Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя биологии по выявлению и развитию одаренности учащихся»
Педагогическое эссе на тему «Одаренный педагог. Кто он?»
Среди людей творческих профессий многие прежде всего называют представителей искусства – музыкантов, артистов, художников, писателей. А учитель?… Ведь учитель создает сценарий урока, как и режиссер сценарий фильма или спектакля. Чтобы написать хороший сценарий, надо иметь талант. А талант всегда не отделим от творчества. И я полагаю, что профессия истинного учителя, это творческая профессия.
Передо мной - дети. Горящие, живые глаза смотрят и ждут ни много ни мало - чуда. Какие слова нужно найти, чтобы ребята не разочаровались? Какие струны надо затронуть, чтобы пробудить интерес, любознательность? Как сделать так, чтобы в головах юных Дарвинов рождались новые идеи? Как помочь состоятся чуду? Нет, не найти ответа на эти вопросы ни в энциклопедиях, ни даже в Интернете. его надо искать в своём сердце - сердце Педагога и человека. От моей работы, от моего умения руководить, сотрудничать, управлять деятельностью коллектива зависит и результат – формирование такого уровня мастерства, которого достигает ученик, личность, будущий специалист, способный найти достойное место в обществе, на рынке труда. Я считаю, что процесс обучения – обоюдный, он дает мне возможность научить других законам биологии, а для этого необходимо познать их самой. "Как прекрасен этот мир – посмотри!" - поется в одной очень известной песне. Да, действительно мир прекрасен! Он поражает многообразием, беспредельностью, гармонией. Но есть ли в окружающих нас предметах и явлениях общая сущность, скрытое единство? Не лежат ли в основе всего сущего какие-то простые законы? Поэтому одаренный учитель должен находиться в постоянном поиске новых открытий, достижений, быть в курсе всех последних событий в мире науки. Здесь для меня всегда пример слова великого религиозного философа IV¬-V веков н.э. Блаженного Августина Аврелия: "Всегда прибавляй, всегда подвигайся, никогда не стой и не возвращайся назад и не сворачивай. Кто стоит на месте, тот не подвигается, кто не продолжает, тот идет назад, кто возмущается, тот сворачивает. Всегда будь недоволен тем, что ты есть, если хочешь достигнуть того, чтобы быть иным, чем ты есть, потому что на чем ты остановишься, на том и останешься. Если же ты скажешь: с меня довольно – ты погиб". Я считаю, что тысячу раз прав великий Платон: "Ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь". Мастерство учителя – в умении зажечь этот факел, чтобы никогда не иссякала жажда знания, стремление узнать больше и больше. На уроке я работаю не с одним, а с группой учеников, поэтому я должна услышать голос каждого из них, вычленить в этом многоголосии материал для дискуссионного общения, создания проблемных ситуаций, взаимокорректировки, взаимообогащения. В моей власти создать гармонию или диссонанс опыта ученика со своим собственным и с опытом науки. Ещё я считаю, что, как сказал великий Бэкон "Знание – сила", и мой долг – донести это до сердца и мозга каждого ученика.
"Чтобы приготовить эликсир мудрецов, возьми, сын мой, философской ртути и прокаливай её, покуда не превратится в Зелёного Льва. Прокаливай далее - и Зелёный Лев обернётся Львом Красным. Киммерийские тени покроют ритору тёмным покрывалом, а внутри неё ты увидишь Чёрного Дракона, который пожирает собственный хвост". Что это? Просто красивое сочетание слов, не имеющее смысла, зато ласкающее слух? Или это бормотание колдуна и обманщика? Или некое заклинание алхимика, который затеял всё это для получения эликсира мудрецов, или философского камня, превращающего железо в золото? Превращение железа в золото-это путь от Марса до Солнца, от Бога войны до Верховного Божества, от разрушения до созидания. А какой философский камень поможет мне, сельскому учителю, пройти сложный путь, превращая простейшее в драгоценное, несовершенное в совершенное? Учитель биологии не имеет права быть бездумным и бездушным человеком, не имеет права быть серостью! От него слишком многое зависит! Глубокое знание учителем теоретического материала должно сочетаться с развитой культурой мышления, высокой образованностью и владением хорошим русским языком. Мы жалуемся на то, что дети не хотят учиться. А может мы разучились учить? Они хотят понимать мир, в котором живут, а мы даем им "сумму знаний". Вот так и расходятся наши пути. Путь учителя и путь ученика! Решая это противоречие, я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. Именно для этого создаются на моих уроках проекты, решаются мета предметные задачи, проводятся игры, обсуждаются проблемы, совершаются "великие" открытия. И я, работая в школе продолжаю искать свой философский камень и верю, что он есть в каждом ребенке. Стремясь к совершенству, помогаю и детям увидеть его и поверить в себя; учу и хочу быть учеником. А дети могут быть самыми мудрыми педагогами. Именно дети дают нам силы жить и радоваться жизни, они учат нас доброте и пониманию, искренности и состраданию. И если глаза моих учеников горят - это лучший индикатор моего труда.