций.

Раскрывать роль доминанты в поддержании

чувства.

Объяснять роль произвольного внимания в жизни человека.

Называть причины рассеянности внимания.

Познавательные : самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные: уметь

организовать выполнение заданий учителя согласно установленным

правилам работы в кабинете.

Коммуникативные :

Уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, работать с дополнительными источниками информации

Критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



§57





Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)







64

Роль эндокринной регуляции

Эндокринная система, железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная, надпочечники; железы смешанной секреции: поджелудочная, половые; железы внешней секреции; нейрогормоны

Характеризовать железы внутренней, смешанной и внешней секреции; показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ; разъяснить связь нервной и эндокринной регуляции и их особенности.

Познавательные :самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные :уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Интерес к приобретению новых знаний.

§58



65

Функция желёз внутренней секреции

Гипофиз, гормон роста, акромегалия; щитовидная железа, базедова болезнь, микседема, кретинизм; половые железы: семенники, яичники; поджелудочная железа, инсулин, сахарный диабет, надпочечники: адреналин, норадреналин.

Показать конкретные функции гипофиза, щитовидной железы, половых желёз, надпочечников, поджелудочной железы; раскрыть нарушения связанные с гипо - и гиперфункцией желёз, меры профилактики болезней.

Познавательные :умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами

Регулятивные :умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

Коммуникативные: придерживаться определенного стиля при выступлении


Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.

§59





Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (4часа)+итоговая контрольная работа







66

Итоговая контрольная работа







67

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

Сперматозоиды, семенники, семявыносящие каналы. Яичники. Маточные трубы, матка, графов пузырёк, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение..

Характеризовать жизненный цикл отдельных особей и условий существования вида; выявить преимущества полового размножения перед бесполым; познакомить с мужской и женской половыми системами, образованием и развитием зародыша.

Познавательные :самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач
Регулятивные :умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре

Интерес к приобретению новых знаний.

§60



68

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, плацента, пуповина, зародыш, плод, беременность, родовые схватки, плодные оболочки, пупок.

Раскрыть биогенетический закон Геккеля- Мюллера и разъяснить причины отклонения от него, показать закономерности органогенеза, раскрыть значение эмбриональных приспособлений, рассказать о режиме беременности и родах.

Познавательные :умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные :

уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, работать с дополнительными источниками информации

Интерес к приобретению новых знаний.

§61



69

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

Наследственные болезни(гемофилия), врождённые болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис, бледная спирохета, СПИД, гепатит В.

Раскрыть различия между наследственными и врождёнными болезнями, пути прогнозирования первых, профилактике вторых; дать понятие о профилактике и симптомов болезни передающихся половым путем.

Познавательные :самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради

Регулятивные: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников
Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и здоровью человека


§62



70

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

Ребёнок новорожденный и грудной, пубертат, индивид, личность, экстраверты, интроверты, самооценка.

Раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей, обосновать правила ухода за ними, показать изменения мужского и женского организма в состоянии пубертата и обосновать правили гигиены, дать понятие о психологических особенностях человека.

Познавательные :умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные :

уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, работать с дополнительными источниками информации

Интерес к приобретению новых знаний.

§63-64





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно - тематическое планирование «БИОЛОГИЯ.ЧЕЛОВЕК. 8 КЛАСС»

Автор: Горгосова Любовь Николаевна

Дата: 28.08.2018

Номер свидетельства: 476576

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства